Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные правила ведения бухгалтерского учета

Понятие и правовое значение бухгалтерского учета

Одним из основных требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности, является ведение бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (Ст. 1 Федерального закона ≪О бухгалтерском учете≫ ).

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Этот перечень претерпел в новом законе существенные изменения. Так, например, вместо имущества организаций объектом бухучета названы активы, добавлены доходы и расходы, сделки и события, источники хозяйственной деятельности, хозяйственные операции заменены на факты хозяйственной жизни и др. Существенным отличием нового Закона является то, что перечень объектом учеты является открытым.

К основным задачам бухгалтерского учета можно отнести:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности - инвесторам, кредиторам и др.;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, за наличием и движением имущества и обязательств, за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;



- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерская отчетность, формируемая на основе данных бухгалтерского учета, представляется в различные государственные органы: налоговые, статистические и др. Это позволяет государству контролировать правильность уплаты организацией налогов и соответствие хозяйственной деятельности предъявляемым требованиям, позволяет представить общую картину финансово-экономического положения государства. Кроме того, информация, содержащаяся в документах бухгалтерского учета, необходима и таким пользователям, как контрагенты, кредиторы и инвесторы, которые еще до вступления в хозяйственные отношения должны рассчитать степень предпринимательского риска, а для этого необходимо иметь достоверное представление об имущественном и финансовом положении организации.

Вместе с тем, и субъекты предпринимательской деятельности основывают анализ своего финансового положения в первую очередь на данных бухгалтерского учета и отчетности, сопоставляя аналогичные показатели разных периодов, определяя ликвидность, обеспеченность собственными оборотными средствами и т. п.

Правовое регулирование бухгалтерского учета.

Основной составляющей законодательства РФ о бухгалтерском учете является Федеральный закон от 22 ноября 2011 г. № 402-ФЗ ≪О бухгалтерском учете≫. Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации (нужно обратить особое внимание, что новый закон). Сфера действия названного Закона:

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее - лица, занимающиеся частной практикой);

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

 

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

 

Новыми субъектами регулирования бухучета являются саморегулируемые организации (СРО). Иными словами, Закон закрепляет возможность негосударственного регулирования бухгалтерского учета. В частности, СРО

1) разрабатывает проекты федеральных стандартов, проводит публичное обсуждение этих проектов и представляет их в уполномоченный федеральный орган;

2) участвует в подготовке программы разработки федеральных стандартов;

3) участвует в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;

4) обеспечивает соответствие проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта;

5) разрабатывает и принимает рекомендации в области бухгалтерского учета;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;

7) участвует в разработке международных стандартов.

 

Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

2) единства системы требований к бухгалтерскому учету;

3) упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

 

Деятельность по бухгалтерскому учету представляет собой упорядоченную процедуру, состоящую из следующих стадий:

1) наблюдение объектов учета и их измерение в денежном выражении;

2) закрепление в специальной форме (форме первичных учетных документов) результатов наблюдения и измерения хозяйственных операций — юридических фактов в бухгалтерском учете;

3) обработка информации, содержащейся в первичных учетных документах — ее группировка и систематизация в определенных разрезах, формирование на ее основе регистров бухгалтерского учета;

4) формирование бухгалтерской отчетности на основе сводной информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета;

5) передача документов внутренней и внешней бухгалтерской отчетности ее пользователям.

 

Основные правила ведения бухгалтерского учета

Важными для понимания бухгалтерского учета являются его исходные положения - основные правила. Правовое значение нормативного закрепления данных правил состоит в следующем:

- на них базируется построение и ведение бухгалтерского учета организациями;

- они являются основой формирования нормативной базы бухгалтерского учета.

Основные правила ведения бухгалтерского учета заключаются в следующем.

1.Требование обязательности ведения бухгалтерского учета для организаций. Это мера возможного и должного поведения, которая может быть охарактеризована как абсолютное право и обязанность вести бухгалтерский учет своего имущества и хозяйственных операций по установленным правилам. Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

До января 2013 года от ведения бухгалтерского учеты были освобождены, организации, использующие упрощенную систему налогообложения.

2. Требование ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации в валюте Российской Федерации - рублях. Поскольку бухгалтерский учет ведется в суммах, округленных до целых рублей, возможно возникновение суммовых разниц. Возникающие суммовые разницы относятся на финансовые результаты коммерческой организации. Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции.

3. Требование непрерывности бухгалтерского учета. В соответствии с ним учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством. Учет нельзя вести с временными перерывами, он должен быть постоянным, адекватным по времени всем совершенным хозяйственным операциям.

5 Требование сплошного учета. Оно означает, что правомерным является такое его ведение, когда все хозяйственно-финансовые операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий.

6. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета: дебете одного счета и кредите другого.

Во всех счетах выделяются:

- кредит счета, отражающий расходование средств;

- дебет счета, отражающий поступления средств;

- сальдо счета, которое определяется как остаток по счету на каждый конкретный момент.

7. Требование раздельного учета текущих затрат на производство продукции и капитальные вложения в бухгалтерском учете организаций.

8. Требование документирования хозяйственных операций. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые называются первичными. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Отметим, что ранее первичные документы принимались к учету, если они были составлены по унифицированным формам.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

9. Требование бухгалтерской регистрации. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета. Регистры предназначены для отражения информации на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

10. Документирование всех фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь подстрочный перевод на русский язык.

11. Требование оценки имущества и обязательств. Оценка имущества и обязательства производятся организацией для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности в денежном выражении. Законодательством установлены следующие основные правила оценки. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; оценка имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления; оценка имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования.

Для подтверждения рыночной стоимости могут использоваться: официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках, информационная база органов государственной власти и местного самоуправления, информация налоговых органов; отчеты оценщиков. Порядок определения рыночной цены для целей налогообложения установлен ст. 40 НК РФ.

Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.

12. Требование инвентаризации имущества и обязательств. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Инвентаризация представляет собой выявление фактического наличия имущества в сравнении с данными бухгалтерского учета.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.