Сделай Сам Свою Работу на 5

Тарифные инструменты торговой политики.





Тема 4. Международная торговая политика

Основные типы торговой политики.

Тарифные инструменты торговой политики.

Нетарифные инструменты торговой политики.

Особенности развития таможенно-тарифного регулирования в Украине.

 

Основные типы торговой политики.

Регулирование международной торговли предполагает целенаправленное влияние государства на торговые отношения с другими странами. Основной чертой государственного регулирования МТ является применение во взаимодействии двух разных типов внешнеторговой политики: свободной торговли и протекционизма. Эти два типа торговой политики характеризуют степень вмешательства государства в международную торговлю.

Под свободой торговли понимается политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Таким образом, основным регулятором внешней торговли в условиях политики либерализации является рынок. Для предоставления максимальной воли своим хозяйствующим субъектам, государство заключает договоры с другими странами.



Преимущества свободной торговли состоят в следующем:

· Положительные политические последствия, поскольку страны становятся в большей степень взаимозависимыми, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу;

· Страны, в основном более экономически развитые, получают наибольший выигрыш от МТ.

Недостатки:

· увеличение безработицы

· уменьшение объемов производства

· снижение ВВП

· уменьшение доходной части госбюджета

· уменьшение платежеспособности населения

Следует отметить, что в чистом виде данный тип торговой политики никогда и нигде не применялся.

Под протекционизмом понимается государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. При протекционизме исключается свободное действие рыночных сил. Предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различные. Поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых государств. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной экономической структуры.



Для протекционизма характерны следующие формы:

· Селективный протекционизм, направленный против отдельных стран или товаров;

· Отраслевой протекционизм, который защищает определенные отрасли;

· Коллективный протекционизм, который проводится экономическими интеграционными объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

· Скрытый протекционизм, осуществляемый методами внутренней экономической политики.

Преимущества:

· Необходимость обеспечения обороны;

· Увеличение внутренней занятости;

· Диверсификация ради стабильности;

· Защита молодых отраслей;

· Защита от демпинга;

· Дешевая иностранная рабочая сила.

Недостатки:

· более высокие цены

· уменьшение ассортимента товаров

· ограничение конкуренции

Модель свободной торговли достаточно убедительна и в целом находит подтверждение в торговой практике, но, в основном, промышленно развитых стран с рыночной экономикой. После Второй мировой войны эти страны последовательно устраняют (и продолжают устранять) ограничения на пути взаимного обмены и достигли значительного экономического и социального прогресса. То есть в западном мире концепция либерализма остается доминирующей. В то же время утверждение, что только свободная торговля содействует эффективному использованию факторов производства, уже не является безоговорочным. Большинство экономистов-теоретиков при рассмотрении проблемы выбора торговой политики опасаются использовать исключительно лишь принципы свободной торговли, справедливо полагая, что их применение должно согласовываться с реальным состоянием мирового хозяйства и реальными условиями конкретной страны. Дело в том, что применение либеральной концепции торговой политики в чистом виде возможно лишь при условии свободной конкуренции и равенства торговых партнеров. Но в реальной жизни эти условия являются скорее исключениями, нежели правилами. Таким образом, проблематичной становится возможность достигнуть экономического роста путем свободного обмена товарами, без защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. Следовательно, несмотря на теоретически доказанные преимущества свободной торговли и тот факт, что либерализм был основной движущей силой экономического роста на Западе, пока что ни одна страна мира не отказалась от политики протекционизма и той или иной мере прибегает к мерам ограничения торговли.



Модель свободной торговли используется в основном только промышленно развитыми странами и для них этот тип торговой политики обеспечивает экономический рост. В данных странах преобладает мнение, что развитие национальной экономики происходит вследствие и путем развития международного обмена, что сегодня МТ является базовым моментом экономического жизнедеятельности страны и что, в конечном итоге, только конкурентоспособность может служить единственным настоящим арбитром в торговле, она должна быть главной целью экономической политики любой страны. Но все же протекционистские тенденции в этой группе стран еще не преодолены.

Для развивающихся стран выбор торговой политики имеет свои особенности, связанные с рядом обстоятельств: их зависимость от промышленно развитых стран, переходное состояние экономики, более низкий уровень развития продуктивных сил и т.д. С одной стороны развивающиеся страны заинтересованы в либерализации торговых отношений, поскольку они во многом зависят от импорта развитых стран. Также развивающимся странам тяжело конкурировать с развитыми, так как у них функционирует система государственной поддержки отраслей. С другой стороны, по ряду причин, главной из которых является дискриминационный характер торговой политики развитых стран по отношению к развивающимся, уровень протекционизма у них гораздо выше, чем в развитых странах. Дело в том, что для покрытия своих импортных потребностей, развивающимся странам необходимо наращивать экспортный потенциал, и тут они сталкиваются с протекционизмом со стороны развитых стран, которые стремятся защитить свои рынки от дешевых товаров развивающихся государств. Вследствие этого развивающиеся государства все чаще используют протекционистскую политику как ответную реакцию.

Страны с переходной экономикой, в большинстве своем имеют человеческий капитал на уровне развитых стран, однако сталкиваются с проблемами, аналогичными проблемам развивающихся стран. Эти проблемы не могут быть решены только с помощью рыночных сил. В условиях спада производства и массовой безработицы «открытость» экономики может стать разрушительным фактором, если не будет сопровождаться системой адекватного протекционизма, то есть селективной защитой отдельных видов производства от иностранной конкуренции.

 

Тарифные инструменты торговой политики.

Тарифные инструменты преимущественно регулируют импорт и направлены на защиту национального товаропроизводителя от иностранной конкуренции, так как делают иностранные товары менее конкурентоспособными.

Таможенный тариф является основным и наиболее давним инструментом внешнеторговой политики.

Таможенный тариф или пошлина – это систематизированный свод ставок пошлины, которой облагаются товары и другие предметы, ввозимые на таможенную территорию страны или вывозимые за пределы данной территории. Таможенная пошлина представляет собой налог на товары и другие предметы, которые перемещаются через таможенную границу государства.

Таможенные пошлины выполняют следующие функции:

  • Фискальную;
  • Протекционистскую;
  • Балансировочную.

Различают следующие виды пошлин:

  1. По способу взимания: адвалорная (стоимостная) – начисляется в % к таможенной стоимости товаров, облагаемых пошлиной (например, 30% от таможенной стоимости); специфическая – начисляется в установленном денежном размере на единицу товаров, которые облагаются пошлиной (например, 15 долл. за 1 т.); комбинированная – объединяет оба названных вида таможенного обложения (например, 30% от таможенной стоимости, но не более 15 долл. за 1 т.).
  2. По объекту обложения: ввозная (импортная), вывозная (экспортная), транзитная.
  3. По характеру: сезонная (начисляется на товары сезонного характера до оперативного регулирования МТ); антидемпинговая (применяется при ввозе на таможенную территорию страны товаров по цене существенно более низкой, чем в стране экспорта); компенсационная (применяется при ввозе на таможенную территорию страны товаров, при производстве или экспорте которых прямо или косвенно использовалась субсидия).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.