Сделай Сам Свою Работу на 5

ГАРАНТИЙНЫХ СРОКОВ, СРОКОВ ГОДНОСТИ И СЛУЖБЫ





2.1 Понятие гарантийных сроков

Среди сроков осуществления гражданских прав значительное место занимают гарантийные сроки. Гарантийный срок - это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатков продавец (изготовитель) обязан удовлетворить требования потребителя. Необходимо различать законный и договорный гарантийные сроки.
Законная гарантия - ручательство продавца (подрядчика) за отсутствие в товаре (работах, услугах) в момент его передачи недостатков, снижающих стоимость или пригодность для целей, предусмотренных в договоре. Ее сущность состоит в том, что товары должны соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству в момент их передачи покупателю

Договорная гарантия - дополнительное обязательство, по которому продавец ручается, что товар будет соответствовать требованиям договора в течение определенного времени (гарантийного срока). Законный гарантийный срок применяется в течение шести месяцев, если гарантия не предусмотрена договором. Продавец товара может установить только дополнительные гарантийные сроки на товар, и они должны быть более шести месяцев. Истечение гарантийного срока лишает управомоченное лицо права требовать от обязанной стороны безвозмездного устранения недостатков товара, его замены или расторжения договора Согласно ст. 470 ГК РФ гарантийный срок может быть установлен в договоре купли продажи. [9]Поскольку договор розничной купли-продажи, как правило, - договоры присоединения, условия которых определяются продавцом, то и гарантийный срок в них соответственно устанавливается продавцом товара. При этом согласно Кодексу в договоре может устанавливаться гарантийный срок любой продолжительности. Если продавец в нарушение указанного выше правила определит гарантийный срок меньшей продолжительности, чем установленный изготовителем (например, изготовитель предоставляет гарантию в 6 месяцев, а продавец в 30 дней), то независимо от закрепленного продавцом срока потребитель вправе предъявить к продавцу или организации, выполняющей функции продавца, требования. Если недостатки выявлены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем (в данном случае шесть месяцев). Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Порядок и сроки удовлетворения требований потребителя, а также ответственность за нарушение этих сроков должны определяться на основании Закона. Если на товар гарантийный срок не установлен, то учитывая нормы пп. 1,2 ст. 477 ГК РФ и ст. 19 Закона, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем к продавцу или организации, выполняющей функции продавца, при условии, что недостатки были обнаружены в разумный срок, но в пределах шести месяцев со дня передачи товара покупателю, а в отношении недвижимого имущества не позднее двух лет со дня передачи его потребителю.[10] При определении разумности сроков следует исходить из гарантийных сроков, закрепленных государственными стандартами, а если они не установлены - из показателей долговечности товара, определенных нормативами о стандартизации. В соответствии с п. 3 ст. 503 ГК РФ при расторжении договора купли-продажи покупатель по требованию продавца и за его счет должен вернуть полученный товар ненадлежащего качества.[11]





 

При этом возврату подлежит весь товар (основное изделие, комплектующие части и принадлежности за исключением упаковки и быстро изнашивающихся принадлежностей, которые могут быть использованы и прийти в негодность в процессе эксплуатации). При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств. Пропуск срока на предъявление претензии за ненадлежащее качество товара согласно Закону может быть признан необоснованным. В случае передачи товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, покупатель в течение гарантийного срока, установленного в законе или договоре, в праве по своему выбору требовать:



- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

- возмещения расходов на устранение недостатков товара .

Помимо требований о замене товара покупатель может потребовать и полной компенсации убытков, причиненных нарушением договорных условий о качестве товара. Отсутствие у потребителя товарного чека или другого соответствующего ему документа не может служить для отказа в защите его права. На основании ст. 159, ГК РФ потребитель вправе доказывать факт покупки товара с помощью свидетельских показаний.[12]

Гражданский кодекс РФ отказался от термина «гарантийные» применительно к срокам годности и хранения, устранив тем самым терминологическую неточность (ст. 472). [13]Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. Кодекс регулирует только случай, когда срок годности товара определен законом или иными обязательными правилами. Представляется, что это не препятствует установлению в договоре сроков годности, но отступление от закона и иных действующих обязательных правил при этом недопустимо. Согласно ст. 5 Закона под сроком годности следует понимать период, в течение которого товар (работа) является безопасным и пригодным для использования по прямому назначению. К такому сроку относятся как срок годности, устанавливаемый на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы), так и срок службы, устанавливаемый на товар (работы), предназначенный для длительного использования.

Срок службы товара - это период времени, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. При этом гарантийный срок безотказной службы изделия следует отличать от срока службы изделия, под которым понимается календарная продолжительность эксплуатации изделия до его предельного состояния, например, до первого капительного ремонта.

Это различие важно иметь в виду, потому что срок службы изделий обычно больше гарантийного. Исчисление срока службы товара производится в единицах времени или в иных единицах измерения; километрах, метрах и т.п.

Гарантийные сроки – чтобы обезопасить покупателя от скрытых диффектов; продавец должен либо заменить товар, либо за свой счет привести его в нужный вид.
1.В течение гарантийного срока кредитор (покупатель, заказчик) вправе предъявить должнику (поставщику, подрядчику, исполнителю) требования об устранении обнаруженных и зафиксированных в предусмотренном порядке недостатков в продукции(работах, услугах), а должник обязан устранить их в бесспорном порядке безвозмездно, либо заменить предмет договора иным надлежащего качества, либо безвозмездно устранить недостатки, либо соразмерно уменьшить покупную цену, либо принять товар с недостатками и возвратить уплаченную сумму, если не докажет, что недостатки явились результатом нарушения правил пользования или хранения предмета договора кредитором, действия третьих лиц , либо непреодолимой силы. При обнаружении недостатков за пределами гарантийного срока заинтересованная сторона теряет право требовать устранения нарушений в бесспорном порядке, но может прибегнуть к защите права в арбитражном суде. Установление гарантийных сроков (товаров, выполняемых работ) является одним из средств обеспечения качества продукции (работ, услуг). Правила о применении гарантийных сроков предусматриваются законами, подзаконными нормативными актами, стандартами, техническими условиями, а также соглашением сторон. Хозяйственное законодательство допускает возможность и поощряет установление в договоре более продолжительных гарантийных сроков, чем они предусмотрены стандартами или техническими условиями. Гарантийные сроки характерны для тех хозяйственных обязательств , когда должник обязан передать кредитору материализованный предмет, например, по поставке, подряду на капитальное строительство, либо когда в результате приложения к предмету договора усилий должника он становится качественно лучше (капитальный ремонт зданий) или качество его восстанавливается до определенных пределов (ремонт станков, оборудования)
2. Гарантийные сроки устанавливаются обычно со дня продажи вещи, передачи работ. Они относятся к определенным срокам, за исключением гарантийного срока, применяемого в капстроительстве в отношении системы центрального отопления, приравниваемого обычно к длительности одного отопительного сезона, продолжительность которого в разных районах неодинакова. В течение гарантийного периода изделие должно работать безотказно. Гарантийный срок входит в содержание обязанности должника ,(изготовителя, продавца, подрядчика) по исполнению своей обязанности, связанной с передачей получателю (покупателю, заказчику) продукции, товаров, иных результатов труда надлежащего качества. Получатель (покупатель, заказчик), в свою очередь, вправе рассчитывать на надежность и безотказность полученного предмета договора вообще и тем более в рамках гарантийного срока. Длительность гарантийного срока учитывается в цене изделия (результатов работы подрядчика). Если стороны по своему соглашению удлиняют его, они вправе оговорить и доплату. Отсутствие гарантийного срока или его непродолжительность соответственно снижает качество продукции (товаров). Для реализации прав по гарантиям важно, чтобы установление недостатков и заявление требований об их устранении произошла в период течения гарантийного срока.

3. Имеются некоторые особенности при исчислении гарантийных сроков на продукцию строительного производства в случае обнаружения в ней скрытых дефектов. Здесь может иметь место разрыв между временем обнаружения недостатков и моментом составления акта. Связано это с тем, что заказчик или организация, эксплуатирующая объект, обнаружив дефекты, обязаны письменно уведомить об этом генерального подрядчика, который должен командировать своего представителя в сроки, установленные договором. Время для отправки сообщений, время ожидания представителя подрядчика в общей сложности могут отодвинуть срок составления акта о недостатках. Очевидно, что при обнаружении дефектов в конце гарантийного срока акт о них может быть составлен и за его пределами. Если это произошло не по вине заказчика, гарантийный срок следует считать соблюденным. В исключение из общего правила об определенности гарантийных сроков по системе центрального отопления он устанавливается в один отопительный сезон. При сдаче системы в конце отопительного сезона время гарантии может оказаться непродолжительным. Очевидно, следует учитывать это и включать в договор условие об установлении более продолжительного времени для заявления требований о безвозмездном устранении недостатков.

4. От гарантийных сроков следует отличать сроки годности товара. Эти сроки устанавливаются изготовителем и определяют возможности использования проданного товара по назначению. Правовое значение таких сроков состоит в том, что по истечении их запрещается реализация соответствующих пищевых, медицинских, химических и других товаров. Сделки купли-продажи в таких случаях должны быть признаны недействительными. [14]

 

 

2.2. Отличие претензионных сроков от гарантийных.
Всякое субъективное право за очень небольшими исключениями предоставляет управомоченному лицу возможность требовать непосредственно от обязанного лица совершения определенных действий либо воздержания от совершения таковых, не прибегая к помощи компетентных государственных или общественных органов, призванных защищать нарушенные права организаций и граждан. Эта возможность вытекает из самого содержания субъективного права, которому в гражданском правоотношении противостоит обязанность другой стороны. Такое обращение управомоченного лица непосредственно к лицу обязанному до передачи дела в суд, арбитраж либо иной юрисдикционным орган носит название претензионного (досудебного, до арбитражного) порядка разрешения гражданско-правовых споров. В ряде случаев для осуществления этой возможности управомоченному лицу предоставляются законом определенные сроки, которые соответственно и получили название претензионные сроки. Законодательством предусмотрены различные виды претензионных сроков, различающихся между собой как по размеру, так и по характеру их действия, а в ряде случаев и по тем правовым последствиям, к которым приводит пропуск такого срока. Но, несмотря на некоторые различия, сроки эти обладают целым рядом общих черт, которые позволяют объединить их в единую категорию претензионных сроков.

1. Претензионные сроки устанавливают обязанность лица предварительно (до суда) обратиться с заявлением об удовлетворении своих требований к предполагаемому нарушителю для их удовлетворения в добровольном порядке. Они могут устанавливаться соглашением сторон или обычаями делового оборота и в этом случае не затрагивать права уполномоченного (потерпевшего) лица на судебную защиту.
Претензионный срок можно определить как установленный законом либо договором период времени, в течение которого обладатель нарушенного субъективного права вправе и должен обратиться непосредственно к обязанному лицу с письменным требованием об урегулировании возникших между сторонами разногласий, не прибегая к помощи юрисдикционным органов.Нормы действующего законодательства в отличие от положений нормативных актов советского периода, придают претензионному порядку урегулирования споров исключительный, а не универсальный характер. Однако ни одна из названных норм не содержит определения претензионного срока, не было его и в советском законодательстве.

Понятием «претензионные сроки» охватываются как сроки для заявления претензий, так и сроки для ответа на претензии. Длительность претензионных сроков зависит от оснований требований и характера споров.

В Арбитражном процессуальном кодексе РФ установлено: «Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка». Из приведенной формулировки вытекает следующее. Устанавливать категории споров, при которых обязательно требуется соблюдать досудебный претензионный порядок, могут только законодательные органы РФ. Органом исполнительной власти РФ, законодательным и исполнительным органам субъектов Российской Федерации, муниципалитетам и другим каким-либо органам такого права не предоставлено.

Соблюдение претензионного порядка разрешения споров обязательно только для определенных категорий, указанных в законе, а по другим категориям - если только об это специально сказано в договоре. В этом случае предъявление иска без предварительного обращения с претензией к другой стороне запрещается. Иск, предъявленный с нарушением этого требования, является основанием для оставления его без рассмотрения. Не должны также приниматься к рассмотрению арбитражными судами исковые заявления, поданные до окончания срока для ответа на претензию, когда ответ на нее не получен. В ряде случаев закон предоставляет возможность управомоченному лицу решать самому: использовать ли ему право на предъявление претензии или непосредственно обратиться в суд за разрешением спора. Очевидно, законодательство не исключает возможность предъявления претензии до подачи искового заявления в суд и тогда, когда управомоченное лицо к этому не обязывается ни в силу закона, ни по условиям договора. Право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, которые в случаях, предусмотренных в АПК, правомочны обращаться без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров.

Итак, существо претензионного срока составляет возможность реализации права требования как элемента субъективного гражданского права непосредственно от обязанного лица в рамках охранительного правоотношения, то есть на добровольных началах без обращения к средствам принудительного воздействия. Именно сущностью претензионного срока определяются последствия его истечения - абсолютно безвозвратное (срок нельзя продлить, приостановить и т.п.) погашение возможности защиты нарушенного права в принудительном порядке в рамках принудительного правоотношения, выражающееся в проявлении препятствия к возникновению права на иск, но не самого субъективного права. Очевидно, что претензионный срок, по сути, наиболее близок к срокам защиты прав, но отличатся по порядку реализации (на добровольных началах, а не при помощи юрисдикционного органа, хотя и при наличии нарушенного субъективного гражданского права, то есть в рамках охранительного правоотношения). Соблюдение претензионного порядка является условием возникновения права на защиту субъективного материального гражданского права в принудительном порядке, поскольку с реализацией права на обращение непосредственно к обязанному лицу закон либо договор связывает возникновение права на иск. К претензионным относятся сроки, в течение которых субъект, намеренный защитить свое нарушенное право, обязан заявить претензию непосредственно нарушителю, а последний рассмотреть ее в установленный срок и разрешить спор с заявителем путем удовлетворения или мотивированного отклонения претензии. Несоблюдение установленного срока предъявления претензии влечет невозможность предъявления иска в арбитражный суд по делам, возникающим из транспортных отношений. Они находятся за пределами спорно правоотношения и предназначены для добровольного разрешения споров и облегчения разрешения их юрисдикционным органами в случае не достижения сторонами соглашения.

2. С юридической стороны гарантийный срок, как впрочем, и всякий срок в гражданском праве, есть юридический факт, с которым закон связывает определенные юридические последствия. Однако гарантийный срок - необычный юридический факт. Он представляет собою период времени, имеющий значение лишь в сочетании с другими юридическими фактами - только обнаружение недостатков в приобретенной (отремонтированной) вещи в течение гарантийного срока влечет за собой определенные последствия.

Особенность гарантийных сроков состоит в том, что они установлены в пользу приобретателя продукции или товара. Поэтому очевидно само собой, что они ни в коем случае не могут уменьшать предусмотренные законом сроки для возложения ответственности на должника, ибо иначе они утратили бы вообще характер гарантии. Но если исходить из того, что гарантийный срок есть срок, установленный для возложения ответственности на изготовителя (поставщика, продавца) и т. п., то очевидно, что при таком положении, претензионные сроки принимать во внимание не следует, а это значит практически, что возможности реального осуществления и защиты права приобретателя товара не только не увеличиваются. Но, наоборот, сокращаются. Из этого следует, что и с практической точки зрения такое понимание гарантийных сроков нельзя признать приемлемым.

Гарантийные сроки – периоды времени, в течении которых продавец, изготовитель или иной услугодатель гарантирует пригодность товара (вещи) или услуги для использования по обычному назначению, а приобретатель (пользователь) вправе потребовать безвозмездного устранения обнаруженных недостатков, замены товара (услуги) либо применение иных установленных законом или договором последствий. Гарантийные же сроки предназначены для повышения качества продукции (товаров, работ), входят в состав материального правоотношения и служат защите прав потребителя продукции (товаров, работ), поскольку предоставляют возможность прежде всего безвозмездного устранения недостатков (или замены предмета договора). В сфере хозяйственного оборота претензионный порядок рассмотрения споров имеет особое значение, так как обеспечивает быстрейшее восстановление нарушенных прав предприятий, организаций, учреждений. Предъявляя претензии непосредственно нарушителю, организации, чьи права и законные интересы нарушены, зачастую в короткие сроки восполняют потери в своем хозяйстве. Рассмотрение требований в пределах непродолжительных претензионных сроков способствует также выявлению причин утраты, недостачи, порчи груза, поставки недоброкачественной продукции(товаров), просрочки исполнения договорных обязательств. Предприятия, объединения, организации, рассматривая заявленные претензии, проверяют не только их законность и обоснованность (наличие необходимых документов, правильность расчета взыскиваемой суммы и т.д.), но в необходимых случаях производят экспертизу, выверку расчетов и другие действия, обеспечивающие урегулирование спора в добровольном порядке. Все это также облегчает последующее рассмотрение споров в арбитражном суде.

3. Признанная претензия по обязательствам денежного характера имеет значение исполнительного документа. Если в ответе о признании претензии не сообщается о перечислении признанной суммы и к ответу не прилагается поручения банку с отметкой об исполнении (принятии к исполнению). Заявитель вправе предъявить претензии по истечению 20 дней после получения ответа предъявить в банк и кассовое поручение на списание в бесспорном порядке признанной должником суммы с начислением в случаях, установленных законодательством, пени за просрочку платежа. К поручению прилагается ответ должника.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы мной сделаны следующие важные выводы.

Роль сроков в гражданских правоотношениях значительна. Они указывают начало и конец действия правоотношения, связывают правоотношения с планами, устанавливают необходимость совершения предусмотренных действий, вносят определенность в гражданские правоотношения, дисциплинируют их участников. В договорных отношениях сроки зачастую служат их обязательственным элементом. Правильное применение сроков обеспечивает осуществление и охрану прав участников гражданских правоотношений.

Применение законодательно установленных правил о сроках и сроках исковой давности, позволяют установить в каждом конкретном случае фактические обстоятельства дела, что способствует вынесению правильных судебных решений, стабилизации гражданского оборота, устранению неопределённости в отношениях его участников, укреплению договорной дисциплины, а также стимулирует активность субъектов гражданского права, позволяет им эффективно защищать нарушенные права.

Важное значение для правильного применения установленных сроков имеет соблюдение правил их исчисления, в том числе определения момента начала, окончания сроков, порядок осуществления действий в последний день срока. Соблюдение сроков в гражданском праве способствует устойчивости правопорядка, стабильности фактически сложившихся между субъектами правоотношений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.