Тема 5. Фрахтование морских судов для различного вида деятельности
1. Понятие, виды, содержание и условия договора фрахтования
судна.
2. Подчиненность членов экипажа.
3. Ответственность фрахтователя перед грузовладельцем.
4. Определение, содержание и форма договора фрахтования судна
без экипажа (бербоут-чартер), (суббербоут-чартер).
5. Уплата фрахта судовладельцу, недопустимость изъятия судна,
выкуп судна.
1. Понятие, виды, содержание и условия договора фрахтования судна.
В торговом мореплавании тайм-чартер – это договор о фрахтовании судна, при котором судовладелец обязуется за обусловленную сумму предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов.
Данный договор фрахтования судна на время представляет собой один из видов договора имущественного найма (аренды) – аренды транспортного средства с экипажем. Поэтому отношения, вытекающие из данного договора, регулируются правилами Гражданского Кодекса РФ, глава 34 Аренда, статьи 632-643, а также главой десять Кодекса торгового мореплавания РФ, статьи 198-210. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер). В тайм-чартере обязательно указываются наименования сторон, название судна, его основные технические и эксплуатационные данные, представляющие данные о массовых и объемных характеристиках судна и его грузовых помещений, скорость и другие данные. Также в тайм-чартере указывается район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия договора.
В определении данного договора названы, прежде всего, его стороны – носители правомочий и субъективных обязанностей. Сторонами данного договора являются судовладелец и фрахтователь.
Судовладельцем является собственник судна или другое лицо, эксплуатирующее его в коммерческих целях на правах аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления или доверительного управления/
Фрахтователь – участник в договора фрахтования, арендующий грузовое помещение судна для его перевозки, а так же обязующийся предъявить груз к перевозке морем в порт назначения и обеспечить своевременное предъявление обусловленного груза и оплатить оговоренный фрахт.
Фрахтование транспортных судов на условиях тайм-чартера получило за последние десятилетия широкое развитие. В международном торговом судоходстве для сухогрузных судов наиболее часто применяются типовые формы тайм-чартера:
"Baltime"2 1939/1950, применяется преимущественно по сделкам, включаемым в районе Европы;
"Deuzeit" 1912, применяются преимущественно для сделок "Franctime", местного значения;
"Produce-2", 1946, применяется преимущественно при сделках, совершаемых в районе Американского континента;
"Linertime"4 применяется при фрахтовании судов для работы в линейном судоходстве (опубликована и применяется с 1968 г.). Фрахтование на условиях тайм-чартера танкеров обычно осуществляется по чартеру "Oil Tank Vessel Time Charter Party", известному как форма «Страйкера». Все договоры о фрахтовании должны быть составлены обязательно в письменной форме.
Действующая форма чартера «Балтайм» была разработана «Балтийской и Беломорской морской конференцией в 1939 г. и дополнена и согласована с Советом по документации Палаты судоходства Великобритании в 1950 году.
Наименование фрахтовщика и фрахтователя должно быть внесено в чартер абсолютно точно, ибо даже незначительные неточности их юридических адресов могут послужить поводом к возникновению споров при использовании чартера.
Также не выполнения скоростных условий, неточных объемных и массовых характеристик судна, его классе являются основанием для расторжения договора. Невыполнение обязательств фрахтователя в предоставлении груза, снабжения судна для его коммерческой деятельности могут позволить судовладельцу расторгнуть контракт.
Чартер «Лайнертайм» разработан Балтийской и Международной морской конференцией (БИМКО) и применяется с 1966 г. Он предназначен для фрахтования судов, используемых в линейном судоходстве. Эта новая форма значительно изменяет и дополняет содержание чартера «Балтайм» 1939/1950 гг. В новой форме упразднены пункты о снабжении и видоизменены условия осуществления контракта сторонами.
Поскольку по тайм-чартеру коммерческая эксплуатация судна осуществляется фрахтователем, его интересует по сравнению с перевозчиком по договору морской перевозки груза более широкий круг показателей, характеризующих судно и влияющих на уровень эксплуатационных расходов.
Таким образом, для определения провозной способности судна и калькуляции эксплуатационных расходов в договоре указываются дедвейт судна, включая запасы бункера и иных материалов и воды для котлов, вместимость его грузовых и бункерных помещений, регистровая вместимость, скорость при хорошей погоде и спокойном море, класс, год постройки, мощность двигателей, расход и род топлива.
При фрахтовании судна в целях его использования для перевозки груза немаловажное значение приобретают данные о числе трюмов, танков, палуб, размере люков, наличии кранов, стрел и других грузовых механизмов.
С политической и коммерческой точек зрения для фрахтователя важно также, какой флаг несет судно, так как от этого в определенное время зависит безопасность судна или возможность осуществления фрахтователем торговых операций.
В период действия тайм-чартера фрахтователь вправе от своего имени фрахтовать судно на срок третьему лицу, то есть вступить в договор субфрахтования на время.
Субтайм-чартер – это договор субфрахтования судна на время, при котором, в случае, если тайм-чартером не предусмотрено иное, фрахтователь, в пределах предоставленных тайм-чартером прав, может заключать от своего имени договоры фрахтования судна с третьими лицами на весь срок действия тайм-чартера или на его часть. Заключение субтайм-чартера не освобождает фрахтователя от исполнения им тайм-чартера, заключенного с судовладельцем.
При заключении тайм-чартера на морском транспорте, фрахтователь, если договором не предусмотрено иное, вправе без согласия судовладельца сдать судно в субтайм-чартер, который по своей правовой природе совпадает с основным договором фрахтования судна на время.
В связи с отфрахтованием судна третьему лицу фрахтователь по основному договору становится судовладельцем по договору субфрахтования, а третье лицо выступает в качестве фрахтователя. Судовладелец по основному договору не является стороной договора субфрахтования, а третье лицо – стороной основного договора.
Фрахтователь не должен выходить за пределы своих правомочий по основному договору: он может предоставить третьему лицу правомочия лишь в том же объеме, что и по основному договору или в меньшей степени, за исключением условий ставки фрахта для третьего лица.
Уплата судовладельцу фрахта осуществляется фрахтователем в порядке и в срок, установленный в договоре о фрахтовании. Однако в случае возникновении времени, при котором судно не могло эксплуатироваться, вследствие немореходного состояния, фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно.
Причиной возникновения немореходного состояния судна могут явиться и действия фрахтователя. В таком случае судовладелец имеет право на фрахт, предусмотренный тайм-чартером, независимо от возмещения фрахтователем причиненных судовладельцу убытков.
Если фрахтователь просрочит оплату фрахту свыше четырнадцати дней, то судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные убытки.
В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного тайм-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|