Сделай Сам Свою Работу на 5

Что такое «кризис»? Всегда ли кризис ведет к негативным изменениям в жизни человека?





Раздел 3. «Медицинская психология»

Г. Екатеринбург 2013

Тема 3.1. Психосоматика здоровья

Здоровье – физическое, психическое и социальное благополучие человека (определение ВОЗ).

Психосоматика – раздел медицинской психологии, изучающий взаимовлияние, взаимодействие соматических и психических процессов.

Психосоматическое заболевание- такое соматическое заболевание, возникновение и дальнейшее рецидивирование которого происходит под влиянием психогенно травмирующих факторов.

Причины:

· Стресс,

· Внутриличностный конфликт,

· Нарушенные отношения с матерью в детстве (особенно раннем),

· Алекситимия – трудности в определении собственных чувств.

m 4QsFYJGnYUqTOqPjYTIMyHd87hQiDt/fICrpsfGVrDI6OgaxtKXtsc5DW3omVbfHlJXe89hS10ng N4tNkC45iLIw+RaJBdP1Oc4lbkoDbympsccz6t6sGAhK1FON4oz7g0E7FMEYDB8laMCpZ3HqYZoj VEY9Jd125rtBWlmQyxJf6gc2tLlAQQsZuG7F7rLap499HCTYz1w7KKd2iPr1Z5j+BAAA//8DAFBL AwQUAAYACAAAACEAR25LPt8AAAAKAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPQU+DQBCF7yb+h82Y eLO7BdpUytIYTU08tvTibYEpoOwsYZcW/fWOJz1O3pf3vsl2s+3FBUffOdKwXCgQSJWrO2o0nIr9 wwaED4Zq0ztCDV/oYZff3mQmrd2VDng5hkZwCfnUaGhDGFIpfdWiNX7hBiTOzm60JvA5NrIezZXL bS8jpdbSmo54oTUDPrdYfR4nq6HsopP5PhSvyj7u4/A2Fx/T+4vW93fz0xZEwDn8wfCrz+qQs1Pp Jqq96DVEm9WSUQ0rFYNgYJ0kEYiSSZXEIPNM/n8h/wEAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4 kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAI AAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAI AAAAIQBIHOI4UQIAAGEEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQA BgAIAAAAIQBHbks+3wAAAAoBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAKsEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUG AAAAAAQABADzAAAAtwUAAAAA ">

ПСИХОСОМАТОЗЫ
РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС (присущи всем)
СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА (психические расстройства, основным признаком которых являются соматические симптомы)
ИСТИННЫЕ ПСИХОСОМАТОЗЫ (психогенное заболевание, имеющее физиологические нарушения)




Вопросы по теме:

Что такое здоровый образ жизни? Почему принципам ЗОЖ так трудно следовать в современном обществе?

Приведите примеры психосоматозов каждого типа.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Разработка и презентация проекта по здоровому образу жизни (в мини-группах).

Содержание проекта:

1) Актуальность,

2)Цель,

3) Задачи,

4) Характеристика социальной группы, для которой разрабатывается проект,

5) Этапы реализации (содержание проекта),

6) Критерии результата (показатель эффективности проекта).

 

Тема 3.2. ВКБ. Типы реагирования на болезнь

Внутренняя картина здоровья - индивидуальная норма отклонения от физиологических статистических норм.



ВКЗ
Внутренняя картина болезни – внутренняя картина здоровья в условиях болезни.

ВКБ


Уровни ВКБ:

· Чувственный (ощущения),

· Эмоциональный (реакции на симптомы, заболевание в целом),

· Интеллектуальный или когнитивный (знания и представления о болезни),

· Мотивационный (отношение к заболеванию).

Факторы, влияющие на ВКБ:

· Объективные условия жизни (тяжести заболевания, степень витальной угрозы, прогноз),

· Субъективный контекст деятельности человека (особенности личности),

· Совокупность ситуационных особенностей жизни пациента, в том числе ситуация лечения.

 

 

ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ
ОСОЗНАННОЕ ИСКАЖЕНИЕ ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ
НЕДООЦЕНКА ТЯЖЕСТИ
ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ ТЯЖЕСТИ  
АДЕКВАТНЫЙ (признает факт болезни, готов сотрудничать, лечиться, хотя может волноваться)

 


Отношение к болезни:

· Нормальное – соответствует состоянию,

· Пренебрежительное – необоснованный оптимизм, ведущий к невыполнению рекомендаций врача,

· Отрицающее – игнорирование факта болезни,

· Нозофобический – понимает, что его страхи преувеличены, но ничего не может поделать,

· Ипохондрический – считает, что страдает тяжелым заболеванием, несмотря на отрицательные результаты обследований,

· Нозофильный – получает удовлетворение от того, что болезнь его освобождает от обязанностей (вторичная выгода),

· Утилитарный – моральное или материальное удовлетворение от болезни,

· Аггравация – преувеличение признаков болезни,

· Симуляция – демонстрация симптомов, которых нет,

· Диссимуляция сокрытие признаков болезни.



Болезнь всегда имеет личностный смысл. Тип отношения к болезни определяется многообразием личностных смыслов:

· Преградный – болезнь создает препятствия для реализации целей,

· Позитивный – извлечение выгоды из болезни,

· Конфликтный – достижению одних целей болезнь способствует, достижению других – мешает.

Вопросы по теме:

Как вы считаете, может ли медицинский работник оказать влияние на формирование ВКБ пациента? Аргументируйте свою позицию.

Приведите примеры поведения пациентов с различным типом отношения к болезни.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Проанализируйте формирование ВКБ на примере случая из практики:

1. История постановки диагноза: как пациент узнал о заболевании (чувства, ощущения, фантазии),

2. Когда и при каких обстоятельствах обратился за медицинской помощью. Цель обращения.

3. Насколько пациент осведомлен о заболевании, лечении, прогнозе?

4. Изменения в жизни пациента с появлением заболевания.

5. Мотивация на лечение. Смысл болезни.

 

Тема 3.3. Психология кризисных состояний

Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

Под кризисным состоянием понимается такое состояние личности, когда происходит дисбаланс в жизни и деятельности человека, в результате чего возникает неразумное с точки зрения личности и социально неадекватное поведение, поступки и действия, а также срыв нервно-психического и соматического состояния. Это ситуация невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). Психологический кризис – это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.

Под кризисным состоянием подразумевают временную ситуационно или внутренне обусловленную дезинтеграцию личности. Кризисное состояние является испытанием на соответствие личности новой ситуации, новым социальным требованиям. Психологически кризисное состояние требует концентрации всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Кризисное состояние всегда сопряжено с лишением, фрустрацией.

Симптомы кризиса

· Страх, тревога,

· Чувство одиночества,

· Чувство отчужденности,

· Субъективно переживаемые состояния «безумия»,

· Переживание символической смерти,

Эти проблемы порождаются пробуждением новых помыслов, стремлений и интересов нравственного, религиозного или духовного свойства.

Типология кризисов

1. Естественные – кризисы, вызванные созреванием личности (возрастные, супружеские, профессиональные и т.п.),

2. Чрезвычайные события:

а) индивидуальные - кризисы, вызванные непредвиденными катастрофическими событиями (утрата, болезнь, развод и т.п.),

б) социальные – кризисы, вызванные резкими социальными изменениями (терроризм, война, дефолт и т.п.).

Причины индивидуальных кризисов:

3. физический фактор (болезнь, несчастный случай, операция, изменение внешности, рождение ребенка, выкидыш, аборт, чрезвычайное физическое напряжение, длительное лишение пищи, сенсорная депривация, депривация сна, длительная сексуальная неудовлетворенность или травматический сексуальный опыт, катастрофически быстрое похудение или ожирение);

4. потеря значимых предметов и ценностей (пожар, стихийное бедствие, банкротство, грабеж, обман и т.д.);

5. потеря социального статуса (увольнение, дисквалификация);

6. деформация значимых социальных связей или социальной обстановки (потеря важных родственных связей, смерть ребенка, родственника, отделение от родителей, семьи, друзей, конец значимых любовных отношений, чрезмерное долгое пребывание в агрессивной среде, развод, потеря лидерских позиций, изгнание из значимой социальной общности, вынужденная социальная депривация, длительное насильственное пребывание в несвойственной роли);

7. потеря смысла жизни. На начальных стадиях потери смысла у человека возникает ощущение, что ему чего-то «недостает», но он не может сказать, чего именно. К этому постепенно добавляется ощущение ненормальности и пустоты повседневной жизни. Индивид начинает искать истоки и назначение жизни. Состояние тревоги и беспокойства становится все более мучительным, а ощущение внутренней пустоты – невыносимым. Человек чувствует, что сходит с ума: то, что составляло его жизнь, теперь большей частью исчезло для него как сон, тогда как новый свет еще не явился. Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным;

8. нравственный кризис, который заключается в том, что у личности просыпается или обостряется совесть; возникает новое чувство ответственности, а вместе с ним тяжкое чувство вины и муки, раскаяние;

9. углубленное участие в различных формах медитации и духовной практики, предназначенные для активизации духовных переживаний;

10. быстрый успех;

11. материальное неблагополучие, особенно внезапное;

12. «я достоин большего» – большой разрыв между личностными притязаниями на социальный рост и достигнутым статусом;

13. Духовный поиск;

14. когнитивная интоксикация – слишком быстрое накопление знаний в определенной науке, виде деятельности или столкновение с большим массивом информации и переживаний в жизни;

15. быстрые качественные личностные изменения, к которым не готова как сама личность, так и социальное окружение;

16. «тоска стабильности»- экзистенциальная тоска существования, когда с личностью «ничего не происходит»;

17. «тоска по стабильности» –ощущение зыбкости и ненадежности жизни в связи с постоянными изменениями в жизни, которое и является причиной экзистенциальной тоски по порядку и устроенности.

Последствия кризиса

1. Нормальная и мобилизационная тревога. Возникает эпизодически и способствует мобилизации физических и психических ресурсов человека.

2. Личностная тревога или тревожность. Является относительно стабильной личностной характеристикой и чертой характера, определяющей низкий порог возникновения реакции тревоги.

3. Ситуационная тревога — состояние тревоги, возникающее только при стрессовой ситуации и прекращающееся при ее завершении.

4. Социальная тревога — тревога, часто сопровождающаяся страхом, возникающим при взаимодействии с социумом. У этих людей выражен страх публичных выступлений и действий, страх общения с чиновниками, они избегают социальных контактов (особенно с незнакомыми людьми), чрезмерно озабочены мнением окружающих о себе, боятся негативных оценок и отвержения. Если эти расстройства достигают степени клинически оформленного состояния с вегетативными, психологическими и поведенческими расстройствами, согласно МКБ–10 они классифицируются, как социальные фобии — F40.1

5. Невротическая тревога — хроническое, клинически оформленное состояние, которое сопровождается страхом, тревогой, паническими, обсессивно–фобическими, генерализованным тревожным расстройством, а также вегетативными, психологическими и поведенческими расстройствами. Она лишает человека способности к нормальной жизнедеятельности. В МКБ–10 эти состояния классифицируются следующим образом.

F40. Тревожно–фобические расстройства

F40. 0 Агорафобия

.00 без панического расстройства

.01 с паническим расстройством

F40.1 Социальные фобии

F40.2 Специфические (изолированные) фобии

F40.8 Другие тревожно–фобические расстройства

F40.9 Фобическое тревожное расстройство, неуточненное

F41. Другие тревожные расстройства

F41.0 Паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревога)

F41.1 Генерализованное тревожное расстройство

F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство

F41.3 Другие смешанные тревожные расстройства

F41.8 Другие уточненные тревожные расстройства

F41.9 Тревожное расстройство, неуточненное

F42. Обсессивно–компульсивное расстройство

F42.0 Преимущественно навязчивые мысли или размышления (умственная жвачка)

F42.1 Преимущественно компульсивные действия (обсессивные ритуалы)

F42.2 Смешанные обсессивные мысли и действия

F42.8 Другие обсессивно–компульсивные расстройства

F42.9 Обсессивно–компульсивное расстройство, неуточненное

6. Соматическая тревога — возникает на базе длительно переживаемой тревоги по поводу соматических симптомов, не подтвержденных многократными клиническими и параклиническими исследованиями. Клинически она выражается в различных ипохондрических расстройствах, соматоформной вегетативной дисфункции (сердечно–сосудистой системы, желудочно–кишечного тракта, дыхательной и урогенитальной системы, хроническом болевом синдроме и других расстройствах).

7. Физиологическая тревога — тревожно–астеническое состояние, иногда с паническими приступами, являющееся следствием операции, интоксикации, родов и т.п.

8. Витальная тревога — состояние, связанное со страхом невозможности осуществления витальных функций (голод, жажда, секс и т.п.).

9. Психотическая тревога — сопутствующий психическому расстройству симптом (тревожно–параноидный, тревожно–депрессивный).

10.Тревога как посттравматическое стрессовое расстройство. Возникает после чрезвычайно сильного, угрожающего жизни стресса (войны, природные и техногенные катастрофы).

11.Фармакогенная тревога. Некоторые вещества и лекарственные средства при их длительном приеме или отмене могут вызывать или усиливать соматические и психические симптомы тревоги. Например: интоксикация кокаином, каннабисом, кофеином, галлюциногенами, синдром отмены при злоупотреблении алкоголем, никотином, кокаином, употребление препаратов щитовидной железы в высоких дозах, прием противоастматических средств (теофилин),применение симпатомиметиков (особенно аноректики), длительный прием кортикостероидов в высоких дозах (50мг или более преднизолона) и их отмена.

Преодолевающее поведение (Lazarus, 1966):

1. Поведение, направленное на разрешение проблемы.

Является основой зрелого и адаптивного преодоления кризиса. человек ищет способы разрешения проблемы, обращается за необходимой помощью. Другие типы преодолевающего поведения носят менее адаптивный характер.

2. Регрессия.

Вариант преодолевающего поведения, основой которого являются детские формы поведения, которые в детстве позволяли преодолеть проблемы путем перекладывания ответственности на других. Одним из вариантов регрессивного поведения считается алкоголизм и наркомания.

3. Отрицание.

Восприятие реальности извращается таким образом, что проблема как бы исчезает, человек перестает обращать на нее внимание. Этот способ преодолевающего поведения может быть эффективным, если проблема решается сама собой. В противном случае такая реакция лишь усугубляет решение проблемы.

4. Инерция.

Состояние бездействия, основанное на мнении, что в данной ситуации ничего нельзя предпринять и любые действия обречены. Человек пассивен, может жаловаться, но не готов ничего делать.

5. Аффективные реакции.

Возникновение проблемной ситуации вызывает аффективные реакции. Чаще всего это гнев (часто с вербальной и невербальной агрессией), страх, тревога, печаль и т.п. Аффективная реакция выступает в виде необходимой мотивирующей силы для осуществления преодолевающего поведения, и очень часто возникновение такой реакции в ответ на фрустрацию превращается еще в одну проблему, требующую психотерапевтического вмешательства.

Если попытка преодоления терпит неудачу, то последовательно развиваются 4 фазы кризиса (G. Caplan, 1963):

1. Рост напряжения, стимулирующий привычные для данной личности способы преодолевающего поведения.

2. Дальнейший рост напряжения, возбуждения, агрессивности, уровня тревоги в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными.

3. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних психологических и физических ресурсов. Предпринимаются попытки использовать не характерные для личности способы преодоления.

4. Нарастание тревоги и депрессии, чувства беспомощности и безнадежности, нарастание дезорганизации поведения, истощение и декомпенсация.

Из кризиса можно выйти на любом его этапе, если исчезнет ситуация, его вызвавшая. Психотерапевтическая помощь показана на любой стадии кризиса, однако, на 3 и 4 она необходима в обязательном порядке.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) F43.1- возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, которые способны вызвать дистресс почти у любого человека (катастрофы, войны, пытки, терроризм и т.п.).

Диагностические критерии:

· травмирующее событие;

· начало расстройства после латентного периода, следующего за травмой (от нескольких недель до 6 месяцев, но иногда и позже);

· вспышки воспоминаний ("flashbacks"), повторяющие психотравмирующие события. Они могут появиться спустя десятилетия.

· актуализация психотравмы в представлениях, снах, кошмарных сновидениях;

· социальное избегание, дистанцирование и отчуждение от других, включая близких родственников;

· изменение поведения, раздражительность или склонность к агрессии. Возможно антисоциальное поведение или противоправные действия;

· злоупотребление алкоголем и наркотиками, особенно для снятия остроты болезненных переживаний, воспоминаний или чувств;

· депрессия, суицидальные мысли или попытки;

· острые приступы страха, паники;

· вегетативные нарушения и неспецифические соматические жалобы (напр., головная боль).

Лечение.

Необходимость длительного, комплексного лечения лиц, перенесших ПТСР, не вызывает сомнений. При легких случаях ПТСР хорошее действие оказывает психотерапия. Примирить человека с его прошлым — смысл большинства методов психотерапии при ПТСР. Для успешного лечения психотерапевт должен умело реагировать на "сильные аффекты", которые столь часто обнаруживают больные: эмоциональную лабильность, взрывчатость, ранимость. Психотерапия помогает больному справиться с чувством вины, обрести потерянное чувство контроля над окружающим, справиться с состоянием беспомощности и бессилия.

Очень важны группы поддержки, в которых пациенту помогут глубже разобраться в значении травматического события.

Важным этапом психокоррекционной работы является семейное консультирование. Необходимо рассказать родственникам о клинических признаках ПТСР, о переживаниях и чувствах пациента, о принципах поведения родственников в данной ситуации.

Очень важно обучить пациента методам релаксации, так как чувство тревоги и напряжения очень часто сопровождает их длительное время после травмы.

На определенных этапах развития ПТСР целесообразно применение фармакотерапии. Показаниями для назначения медикаментозного лечения являются:

· психомоторное возбуждение, панические атаки, приступы страха;

· депрессии, аутоагрессивное поведение;

· агрессивное и деструктивное поведение;

· соматовегетативные нарушения.

 

Как при остром, так и при хроническом ПТСР целесообразно применение антидепрессантов и транквилизаторов. Очень важно лечение симптоматического алкоголизма или наркоманий, которые нередки у этих пациентов.

Состояние примерно 50% пациентов с ПТСР улучшается в течение шести месяцев после травмы. Если пациент способен справиться со стрессовой ситуацией без эмоциональной лабильности, тревоги, напряжения, вегетативной дисфункции — применение психофармакотерапии можно прекратить. Показанием к прекращению лечения можно считать достижение такого состояния пациента, при котором он восстановил свою самооценку, социальный и профессиональный статус и способен кооректировать свое эмоциональное состояние не прибегая к лекарствам. Как правило, для достижения такого эффекта помимо фармакотерапии пациент должен получать психологическую помощь и поддержку. в противном случае возможно формирование зависимости эмоционального состояния от лекарств.

F.43.2 Расстройства адаптации.

связаны с трудностями в адаптации к новым условиям. В целом клиническая картина характеризуется тревогой, беспокойством, анорексией, диссомнией, ощущением собственной неполноценности, снижением интеллектуальной и физической продуктивности, вегетативными расстройствами, повторяющимися воспоминаниями, фантазиями, представлениями о кризисной ситуации (особенно в дневное время). Клинические проявления возникают обычно в течение месяца после стрессовой ситуации, а продолжительность симптоматики не превышает 6 месяцев.

К группе повышенного риска развития расстройств адаптации относятся лица с психическими и поведенческими расстройствами, с соматическими заболеваниями, ослабленные, подростки и пожилые, переживающие одновременно несколько очень значимых для личности психосоциальных стрессов.

Суицидальное поведение

Суицидальное поведение у детей до 5 лет встречается крайне редко.

У младших школьников, в основном после 9 лет, уже наблюдается суицидальная активность. На более младший возраст приходится лишь 2,5% от общего числа суицидов у детей. Суицидальное поведение у детей очень редко связано с серьезными психическими заболеваниями и реактивной депрессией. В подавляющем большинстве случаев речь идет о ситуационных реакциях, чаще реакциях протеста. В 80% случаев их источником являются внутрисемейные конфликты (В.В. Ковалев, 1987). За прошедшие 30 лет количество суицидов у детей от 5 до 14 лет возросло в 8 раз. Чаще всего молодежь совершает суициды в возрасте от 15 до 24 лет. На одного подростка с завершенным суицидом приходится 100 суицидальных попыток.

Второй пик суицидальной активности приходится на возраст зрелости (40–60лет). Помимо психологических проблем, для этого возраста характерно ухудшение соматического здоровья, гормональная перестройка, изменение иерархии ценностей, что часто сочетается с депрессией — самым частым психическим расстройством этого периода. Кроме того, именно в этот период взрослые дети покидают родительский дом, а родители болеют и умирают. Часты также проблемы в профессиональной карьере. По статистическим данным частота суицидов в этот период увеличивается, по сравнению с 30–летними в 2 раза. Причем, значительно преобладают суициды у мужчин.

Третий пик суицидального риска — пожилые люди, уровень суицидов среди которых в 4 раза выше, чем в популяции. Последние годы отмечается стремительный рост суицидов именно в этой группе лиц. По данным американских исследователей на долю лиц, старше 65 лет (составляющих около 11% населения) приходится 25% всех самоубийств. Показательно, что 76% пожилых мужчин обращались к врачу за месяц, 33% — за неделю, а 10% — за день до совершения суицида.

Суицидальные попытки могут быть как истинными, так и демонстративно–шантажными.

Истинные суицидальные попытки совершаются, как правило, на астеноневротическом этапе развития депрессии. Период формирования суицидальных мыслей протекает от нескольких дней до нескольких недель. На этапе подготовки к суициду возможны "суицидальные жесты" — высказывания и поступки, косвенно свидетельствующие о суицидальных намерениях. Суицидологи отмечают, что в 8 из 10 случаев суициденты прямо или косвенно говорили о своих намерениях.

 

Демонстративно–шантажные суицидальные попытки возникают, как правило, после психической травмы и совершаются по типу протеста, мести или просьбы о помощи. Депрессивная симптоматика развивается или усугубляется после попытки. Она, как правило, достигает невротического уровня и в редких случаях психотического. Вероятность суицида максимальна на начальных этапах заболевания.

Оказывая помощь человеку, совершившему суицидальную попытку, важно помнить, что риск остается. Поэтому не стоит человека осуждать. В любом случае, его попытка - жест отчаяния. Важно выяснить причины и оказать необходимую поддержку, либо направить пациента к специалисту, который сможет это сделать.

Оценка суицидального риска:

1. суицидальные мысли,

2. наличие суицидальных попыток в анамнезе, либо завершенный суицид среди членов семьи или друзей,

3. план суицида – чем лучше спланирован, тем больше риск,

4. низкая болевая чувствительность, равнодушие при обсуждении последствий суицидальной попытки,

5. завершение начатых дел, прощание с близкими (часто в скрытой форме),

6. социальная изоляция,

7. невыносимая душевная боль, негативное отношение к себе.

К любой суицидальной попытке в момент оказания помощи нужно относиться как к истинной. при демонстративно-шантажных попытках также есть риск завершенного суицида (может случайно получится).

Кризисная психотерапия осуществляется в индивидуальной, семейной и групповой формах (Г.В. Старшенбаум, 1987). Основными задачами психологической помощи при кризисе являются:

1. Кризисная поддержка, включающая:

· установление терапевтического контакта

· раскрытие суицидоопасных переживаний

· мобилизацию психологических механизмов защиты, поиск ресурсов

· заключение терапевтического договора (например, не совершать аутоагрессивные действия в процессе лечения).

2. Кризисное вмешательство, включающее:

· рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы

· выявление неадаптивных установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса

· коррекцию неадаптивных установок

· апробация нового поведения

3. Расширение адаптивных возможностей

· тренинг неопробованных способов адаптации

· выработка навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных установок

Со смертью каждого человека гибнет Вселенная — неповторимый мир идей и чувств, уникальный опыт и мировоззрение. Общество не может и не должно оставаться по отношению к этому спокойным и безучастным.

Смерть и умирание

Первая стадия — стадия отрицания и неприятия трагического факта. Доминирующими в этот период являются высказывания: "Только не я", "Не может быть", "Это не рак" и т.п. У больного растет тревога и напряжение, страх перед будущим. Своеобразной психологической защитой является отрицание фатального заболевания, активное обследование у различных специалистов с применением новейших параклинических методов диагностики. Пациент считает установленный диагноз ошибочным, происходит психологическая подмена диагноза на заболевание, не влекущее за собой роковых последствий.

Другая группа пациентов, узнав о смертельном недуге, ведет себя по–иному: они становятся равнодушными, обреченными, бездеятельными. Затем начинают говорить о своем скором выздоровлении. Эта своеобразная психологическая защита снижает мучительную тревогу и напряжение. Однако уже на первой стадии психотерапевты отмечают, что в сновидениях этих пациентов приcутствует символика, указывающая на смертельный недуг (образ темного тоннеля с дверью в конце,...).

Вторая стадия — стадия протеста. Когда первое потрясение проходит, многократные исследования подтверждают наличие фатального заболевания, возникает чувство протеста и возмущения. "Почему именно я?", "Почему другие будут жить, а я должен умереть?", "Почему так скоро, ведь у меня еще так много дел?"и т.п. Как правило, эта стадия неизбежна, она очень трудна для пациента и его родственников. В этот период пациент часто обращается к врачу с вопросом о времени, которое ему осталось прожить. Как правило, у него прогрессируют симптомы реактивной депрессии, возможны суицидальные мысли и действия. На этом этапе пациент нуждается в осмыслении своего заболевания, смерти, выражении чувств и выслушивании со стороны окружающих.

Третья стадия — просьба об отсрочке. В этот период происходит принятие истины и того, что происходит, но "не сейчас, еще немного". Многие, даже ранее не верующие пациенты, обращаются со своими мыслями и просьбами к Богу. Приходят начатки веры.

Первые три стадии составляют период кризиса.

Четвертая стадия — реактивная депрессия, которая, как правило, сочетается с чувством вины и обиды, жалости и горя. Больной понимает, что он умирает. В этот период он скорбит о своих дурных поступках, о причиненном другим огорчениях и зле. Но он уже готов принять смерть, он спокоен, он покончил с земными заботами и углубился в себя. На этом этапе важно помочь пациенту спланировать последние дни своей жизни, подготовиться к уходу.

Пятая стадия — принятие собственной смерти. Человек обретает мир и спокойствие. С принятием мысли о близкой смерти больной теряет интерес к окружающему, он внутренне сосредоточен и поглощен своими мыслями, готовясь к неизбежному.

Основные направления деятельности по оказанию паллиативной помощи должны быть сосредоточены на следующих проблемах:

1. Купирование психопатологической симптоматики и расстройств поведения.

Чаще всего у пациента отмечается реактивная депрессия, неврозоподобные состояния, возможны интоксикационные психозы и состония, сопроождающиеся нарушением сознания, органический психосиндром, а также поведенческие расстройства в виде аутоагрессивных и агрессивных тенденций. Купировать психотические состояния целесообразно психотропными препаратами.

2. Психологическая поддержка и психотерапевтическая помощь.

 

Чаще всего умирающие больные нуждаются в психотерапевтической помощи, направленной на уменьшение страха умирания и так называемой "смертельной тревоги", которые часто возникают или обостряются в претерминальной стадии (чаще у неверующих). Смертельная тревога сопровождается выраженными вегетативными проявлениями и синдромами.

Синдром отчуждения характеризуется чувством одиночества, изоляции от окружающего мира и дереализацией. Несмотря на то, что пациенты общаются с окружающими, они как бы находятся уже в другой реальности, им чужды обыденные разговоры и проблемы.

Синдром аннигиляции выражается в страхе перед наступлением "ничто", когда Мир будет жить и развиваться, а умирающий исчезнет. Пациенты чувствуют себя обезличенными, не проявляют свою индивидуальность, у них снижается самооценка, они замыкаются в себе.

Синдром пребывания в опасности включает в себя переживание неустранимой опасности для жизни с радикалом агрессии, которая обусловлена осознанием собственной уязвимости и конечности, а также невозможностью что-либо изменить. Этот синдром относят к деструктивным, так как бпациенты переносят ответственность за свои чувства на окружающих и часто проявляют раздражительность и злобность по отношению к персоналу и близким, в которых они видят врагов. Умирающий человек находится на вершине деструктивности, практически теряя разницу между понятием "убивать" и "быть убитым".

3. Духовная поддержка пациента.

Она должна осуществляться не только медицинским персоналом, но и при желании пациента представителями религиозных конфессий. Христианство учит, что смысл жизни заключается в том, чтобы к ее концу стать лучше, чем был. Последняя болезнь может дать человеку эту возможность. Врачи, занимающиеся тяжелобольными, отмечали, что фатальное заболевание часто меняет мировоззрение пациента, а иногда и его характер. Э. Кюблер-Росс совместно со своими сотрудниками издала сборник статей посвященных этой теме, который был назван "Смерть – последняя стадия роста". В нем были опубликованы истории духовного преображения людей на пороге смерти. У человека, понявшего, что жизнь подходит к концу, остается две возможности - пассивно поджидать смерть или полностью использовать оставшееся время для личностного роста. Об этой возможности необходимо говорить с пациентом, используя как психотерапевтические приемы, так и примеры из литературы и жизни замечательных людей.

4. Психологическая поддержка родственников.

Прежде всего, необходимо помнить, что родственники умирающего также нуждаются в информации, советах и поддержке. Часто они испытывают острую потребность разделить с кем-либо свои чувства и мысли. Важно помочь им понять причины недовольства, раздражительности, гневливости и других негативных реакций умирающего, которые часто причиняют страдания родным. Кроме того, необходимо помнить о том, что свыше 40% родственников после смерти близкого человека сами заболевают, поэтому превентивные психологические меры по предупреждению развития психических и поведенческих расстройств также крайне необходимы.

Анализ рассказов умирающих позволил Моуди описать типичную схему последовательности субъективных переживаний пациентов, переживших клиническую смерть. Больные слышали отдельные фразы или же целые диалоги медицинского персонала, обсуждающих их состояние. Многие из них ощущали мир и спокойствие, слышали странные звуки (шумы, жужжание, щелчки, рев, звон, свист, хлопки), перезвон колокольчиков, "волшебную музыку". Необычайно часто пациенты описывали ощущение полета сквозь темное закрытое пространство (воронку, пещеру, туннель, цилиндр, долину, желоб или сточную трубу). После этого многие пациенты переживали явления выхода из своего физического тела и отделение от него, то есть декорпорацию. В этот период перед ними проходила вся жизнь, многие встречались с покойными родственниками и друзьями, с невиданным ранее "Светящимся существом", от которого исходила особая любовь и душевная теплота. Далее во многих сообщениях описывалось чувство достижения границы или предела и ...возвращение.

Отношение к возвращению было различным: от сожаления до благодарности. Особое сожаление о своем возвращении высказывали люди, встретившиеся со "Светящимся существом". Опыт соприкосновения со смертью практически всегда оказывал влияние на дальнейшую жизнь человека. Французский психиатр Патрик Дьюаврин, изучавший лиц, перенесших клиническую смерть, отмечает изменение мировоззрения этих пациентов: у них появляется интерес к философской и духовной литературе, меняется иерархия ценностей, кардинально изменяется отношение к жизни и смерти. Они стали ценить каждый прожитый день и то что происходит "здесь и сейчас". Эти люди становятся более уравновешеными, умиротворенными, употребляют меньше алкоголя и лекарственных препаратов, чем до болезни, многие события в жизни приобретают для них особую значимость. В психиатрии этот феномен известен под названием "вновь приходящего опыта".

Доктор Noyes R. , проанализировав множество отчетов и рассказов людей, соприкоснувшихся со смертью, с психологической и психиатрической точек зрения подтвердил гипотезу Альберта Хейма о типологическом единстве и характерной последовательности смены ментального состояния у этой категории людей и описал феномен околосмертельного опыта (НДЕ).

 

Он выделил 3 стадии переживаний, через которые проходят люди, находящиеся под внезапно возникшей угрозой смерти

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.