Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 16. Организация бухгалтерского учета.





 

Под организацией бухгалтерского учета понимается комплекс мер по упорядочению учетной работы, проводимых администрацией предприятия, направленных на обеспечение финансового контроля за деятельностью персонала и способствующих повышению эффективности труда счетных работников.

Таким образом, центральным элементом организации бухгалтерского учета выступают лица – персонал организации и существующие между ними отношения по поводу построения действенной системы бухгалтерского информационного обеспечения.

В соответствии с определением рассмотрим механизм организации учета хозяйствующими субъектами. Он включает следующие основные элементы:

1) выбор лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета

ФЗ «О бухгалтерском учете» Статья 6. Организация бухгалтерского учета в организациях

1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;



б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

 

2) определение должностных обязанностей работников

Руководителем определяются порядок назначения и увольнения главного бухгалтера, его полномочия. Главным бухгалтером утверждаются график документооборота, формы и сроки сдачи учетных регистров, устанавливаются перечень должностных обязанностей и ответственность бухгалтеров, система разделения их труда. Все это закрепляется в Положении о бухгалтерии.

3) выбор степени централизации учета.

При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями организации необходимо решить вопрос о централизации или децентрализации учета. Это зависит от централизации управления и определяется руководителем организации, который принимает решение о необходимости исчисления экономической эффективности отдельных хозяйственных участков (структурных подразделений) в рамках одного юридического лица, для чего необходимо их выделение на отдельный баланс, т.е. децентрализация.



При централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов поступающих из отдельных подразделений организации (цехов, отделов и т.д.). В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

 

Структура централизованной организации учета

При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет, и составляются балансы и отчетность заводов, цехов и отделов (рис.1). Главная бухгалтерия в этом случае производит сводку цеховых балансов и отчетов, составляется сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных частях организации.

Схема децентрализованной организации учета

 

В некоторых организациях применяют частичную децентрализацию учета, при которой в производственных подразделениях, кроме составления первичных документов, ведут аналитический учет по отдельным синтетическим счетам, осуществляют учет производственных затрат, исчисляют фактическую себестоимость изделий и т.д. Однако законченный бухгалтерский учет в подразделениях не ведется и баланс не составляется.



 

4) выбор организационной структуры бухгалтерии

Она предполагает три основных вида: функциональный (вертикальный), линейный и линейно-функциональный (комбинированный).

При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура применяется в небольших организациях с численностью аппарата до 7-9 человек. В малых организациях с небольшим количеством осуществляемых операций структура может иметь следующий вид

Бухгалтер по учету материальных ценностей осуществляет учет основных средств, материалов, готовой продукции.

Бухгалтер-расчетчик выполняет обязанности, связанные с учетом труда и заработной платы, учетом денежных средств и расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, организациями и физическими лицами. При таком распределении обязанностей необходим внутренний контроль со стороны главного бухгалтера во избежание недобросовестного совершения операций.

Учет остальных операций, а также составление бухгалтерской отчетности осуществляет главный бухгалтер.

На малых предприятиях, осуществляющих производственную и иную деятельность, в результате которой требуется больший объем учетной работы, в аппарат бухгалтерии могут входить до 7-9 бухгалтеров, осуществляющих учет тех или иных объектов учета (рис. 3)

Материальная группа отвечает за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования. В этой же группе часто ведется и учет основных средств.

Отдел учета оплаты труда осуществляет учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы работникам, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятий, бюджетом, Фондом социального страхования и другими фондами и ведомствами, связанными с оплатой труда.

Производственно калькуляционная группа ведет учет затрат на производство, калькулирует себестоимость продукции, выявляет результаты внутризаводского хозрасчета, составляет отчетность о производстве.

Группа учета готовой продукции ведет учет готовой продукции на складах и ее реализации.

Работники группы по учету прочих операций ведут учет остальных операций ( учет финансового результата, учет тары, расходов на продажу, учет расчетов с юридическими и физическими лицами) и Главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности.

Кроме того, в структуре бухгалтерии могут отдельно выделяться такие отделы (бухгалтерии) как отдел капитального строительства и отдел жилищно- Работники расчетной группы ведут учет денежных средств и расчетов с организациями (поставщиками, покупателями, заказчиками) и физическими лицами, участвующими в хозяйственных связях с предприятием.

При комбинированной организации структуры бухгалтерии в ней выделяются специализированные структурные подразделения по линейному принципу (например, по производствам), выполняющие замкнутый цикл работ (рис. 6). Внутри этих подразделений (бухгалтерских служб) выделяются функциональные подслужбы по участкам учетной работы или по функциям в процессе обработки и составления отчетности. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений бухгалтерий, которые самостоятельно распоряжаются в пределах установленной компетентности. Такая форма организации аппарата бухгалтерии применяется в особо крупных организациях и в производственных объединениях.

 

5) определение материальной ответственности работников

В целях обеспечения сохранности имущества организации с рядом работников заключаются договоры о полной либо частичной материальной ответственности (с кассирами, продавцами, кладовщиками, экспедиторами и т.д.)

 

6) определение объектов, порядка и сроков проведения инвентаризаций

В целях обеспечения контроля за сохранностью имущества в организации необходимо проведение инвентаризаций, т.е. проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому состоянию активов и пассивов. Инвентаризации проводятся в случаях, установленных законодательством (ст. 12 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Количество необязательных инвентаризаций, перечень их объектов, а также даты проведения устанавливаются самой организацией.

 

7) разделение учетных и хозяйственных функций

В целях недопущения злоупотреблений необходимо отделение функций по ведению учета от функций по осуществлению хозяйственной деятельности (крайне нежелательно совмещение одним лицом бухгалтерских и хозяйственных обязанностей, например, приобретения материальных ценностей и учета операций по их движению и т.д.)

 

8) выбор формы бухгалтерского учета

Организация вправе самостоятельно выбирать (разрабатывать) форму бухгалтерского учета, т.е. состав, структуру и порядок формирования учетных регистров, что определяется характером и масштабом деятельности, потребностями управления, объемом обрабатываемой информации, техническими возможностями автоматизации и др. факторами.

 

9) утверждение рабочего плана счетов и номенклатуры объектов аналитического учета

Рабочий план счетов самостоятельно разрабатывается организацией на основе Плана счетов, утвержденного Минфином РФ. При этом она вправе использовать не все предусмотренные им счета. Субсчета могут исключаться, добавляться, объединяться, а также возможно изменение наименования и назначения того или иного субсчета. Кроме того, организация определяет номенклатуру объектов аналитического учета.

 

10) утверждение форм первичных учетных документов

помимо типовых форм первичной учетной документации, применение которых обязательно, организация вправе самостоятельно разрабатывать и применять собственные бланки первичных документов. Такие документы используются в случае отсутствия типовых форм для отражения отдельных операций, либо применяются в дополнение к унифицированных формам.

 

11) утверждение форм бухгалтерской финансовой отчетности.

Организация вправе применять для составления бухгалтерской отчетности типовые формы, разрабатываемые и рекомендуемые Минфином РФ, а также формы, разрабатываемые самостоятельно с учетом требований ПБУ 4/99 и других нормативных документов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.