Развитие пенсионного обеспечения в России
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….
|
| ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ ……….
|
| 1.1. Понятие и виды трудовых пенсий ……………………………
|
| 1.2. Развитие пенсионного обеспечения в России ……………….
|
| 2. УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ И РАЗМЕР ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ
|
| 2.1. Трудовая пенсия по старости: условия назначения и размер
|
| 2.2. Трудовая пенсия по инвалидности: условия назначения и размеры …………………………………………………………….
|
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..
|
| СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Право на социальное обеспечение является одним из основных социально экономических прав человека. Оно закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1996 года и других международных актах.
Социальное обеспечение в РФ не сводится к пенсионному, однако по численности контингента и удельному весу расходуемых средств пенсии имеют преобладающее значение в общей системе материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан.
Право на социальное обеспечение занимает особое место в системе основных прав человека. Государственное признание этого права возможно лишь при условии достижения обществом определенного уровня развития.
Вряд ли будет преувеличением утверждение, что пенсионные системы представляют ядро, основу национальной системы социального обеспечения указанных граждан в современном обществе. За счет пенсии в денежной форме удовлетворяются самые разнообразные потребности человека в пище, одежде, услугах и т.д., подобно денежной форме оплаты труда.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена реформированием пенсионной системы РФ, старением населения и снижением числа работающих в расчете на одного пенсионера.
Целью данной работы является рассмотрение видов трудовых пенсий.
В соответствии с целью работы можно выделить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и виды трудовых пенсий;
- рассмотреть условия назначения и размеры трудовых пенсий;
- раскрыть порядок назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий.
Методологическую основу курсовой работы составляют основополагающие категории теории познания, общенаучный метод изучения социальных явлений.
Работа выполнена с использованием следующих методов: формально-юридического, историко-правового, сравнительно-правового.
Теоретической основой исследования явились научные разработки в области права социального обеспечения, имеющие отношение к теме курсовой работы.
В своих выводах автор опирался на труды ученых, которые внесли значительный вклад в разработку общетеоретических проблем права социального обеспечения в области государственного пенсионного обеспечения: Е.Г. Азарова, С.С. Караулов, А.С. Назарова и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ
Понятие и виды трудовых пенсий
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом о трудовых пенсиях[1].
Устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:
- трудовая пенсия по старости;
-) трудовая пенсия по инвалидности;
-) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:
- базовой части;
- страховой части;
-) накопительной части.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:
- базовой части;
- страховой части.
У различных трудовых пенсий есть один общий признак - все они связаны с трудовой деятельностью в качестве застрахованного. Конкретные видовые признаки трудовой пенсии зависят от наступления соответствующего страхового случая-достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца. Эти Страховые случаи по существу определяют название пенсии. Большинство наших соотечественников, почти 80% (более 29 млн из 37 млн пенсионеров) получают трудовую пенсию по старости. Системы пенсионного обеспечения развитых стран включают все виды указанных пенсий, причем первыми появились пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, а затем - пенсии по старости.
Развитие пенсионного обеспечения в России
Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 г. оно было практически отменено.
Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 г. . Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социальной защиты, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных[2].
В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца.
Хотя данная пенсионная система входила в так называемую систему социального страхования, она не содержит экономических признаков системы государственного пенсионного страхования. Однако, несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество – она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение - государственное пенсионное обеспечение. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам[3].
Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно отметить сбалансированность бюджета социального страхования. В тот период только в 1956 г. впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением в действие Закона от 14.07.56 г. «О государственных пенсиях», значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в два раза.
Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не покрывали все расходы этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила 60% бюджета социального страхования[4].
Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.
Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи – в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.
Пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, а также их семей осуществлялось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.
Пенсионное обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало возможности получения работником науки или членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.
Часть средств союзного бюджета передавалась в виде дотации централизованному союзному фонду социального обеспечения колхозников. За счет средств союзного бюджета выплачивались также и персональные пенсии союзного значения. За счет республиканских бюджетов выплачивались персональные пенсии республиканского значения. За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик выплачивались пенсии инвалидам войн и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки.
В 1969 г. в стране была введена единая система социального страхования колхозников[5].
Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. Финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых годов снизилась настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства. Повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982 г. сократило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989 г. это соотношение вновь снизилось до предельно допустимого 0,51. Таким образом, даже в результате повышения размера отчислений на социальное страхование не удалось ликвидировать дефицитность пенсионного бюджета.
Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства – стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».
Однако уже через полг. после его утверждения изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона от 20.11.90 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями), который в то же время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.
Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные цели.
В настоящее время в Российской Федерации предоставляются трудовые и социальные пенсии. Сфера распространения социальных пенсий ограничивается и достаточно длительное время будет ограничиваться социально - экономическим развитием общества в прошлом, которое характеризовалось полной занятостью трудоспособного населения и правом практически каждого нетрудоспособного гражданина на трудовую пенсию за свой (или кормильца) стаж работы.
До 1 января 2002 г. в России был еще один вид трудовой пенсии - пенсия за выслугу лет. Эта пенсия была введена раньше, чем пенсия по старости (такая пенсия назначалась врачам, в том числе ветеринарным, агрономам, учителям, летно-подъемному составу гражданской авиации и некоторым другим)[6]. Ею принято было называть пенсию, которая устанавливалась при наличии соответствующего длительного специального стажа независимо от возраста и состояния фактической трудоспособности. Такой стаж именовался обычно «выслугой».
В последние годы пенсией за выслугу лет стали иногда называть пенсии, устанавливаемые по достижении определенного возраста, который несколько ниже общего пенсионного возраста. Законом о трудовых пенсиях пенсии за выслугу лет не предусмотрены. Пенсии за выслугу лет, назначаемые на основании Закона 1990г., теперь переименованы в трудовые пенсии по старости, назначаемые ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Закона, а проще - в «досрочные пенсии по старости» (см. ст. 27 и 28 и комментарий к ним).
Следует отметить, что пенсии за выслугу лет сохранены Законом о государственном пенсионном обеспечении. Их получают кадровые военные, государственные служащие и ряд других категорий граждан. Для всех этих граждан пенсия за выслугу лет заменяет пенсию по старости, но она назначается, как правило, независимо от возраста. Исключение - государственные служащие. Им пенсия за выслугу лет устанавливается дополнительно к трудовой пенсии по старости или по инвалидности.
Трудовая пенсия по старости, состоящая из трех частей, - сравнительно отдаленная перспектива. Третью часть этой пенсии - накопительную станут получать в сравнительно отдаленной перспективе те граждане, за которых уплачивается часть страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности будет выплачиваться лишь тем гражданам, которые не старше указанного выше возраста и станут инвалидами после 1 января 2002 г., но не ранее достижения соответствующего пенсионного возраста. Что касается трудовой пенсии по случаю потери кормильца, то в составе этой пенсии вообще нет накопительной части, она состоит лишь из базовой и страховой частей.
Закон о трудовых пенсиях не предусматривает, что социальная пенсия может устанавливаться вместо трудовой. Такой нормы нет и в Законе о государственном пенсионном обеспечении. Значит, назначать социальную пенсию вместо трудовой нельзя. При этом Закон о трудовых пенсиях прямо указывает, что социальная пенсия устанавливается лишь тем гражданам, которые не имеют права на трудовую пенсию[7].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|