Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль игры в развитии психики ребенка.





Игра в жизни ребенка.

 

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Этот переход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. Но даже и в эту работу он ещё вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручаются всё более сложные работы, сначала исключительно в целях самообслуживания, потом и такие работы, которые имеют значение для всей семьи. Но игра в это время составляет главное занятие ребёнка, наиболее его увлекает, интересует. В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, она связана с более серьёзной ответственностью, она связана и с более определёнными, и ясными представлениями о будущей жизни ребёнка, это уже работа такого сорта, которая близко стоит к общественной деятельности. Но и в это время ребёнок ещё очень много играет, любит игру, ему даже приходится переживать довольно сложные коллизии, когда игра кажется настолько симпатичнее работы, что хочется отложить работу и поиграть. Если такие коллизии происходят, это значит, что воспитание ребёнка в игре и в рабочих функциях происходило неправильно, что родители допустили какие-то перегибы. Отсюда уже видно, какое важное значение имеет руководство игрой ребёнка. В жизни мы встречаем много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Сюда нужно отнести всех людей, которые слишком активно гоняются за удовольствиями, которые забывают о работе ради хорошей, весёлой компании. К этому сорту людей нужно отнести и тех, которые позируют, важничают, фиглярничают, лгут без всякой цели. Они принесли из детства в серьёзную жизнь игровые установки, у них эти установки не были правильно преобразованы в рабочие установки, - это значит, что они плохо воспитаны и это плохое воспитание явилось в известной степени результатом неправильно организованной игры.





Всё сказанное вовсе не означает, что нужно как можно раньше отвлекать ребёнка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу. Такой перевод не принесёт пользы, он явится насилием над ребёнком, он вызовет у него отвращение к работе и усилит стремление к игре. Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина.
Для того чтобы руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. Если родители не подумают над этим вопросом, не разберутся в нём как следует, они не смогут руководить ребёнком и будут теряться в каждом отдельном случае, будут скорее портить ребёнка, чем воспитывать.
Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу.
В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Если вы купите ребёнку заводную мышку, целый день будете заводить её и пускать, а ребенок будет целый день смотреть на эту мышку и радоваться, - в этой игре не будет ничего хорошего. Ребёнок в этой игре остаётся пассивным, всё его участие заключается в том, что он глазеет. Если ваш ребёнок будет заниматься только такими играми, из него и вырастет пассивный человек, привыкший смотреть на чужую работу, лишённый почина и не привыкший творить в работе новое, не привыкший преодолевать трудности. Игра без усилия, игра без активной деятельности - всегда плохая игра. Как видите, в этом пункте игра очень похожа на работу.
Игра доставляет ребёнку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая - радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа. И здесь полное сходство.
Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе,- конечно, в игре хорошей, правильной, об этом ниже будет сказано подробнее.
Чем же всё-таки отличается игра от работы ? Это отличие лежит только в одном: работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы.
Теперь уже ясно, что мы должны потребовать от родителей в деле руководства детской игрой. Первое, - это следить, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребёнка. Чтобы не отвлекала его целиком от общественных целей. Второе - чтобы в игре воспитывались те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.
Первая цель достигается, как уже было сказано, постепенным отвлечением ребёнка в область труда, который медленно, но неуклонно приходит на смену игре. Вторая цель достигается правильным руководством самой игрой, выбором игры, помощью ребёнку в игре.
Приходится очень часто наблюдать неправильные действия родителей в деле руководства игрой. Эта неправильность бывает трёх видов. Некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей и думают, что дети и сами знают, как лучше играть. У таких родителей дети играют, как хотят и когда хотят, сами выбирают себе игрушки и сами организуют игру. Другие родители много внимания уделяют игре, даже слишком много, всё время вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, дают игровые задачи, часто решают их раньше, чем решит ребёнок, и радуются. У таких родителей ребёнку ничего не остаётся, как слушаться родителей и подражать им; здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребёнок. Если у таких родителей ребёнок что-нибудь строит и затрудняется в постройке, отец или мать присаживается рядом с ним и говорит: "Ты не так делаешь, смотри, как надо делать". Если ребёнок вырезает что-нибудь из бумаги, отец или мать некоторое время смотрит на его усилия, а потом отбирает у него ножницы и говорит: "Давай, я тебе вырежу. Видишь, как хорошо вышло?" Ребёнок смотрит и видит, что у отца вышло действительно лучше. Он протягивает отцу второй листок бумаги и просит ещё что-нибудь вырезать, и отец охотно это делает, довольный своими успехами. У таких родителей дети повторяют только то, что делают родители, они не привыкают преодолевать затруднения, самостоятельно добиваться повышения качества и очень рано привыкают к мысли, что только взрослые всё умеют делать хорошо. Часто у таких детей развивается неуверенность в своих силах, страх перед неудачей.
Третьи родители считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. Они расходуют большие деньги на игрушки, забрасывают детей самыми разнообразными игрушками и гордятся этим. Детский уголок у таких родителей похож на игрушечный магазин. Такие родители как раз очень любят механические хитрые игрушки и заполняют ими жизнь своего ребёнка. Дети у таких родителей в лучшем случае становятся коллекционерами игрушек, а в худшем случае - наиболее частом - без всякого интереса переходят от игрушки к игрушке, играют без увлечения, портят и ломают игрушку и требуют новых.
Правильное руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и более осторожного отношения к игре детей.
Детская игра проходит несколько стадий развития и в каждой стадии требуется особый метод руководства.
Первая стадия - это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте пяти-шести лет. Первая стадия характеризуется тем, что ребёнок предпочитает играть один, редко допускает участие одного, двух товарищей. В эти годы ребенок любит играть своими игрушками и неохотно играет игрушками чужими. В этой стадии как раз развиваются личные способности ребёнка. Не нужно бояться, что, играя один, ребёнок вырастет эгоистом, нужно предоставить ему возможность играть в одиночестве, но нужно следить, чтобы эта первая стадия не затянулась, чтобы она вовремя перешла во вторую стадию.
У некоторых детей раньше, у других позже это предпочтение одинокой игры начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре. Надо помочь ребёнку с наибольшей выгодой совершить этот довольно трудный переход. Нужно, чтобы расширение круга товарищей происходило в обстановке наиболее благоприятной. Обыкновенно этот переход происходит в виде повышения интереса ребёнка к подвижным играм на свежем воздухе, к играм во дворе. Мы считаем наиболее выгодным такое положение, когда в группе детей во дворе есть один более старший, который пользуется общим авторитетом и выступает как организатор более молодых.
Вторая стадия детской игры труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей, а выходят на более широкую общественную арену. Вторая стадия продолжается до 11-12 лет, захватывая часть школьного времени.
Школа приносит более широкую компанию товарищей, более широкий круг интересов и более трудную арену, в частности для игровой деятельности, но зато она приносит и готовую, более чёткую организацию, определенный и более точный режим и, самое главное, помощь квалифицированных педагогов. Во второй стадии ребенок выступает уже как член общества, но общества еще детского, не обладающего ни строгой дисциплиной, ни общественным контролем. Школа приносит и то и другое, школа и является формой перехода к третьей стадии игры.
На этой третьей стадии ребёнок уже выступает как член коллектива, при этом коллектива не только игрового, но и делового, учебного. Поэтому и игра в этом возрасте принимает более строгие коллективные формы и постепенно становится игрой спортивной, т.е. связанной с определёнными физкультурными целями, правилами, а самое главное - с понятиями коллективного интереса и коллективной дисциплины.
На всех трёх стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. Конечно, на первом месте по значению этого влияния нужно поставить первую стадию, когда ребёнок не состоит ещё членом другого коллектива кроме семейного, когда, кроме родителей, часто и нет других руководителей. Но и на других стадиях влияние родителей может быть очень велико и полезно.
В первой стадии материальным центром игры является игрушка. Игрушки бывают следующих типов:
- игрушка готовая, механическая или простая. Это - разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и пр.
- игрушка полуготовая, требующая от ребёнка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели.
- игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.
У каждого из этих типов есть свои достоинства и недостатки. Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, она подводит ребёнка к вопросам техники и сложного человеческого хозяйства. Поэтому такая игрушка вызывает более широкую деятельность воображения. Паровоз в руках мальчика настраивает его воображение на определённый транспортный лад, лошадь вызывает представление о жизни животного, заботу о кормлении и использовать. Родители должны следить, чтобы эти хорошие стороны такой игрушки действительно были заметны для ребёнка, чтобы он не увлекался только одной стороной игрушки, её механичностью и легкостью для игры. И в особенности важно добиваться, чтобы ребёнок не гордился тем, что вот папа или мама купили для него такую хитрую игрушку, да ещё не одну, а много, а у других детей нет таких хороших игрушек. Вообще эти механические игрушки полезны только тогда, когда ребёнок действительно с ними играет, а не только бережет для того, чтобы похвастаться перед соседями, и играет при этом, не просто наблюдая движение игрушки, а организуя это движение в каком-нибудь сложном предприятии. Автомобили должны что-нибудь перевозить, ванька-встанька должен куда-нибудь переезжать или что-нибудь делать, куклы должны и спать, и бодрствовать, одеваться и раздеваться, ходить в гости и совершать какую-нибудь полезную работу в игрушечном царстве. Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой простор, и чем шире и серьёзнее развёртывается эта фантазия с такими игрушками, тем лучше. Если мишка просто перебрасывается с места на место, если его только тормошат и потрошат, это очень плохо. Но если мишка живёт в определённом месте, специально для его жизни оборудованном, если он кого-то пугает или с кем-то дружит, это уже хорошо.
Второй тип игрушки хорош тем, что здесь ставится перед ребёнком какая-нибудь задача - обыкновенно такая, которую нужно решить с известным напряжением, которую сам ребёнок никогда бы поставить не мог. В разрешении этих задач уже требуется заметная дисциплина мышления, требуется логика, понятие о законном отношении частей, а не простая вольная фантазия. А недостаток этих игрушек - в том, что задачи эти всегда одни и те же, однообразны и надоедают своими повторениями.
Игрушки третьего сорта - различные материалы - представляют самый дешёвый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру. Если ребёнок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор и для фантазии, не простого воображения, а большой творческой рабочей фантазии. Если есть кусочки стекла или слюды, из них можно сделать окна, а для этого нужно придумать рамы, следовательно, возбуждается вопрос о постройке дома. Если есть глина и стебли растений, возникает вопрос о саде.
Какой тип игрушек самый лучший? Считается, что наилучший способ комбинировать все три типа, но ни в коем случае не в избыточном количестве. Если у мальчика или девочки есть одна - две механические игрушки, не нужно покупать больше. Прибавьте к этому какую-нибудь разборную игрушку и побольше прибавьте всяких материалов, и вот уже игрушечное царство организовано. Не нужно, чтобы в нём было всё, чтобы у ребёнка разбегались глаза, чтобы он терялся в обилии игрушек. Дайте ему немного, но постарайтесь, чтобы из этого не многого он организовал игру. А потом наблюдайте за ним, прислушивайтесь незаметно к его игре, постарайтесь чтобы он самостоятельно почувствовал какой-либо определенный недостаток и захотел его пополнить. Если вы купили ребёнку маленькую лошадку и он увлекся задачей перевозки, естественно, что у него будет ощущаться недостаток в подводе или экипаже. Не спешите покупать ему эту подводу. Постарайтесь, чтобы он сам её сделал из каких-нибудь коробок, катушек или картона. Если он такую подводу сделает, прекрасно - цель достигнута. Но если ему требуется много подвод и самодельных уже похватает, не нужно, чтобы он обязательно сделал и вторую подводу, вторую можно и купить. Самое главное в этой детской игре - добиться следующего :



  1. Чтобы ребёнок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал.
  2. Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.
  3. Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг. В игрушечном царстве всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей.

Особенное внимание должны обратить родители на отношение ребёнка к игрушке. Ребёнок не должен ломать игрушку, должен любить её, но не должен и бесконечно страдать, если она испортилась или поломалась. Эта цель будет достигнута, если ребёнок действительно привык считать себя хорошим хозяином, если он не боится отдельных ущербов и чувствует себя в силах поправить беду. Задачей отца и матери является всегда прийти па помощь ребёнку в подобных случаях, поддержать его в отчаянии, доказать ему, что человеческая находчивость и труд всегда могут поправить положение. Исходя из этого, мы рекомендуем родителям всегда принимать меры к починке поломанной игрушки, никогда не выбрасывать её раньше времени. В процессе самой игры родители должны по возможности предоставить ребёнку полную свободу действий, но только до той минуты, пока игра идёт правильно. Если ребёнок затруднился в каком-либо положении, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ребёнку: подсказать, поставить какой-либо интересный допрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда даже и поиграть с ним.
Таковы общие формы метода на первой стадии игры. На второй стадии от родителей требуется прежде всего внимание. Ваш ребёнок вышел во двор, попал в группу мальчиков. Вы должны внимательно изучить, что это за мальчики. Ваша девочка тянется к подругам во дворе, вы должны хорошо знать этих девочек. Вы должны знать, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребёнка, чего у них не хватает, что плохо в их играх. Бывает очень часто, что внимание и инициатива одного отца или одной матери помогают изменить к лучшему жизнь целой группы детей в том или другом месте. Вы заметили, что дети зимой спускаются, как с горки, с обледеневшей мусорной кучи. Сговоритесь с другими родителями, а если не сговоритесь, то и одни помогите ребятам насыпать горку. Сделайте своему мальчику простые деревянные санки, и вы увидите, и у других ребят появится что-либо подобное. В этой стадии игры чрезвычайно важным и полезным будет общение родителей между собой, к сожалению, очень незначительное среди родителей. Бывает, что некоторые родители недовольны жизнью детей во дворе, но нс поговорят с другими родителями, не придумают они вместе что-нибудь для улучшения этой жизни, а между тем это совсем не такое трудное дело, и каждому оно по силам. На этой стадии дети уже организуются в некоторое подобие коллектива; будет очень полезно, если и их родители так же организованно будут руководить ими.
Очень часто бывает на этой стадии, что дети ссорятся, дерутся, жалуются друг на друга. Родители поступают ошибочно, если немедленно принимают сторону своего сына или дочери и сами ввязываются в ссору с отцом или матерью обидчика. Если ваш ребёнок пришёл в слезах, если он обижен, если он страдает и уже озлоблен, не спешите раздражаться и бросаться в атаку на обидчика и на его родителей. Прежде всего расспросите спокойно вашего сына или вашу девочку, постарайтесь представить себе точную картину события. Редко бывает, что виновата какая-нибудь одна сторона. Наверное и ваш ребёнок в чём-либо погорячился; растолкуйте ему, что в игре не всегда нужно быть неуступчивым, что нужно по возможности искать мирные выходы из конфликтов. Постарайтесь во что бы то ни стало помирить вашего ребёнка с противником, пригласите этого противника в гости, и с ним тоже поговорите, познакомьтесь с его отцом, выясните положение до конца. В этом деле самое главное заключается в том, что вы не должны уже видеть перед собой только вашего ребёнка, но должны видеть перед собой всю группу детей и воспитывать её вместе с другими родителями. Только в таком случае вы принесёте наибольшую пользу и вашему ребёнку. Он заметит, что вы не увлекаетесь семейным патриотизмом, что вы совершаете общественную работу, и будет видеть в этом пример для своего поведения. Нет ничего вреднее горячей агрессивности отца или матери по отношению к семье соседей; такая агрессивность как раз и воспитывает злобность характера у ребёнка, подозрительность, дикий и слепой семейный эгоизм.
На третьей стадии руководство игрой уже не находится в руках родителей, оно передано школьной или спортивной организации, но у родителей остаются большие возможности для правильного влияния на характер ребёнка. Во-первых, нужно внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти, нужно указывать ребёнку и на другие стороны деятельности. Во-вторых, нужно вызывать у мальчика или девочки гордость не только своим личным успехом, главным же образом, гордость успехом команды или организации. Нужно также умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде. Нужно, наконец, добиваться спокойного отношения к удачам и неудачам. И на этой стадии будет очень хорошо, если родители ближе познакомятся с товарищами по команде сына или дочери.
И на всех трёх стадиях родители должны зорко наблюдать, чтобы игра не поглощала всю духовную жизнь ребёнка, чтобы параллельно развивались и трудовые навыки. В игре на всех трёх стадиях вы должны воспитывать стремление к более полному удовлетворению, чем простое "глазение", простое удовольствие, воспитывать мужественное преодоление трудностей, воспитывать воображение и размах мысли. А на второй и третьей стадиях вы должны всегда иметь в виду, что здесь уже ваш ребёнок вступил в общество, что от него уже требуется не только умение играть, но и умение правильно относиться к людям.
Игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом. Многие родители не обращают достаточного внимания на дело руководства игрой и либо предоставляют ребенка самому себе, либо окружают его игру излишней заботой и излишними игрушками. Родители должны применять различные методы на разных стадиях игры, но всегда должны предоставить ребёнку возможность самодеятельности и правильного развития его способностей, не отказывая в то же время в помощи ему в трудных случаях. На второй и третьей стадиях нужно уже руководить не столько игрой, сколько отношением ребёнка к другим людям и к своему коллективу.

 

Роль игр в жизни ребёнка.

Для нормального развития здорового ребенка необходимо много двигаться, заниматься, играть. Игра помогает ему познавать окружающее пространство, развивать внимание, сосредоточенность, фантазию, логическое мышление. Поэтому родителям важно помнить, что для детей игра - не только забава, а важное и серьезное дело. Постоянно требуя от ребенка тишины и идеального порядка в квартире, Вы обрекаете его на безделье, скуку, капризы, а главное - затормаживаете его общее развитие. Ребенок, не знающий, чем себя занять, становится либо большим шалуном, либо вялым, малоподвижным, неловким в движениях. В итоге ему будет трудно привить устойчивые интересы, что позднее отразится на его обучении в школе. Помните: нужно уважать занятия вашего ребенка, даже если он еще совсем малыш. Отвлечь его очень легко, поэтому если он чем-то занят, не стоит прерывать это занятие ради того, чтобы накормить ребенка минута в минуту или отправить на прогулку. Постарайтесь проявить терпение и предоставьте ему немного времени, чтобы закончить свою игру. Вмешиваться в занятия малыша нужно лишь в некоторых случаях, например, если ребенок испытывает какие-либо затруднения, скажем, не знает, как обращаться с новой игрушкой.

Чтобы занятия детей были разнообразными, а силы и время правильно распределены, необходима организация взрослых. Если деятельность ребенка требует работы одних и тех же групп мышц и участков мозга, он быстро утомляется (как, например, при длительном прослушивании книги или ходьбе на далекое расстояние). При этом родителям также необходимо следить за чередованием различных видов деятельности ребенка.

Если Вы взяли на себя руководство детской игрой, основными требованиями к вашему поведению должны стать непринужденность, терпение, такт. Вы можете подыграть ребенку, взяв на себя одну из сюжетных ролей. При этом не забудьте придать вашему голосу соответствующую интонацию - ребенку будет интереснее, и он, наверняка, захочет подражать Вам. Резко игру прерывать не стоит, поскольку дети не способны быстро переключаться. Если Вам необходимо выйти из игры, постарайтесь обыграть это, например, Ваш магазин закрылся на обед, или Вы уехали в командировку.

Уделять слишком много внимания игре ребенка не следует, поскольку он при этом может превратиться лишь в пассивного наблюдателя. Если все время вмешиваться в игру детей, брать на себя роль лидера, а зачастую активного участника игры, ребенку ничего не останется, как слушать и смотреть на родителей, а затем лишь подражать им. В конце концов, ребенок из такой семьи постепенно привыкнет к мысли, что только взрослые все умеют делать хорошо и правильно, а сам он никогда не сможет справиться с подобным заданием. Это будет лишь развивать неуверенность в своих силах и страх перед неудачей.

Ошибочным будет считаться и такое мнение, что самое главное заключается в количестве игрушек, а уж ребенок сам сообразит, как лучше организовать игру. Детский уголок у таких родителей напоминает игрушечный магазин, в котором ребенок просто теряется от изобилия и не знает, за что взяться.

В лучшем случае такие дети просто станут коллекционерами игрушек, в худшем - будут переходить от одной игрушки к другой, ничем по-настоящему не увлекаясь, ломать их и требовать новых.

Игрушки бывают следующих типов:

1) игрушка готовая (автомобиль, кукла, мягкая игрушка);
2) игрушка полуготовая, т. е. требующая доделки (кубики, конструкторы, картинки);
3) игрушка-материал (песок, пластилин, проволока).

Готовая игрушка знакомит ребенка со сложными предметами, развивает воображение. Паровоз или трактор обязательно должен перевозить какие-либо грузы; куклы должны спать, ходить в гости, одеваться и раздеваться. Для детской фантазии в этих игрушках заключается большой простор.

В игре с полуготовыми игрушками перед ребенком ставится какая-нибудь задача, разрешение которой требует не просто фантазии, а дисциплины мышления, логики, понятия о соотношении частей.

Недостаток таких игрушек в том, что эти задачи более однообразны и быстрее надоедают.

Игрушки-материал - самые дешевые, но самые сложные в игре. Если ребенок может занять себя такими игрушками, значит, у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. Такие естественные материалы как вода, песок, глина предполагают наличие творческой фантазии, позволяют детям объединяться в небольшие группы для коллективной игры. С песком можно проводить самые разнообразные операции: копать, рассыпать, придавать всевозможные формы. Тот же песок может заменить любой груз или угощения. Все эти занятия открывают широкие возможности для общего развития ребенка. Часто родители по вполне понятным гигиеническим соображениям не разрешают детям играть с песком, но этого делать не стоит.

Игры с водой не менее полезны. Активизирующее влияние подобных игр связано с общим тонизирующим воздействием воды и резким увеличением положительных эмоций. Дети, играющие с водой, реже запаздывают в речевом развитии. Конечно, это не означает, что Вы должны немедленно организовать дома бассейн или купальню. Достаточно будет использовать для этих целей емкость с низкими краями. Дети должны получить возможность плескаться в воде, переливать ее из одного предмета в другой, купать кукол, мыть игрушечную посуду и пускать кораблики. Купание детей может превратиться из неприятной, но необходимой процедуры, сопровождающейся часто капризами и слезами детей, в интересную, занимательную игру, если Вы позволите ребенку свободно позаниматься с игрушками в начале и в конце купания.

Наилучший вариант - комбинация всех трех типов, но не в избыточном количестве, иначе ребенку сложно будет сосредоточиться.

Главное в детской игре - добиться того, чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, т. е. был увлечен по-настоящему. Только в этом случае игра пойдет ему на пользу. Важно, чтобы он не бросался от одной игрушки к другой, не переключался на несколько задач, а доводил свою игру до конца. Ребенок должен быть хозяином в своем игрушечном мире, следить за порядком, хранить и беречь свои игрушки, а в случае поломки стараться починить их. К сожалению, дети часто ломают игрушки, из-за чего у родителей появляется негативное отношение к приобретению новых. Ребенок ломает игрушки потому, что устает от однообразия и пресыщения.

Чаще всего это происходит с заводными механическими игрушками, поскольку с ними трудно создать сюжетную игру, они могут выполнять лишь одну функцию или однообразное действие. Первое время ребенок, конечно, смотрит на такую игрушку с восторгом, но долго быть пассивным наблюдателем надоедает, он начинает скучать и в скором времени либо забрасывает ее, либо пытается приспособить под игру с другим придуманным сюжетом, а для этого частенько приходится что-то "реконструировать". То есть ребенок ломает игрушки из лучших побуждений или из чистого любопытства, чтобы посмотреть, а что там внутри. За это ругать его не нужно - Вы можете погубить в ребенке желание к исследованиям.

Возможные причины того или иного поведения ребенка необходимо внимательно анализировать. Прежде чем наказывать за сломанную игрушку, постарайтесь выяснить, при каких обстоятельствах это случилось. Бывает, что дети, ломая только что подаренную игрушку, выражают протест против человека, подарившего ее, поэтому не стоит недооценивать детскую проницательность и остроту чувств.

Для того, чтобы правильно руководить игрой ребенка, родителям полезно будет знать, что до 5-6-летнего возраста он предпочитает играть один, редко допуская участие одного-двух детей. Он охотнее играет своими игрушками, а не чужими, и в некотором смысле является собственником. Это время можно назвать временем комнатной игры, когда в большей степени развиваются личные способности ребенка. Он пока еще не умеет играть в группе, ссорится с другими детьми, с трудом находит с ними коллективный интерес. Не беспокойтесь, что, играя один, ребенок вырастет эгоистом, предоставьте ему возможность играть в одиночестве, индивидуально и не навязывайте нежеланных компаньонов. Такое навязывание приводит только к нарушению игрового настроения и привычке нервничать и раздражаться.

Постепенно, у одних детей раньше, у других позже, начинает проявляться интерес к групповой игре, к общению со сверстниками. Переход к этой, новой для него, стадии игры легче осуществить при помощи подвижных игр на свежем воздухе, вне стен квартиры. Поначалу особенно необходимой будет правильная организация подобных игр старшим, более опытным ребенком или одним из взрослых.

Руководить групповой игрой детей труднее, поскольку они уже более самостоятельны и, к тому же, уже не всегда находятся в поле зрения родителей. Но, тем не менее, это необходимо. Вы должны внимательно изучить, в какую группу детей попал ваш ребенок, так как их влияние не всегда может быть позитивным. Во время групповых игр дети нередко ссорятся и жалуются друг на друга. Чаще всего любящие родители стремятся принять сторону своего сына или дочери, и в итоге сами ввязываются в ссору с родителями обидчика.

Если Ваш ребенок вернулся домой расстроенным, со слезами на глазах, спокойно расспросите его о том, что произошло, постарайтесь представить себе реальную картину. У детей редко виновной является какая-то одна сторона. Постарайтесь объяснить ребенку, что в коллективной игре нужно быть уступчивым и искать мирные выходы из конфликтов. Желательно закончить ссору примирением вашего ребенка с противником, а не агрессией и злобой.

На всех стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. Конечно, важнее всего это влияние в самом раннем возрасте, когда, кроме родителей, у ребенка еще нет других руководителей. Но не менее важно оно и в старшем возрасте, когда от ребенка требуется уже не только умение играть, но и умение общаться с людьми. А первыми помощниками в этом должны стать самые близкие люди - родители.

 

 

Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим и наиболее естественным видом деятельности, важным условием полноценного умственного, нравственного, эстетического, физического развития, его социализации в обществе.

Детские игры вообще - это единственный естественный труд ребенка, за который он берется без принуждения и внешнего воздействия. Одновременно они являются прекрасным способом привития практически всех качеств характера, которые мы ценим в людях, но которые часто пытаемся прививать вербальными, т.е. словесными, методами или простым приучением, обучением или упражнением.

Играя, ребенок учится жить. Во время игры он довольно легко овладевает, понимает суть и запоминает ее основные правила. В дальнейшем такие навыки ему пригодятся, в частности при обучении в школе. Более того, во время игры, в зависимости от ее хода, ребенок должен оценивать ситуацию и самостоятельно принимать решения; познаёт потребность сотрудничества, приучается уважать права другого участника игры, учится сдерживать себя и свои отрицательные эмоции; взамен выражает доброжелательность и искренность.

Никакая другая деятельность не способна ребенку дошкольного возраста дать столько положительных эмоций, которые так нужны ему для здорового психического и физического развития. Не меньшую пользу приносят игры и в старшем возрасте, но при условии углубления их социального содержания.

Даже сочетание различных видов деятельности не вызывает резкого изменения динамических стереотипов, не нарушает душевного равновесия ребёнка, а становится последовательным фрагментом его жизни, которая разворачивается непосредственно.

Главное - не допускать (особенно в возрасте до 3-х лет) резкого, быстрого перехода с одного вида деятельности на другой, не имеющий с предыдущим никакого логической связи, тем более, если он мало известен или совсем неизвестен ребенку. Это вызывает протест, нежелание, даже болезненный страх перед тем новым, что предлагают. Вот почему дети болезненно реагируют на то, что их отвлекают от игрушки или игры, которая их полностью захватывает.

Безапелляционно вмешиваясь в мир детской игры, взрослые травмируют и разрушают мир фантазий, травмируют психику ребенка, деформируют его воображение или, наконец, дают ложные образцы поведения с чувствами других и отношением к результатам их труда. Поэтому так важно быть тактичными с детьми, занятыми играми и игрушками. Не спешите их останавливать, даже если у вас есть свои планы - наоборот, найдите время, поинтересоваться, какой игрой увлечён ваш ребенок и в чём её смысл. Ненавязчиво присоединитесь - подыграйте, и вы почувствуете особую признательность ребенка, его заинтересованность вами.

Благодаря игровой ситуации вы сможете научить ребенка чему-то познавательному и полезному. Как свидетельствуют наблюдения, дошкольники очень любят играть в такие игры, как "Дочки - матери", "Дом", "В гостях" и другие. Их сюжеты родители всегда могут направить на усвоение определенных правил жизни в семье, исполнения обязанностей и соблюдения этики поведения и взаимоотношений.

Руководствуясь народной мудростью о том, что "детей легче воспитывать, чем перевоспитывать" и "начинать воспитывать нужно тогда, когда ребенок еще поперек кровати лежит", нужно всегда заботиться о том, что, как и с кем делает ваш ребенок. А чтобы направлять его на позитивные мысли и хорошие поступки, целесообразно большее внимание уделять играм нравственного содержания: они могут быть как подвижными, скажем, днем, так и достаточно спокойными - перед сном.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.