Значение, плательщики, экономическая сущность НДС
Налоговая система России и налоговая политика. Классификация налогов.
Система налогов и сборов п/с совокупность налогов, сборов, пошлин и др. обязательных, законодательно установленных платежей (в НК определения нет, есть в законе «Об основах налоговой системы», действовавшем до 1999 г. Это определение не противоречит главе II части 1 НК, где отражен перечень налогов и сборов).
Современная налоговая система молода и противоречива, действует с 1992 года. Имеет большое количество законодательных противоречий:
1. Между налоговым и др. законодательствами (определение предпринимателя в ГК усложняет его н/о)
2. Внутри налогового законодательства (в 1-ой части НК запрещено изменять федеральные налоги; во 2 ч. (гл.25) регионам разрешено уменьшать ставку НП до 13.5%)
Становление и развитие налоговой системы (НС) РФ
До 1992 года НС РФ носила упрощенный конфискационный характер (т.к. преобладала (до 92%) гос. собственность; налоги практически в том же объеме, но в НП – вся неизрасходованная прибыль изымается государством). Правомочно применялось не налоговое регулирование, а административные методы.
С 1992 года по н.в. действует современная НС (на основе равенства форм собственности). В целях соблюдения экономических интересов государства создан целый ряд налоговых структур (с 1992 по 2000 гг. ГНС (гос.нал.служба); с 2000 по 2005 – Министерство по налогам и сборам; с 2005 – ФНС при Минфине; с 1993 по 2003 гг. – налоговая полиция, Росфинмониторинг).
Развитие системы налогов и сборов ожидается в направлении упрощения НС (вместо вменёнки – Патент с 2014 г.), снижения налогового бремени (в 2012 г. на 4% отчисления в ПФ меньше)).
Налоговая политика – это действовавшая, действующая или планируемая налоговая система. Она определяется на следующий год в конце текущего (почему в конце??) (при рассмотрении и принятии бюджета, т.к. налоговые доходы определяют доходы бюджета, до 90% б-та - налоговые).
Современные изменения налоговой политики по степени значимости можно сгруппировать:
1. коренные – 1992 г. (современная НС)
2. значительные – с 1999 г. по настоящее время (1999 г. – первая часть НК, по н.в. - не все налоги в НК, напр-р, в НК нет налога на имущ-во физ. лиц)
3. вынужденные оперативные – в течение года (изменение тарифов и налогов, исходя из состояния мировой экономики: пошлин на нефть, в зависимости от ее цены.)
??? Где в НК говорится о налоговой системе?(гл. 2, но определения там нет, только перечень налогов и сборов)
Почему налог на прибыль определяется в конце года?(это связано с формированием доходной части бюджета при формировании б-та в конце года)
Классификация налогов
Налоги группируются исходя из различных признаков:
1. по налогоплательщикам – налоги с юр. и физ.лиц
2. исходя из межбюджетного распределения (т.е. поступают в один из уровней бюджетной системы):
– закрепленные (в один бюджет, НДС с 2002 г)
- регулирующие (между бюджетами, НП – 2% - в федеральный, 18% - в региональный)
3. по уровням власти, принявшим данный налог:
- федеральные (8 шт.)
- региональные (3)
- местные (земельный) (2)
(по отношению к доходам – прямые (НДФЛ, НП) и косвенные (НДС, акцизы, имуществ. налоги); по источникам погашения – за счет выручки, себестоимости, прибыли)
??? Какая из классификаций вам больше нравится (наиболее важная)? и почему? (самая главная – по уровням власти, т.к. закреплена законодательно в НК гл.2; имеет практическое значение – не перечисленные в нем налоги не имеют правоприменительной практике в государстве)
Плательщики налогов, их права и обязанности, ответственность. Налоговые органы, их права и ответственность.
Налогоплательщики – это юр. и физ.лица, на которых возложена обязанность правильно исчислять и своевременно уплачивать налоги. По НК 2 категории н/п-ов, а фактически 3 (предприниматели без образования юр. лица, у которых за 3 месяца доход свыше 2 млн. уплачивают НДС, т.е. все налоги с физ. лиц и НДС – налог с юр. лиц).
Права (ст. 21 НК – около15):
1. получать от налоговых органов в письменной форме разъяснения по исчислению и уплате налогов (если неправильно, налогоплательщик материальной ответственности не несет);
2. присутствовать при проведении проверок;
3. обжаловать результаты проверок.
(возврат – не ответственность).
Обязанности (ст. 23 НК – около 12):
1. регистрироваться в налоговом органе
2. вести учет и сохранять его данные в течение 3х лет (не включая год проведения проверки)
3. предоставлять информацию контролирующим структурам (при предъявлении письменного запроса или направлении на проверку).
К органам налогового контроля по НК относятся (только исполнительные органы власти (кого назначило государство)):
- Минфин (управление по фин.бюджетному надзору)
- ФНС
- таможня
- МВД (с 6.12.11 г. переданы в Следственный комитет; до 2007 г. были подразделением внебюджетных фондов (с 07 г. по настоящее время исключены, с 10 г. фактически действуют))
Все ветви власти занимаются налоговым контролем:
1. законодательные (гос.дума, совет федерации, гос.собрание в РМ) – принимают, изменяют, отменяют законы о налогах и контроле.
2. cудебные – выносят решения по налоговым спорам (для юр. лиц – арбитраж, для физ.лиц – суды общей юрисдикции, мировые)
3. налоговые органы – ФНС с ее территориальными подразделениями
4. специальные органы налогового контроля (Следственный комитет - только уголовно наказуемые налоговые правонарушения; таможня –налоги и платежи только при пересечении границы)
5. негосударственные органы (аудиторские фирмы; основной раздел аудиторского заключения – взаимоотношения с бюджетом отправляют в налоговую)
Структура налоговых органов
Структура носит территориально-отраслевой характер (территория – закрепление налогоплательщиков за инспекциями по месту регистрации; отрасль – подчинение нижестоящих вышестоящим). Носит 3х уровневый характер:
1. центральный аппарат (сам с н/п-ми не работает, только инспекции при нём) (ФНС; контролирует поступления федерального бюджета, выпускает методики по исчислению налогов, координирует деятельность региональных управлений (при центральном аппарате существует 15 отраслевых инспекций по особо крупным налогоплательщикам: Мордовспирт)
2. региональное управление (УФНС РФ по РМ; контролирует региональные доходы, организовано оно по принципу налогоплательщика (2 зама: по юр. и физ. лицам; раньше до 2009 г. – по видам налогов)
3. инспекции
Инспекция является основным звеном налогового контроля, т.к. только она осуществляет работу с налогоплательщиками (регистрирует, принимает отчетность, контролирует). Организована по признаку проверок (отделы камеральных и выездных налоговых проверок; до 2007 г. - по признаку налогоплательщиков)
(В РМ до 2002 г. в каждом районе была своя инспекция, с 2002 г. межрайонные инспекции; одна Ленинская районная; с 2004 г. – еще и Октябрьская, 7 межрайонных и 2 районные).
Права налоговых органов (НО) корреспондируются с обязанностями налогоплательщиков (требуют…, проверяют …, контролируют …), а также имеют ряд прав при проведении выездных проверок (выемка документов, арест расчетного счета, инвентаризация).
НО могут нести материальную ответственность за счет федерального бюджета по решению суда в случае нанесения ущерба налогоплательщику (возврат налогоплательщику ранее взысканных средств – не ответственность, т.к. деньги налогоплательщика, повторный суд и возмещение - ответственность).
Работники НО по налог. зак-ву материальную ответственность не несут, но могут нести по общегражданскому законодательству как лица, нанесшие ущерб деятельности предприятия.
???Гл. 16 – ответственность и виды правонарушений
Какая ответ-ть м.б.? –административная и уголовная (ст. 198 – 199 УК РФ, если особо крупные размеры и умысел содеянного)
Налог на добавленную стоимость.
Значение, плательщики, экономическая сущность НДС
НДС относится к федеральным закрепленным налогам (в полном объеме поступает в один из уровней бюджетной системы) (до 2002 г. – регулирующий: 83% в федеральный, 17% в региональный).
В федеральном бюджете занимает 1 место по налоговым поступлениям (около 17%).
Плательщики – юр. лица (предприниматели с доходом за 3 месяца свыше 2х млн.)
НДС представляет собой изъятие государством части вновь созданной стоимости на каждом этапе ее воспроизводства.
Экономическая сущность НДС связана с созданием государством дополнительной ценностной конкуренции с целью закрытия малорентабельных предприятий (с введением НДС увеличивается цена и разница в цене на одноименные товары; (с чем связан или на что влияет НДС прежде всего?) НДС связан с закрытием (с возможностью существования предприятия), а НП – с возможностью развития).
Как вам этот налог? -Для экономики очень вреден, но один из самых крупных налогов в Европе (у нас – 18%, в Европе – 20%).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|