Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛЕКЦИЯ 15. Взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями

1. Виды и формы кредитов.

2. Кредитование организаций и фирм.

ЛЕКЦИЯ 14. Форма и содержание бизнес-плана

Объем бизнес – плана и время расчета его основных показателейзависит в первую очередь от того, для кого он готовится и внешнихограничений по финансированию, сроку написания бизнес-плана, масштабупроекта и его сложности. Внешняя редакция бизнес–плана (например дляпартнеров, инвесторов) обычно не превышает 25-30 страниц (безприложений) и предназначена для конкретизации целей, определения путейих достижения и в конечном итоге для принятия решения о реализации (илифинансировании) проекта. Бизнес–план для разработчиков проекта, какповседневный рабочий документ, должен быть более детализирован и егоразмер может превышать и 100 страниц. По срокам бизнес планы делятся накраткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет), идолгосрочные (свыше 5-ти лет).

МАКЕТ БИЗНЕС - ПЛАНА

Содержание проекта.

1. Титульный лист (наименование проекта, название и адрес организации, основные учредители, миссия)

2. Исполнительное Резюме (краткое содержание бизнес плана, суть предлагаемого проекта, основные цели и результаты)

3. Описание организации – держателя проекта:

а) история;

б) назначение продукции (услуг), их уникальность:

в) особенности технологии;

г) роль предприятия (фирмы) в данной отрасли.

4. Описание продукции (услуг) производимых в рамках проекта:

а) общее описание (физические характеристики, с приложением

фото.);

б) сферы применения продукции (привлекательные стороны,

преимущества перед конкурентами);

в) разработка и развитие продукта

г) патентная защита.

5. Анализ положения дел в отрасли:

а) общая характеристика потребности и объем производства

продукции в регионе или России;

б) ожидаемая доля предприятия (фирмы) по производству продукции в регионе или России;

в) потенциальные конкуренты;

г) новые аналоги продукта, появившиеся за последние 2-3 года.

6. План маркетинга:

а) спрос и рынок, деление на сегменты, динамика рынка;



б) степень существующей конкуренции и ее вероятное воздействие на предприятие и проект;

в) определение стратегии (охватывает сбыт, рекламу и продвижение товара, ценообразование, стимулирование продаж и пр.);

7. Организационный план:

а) менеджеры; владельцы; лица, играющие ведущую роль в реализации проекта; их функции;

б) организационная структура предприятия (дивизионная, функциональная, целевая );

в) кадровая политика.

8. Производственный план:

а) где будет изготавливаться продукт (предоставляться услуга);

б) производственные мощности (в т.ч. список основного оборудования), их динамика;

в) где брать сырье, материалы, комплектующие (репутация поставщиков);

г) предполагается ли производственная кооперация и с кем;

д) объем производства и издержки.

9. Финансовый план:

а) откуда деньги;

б) на что они будут потрачены;

в) денежная наличность;

г) каким будет финансовое положение предприятия (фирмы) по периодам;

д) план доходов и расходов;

е) план денежных поступлений и выплат;

ж) показатели эффективности.

10. Анализ рисков:

а) выявление факторов повышающих или понижающих отдельные

риски;

б) оценка конкретных видов рисков;

в) разработка мероприятий, снижающих риски.

11. Приложения:

а) результаты технической экспертизы;

б) документы в поддержку проекта (определяющие спрос,

конкурентоспособность);

в) документы, полученные по результатам финансовых расчетов;

г) и т. д.

 

Расчет показателей финансового плана очень трудоемкий процесс.

Формирование баланса предприятия реализующего проект, форм по

прибылям и убыткам и потоку денежных средств в динамике с учетом

инфляционных процессов, приведения разновременных затрат к одной базе и

т.д. в принципе для одного варианта расчетов возможно, но если учесть, что

для формирования реального проекта требуется рассчитать не один вариант,

а каждый вариант желательно проанализировать на устойчивость к

отдельным показателям, то сразу станет ясно, что без использования

вычислительной техники не обойтись.

Начиная с конца 80-х годов появились программы для расчета

экономических показателей отдельных проектов, позволяющие по

определенной методике рассчитать проект (ввести исходные данные и

получить расчетные показатели в заданном виде).

Одна из первых программ – COMFAR была создана при UNIDO

(ЮНИДО) – Комиссии Организации Объединенных Наций по

промышленному развитию. Данная программа являлась, как бы

приложением (инструментом для расчетов) к методике ЮНИДО по

подготовке технико–экономических исследований. COMFAR является

лицензированным пакетом прикладных программ (ППП), работающим по

принципу «черного ящика», т.е. в работу программы нельзя вмешаться.

Применение данного пакета в России затруднено в связи с отсутствием

гибкого механизма настройки на специфические условия развития

экономики различных стран, в частности:

v COMFAR позволяет прямо учитывать только те налоги, которые

вычисляются от прибыли;

v Система проводит расчет только на фиксированный (годичный)

период планирования;

v Перечень исходных данных жестко задан;

v Невысокий уровень сервиса для пользователя.

Российские программы, разработанные с учетом требований методики

ЮНИДО, появились в начале 90-х годов прошлого столетия. Это пакет

«Альт-Инвест» фирмы «Альт» (Санкт-Петербург) и пакет «Project Expert»

фирмы «Про-Инвест Консалтинг» (Москва). Пакет «Альт-Инвест»

реализован как вычислитель на электронных таблицах и обладает всеми

достоинствами и недостатками такого подхода. Структура пакета «Альт-

Инвест» очень похожа на структуру ППП COMFAR. Оба пакета производят

расчет финансовых потоков и имеют схожий перечень вычисляемых

финансовых показателей, например: чистого дисконтированного дохода,

дохода на акционерный капитал, внутренней нормы доходности. Налоговый

блок «Альт-Инвест» в большей степени, чем у COMFAR, адаптирован к

российскому законодательству: дана возможность настраивать блоки

входных данных на существующие реалии (налоги, инфляция и т.д.); есть

широкий выбор различных форм финансирования проекта. В «Альт-Инвест»

пользователь имеет непосредственный доступ к формулам, по которым

происходят расчеты. Преимущества данного подхода в том, что

квалифицированный пользователь может по своему усмотрению настраивать

процедуру расчетов, корректировать формулы, создавать дополнительный

интерфейс в среде распространенных табличных процессоров. Однако в

связи с открытостью у пакета есть и свои минусы:

- сложность изменения формул, что требует от пользователя

определенной квалификации;

- наличие свободного доступа к формулам затрудняет возможность

проверки достоверности выполненных расчетов;

- неудобство общения с таблицами в поисках нужных показателей –

пользователь должен каждый раз просматривать всю электронную

таблицу или помнить ее координаты.

Пакет «Project Expert» отличается от представленных выше программ

очень дружественным интерфейсом, в т.ч. содержит подробные инструкции

и комментарии, учетом особенностей российской экономики, способностью

дополнительной настройки экономических параметров на конкретное

предприятие и конкретный проект, без изменения базовых структур и

формул. Методы расчетов финансовых показателей в пакете «Project Expert»

соответствуют Методическим рекомендациям по оценке эффективности

инвестиционных проектов и отбору их для финансирования, утвержденным

Госстроем России, Минэкономики России, Минфином России и

Госкомпромом России 31 марта 1994г. и отвечают международным

стандартам. В связи с вышеизложенным данный ППП рекомендуется для

разработчиков бизнес – планов. ППП «Project Expert for Windows v.6.»

состоит из шести основных блоков ввода исходной информации, каждый из

блоков разбит на под блоки. Каждый из под блоков нацелен на ввод

конкретной информации, причем при вводе информации, преобладает

альтернативный принцип. Некоторые под блоки снабжены механизмами

настройки данных, так например, в под блоке «займы» блока

финансирование предлагается механизм проверки и расчета динамики

кредитного портфеля для получения без дефицитного денежного потока

проекта. Ниже приведен перечень блоков и под блоков (в скобках) ввода

исходных данных:

- проект (заголовок, список продуктов, отображение данных, настройка

расчета, защита проекта, текстовое описание);

- компания (стартовый баланс, банк система учета, структура компании,

текстовое описание);

- окружение (валюта, учетная ставка, инфляция, налоги, текстовое

описание);

- инвестиционный план (календарный план, список активов, ресурсы,

текстовое описание);

- операционный план (план сбыта, план производства, план по

персоналу, материалы и комплектующие, общие издержки, текстовое

описание);

- финансирование (акционерный капитал, займы, лизинг, инвестиции,

другие поступления, другие выплаты, распределение прибыли, льготы

по налогу на прибыль, текстовое описание).

В каждом блоке присутствует под блок «текстовое описание», который

позволяет ввести любую текстовую информацию, а затем ее вывести в

«отчет» в виде отдельного раздела бизнес – плана.

Блок «результаты» содержит восемь под блоков: прибыли – убытки,

баланс, кэш-фло, отчет об использовании прибыли, детализация результатов,

таблица пользователя, графики, отчет. Наименования под блоков говорят

сами за себя.

Блок «анализ проекта» содержит восемь под блоков: финансовые

показатели, эффективность инвестиций, доходы участников, анализ

чувствительности, анализ безубыточности, Монте – Карло, разнесение

издержек, доходы подразделений.

Блок «актуализация» содержит три под блока: актуализация,

актуализированный кэш-фло, рассогласование кэш-фло. Введение данного

блока позволяет проводить в динамике анализ выполнения бизнес плана.

Сравниваются рассчитанные показатели с фактическими.

Многие административно – территориальные структуры и кредитные

организации уже приняли пакет «Project Expert» на «вооружение» и

рассматривают любые инвестиционные проекты (бизнес–планы) только при

наличии расчетов с использованием данного ППП.

Тема 5.3.2. Нормативная база и специализированная литература

по бизнес - планированию

С начала 90-х годов увеличилось число контактов российских

предпринимателей с иностранными инвесторами. Для того чтобы

заинтересовать инвесторов российской стороне приходилось принимать

правила игры, принятые за рубежом. Одним из основных документов по

обоснованию эффективности инвестиций на западе являлся документ,

основанный на так называемой «методике UNIDO». UNIDO – (организация

ООН по промышленному развитию) разработала пакет юридических

документов, финансовых расчетов, маркетингового исследования рынка,

являющийся неофициальным международным стандартом. В это же время в

России происходит бурный рост числа кредитных институтов, также растет

число желающих получить кредиты, но не имеющих достаточных

материальных ресурсов, которые можно было бы дать в залог. Все это

послужило толчком к появлению на российском рынке аналога зарубежных

бизнес планов - документа, являющегося дополнительным инструментом по

обоснованию эффективности проектов, под которые брался кредит и

давались гарантии его возврата. Однако, в силу специфики Российского

законодательства, а также отсутствия нормальных рыночных отношений,

прямой перенос основных положений «методики UNIDO» в российскую

действительность был затруднен. В связи с чем, в 1994 г. в соответствии с

Постановлением Совета Министров Правительства РФ (№683 от 15 июля

1993г.) был разработан принципиально новый документ – «Методические

рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их

отбору для финансирования». Данный документ не только согласовался с

подходами, используемыми в «методике UNIDO», но и учитывал

специфические российские условия.

До этого специализированная литература на русском языке по

определению комплексной эффективности проектов была редкостью (в

основном переводы зарубежных авторов), т.е. литература по технико-

экономическому обоснованию проектов была, но не было связи

экономических параметров с рыночными отношениями. С середины 90-х

годов такая литература с отечественными авторами начала появляться, а уже

в начале нового века в книжных магазинах на полках появились целые

разделы по бизнес планированию, параллельно появились отраслевые

нормативные материалы (методики) по структуре и необходимому

содержанию бизнес планов для отраслевых проектов, как-то:

«Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления

(бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по

разработке планов финансового оздоровления» распоряжение Федерального

управления по делам о несостоятельности (банкротстве) 1994 г.;

«Методические рекомендации по разработке бизнес-плана развития

промышленного предприятия (организации)» разработанные департаментом

экономики Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ в 1996г.;

«Методические рекомендации о порядке организации и проведения

конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов»

утвержденные Минэкономики РФ, Минфином РФ, Минстроем РФ в 1996г.;

«Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при

размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных

ресурсов Бюджета развития Российской Федерации» утвержденное

Постановлением Правительства РФ в 1997г.;

«Методические рекомендации по оценке эффективности

инвестиционных проектов» утвержденные Минэкономики РФ, Минфином

РФ, Госстроем РФ в 1999г.;

Перечисленные выше нормативные документы брали за основу

положения методических рекомендаций по оценке эффективности

инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, упомянутые в

начале. Также в нормативных документах присутствовали обязательные

разделы, такие как: анализ рынка, план производства, план маркетинга,

организационный план, финансовый план, оценка рисков.

К концу 90-х годов появились ряд изданий, которые уже аккумулируют

опыт применения бизнес планирования в России. Ниже приведены

некоторые такие издания с аннотациями.

«Сборник БИЗНЕС-ПЛАН с комментариями и рекомендациями». Изд.

3. Под редакцией В.М. Попова. Изд. Торговый дом «Кно Рус» М.:2000

(Российская академия имени Г.В. Плеханова). В данном сборнике в кратком

изложении показывается процесс бизнес - планирования на фирме,

анализируются программные средства разработки и мониторинга бизнес-

плана. Приводятся реальные образцы бизнес-планов, осуществление которых

позволило их разработчикам и инвесторам получить высокий коммерческий

успех, показывается содержание и организация работ по продвижению и

реализации бизнес-планов. Содержится типовая документация, отвечающая

требованиям международного бизнеса, дается анализ типичных ошибок,

допускаемых разработчиками бизнес-планов.

«7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя». Совместный

проект еженедельника «Эксперт» и консалтинговой группы «БИГ», М.:ЗАО

«Журнал Эксперт», 1998, 424 с. Эта книга вводит читателя в теорию и

практику современного российского менеджмента через увлекательный

рассказ об этом руководителей предприятий, коммерческих фирм, банков, а

также анализ их действий ведущими отечественными и западными

консультантами. С помощью квалифицированных советов руководитель

сможет без специальной подготовки освоить методики и техники

регулярного менеджмента и заложить правильные основы управления в

своей компании

Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ. Учебник для Вузов,- М.:

«Банки и биржи», ЮНИТИ, 1998, 423 с. В книге представлено новое,

основанное на мировом опыте, понимание процессов, связанных с

подготовкой и осуществлением проектов вложения средств в реальные

активы. Рассмотрены комплексный анализ различных аспектов внешней и

внутренней среды проекта: организационно-технической, снабженческой,

сбытовой, финансовой, экологической, институциональной, социальной,

экономической, правовой, а также исследование проектных рисков.

«Финансовый Бизнес-План». Под редакцией В.М. Попова. М.:

«Финансы и статистика» , 2000. В книге рассматривается комплекс

вопросов, связанных с преобразованием предприятия в стабильно

развивающуюся инновационную фирму на основе бизнес – планирования.

Приводятся новые рыночные методы и инструменты анализа и обеспечение

бизнеса денежными потоками.

ЛЕКЦИЯ 5.4.

Тема 5.4.1. Бизнес-планирование (анализ ошибок, рисков и

конфликтов)

В кн. В.М. Попова и др. «Бизнес-планирование: анализ ошибок рисков

и конфликтов» [6] ошибки при написании бизнес-плана разбиты на три

группы:

I. -крупные ошибки системного подхода к структуре разработки

бизнес-плана;

II. -ошибки, присущие отдельным разделам стандартной структуры

бизнес-плана;

III. -ошибки, связанные с личными качествами менеджера –

руководителя команды разработчиков бизнес-плана.

I. Крупные ошибки системного подхода к структуре разработки

бизнес-плана

1.1. Ответственность при разработке проекта распределена

недостаточно четко и согласованно.

Проекты разрабатываются не «между делом», они требуют

установления персональной ответственности как за проект в целом, так и за

его отдельные части.

Нужно четко определить:

• Перечень квалифицированных специалистов, которые

подчиняются руководителю проекта и каким образом?

• Кто дает частичные задания, принимает выполненную

работу и передает ее на дальнейшее исполнение?

• Кто устанавливает сроки работ и утверждает расходы?

• Кто и в какой форме отчитывается перед руководством?

1.2. Команда планирования и управления проектом недостаточно

укомплектована квалифицированным персоналом

При заданных сроках и лимитированных расходах трудовые ресурсы

проекта требуют особого внимания, как с качественной, так и с разработчиков проекта нужно определить:

o По каким признакам выбирается персонал для проекта

(профессиональные знания, способность работать в команде,

руководящие способности и др.)?

o Является ли время работы над проектом дополнительной

нагрузкой (наказанием или поощрением, связанным с дальнейшим

повышением по службе)?

o Может ли ответственный за проект отказаться от услуг не

справляющихся с работой участников?

o Игнорировать ли возникающие кадровые проблемы,

надеясь, что все решится «само собой»?

1.3. Нет четкого регламента работ выполнения мероприятий по

реализации проекта

Большая часть действий по реализации проекта должна быть

спланирована, а при возникновении нештатных ситуаций определены

процедуры их учета, оценки, прохождения и выхода из них.

1.4. Повторение ошибок старых проектов и отсутствие готовности

учиться

Каким бы новым и неповторимым ни казался каждый проект, его

выполнение весьма зависит от трансфера профессиональных знаний и анализа

осуществленных старых проектов. Не должно быть сомнений в ответе на

вопрос: «Имеет ли смысл анализировать старые проекты?»

Рабочие данные плана (затраты, сроки, расходы и др.) для новых проектов

могут быть получены только в результате анализа завершенных проектов.

Приемам и методам управления бизнес-проектами можно и нужно постоянно

учиться.

1.5. Если специалист (в частности изобретатель) понимает

техническую сторону работы некоего предприятия, то он без проблем

сможет разобраться и в вопросах бизнеса этого предприятия

Техническая сторона работы на предприятии и сам бизнес, где

производится эта работа, - это две совершенно разные ситуации. Для того чтобы

проект «заработал» необходимы еще знания, навыки и опыт не только в таких

областях как: учет, управление финансами, управление персоналом,

планирование, но и в социологии, психологии и пр.

II. Ошибки, присущие отдельным разделам стандартной структуры

бизнес-плана

2.1. Ошибки, связанные со стратегией маркетинга

ТОВАР

Необходимо четко определить вид и характеристики «товара» проекта, а

также представлять, что приобретение товара личного пользования — это

результат решения одного человека, максимум - согласованных действий семьи, а

покупка товара производственного назначения — результат коллективного

решения, в принятии которого участвуют 7 и более человек.

Товары личного пользования обычно делят на три группы;

• изделия длительного пользования— автомобили, холодильники, одежда,

мебель и т.д., приобретаемые сравнительно редко;

• изделия краткосрочного пользования — пищевые продукты, косметика,

моющие средства, потребляющиеся сразу или незначительное число раз, после

чего их необходимо снова покупать. Данные изделия характеризуются важной

особенностью: покупатель, однажды удовлетворенный качеством товара, в

дальнейшем предпочитает покупать туже торговую марку, становясь

постоянным клиентом. Здесь вполне уместно создание фирменного стиля и

разработка серьезной рекламной кампании;

• услуги — действия, результатом которых является какое-нибудь изделие

или тот или иной полезный эффект.

Товары производственного назначения требуют принципиально

иного подхода как в организации продаж, так и для того, чтобы

сформировать у клиента приверженность к марке. Здесь покупатель

особенно ценит надежность поставщика, под которой понимается

уверенность в том, что товар надлежащего качества будет поставлен

точно в срок со всей необходимой документацией, что рекламе и устным

обещаниям поставщика можно безусловно доверить и т.д. Конкуренция

на рынке товаров производственного назначения имеет неценовой

характер, а репутация фирмы достигается планомерными и

длительными усилиями. Здесь очень важны имидж фирмы и личные

контакты ее представителей

РЫНОК

Для того чтобы определить потенциальную емкость рынка конечного

потребления, недостаточно посчитать людей, которые могли бы купить

товар. Нужно считать тех, кто имеет в нем потребность, кто хотел бы им

воспользоваться.

«Рынок продавца» — определяется тем, что спрос значительно

превышает предложение. В этом случае любой товар находит на рынке

немедленный сбыт. Главное — его наличие. Количество играет основную

роль, качеству уделяют минимум внимания. Товарный ассортимент беден,

масштабы производства невелики, конкуренция отсутствует, поэтому

покупатель вынужден брать то, что соизволит дать ему производитель.

«Рынок покупателя» — полная свобода выбора товара. Покупатель

сравнивает разные товары, выпущенные разными производителями. Для

«рынка покупателя» характерно превышение предложения над спросом,

пусть даже оно и не слишком велико.

В бизнес-плане желательно провести разделение покупателей

(сегментацию) по каким-либо признакам (демографическим, социальным, и

т.д.), а затем доказать, что товар или услуга созданы с учетом этих

признаков.

КОНКУРЕНТЫ «Западные банки не рассматривают те бизнес-планы, в которых

написано, что «данная продукция не имеет конкурентов»

ЦЕНА

Суть целенаправленной ценовой политики- устанавливать на товары

такие цены и так их варьировать, чтобы овладеть определенной долей рынка

и обеспечивать получение намеченного объема прибыли.

ПРОДВИЖЕНИЕ:

Определение приемлемого уровня расходов на рекламу и продвижение

товаров – одна из сложных задач, с которыми приходится сталкиваться при

составлении бизнес-плана. «Эти расходы сильно разнятся в зависимости от

продаваемого товара: от 0.6% объема продаж мясных продуктов, до 10%

медикаментов 15% косметики. Предметы длительного пользования (книги,

мебель, электробытовые приборы, мотоциклы, автомобили, готовое платье,

обувь) требуют рекламных расходов в объеме 1-5% суммы продаж, товары

производственного назначения -1-2%)» [6].

МЕСТО

Место реализации проекта должно быть обосновано.. При

необходимости охарактеризуйте и опишите место подъезда, парковки,

организации встречных транспортных потоков, удаленность от

железнодорожных путей, возможность подключения эл./энергии, наличие

коммуникаций и пр.

2.2. Ошибки в бизнес-плане, связанные с описанием производства

Не перегружайте текст техническими терминами, он должен быть

понятен непрофессионалам.

Объем описания предприятия не должен превышать 10% общего

объема бизнес-плана. В крайнем случае для описания специфических

особенностей сделайте лишнее приложение.

Если проект предполагает новое строительство или ремонт, то

необходимо все затраты рассматривать с коэффициентом 1.15-1.20, как

правило, таким образом рекомендуется учитывать риск, связанный со

строительными работами в России.

Как и в предыдущем разделе тщательно проанализируйте место реализации проекта с позиции обеспечения снабжения теплом,

электричеством, сжатым воздухом, газом.

Проанализируйте необходимость разрешительных документов от

экологических и санитарно - эпидемиологических служб.

2.3. Ошибки в бизнес-плане, связанные с финансовыми вопросами

У инвестора существует несколько вариантов использования денежных

средств, поэтому необходимо помнить, что при низких доходах для него

теряется смысл инвестирования, а слишком высокие доходы вызывают

определенное недоверие к расчетам.

Для оценки коммерческой состоятельности проекта основой служит

отчет о движении денежных средств. Отчет о прибылях и убытках, имеет

тоже важное значение, но он в данном случае вторичен.

Амортизационные отчисления не всегда являются фактором,

стимулирующим инвестиционную деятельность. В бизнес-плане нужно

доказать, что инвестор готов платить цену, достаточную для включения

значительных амортизационных отчислений.

Если выплата процентов и основного долга откладывается, а заемщик

при реализации проекта сразу предусматривает выплату дивидендов и

расходы на социальные нужды, то такой бизнес план скорее всего не

понравится инвестору.

Необходима тщательная проработка вопросов, связанных с

возможными рисками проекта. Поэтому в бизнес-плане приветствуется

раздел, связанный с финансовым риск - менеджментом и командой, которая

будет им заниматься.

III. Ошибки, связанные с личными качествами менеджера –

руководителя команды разработчиков бизнес-плана

Нельзя пренебрегать своим физическим состоянием, т.к. долгосрочный

эффект часто серьезен. Возникает угроза разрушения здоровья, ухудшения

отношений в семье, возрастание стрессов, личной неудовлетворенности и

как следствие неудач в работе. По возможности менеджер – руководитель

должен уметь управлять собой, что в первую очередь включает:

поддержание физического здоровья, рациональное распределение сил,

рациональное распределение времени.

Некоторые инструкции, которые, как правило, помогают менеджеру –

руководителю снизить количество критических ситуаций в коллективе:

- помогайте сотрудникам в самооценке для углубления осознания

текущего положения и усиления желания управлять будущим - будьте практичны – начинайте с небольших изменений и дайте время

им увеличиться;

- показываете на своем примере;

- вознаграждайте движение в правильном направлении;

- добейтесь согласия в целях;

- старайтесь заблаговременно увидеть потенциальные опасности.

Резюме к рассмотренной теме: после написания бизнес-плана полезно

провести его анализ по предложенным выше трем направлениям и еще раз

убедиться в правильности поговорки «лучше учиться на чужих ошибках, чем

на своих»;

 

 

V. ГЛОССАРИЙ

А

Авторское свидетельство — документ, удостоверяющий авторское право на изобретение. Если автор изобретения сохраняет за собой исключительное право на его использование, то ему выдается патент на изобретение.

Б

Бизнес-инкубатор — структурное подразделение предприятия (отдел, лаборатория), занимающееся разработкой новых форм бизнеса.

Бранд инновации — система характерных (материальных и нематериальных) свойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации, а также ее продуцента или продавца.

В

Виоленты — тип компаний, характеризующихся "силовой" стратегией. Они занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих "средние запросы" к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен. За счет этого они обеспечивают большой запас конкурентоспособности.

Г

Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к науке и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих принципов:

- признание науки социально значимой отраслью;

- гласность, экспертиза, конкурсность;

- гарантия приоритетного развития фундаментальных исследований;

- интеграция различных форм деятельности и структур;

- поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

- концентрация ресурсов на приоритетные направления;

- стимулирование;

- развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности;

- развитие международного сотрудничества.

Государственная научно-техническая программа — комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Д

Дисконтирование — метод приведения будущих затрат к текущему или расчетному периоду с учетом ставки дисконта.

Диффузия инновации — распространение однажды освоенной инновации.

Ж

Жизненный цикл инновации—определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизнеспособностью на рынке и приносит продуценту или продавцу прибыль (или другую реальную выгоду).

И

Идея — предложение нового проекта, которое после технико-экономического обоснования может превратиться в инновацию.

Изобретение — новый механизм, прибор, аппарат, какое-либо приспособление, созданное человеком.

Имитация — подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение.

Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объект предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционный проект — совокупность документов, регламентирующих технические права, экономические, организационные правовые и другие аспекты планирования и осуществления комплекса мероприятий по вложению инвестиций.

Инжиниринг инноваций — комплекс работ и услуг по созданию Р инновационного проекта, включающий в себя создание,реализацию, продвижение и диффузию инноваций.

Инкубатор — структурное подразделение предприятия (отдел, лаборатория), занимающееся разработкой новых форм бизнеса (то Р есть предпринимательства) или новых видов технологий.

Инновация (нововведение) - это новация (новшество), ставшее предметом процесса освоения или внедрения. Это достижения науки и техники, во­площенные в новые технологии, средства коммуникации, промышленные образны новой техники, новые методы технического и организационного управления и т.д., запланирован­ные предприятиями и организациями, органами управления к внедрению в производство и социальную сферу. К И. относятся новые продукты, наукоемкие технологические процессы, модификации продуктов, новые услуги.

Инновационная активность - комплексная характеристика инновационной деятельности фирмы, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевремен­ность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, в том числе его скрытые стороны, способность обеспечить обоснованность, прогрессивность при­меняемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и по­следовательности операций.

Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку инноваций, реа­лизацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рын­ке. в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практиче­ской деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и раз­работки. И.д. как сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социаль­ных и других видов услуг.

Инновационная инфраструктура — организации (учреждения), способствующие осуществлению инновационной деятельности, т.е. комплекс организаций (учреждений), имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих инновацию и обеспечивающих условия нормального протекания инновационного процесса. В состав инфраструктуры входят инновационно-технические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации.

Инновационная политика государства — совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производстве с целью выпуска новых видов продукции и технологии и расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационный потенциал - предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели (реализацию инновационной стратегии) ресурсы и организационный механизм (технология деятельности и организационная структура). Учитываются функцио­нальный (научно-технический, производственный, маркетинговый и др.), ресурсный (мате­риально-технический, финансовый, человеческий, информационный, технологический, ор­ганизационно-структурный), системный (миссия, ц



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.