Сделай Сам Свою Работу на 5

РАБОТОДАТЕЛЮ СТАНЕТ ВЫГОДНО УЛУЧШАТЬ УСЛОВИЯ ТРУДА





Установление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда означает отход от административно-распределительной «списочной» системы и переход к рыночным механизмам защиты здоровья работников.


 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССОВ УСЛОВИЙ ТРУДА

СОУТ проводится по единой процедуре, предусмотренной Законом № 426-ФЗ, на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест:

· надомников;

· дистанционных работников;

· работников, вступивших в трудовые от­ношения с работодателями – физически­ми лицами, не являющимися индивиду­альными предпринимателями (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).


СОУТ является комплексом последова­тельно выполняемых мероприятий по иден­тификации вредных и опасных факторов на основе Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов (да­лее – Классификатор) и оценке их воздей­ствия на организм работника с помощью инструментальных измерений и сравнения полученных значений с нормативами соглас­но Методике проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика). Указанные Классификатор и Методика утверждены при­казом Минтруда России от 24.01.2014г. №ЗЗн.

Если вредные и опасные факторы не вы­явлены, то в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ работодатель вправе подать в территориальную государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Формирование и ведение единого федерального реестра таких деклараций обеспечивает Роструд.

Однако в соответствии с п. 6. ст. 10 Закона № 426-ФЗ не подлежат декларированию (т.е. обязательно проведение инструментальных исследований вредных и опасных факторов) следующие рабочие места:



· работников, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

· в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;



· на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – АРМ) или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.


В статье 13 Закона № 426-ФЗ перечислены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении СОУТ. Не вдаваясь в подробности, отметим, что по сравнению с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспот­ребнадзором 29 июля 2005 г.) (далее – Р 2.2.2006-05), на основе которого до 31 декабря 2013 г. проводилась АРМ, несколько сокращены показатели, связанные с напряженностью и тяжестью труда, изменена оцен­ка и классификация ряда других факторов производственной среды. Впервые на уровне Федерального закона установлена классификация условий труда (ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Ранее она содержа­лась в Р 2.2.2006-05 – документе, который по своему юридическому статусу носил реко­мендательный (необязательный) характер.

Напомним, что в ходе АРМ оценивалось наличие сертифицированных средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и их соот­ветствие отраслевым нормам бесплатной выдачи. Однако сам факт наличия (или от­сутствия) СИЗ не влиял на установление класса условий труда. Теперь п. 6 ст. 15 За­кона № 426-ФЗ позволяет снижать его в слу­чае применения работником эффективных сертифицированных СИЗ. Решение о сниже­нии класса (подкласса) условий труда на одну степень принимает комиссия по проведению СОУТ на основании заключения эксперта аккредитованной организации, проводившей такую оценку в соответствии с методикой, утверждаемой Минтрудом России. Снижение класса условий труда более чем на одну сте­пень в соответствии с п. 7 ст. 15 Закона № 426-ФЗ возможно по согласованию с территори­альным органом Роспотребнадзора.

Следует обратить внимание на ст. 5 За­кона № 426-ФЗ, в которой перечислены пра­ва и обязанности работника в связи с осу­ществлением СОУТ. Так, работник вправе:



· присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;

· обращаться с вопросами, предложения­ми, высказывать свое мнение работода­телю (или его представителю), эксперту организации, проводящей СОУТ.


Работник обязан ознакомиться (под под­пись) с результатами проведенной на его ра­бочем месте СОУТ. Однако подпись не озна­чает его согласия с итогами процедуры. Закон дает право работнику (а также профсоюзному органу) обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте путем подачи соответствующего заявления в территориаль­ный орган Роструда или иска в суд.

С 1 января 2014 г. изменился механизм обосно­вания и назначения компенсаций категориям работников, включенным:

· в Список производств, цехов, профессий и долж­ностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. постановле­нием Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22);

· Списки производств, работ, профессий, должно­стей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10);

· Списки производств, работ, профессий и долж­ностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. по­становлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537);

· иные списки «льготников», предоставляющие право получения компенсаций в связи с вредны­ми и (или) опасными условиями труда.

Суть нововведений заключается в том, что нали­чие вредных и (или) опасных факторов на рабочем месте конкретного работника-«списочника» теперь должно быть подтвержено в ходе СОУТ.

Важная законодательная новация – класс условий труда в ходе СОУТ устанавливается с учетом эффективности применяемых работ­ником средств индивидуальной защиты. Оцен­ка эффективности последних и их соответствия классу условий труда на конкретном рабочем месте предполагает учет комплекса параметров, в т. ч. технических характеристик средств индиви­дуальной защиты, соблюдения сроков их носки, правил хранения, применения и т.п.


РАБОТОДАТЕЛЮ СТАНЕТ ВЫГОДНО УЛУЧШАТЬ УСЛОВИЯ ТРУДА


Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ резуль­таты СОУТ имеют широкую сферу примене­ния. Выделим наиболее важные направления:

· установление работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;

· установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом клас­са (подкласса) условий труда на рабочем месте;

· расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное стра­хование от несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболева­ний;

· разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

· оценка уровней профессиональных ри­сков;

· решение вопроса о связи возникших за­болеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных за­болеваний;

· обеспечение работников СИЗ, оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;

· осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

· организация обязательных предвари­тельных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

· обоснование финансирования меро­приятий по улучшению условий и охра­ны труда, в т.ч. за счет средств ФСС России.


В таблице 1 показаны основные статьи расходов, которые придется нести работода­телю по результатам СОУТ. При этом объем затрат по некоторым позициям он будет определять сам на основе требований госу­дарственных нормативных актов. Размер обязательных страховых взносов в ФСС России и ПФР в соответствии с федеральны­ми законами от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от не­счастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний», от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсион­ный фонд Российской Федерации, Фонд со­циального страхования Российской Федера­ции, Федеральный фонд обязательного ме­дицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) будет устанавливаться представи­телями указанных государственных структур.

 

Таблица 1. Расходы работодателя по результатам проведения СОУТ

  Результаты специальной оценки условий труда
Расходы внутри организации Выплаты в государственные внебюджетные фонды
Дополнительный отпуск (ст. 117 ТК РФ) Доплаты (ст. 147 ТК РФ) Надбавки и скидки к страховым взносам в ФСС России (ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
Сокращенная рабочая неделя (ст. 92 ТК РФ) Молоко и лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК РФ)
Медосмотры (ст. 213 ТК РФ) Обеспечение СИЗ (ст. 221 ТК РФ) Дополнительные страховые взносы в ПФР, дифференцированные тарифы в зависимости от класса условий труда (ч.2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ)


Как известно, необходимость разработ­ки Закона № 426-ФЗ возникла после допол­нения в декабре 2012 г. Закона № 212-ФЗ новой ст. 58.3, предусматривающей обязан­ность работодателя уплачивать в ПФР стра­ховые взносы по дополнительным тарифам в пользу физических лиц, занятых на рабо­тах с тяжелыми и (или) вредными условия­ми труда и имеющих на этом основании право на досрочную трудовую пенсию по старости. Также декларировалось право работодателя на освобождение от уплаты таких дополнительных взносов по резуль­татам СОУТ, проводимой в порядке, уста­навливаемом отдельным федеральным за­коном.

С 1 января 2014 г. вступила в силу новая ст. 2.1 Закона № 212-ФЗ, в которой дополни­тельные страховые тарифы дифференцирова­ны в зависимости от класса условий труда, определяемого по результатам СОУТ (табл. 2).


Таблица 2. Дополнительные страховые взносы (солидарная часть), уплачиваемые работодателем в ПФР
в зависимости от класса условий труда на рабочих местах

 

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасные 8%
Вредные 3.4 7%
3.3 6%
3.2 4%
3.1 2%
Допустимые 0%
Оптималь-ные 0%

 

Дополнительный тариф взносов в ПФР рассчитывается для каждого рабочего места, на котором установлены вредные или опас­ные условия труда. Чем больше в организации таких рабочих мест – тем выше сумма дополни­тельных отчислений.

По оценкам экспертов , прямые затраты и выплаты работодателя по результатам СОУТ {компенсации работникам, обязательные страховые взносы в ФСС России и ПФР) составят в среднем около 10-15% от фонда оплаты труда. Это очень серьезные деньги для предприятий. Таким образом, государство включает экономические механизмы, побуждающие работодателей улучшать условия труда, снижать риски и уровень воздействия вредных факторов.


Другие компенсации работникам, за­нятым во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, сокращен­ная рабочая смена, денежные доплаты), также дифференцированы по классам усло­вий труда на конкретном рабочем месте. В итоге у работодателя появляется серьезная экономическая мотивация бороться за улуч­шение условий труда на каждом рабочем месте, по каждому вредному (опасному) фактору.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.