Сделай Сам Свою Работу на 5

Ответственность родителей за детей 2 глава





72-02 Твоя идея открыть в Новом Вриндаване детский сад — очень хорошее предложение. Можешь немедленно приниматься за дело, посоветовавшись с остальными. Однако учти, что мы обучаем детей бхакти, приобщая их к [духовной] практике и ослабляя их стремление к играм. Если дети просто делают все то, что делают старшие, то есть, регулярно посещают мангала-арати, рано встают, повторяют мантру, едят прасад, заглядывают в книги, поклоняются Божествам и т.д., они естественным образом научаются должным вещам, и тогда необходимости в специальном обучении уже нет. Дети всегда делают то, что видят, поэтому если, благодаря доброму общению с родителями и другими старшими, они утвердятся в сознании Кришны, и если они не будут испорчены навязыванием им искусственного уровня потребления, они будут думать, что аскетическая жизнь — это очень весело. В Индии можно видеть, как юных брахмачари посылают просить подаяние для духовного учителя, чтобы научить их смирению и непривязанности. Они проводят целый день на жаре, а вечером возвращаются, съедают пригоршню риса и спят без одеяла на голом полу — и им очень даже нравится такая жизнь.



Вот как мы обучаем наших детей сознанию Кришны — организуем их жизнь так, чтобы они участвовали в нашей ежедневной программе и общались с преданными Кришны, даем им духовную реализацию, прививая мысль, что жертвы и тапасья ради достижения высшей цели — это и есть самый замечательный образ жизни. Мы не даем им много играть и не обучаем их играм. Все эти так называемые научные методы обучения искусственны, в них нет необходимости, и, в общем, я не очень верю в эту систему Монтессори, как и в любую другую систему обучения. А вот идея поставить алтари, чтобы учить детей поклонению Божествам хороша. (ПШП Сатьябхаме, 28 февраля 1972)

72-05 Я видел здесь, в Лос-Анджелесе, твою жену Нандарани, она прекрасно себя чувствует. Я хочу, чтобы она помогла мне исправить ситуацию в далласской школе, поехав туда и взявшись за обучение детей. Если детям предоставить возможность играть, как играл Кришна со своими друзьями-пастушками, затем немного азбуки, затем даршан Божеств и арати, затем какой-то прасад, они таким образом будут постоянно переключаться с одного вида деятельности на другой и будут всегда веселы и жизнерадостны, и уже в раннем возрасте превратятся в твердых преданных. Маленькие дети лучше всего учатся всему этому от матери или вообще от женщин. Поэтому я думаю, что некоторые матери наших детей должны отправиться в Даллас и принять на себя ответственность за обучение детей, в особенности, за обучение их тому, как подражать играм маленького Кришны. Если попросить ребенка изобразить дерево, он тут же поднимет руки и скажет: «Вот, я дерево». Если попросить его быть коровой, он станет на четвереньки, и его можно будет погонять хворостиной и говорить: «Пошла, пошла!» А если какой-то ребенок будет плохо есть прасад, ему можно сказать: «Ты корова, сейчас корова должна поесть травки», — и от тут же станет на четвереньки и начнет есть прасад, как коровы едят траву. Так надо обучать наших детей в далласской школе, потому что я хочу, чтобы новое поколение преданных успешно несло эту великую миссию дальше. (ПШП Даянанде, 20 мая 1972)



72-06 Для обучения совсем маленьких детей лучше всего подходят женщины, особенно если они сами — матери, когда же дети становятся брахмачари, в пять-шесть лет, их уже должны учить мужчины. Если Стока-Кришне трудно управляться со всеми делами, найди ему в помощь нескольких человек из твоей зоны. Пусть он занимается организацией и будет ответственным за все, а остальные должны следовать его указаниям и освободить ему время, чтобы он мог за всем следить. (ПШП Сатсварупе, 16 июня 1972)

72-07 Я удивлен, что ты хочешь отдать своего ребенка другим людям, пусть даже и преданным. Для тебя поклонение ребенку [должно быть] важнее поклонения Божеству. Если у тебя не хватает времени на ребенка, прекрати исполнение обязанностей пуджари. Ты должна как следует заботиться о своем сыне, пока ему не исполнится, как минимум, четыре года, и если после этого у тебя не будет возможности заботиться о нем, я позабочусь о нем сам. Этих детей послал нам Кришна, они вайшнавы, и мы должны очень тщательно их оберегать. Это не обычные дети, это дети Вайкунтхи, и нам очень повезло, что у нас есть возможность помогать им прогрессировать в сознании Кришны. Это величайшая ответственность, не пренебрегай ею и не заблуждайся. Твои обязанности предельно ясны. (ПШП Арундхати, 30 июля 1972)



75-10 Создать детский сад — это очень хорошая идея. (ПШП Рамешвара-дасу, 17 октября 1975)

75-11 Программа развития детского сада очень важна. Хорошо, что матерей можно будет освободить, чтобы они больше внимания уделяли преданному служению. Женщины не должны ограничиваться простым воспроизводством, они тоже должны развивать свою преданность. (ПШП Джаятиртха-дасу, 20 ноября 1975)

76-04 Что касается занятий Химавати, то она организует здесь, во Вриндаване детский сад для малышей. (ПШП Хамсадуте Махарадже, 2 апреля 1976)

Дети в сознании Кришны

65-11 Благодарю тебя за письмо от 9 числа текущего месяца. Я весьма рад, что твой маленький Биджо растет, и в нем просыпается дух приключений. Обычно сын перенимает качества матери, а дочь — качества отца. Такие дети счастливы в жизни. Ты переняла качества своего отца — умного человека, а твой сын будет таким же умным, как ты, так что он вырастет таким же, как твой благородный отец. Желаю тебе, чтобы твои растущие дети приносили тебе все больше счастья. Гляди-ка: я — Старый Биджо, вот почему в своем преклонном возрасте я пустился в приключение, и, так же, как твоему маленькому Биджо требуется помощь в его маленьких приключениях, твоему старому Биджо также нужна твоя помощь в его приключениях в Америке. (ПШП Салли, 13 ноября 1965)

68-05 Большое тебе спасибо за твое письмо от 14 мая 1968, я отметил твои добрые чувства с благодарностью. Не дожидайся следующей жизни, чтобы завершить дело осознания Кришны. Постарайся закончить его в этой жизни. И молись Кришне, чтобы если ты не успеешь осознать Кришну в этой жизни, Он дал тебе шанс родиться в семье, которой и мать, и отец сознают Кришну. Это редкостная возможность. Подобным образом, ребенок, который сейчас приходит в вашу семью, скорее всего, занимался осознанием Кришны в своей предыдущей жизни. Я уже давно не имел вестей от твоего мужа. (ПШП Малати, 28 мая 1968)

68-08 Относительно проблемы детей: могу сказать, что все наши дети, рожденные от родителей-преданных, желанны. Нам нужны сотни таких детей, ведь мы надеемся в будущем изменить весь мир, поскольку ребенок — это отец взрослого. В любом случае, я видел, что Малати очень хорошо ухаживает за своим ребенком. Она приходила ко мне каждый день, и ребенок играл и никогда не плакал. И ребенок Лилавати тоже никогда не плачет и никому не мешает. Лилавати постоянно приходила со своим ребенком. Так что все зависит от матери. Надо научиться ухаживать за ребенком так, чтобы ему было хорошо, тогда он не будет плакать. Ребенок плачет только тогда, когда чувствует дискомфорт, а комфорт и дискомфорт ребенка зависят от того, сколько внимания уделяет ему мать.

Итак, лучше всего воспитывать наших новорожденных детей так, чтобы они всегда были удовлетворены и не мешали проведению программ, чтобы никто не жаловался. Но не может быть никаких строгих правил или установок, что подросших детей, 7-8 лет, мы признаём, а никаких других детей не признаём. Так нельзя, и я никогда не дам разрешения на установление подобного правила. Наоборот, я принимаю ребенка с самого рождения, чтобы духовная вибрация могла войти в его уши, и он с самого начала своей жизни уже мог очищаться. Но, конечно, детям нельзя позволять беспокоить всех на собраниях своим криком. Матери отвечают за то, чтобы ребенку было комфортно, и он никого не беспокоил. (ПШП Кришне-деви, 21 августа 1968)

68-10 Весьма вдохновляет, что твоя группа санкиртаны каждый день собирает какие-то пожертвования, вдохновляет и то, что вы продаете «Обратно к Богу». У группы санкиртаны, которую здесь возглавляет Тамала-Кришна, дела тоже идут хорошо. Насколько я понял, сын Туласи-Деви, Карнапура, выбрал во время церемонии анна-прашаны монеты. Это очень хорошо. Думаю, этот мальчик заработает достаточно денег для распространения сознания Кришны. (ПШП Чидананде, 15 октября 1968)

68-12 Из твоего письма я понял, что ты стремишься стать домохозяином. Это очень хорошо. Нам нужно много домохозяев, которые могли бы подавать пример того, как в сознании Кришны можно вести чистую и здоровую жизнь, даже в семье. Кроме того, нам нужно множество сознающих Кришну детей, чтобы показать, как прекрасно может развиваться ребенок, когда он следует принципам сознания Бога. (ПШП Нандакишоре, 11[КМ-д93] декабря 1968)

69-07 Весьма благодарен тебе за письмо от 15 июля 1969. Я очень часто думаю о тебе и считаю тебя самой идеальной женой-преданной. Твой муж Адвайта очень много и усердно трудится в сознании Кришны, а когда муж хорошо исполняет свои обязанности, это идет в заслугу не только мужу, но и жене. Материалистический брак несет обычно слишком много невзгод и разочарований, поскольку главным принципом и мужа, и жены является удовлетворение собственных чувств. Поэтому конфликты и разводы неизбежны. Но в браке сознающих Кришну людей главное для мужа и жены — служить Кришне и помогать друг другу развиваться в духовной жизни. Таким образом, муж и жена являются благодетелями друг для друга, поэтому ни о каких серьезных разногласиях или разводе и речи нет. Я уверен, что твоя дочь Нандини очень и очень удачлива, раз у нее такие прекрасные родители-преданные Господа Кришны. В Бхагавад-гите Кришна говорит нам, что если человек рождается в семье преданных, это означает, что он был самым благочестивым среди всех живых существ. Так что постарайся воспитать Нандини в сознании Кришны, и Кришна прольет на тебя и твою семью все Свои благословения. По поводу твоего вопроса, можно ли провести для твоего ребенка церемонию с предложением Шримад-Бхагаватам и монет — да, это можно. Несколько месяцев назад эта церемония была проведена для Вишну-арати, дочери Кришны-деви и Динеш-Чандры, и Вишну-арати выбрала Бхагаватам. (ПШП Балаи, 21 июля 1969)

75-09 Сим уведомляю, что получил твою телеграмму по поводу ребенка, который родился у Рама-Прасада. Что касается имени, вы можете назвать ребенка Бхактивардхана-дасом. Я посылаю все свои благословения, чтобы этот ребенок мог вырасти чистым вайшнавом. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии. (ПШП Мадхудвише Свами, 4 сентября 1975)

75-11 Я обратил внимание на то, что твоя жена родила девочку. Другие твои дети — тоже даси, или у тебя есть и дасы? Нам нужно больше дасов, чем даси. (ПШП Бахудака-дасу, 10 ноября 1975)

77-03 Из твоего письма я понял, что ты и твой брат Индреша — великие преданные. Вам очень посчастливилось, что ваши родители — преданные, и вы с самого раннего детства обращены в сознание Кришны. Мне тоже посчастливилось иметь родителей-преданных. Когда я был маленьким, они подарили мне Радху-Кришну, чтобы я Им поклонялся, а кроме того я проводил, вместе со своими юными друзьями, праздник Ратха-ятры. Я всегда помню о вас, о том, какие вы хорошие преданные. Пожалуйста, продолжайте служить Шримати Туласи-деви и Радхе с Кришной, и тогда ваша жизнь будет возвышенной. (ПШП Минакши, 16 марта 1977)

Дети и дисциплина

69-03 Следи хорошенько за Нароттама-дасом. Это очень хороший мальчик. Иногда он подпадает под влияние майи, но в этом нет ничего удивительного. Пожалуйста, опекайте этого мальчика как можно лучше, а ты, когда поедешь в Нью-Йорк, возьми его с собой, чтобы я мог его повидать. (ПШП Химавати, 23 марта 1969)[КМ-д94]

72-04 Насчет того, что я отругал тебя в Майяпуре за твои вопросы — любого своего ученика я ругаю только из любви. Обязанность отца — воспитать своего сына сильным человеком, полезным гражданином, и иногда он может пожурить сына, чтобы научить его. Но строгость эта нужна только для блага сына. Вы все мои духовные дети, и моя единственная забота — видеть вас сильными в преданности Господу Кришне, поэтому иногда я могу вас и выругать, но вы должны всегда помнить, что это делается с любовью и только ради вашего блага. Ты умный мальчик, и я хочу научить тебя так, чтобы ты мог с полной убежденностью проповедовать великую философию сознания Кришны и помочь мне освободить все духовно страждущие души этого мира. Поэтому ты должен принять мою брань как свою возможность продвинуться в сознании Кришны, и никак иначе. (ПШП Ниранджане, 12 апреля 1972)

72-05 Нам столько нужно сделать! Нам нужно общаться с огромным количеством людей, и у каждого своя личность. Пожалуйста, используй их энергию и в то же время следи, чтобы они были удовлетворены. В этом искусство руководителя. Если человек назначен руководить, другие должны подчиняться ему и слушаться его. «Послушание — первый закон дисциплины». Люди указывают на [чужие] промахи, но сами они не исполняют свой долг, потому и ищут промахи у других. Они пришли служить, а служить не хотят, вот и ищут себе оправдания: «О, вот тут неправильно! Я ухожу». Работники не должны выискивать недостатки. (ПШП Гирирадже, 15 мая 1972)

72-11 Единственно, я очень огорчен, что ты оставила общество преданных из-за этого случая в гурукуле. Теперь ты живешь одна, так как твое сердце ранено тем, что тебе приходилось наблюдать, как порой с детьми обращались плохо, и никто не прислушался к твоему доброму совету. Но ты можешь быть уверена, что я постоянно пекусь о благе своих учеников, поэтому я принимаю меры, чтобы исправить это несчастное положение. Сейчас я советую тебе отложить в сторону все эти чувства и снова наполнить свою жизнь преданным служением в сознании Кришны, и если ты вернешься в далласскую школу и покажешь другим учителям, как правильно учить и дисциплинировать учеников, это будет великое служение. Я посылаю копию этого письма вместе с твоим письмом Сатсварупе и прошу его немедленно уделить этим письмам внимание.

Теперь по сути. Детей ни в коем случае нельзя бить, как я уже говорил. Им нужно очень строго показывать палку. Если человек не справляется с этим, значит, он непригоден к тому, чтобы быть учителем. Если ребенок правильно обучен в сознании Кришны, он никогда не уйдет. Это означает, что у него должно быть две вещи: любовь и образование. Поэтому, если ребенка бьют, ему будет трудно принимать все в духе любви, и если он уже достаточно большой, он может пожелать уйти — в этом вся опасность. Так почему же происходит все это — маршировка под джапу, недостаточное количество молока, слишком жесткие требования в связи с распорядком дня, битье маленьких детей? Зачем все это навязывается? Зачем они вводят такие новшества, как маршировка с джапой, как в армии? И что я могу сделать, находясь на таком расстоянии? Пока дети маленькие, они должны играть и бегать. А читать джапу из-под палки — это не метод. Итак, я задал тебе направление, по мелким деталям со мной консультироваться не нужно: для этого есть ответственные лица. Если там нет ни одного человека, который мог бы управиться с этим делом, что могу сделать я? Сейчас, если тебе ясно, как нужно действовать, ты можешь снова поехать туда и занять какой-нибудь ответственный пост, чтобы исправить положение. На самом деле это твой долг. Нельзя же так: чуть только возникли разногласия, я поворачиваюсь и с негодованием удаляюсь. Нет. Это не по-вайшнавски. По-вайшнавски будет так: ну и что, что возникли разногласия? Мой духовный учитель велел мне делать то-то и то-то, и я буду это делать, вот и всё. (ПШП Бханутанья-даси, 18 ноября 1972)

72-11 Я очень рад, что дети в гурукуле делают успехи в своем образовании в сознании Кришны, это приятно слышать. Да, если мы просто будем правильно их учить, из них вырастут преданные высочайшего уровня. А что это за обучение? Их просто нужно занимать так, чтобы они каждую минуту так или иначе помнили Кришну, вот и все. Это процесс не механический, нельзя думать, что если мы заставим их делать то-то и то-то, из них получится то-то и то-то. Нет, мы личности, и Кришна — личность, и наши отношения с Ним Он всегда оставляет открытыми, как добровольное соглашение и добровольную установку: «Да, Кришна, я с радостью сделаю все, что Ты захочешь». Такая радостная готовность повиноваться возможна только там, где есть любовь. А когда есть любовь: «О, я с радостью сделаю все, что Ты хочешь!» Это бхакти, это сознание Кришны.

Подобным образом, если мы развиваем в детях естественную для них склонность любить Кришну, если мы вдохновляем их на это, тогда мы сможем воспитать из них людей высочайшего уровня. Тогда они всегда с радостью сделают для тебя все, о чем ты их попросишь. Я слышал, детей несколько раз били палкой. Конечно, я не знаю, как оно было на самом деле, но этого делать нельзя. Можно показывать палку, пугать, но наивысшее искусство состоит в том, чтобы так или иначе, хитростью или еще как — избегать насилия и побуждать детей повиноваться из любви. Это по-настоящему успешный метод поддержания дисциплины. (ПШП Рупа-виласе, 18 ноября 1972)

72-12 По поводу твоего вопроса, можно ли применять к детям силу: нет, нельзя силой заставлять детей делать что-либо. Кто это выдумал? Если мы хотим, чтоб дети стали великими преданными, их надо воспитывать с любовью, а не способом отрицания. Конечно, если они ведут себя плохо, мы можем показать им палку, но мы никогда не должны применять ее. Ребенок соображает слабо, поэтому его можно перехитрить и заставить слушаться, разыграв его, и он будет вести себя правильно. Но силу не применяй никогда, особенно в том, что касается его джапы и других аспектов духовного обучения. Это испортит его, и в будущем он не захочет заниматься тем, к чему его принуждали. (ПШП Брахманья-Тиртхе, 10 декабря 1972)

76-01 Да, постарайся как можно больше вдохновлять [преданных на] распространение книг. Книги — основа нашего Движения. Если людям нравятся наши книги, то это потому, что мы не отклоняемся от пути, начертанного возвышенными преданными. Мы не пишем ничего по собственной прихоти. Что касается преданных, которые неохотно распространяют книги из-за того, что их заставляют это делать, — какое-то давление необходимо, особенно на первых порах. Конечно, его нужно применять должным образом, чтобы не оставить неприятного осадка. Но спонтанного служения можно ожидать только от развитых преданных. Ребенка вначале заставляют ходить в школу и заставляют читать. Через некоторое время он уже сам хочет читать, и его уже не надо заставлять. Каждый из нас имеет подобный опыт. Это ваидхи-бхактиваидхи означает «должен». Иногда преданным обещают, что лучший распространитель получит тарелку маха-прасада. Ничего дурного в этом нет. Конечно, человек должен служить Кришне изо всех сил, не ожидая за это никакой награды — служение есть само по себе награда. Но осознание этого факта требует времени, а пока такой уровень не достигнут, требуется некоторое давление или стимул. (ПШП Тушта-Кришне Махарадже, 9 января 1976)

Детские игры

69-07 Очень благодарен тебе за твое письмо от 23 июля 1969 с фотографиями твоей маленькой дочки. Фотографии чудесны, я радовался, глядя на то, как весела и жизнерадостна Субхадра. Ты пишешь, что она уже с большим энтузиазмом принимает участие в санкиртане, учи же ее как следует. Если такого благочестивого ребенка правильно воспитывать, как вы с Мурари это и делаете, он в будущем сыграет весьма важную роль в нашем Обществе, будет помогать исправлять мир, проповедуя сознание Кришны. Маленькие дети нередко бывают веселы и жизнерадостны, однако эта материальная веселость очень быстро проходит. Но в сознании Кришны, поскольку душа по своей природе полна радости и блаженна, радость эта только возрастает, по мере того, как возрастает блаженство служения Кришне. Сейчас у твоей дочери есть отличная возможность покончить с рождениями в материальном мире, поэтому воспитывай ее как следует. Кришна вознаградит тебя за это. Я понял, что ты ищешь, с кем бы твой ребенок мог играть. Мы думали организовать такое место для множества детей в Новом Вриндаване, но пока что это, кажется, нелегко, потому что там нет соответствующих условий. (ПШП Лилавати, 31 июля 1969)

71-08 Твои идеи насчет игрушек неплохи, но это предложение не кажется мне очень уж серьезным. Тебе придется отдавать этому делу время, а ты в это время мог бы продавать журналы и книги. Наши дети в сознании Кришны не слишком склонны к играм и игрушкам. Им с самого начала дают четки, и они с радостью повторяют на них мантру. Так что я не советую тебе этим заниматься, потому что это отнимет слишком много времени. Но все таки: думаешь ли ты, что они найдут сбыт на рынке? Не думаю, что на них будет массовый спрос. (ПШП Лочана-дасу, 17 августа 1971)

72-06 Да, подтверждением [верности] твоего метода преподавания должны стать духовное продвижение и живой энтузиазм детей. Если предоставить им возможность поклоняться Божеству, с полной серьезностью исполняя арати, а также постоянно заниматься разнообразной деятельностью, в центре которой находится Кришна, тогда их образование будет абсолютно успешным. Детям надо давать наставления, используя их естественную склонность к игре, и учить их играть в игры, похожие на игры Кришны, в пастушков, коров, павлинов, демонов, и таким образом, если они постоянно будут думать о Кришне в игре, как будто они постоянно общаются с Кришной, они очень быстро осознáют Кришну. В дополнение нужно давать немного наук, затем прасад, затем поклонение Божествам, снова игры Кришны, какой-нибудь киртан, еще немного азбуки, и т.д. Таким образом, пусть их тела и умы будут постоянно заняты разнообразной деятельностью. Дети по природе своей непоседливы, поэтому им понравятся частые перемены. (ПШП Стока-Кришне, 13 июня 1972)

72-06 Что касается детей, то они должны знать просто четыре вещи: 1. всегда думай о Кришне; 2. стань преданным Кришны; 3. поклоняйся Кришне; 4. предлагай Кришне поклоны. Этим четырем вещам они должны научиться, а все остальное приложится, и они станут образованными людьми. Дай им хорошую пищу, и пусть они играют. Одни могут быть пастушкáми, другие коровами и т.п. Играй, ешь и пребывай в сознании Кришны. Как только они начинают играть, их охватывает энтузиазм, нужно только направлять их, вот и все. Они должны посещать обычные арати и танцевать перед Божествами, как это делают дети в Лос-Анджелесе. Не надо устраивать каких-то особых арати для детей, а вот учиться вести арати они могут в классе, перед изображением. Они должны ложиться спать около 9 часов вечера, подниматься в 4 на мангала-арати и немного отдыхать в середине дня. (ПШП Сатсварупе, 16 июня 1972)

72-07 Что касается школы Сумати Морарджи, то надо превратить детей в вайшнавов, используя английскую систему обучения. Мы не собираемся подчиняться государственным программам. Детей надо учить по нашим книгам, как только они научаться читать и писать. Идея в том, что мы не принимаем в свою школу тех, кто собирается впоследствии поступать на службу[КМ-д95] , им мы помочь не можем. Мы можем принимать сыновей богатых и влиятельных людей, которые не будут использовать образование, чтобы есть и спать. Их надо учить просто делать то, что делают старшие, то есть, вставать рано, наводить чистоту, ходить на мангала-арати, читать нашу литературу, петь, ходить на санкиртану, а кроме того — азбука, математика, география, история, и все. А маленьких детей надо учить играм Кришны: один пусть будет коровой, другой пастушком, они могут ходить в лес, там будут демоны, а Кришна будет их убивать. Пусть дети играют в игры Кришны, потом посещают арати, потом учатся азбуке, опять играют, проводят киртан, еще немного наук, и так, постоянно меняя деятельность, они не потеряют интереса, и их внимание будет постоянно сосредоточено на Кришне. (ПШП Гирирадже, 30 июля 1972)

72-11 Детей ни в коем случае нельзя бить, как я уже говорил. Им нужно очень строго показывать палку. Если человек не справляется с этим, значит, он непригоден к тому, чтобы быть учителем. Если ребенок правильно обучен в сознании Кришны, он никогда не уйдет. Это означает, что у него должно быть две вещи: любовь и образование. Поэтому, если ребенка бьют, ему будет трудно принимать все в духе любви, и если он уже достаточно большой, он может пожелать уйти — в этом вся опасность. Так почему же происходит все это — маршировка под джапу, недостаточное количество молока, слишком жесткие требования в связи с распорядком дня, битье маленьких детей? Зачем все это навязывается? Зачем они вводят такие новшества, как маршировка с джапой, как в армии? И что я могу сделать, находясь на таком расстоянии? Пока дети маленькие, они должны играть и бегать. А читать джапу из-под палки — это не метод.

Итак, я задал тебе направление, по мелким деталям со мной консультироваться не нужно: для этого есть ответственные лица. Если там нет ни одного человека, который мог бы управиться с этим делом, что могу сделать я? Сейчас, если тебе ясно, как нужно действовать, ты можешь снова поехать туда и занять какой-нибудь ответственный пост, чтобы исправить положение. На самом деле это твой долг. Нельзя же так: чуть только возникли разногласия, я поворачиваюсь и с негодованием удаляюсь. Нет. Это не по-вайшнавски. По-вайшнавски будет так: ну и что, что возникли разногласия? Мой духовный учитель велел мне делать то-то и то-то, и я буду это делать, вот и всё. (ПШП Бханутанья-даси, 18 ноября 1972)

Здоровье и питание детей

70-03 Я рад, что дети хорошо чувствуют себя на вольном воздухе, пусть пока наслаждаются жизнью. (ПШП Лилавати, 3 марта 1970)

71-10 Относительно твоей проблемы с учителем: я велел Прадьюмне поехать обучать [преданных] началам санскрита, хотя бы алфавиту, чтобы потом, приехав в Индию, они могли с легкостью выучить санскрит. Ученики должны учиться санскриту с применением и деванагари, и бенгальского алфавита. В Нью-Йорке Сатьябхама написала хорошую книгу для обучения началам санскрита на английском языке. Думаю, что эту книгу надо немедленно напечатать. Если же нет, тогда нужно воспользоваться для обучения [преданных] рукописью. Важно, чтобы о детях должным образом заботились. Бхавананда рассказал мне, что в Новом Вриндаване об учениках совершенно не заботятся, поэтому они все были срочно переведены в Нью-Йорк. Каждый родитель хочет видеть, что о его ребенке заботятся. Это главное. Если дети болеют, то как они смогут учиться? Если их плохо кормят, то это не хорошо для их будущей деятельности. У них должно быть достаточно много молока, а кроме того, их здоровье прекрасно поддержат дал, чапати, овощи и немного фруктов. В роскошной жирной пище нет никакой необходимости, но молоко в высшей степени важно. Большое здание также благоприятно для здоровья детей. Они могут свободно двигаться, бегать и прыгать. (ПШП Сатсварупе, 9 октября 1971)

71-11 Вы спрашиваете, можно ли водить детей к обычному врачу. Почему же нет? Конечно, мы не всегда верим, что эти врачи делают все правильно, но что ж поделаешь? Основной принцип нашей деятельности — делать то, что понравится Кришне. Так что если ваша детка нуждается в медицинской помощи, чтобы служить Кришне, то обеспечить ее такой помощью — это просто практично. То же самое: если правительство дает тебе деньги, то почему бы не использовать их для Кришны? Единственное, чего мы должны избегать — это обмана, мы не должны делать какие-то лживые заявления, чтобы получить деньги. При этом мы рискуем своей высочайшей репутацией праведников. Но если нам хотят дать денег и пищу, мы, конечно, должны принять их. (ПШП Лалита-Кумару и Джамбавати-даси, 27 ноября 1971)

Детские книги

68-05 Да, сделать детскую книжку-раскраску о Кришне — это очень хороший способ послужить и распространить сознание Кришны среди маленьких детей. Пожалуйста, сделай это. Я дам тебе несколько идей в этом направлении, ты только сообщи, когда будешь готова начать. Это будет великолепное служение. (ПШП Малати, 28 мая 1968)

68-12 Если ты хочешь писать книги для детей, книжки об играх Кришны, я дам тебе несколько хороших идей, а Хамсадута и Химавати помогут тебе с картинками. Я расскажу тебе еще несколько историй о Господе Джаганнатхе. Я очень рад тем изменениям, которые произошли в твоем поведении благодаря поклонению Божествам. Я очень рад, что ты чувствуешь, как, благодаря личной заботе о Джаганнатхе, в тебе растет нежность к Нему, это и есть путь развития нашей любви к Богу. Поклоняться Божеству — значит проявлять [любовь] на практике, а слушать духовного учителя — питать саму идею. Сознание Кришны так прекрасно, что каждый, кто получил хотя бы некоторый вкус, начинает чувствовать разницу между своей прежней жизнью и жизнью в сознании Кришны. Это происходит не только с тобой, но и с каждым, кому посчастливилось соприкоснуться с Кришной. (ПШП Сатьябхаме, 27 декабря 1968)

69-03 Да, идея начать [издавать] книжки для нашей школы в Новом Вриндаване очень хороша… Я дам тебе наставления, как сделать все правильно. (ПШП Сатьябхаме, 24 марта 1969)

69-03 Кажется, я ответил на твое предыдущее письмо. Надеюсь, к этому времени ты уже получила ответ. Я очень рад, что ты счастлива в Новом Вриндаване. Основной принцип нашей жизни во Вриндаване — забота о коровах. Если мы сможем держать достаточное количество коров и сами выращивать для себя пищу, то мы покажем твоим соотечественникам новый способ жизни — совершенно духовную жизнь в здоровой атмосфере божественного сознания. И у тебя будут широкие возможности учить детей и писать книги для них, ведь в Пуранах, Махабхарате, Шримад-Бхагаватам и других книгах огромное количество материала для подобных публикаций. В истории описаны тысячи событий, в которых проявляются идеальные качества людей. Если мы снабдим эти описания подходящими картинками, это будет отличная вещь, и люди с удовольствием будут приобретать такие книги. (ПШП Сатьябхаме, 30 марта 1969)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.