Философия Милетской школы и Гераклита.
Понятие мировоззрения: уровни и типы.
Мировоззрение - система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем; совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических идеалов.
Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого познания. В структуре мировоззрения выделяют 4 компонента:
1). Познавательный – базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных;
2). Ценностно – нормативный, включает в себя ценности, идеалы, убеждения, нормы;
3). Эмоционально – волевой. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально – волевое освоение;
4). Практический компонент Типы мировоззрений (со стороны представленности интеллектуального и эмоционального опыта):
I. Мироощущение: эмоционально-психологическая сторона мировоззрения.
II. Мировосприятие: опыт формирования познавательных образов мира.
III. Миропонимание: познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.
IV. Миросозерцание (жизненно-практический / теоретический уровень).
Типы мировозрения:
1) житейское (обыденное) - в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;
2) религиозное - связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;
3) философское - обобщается опыт духовного и практического освоения мира.
Уровни мировоззрения:
- Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека.
Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.
- Теоретический - более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.
Древнекитайская философия: даосизм, конфуцианство, легизм.
Основным течением в философии Древнего Китая считалось конфуцианство. Кун–Фу-цзы (по-русски Конфуций)
Создал в возрасте 50 лет свою школу и имел много учеников. По его мнению, верховной силой являетя Небо, к-е следит за порядком вещей и справедливостью в мире ( Поднебесной ). Большое внимание в конфуцианстве было уделено теме воспитания. Считалось, что образцом врспитания является « благородный муж ». ему должна быть присуща, прежде всего, добродетель, т.е.способность помогать другим людям, не приносить им зла. Конфуций был убежден, что « все течет » и « время бежит, не останавливаясь ». однако в обществе все должно оставаться неизменным. Очень важно сохранять иерархию в нем: отец должен быть отцом, а сын оставаться сыном. Знания,
к-е получают люди, должны быть применены для сохранения порядка в Поднебесной. Но усваивать надо лишь те знания к-е полезны для общества и укрепляют его основы.
Другим влиятельным течением – даосизм ( Лао-цзы ) представляющий собой наивную деалектику. Основным в даосизме явл. Понятие «дао» обозначающее первоначало и завершение всего сущего. В поле внимания даосизма были проблемы бытия и небытия, движения мира и его познания, т.е. общая картина мироздания. Дао рассматривается как вечный источник всех вещей и их внутренняя сущность. В даосизме считалось, что дао обладает противоречивыми свойствами. Оно неименно и вместе с тем пребывает в постоянном изменении.
В таком течении, как легизм, большое внимание было уделно проблемам жизни общества и управлению им. В этом философском течении использовались конфуцианские понятия « порядок », « добродетель », « человечность »
Считалось очень важным взаимоотношения между людьми, между правителем и обществом.
4. Древнеиндийская философия: буддизм, джайнизм, брахманизм.
Возникновение философии в Др. Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Главной целью индийской философии — достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм.
Древнейший памятник индийской литературы - Веды. Веды состоят из 4 частей: сборник религиозных гимнов, сборник ритуальных текстов, правила поведения для отшельников, философская часть (Упанишады). Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед: веданта, миманса, йога и др.) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята).
Джайнизм – главной целью жизни человека является преодоление власти внешнего мира и обретение собственного совершенства. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы, который регулирует связь индивидуальной души с природой. Джайнизм пытается помочь человеку спастись, найти вечное блаженство, оказаться в состоянии нирваны. Жизнь надо прожить так, чтобы достичь состояния блаженства, слиться с брахманом, оказаться в состоянии нирваны.
Буддизм возник в VI-V вв до н.э. основной тезиз буддизма – что жизньчеловека есть страдание.
В основе буддийской концепции человека лежит идея перевоплощения (метемпсихоза) живых существ.
В буддизме сформулированы 4 благородные истины:
1) жизнь человека есть страдание ( рождение, болезнь, старость и т.д. );
2) существует причина возникновения страданий – жажда жизни и стремление к наслаждениям;
3) прекращения страданий возможно лишь путем отказа от жажды жизни, оставления ее;
4) путь к избавлению страданийвосьмиричен – правильное суждение и правильное решение, правильная речь, правильное стремление и правильная жизнь, правильное внимание и правильное сосредоточение, правильный путь в жизни. Буддизм истолковал свои важнейшие положения. Так, правильная жизнь – прежде всего честный труд, непричинение зла живому, отказ от опьяняющих напитков.
Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики - прямой наследник ведической к религии. Однако брахманизм - явление уже новой эпохи, довольно далеко ушедшей от эпохи вед.
брахманы должны святособлюдать 4 основных принципа: быть подлинно брахманского происхождения (никакого смешения с представителями других варн, позднее - каст!); вести себя подобающим образом; учиться и блистать ученостью; помогать людям, т. е. совершать для них обряды жертвоприношений.
Все это ставило брахманов в исключительное положение:
их имущество не смел, тронуть никто, даже царь, их жизнь считалась неизмеримо дороже любой другой, а при их тяжбах с представителями иных варн решение в пользу брахмана выносилось автоматически: брахману просто нельзя было не доверять или противоречить.
Философия Милетской школы и Гераклита.
Самой 1 философской школой Древней Греции является Милетская, в к-й творили « 7 мудрецов ». В этой школе на 1-м месте стоял вопрос о сущности и природе мира. Фалесисходил из предложения о том, что все существующее в мире возникло из воды как влажного первовещества - « Все из воды, и все в воду ». океан явл. Родителем всех вещей в мире. Вся планета Земля буквально плавает на воде.
В число милетских философов входил Анаксимандр, ученик и последователь Фалеса, автор филосовской прозы сочинение “О природе”. Кк и его учитель ставил и решал вопрос о первоначале (основе) мира. Таковым у него явл. апейрон как нечто бесредельное, безграничное и бесконечное. Апейрон веществен и вечен.
Впервые чертит карту земли и создает нечто вроде небесного глобуса. Анаксимандру принадлежит также и версия о проихождении жизни. Он полагал, что она зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа вначале жили в море, а затем переселились на сушу от животных со временем произошел человек, родившись и развивавшись из большой рыбы.
Учеником и последователем Анаксимандра был Анаксимен -философ, астроном и метеоролог.началом всего сущего он считал воздух как нечто беспредельное. Все якобы возникает из воздуха путем его сгущения ил же разрежния. При разрежении воздух становится огнем и зате эфиром, а сгущаясь - ветром, облаками и водой, землей и камнем. Солнце – земля, к-я раскалилась из-за своего быстрого движения. Душа человека состоит из воздуха.
Гераклит(около 530 - 470 до н.э.). он связывал все сущее с огнем. По мнению Гераклита, этот мир не создан никем из Богов и людей. Он был, есть и всегда будет представлять собой живой огонь. Для Гераклита огонь не только исток, но и символ динамичности всего сущего, постепенности. Душа человека тоже огненна, и чем больше в ней огня, тем она лучше.в отличии от влажных, сухая душа – мудрейшая и наилчшая. Рассуждая о мире и его началах, Гераклит выдвинул также идею Логоса («слово»). Логос – некий объективный и неуничтожимый закон мироздания, всеобщая законамерность, царящая в мире. Быть мудрым для человека означает жить по Логосу.
Гераклит Эфесский (ок. 530 – 470 до н.э.): великий диалектик античного мира. Основные идеи:
· Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое: «Все течет!», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «В мире нет ничего неподвижного: холодное теплее, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется».
· Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга.
· Переход явлений из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей – вечный всеобщий Логос, т.е. единый, общий для всего существования закон.
· Мир, единый из всего не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.
· Космос – это вечно полыхающий огонь. Живой огонь, тождественный божеству.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|