Проблема агрессивного поведения младших школьников
Сказкотерапия как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников
Курсовая работа
Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) «Психология и педагогика начального образования»
Дисциплина – модуль – Методология и методы психолого – педагогической деятельности
Выполнил: студентка
II курса
23 группы
(заочного обучения) Львова Антонина Борисовна
_______________________
(подпись)
Научный руководитель:
Шилова Ирина Михайловна,
к.п.н, профессор
Оценка ________________
«__» _______________ 20___г.
_______________________(подпись)
Омск, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме коррекционной работы агрессивного поведения младших школьников в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………. .....6
1.1. Проблема агрессивного поведения младших школьников………………………..........................................................................6
1.2. Использование сказкотерапии как метода коррекции агрессивного поведения младших школьников ……………………………………………….9
Выводы по первой главе …………………………………………………….....16
Гܰлܰаܰвܰа 2. Эܰмпܰирܰичесܰкое иссܰлеܰдоܰвܰаܰнܰие аܰгрессܰиܰвܰноܰго поܰвеܰдеܰнܰиܰя мܰлܰаܰдܰшܰих шܰкоܰлܰьܰнܰиܰкоܰв и еܰго корреܰкܰцܰиܰя путеܰм сܰкܰазܰкотерܰапܰиܰи…………………………...17
2.1. Орܰгܰаܰнܰизܰаܰцܰиܰя и проܰвеܰдеܰнܰие иссܰлеܰдоܰвܰаܰнܰиܰя………………………………....17
2.2. Резуܰлܰьтܰатܰы опܰытܰно-эܰксперܰиܰмеܰнтܰаܰлܰьܰноܰй рܰаботܰы по дܰиܰаܰгܰностܰиܰке аܰгрессܰиܰвܰностܰи мܰлܰаܰдܰшܰих шܰкоܰлܰьܰнܰиܰкоܰв…………………………………………..18
2.ܰ3. Корреܰкܰцܰиܰя аܰгрессܰиܰвܰностܰи мܰлܰаܰдܰшܰих шܰкоܰлܰьܰнܰиܰкоܰв среܰдстܰвܰаܰмܰи сܰкܰазܰкотерܰапܰиܰи……………………………………………………………………22
2.4. Оܰцеܰнܰкܰа эффеܰктܰиܰвܰностܰи коܰмпܰлеܰксܰа упрܰаܰжܰнеܰнܰиܰй в корреܰкܰцܰиܰи аܰгрессܰиܰвܰностܰи мܰлܰаܰдܰшܰих шܰкоܰлܰьܰнܰиܰкоܰв среܰдстܰвܰаܰмܰи сܰкܰазܰкотерܰапܰиܰи……………30
Выводы по второй главе ………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………….............35
Список литературы……………………………………………………................36
Приложение………………………………………………………………………39
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема детской агрессивности - одна из значимых в начальной школе и в настоящее время очень актуальна в связи с ее распространенностью и дестабилизирующим влиянием.
Агрессивность современных детей носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей - родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создает трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими, определяет развитие всей его личности, различных её сторон.
Младший школьный возраст является важным периодом в становлении и развитии системы отношений ребенка к окружающему миру, людям, предметам и самому себе.
Роль сказки в жизни и развитии человека изучали ученые различных направлений. Это и философы, литературоведы, фольклористы, педагоги, психологи. Назовем лишь некоторых: К.Юнг, М.-Л. Франц, Б.Беттельхейм, В. Пропп, П.И. Яничев, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, И.В.Вачков.
Современному обществу характерна агрессивность, которой оно заражает свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения агрессивность может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму. Ведь агрессивность достаточно стабильна во времени и велика вероятность того, что агрессия в детстве может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение.
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. п.).
Агрессивность - свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. (Психологический словарь)
В литературе имеется достаточное количество теоретических и практических разработок в области изучения агрессивного поведения нормально развивающихся школьников. Этим вопросом занимались такие авторы, как З. Фрейд, К. Лоренц, А. Бандура, М. Алвор, П. Бейкер, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, Н.Л. Кряжева, К. Фопель, Ю.С. Шевченко и другие.
Центральное место в коррекционном образовании школьников занимает оптимизация деятельности детей. При этом наиболее важным является формирование произвольного поведения, так как именно произвольность позволяет ребёнку более или менее адекватно оценивать будущий поступок с точки зрения его результатов и отдельных последствий.
Объектом исследования является агрессивное поведение детей младшего школьного возраста
Предметом исследования является коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии
Гипотеза исследования: для коррекции агрессивного поведения младших школьников эффективно использовать сказкотерапию
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем провести коррекцию агрессивности младших школьников средствами сказкотерапии
Задачи исследования:
1. Определить особенности агрессивного поведения младших школьников
2. Выявить уровень агрессивного поведения младших школьников
3. Описать использование сказкотерапии в коррекции агрессивности младших школьников
4. Разработать и внедрить комплекс упражнений
5. Оценить эффективность используемых упражнений по коррекции агрессивности младших школьников сказкотерапией
Методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ, сравнение, обобщение, психолого-педагогическая литература;
2. Эмпирические: тестирование, наблюдение, методы математической статистики
База исследования: БОУ г. Омска"СОШ № 34" Кировского административного округа
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителями, социальными работниками, психологами и всеми заинтересованными специалистами для проведения профилактической работы по преодолению агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
Структура работы: работа включает введение, две главы, поглавные выводы, рисунки, заключение, список литературы (включает 35 источников) и приложение.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме коррекционной работы агрессивного поведения младших школьников в психолого-педагогической литературе
Проблема агрессивного поведения младших школьников
К младшему школьному возрасту в процессе общения со взрослыми (а потом и со сверстниками) у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению Э. Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение какое поведение он будет культивировать. [1]
Младший школьник, сохраняя прежние формы общения с взрослыми, учится деловому сотрудничеству и управлению своим поведением уже в учебной деятельности.
Становление произвольного (саморегулирующегося) поведения обусловлено в первую очередь уровнем личностного развития ребенка.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.[7]
Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Будет справедливым отметить, что об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.[22]
Учёные разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу .
Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.[1]
Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).[21] Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2 Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3 Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4 Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5 Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6 Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7 Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8 Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Таким образом, при всем многообразии трактовок этого явления,агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|