Сделай Сам Свою Работу на 5

II. Социальная ситуация развития.





Тема 5. «Основные новообразования младенчества»

(от рождения до 1 года).

План.

1. Общая характеристика новорождённого. Социальная ситуация.

2. Общая характеристика ребёнка младенческого возраста.

3. Развитие познавательной сферы.

4. Развитие эмоциональной сферы.

5. Развитие предпосылок речи.

6. Развитие действий и движений.

7. Кризис 1 года.

 

I. Младенческий возраст это период от рождения до 1 года. В нём выделяют подпериод новорождённость от рождения до 2 - 4 недель, который начинается с кризиса рождения.

Кризис новорожденности.

1. физическое отделение от матери;

2. меняется среда обитания (переход из водной среды в воздушную);

3. меняется стерильность среды обитания (переход из стерильной среды обитания, в среду с многочисленными инфекциями);

4. изменяется температура тела.

Это физиологические причины кризиса. К психологическим причинам относят набор врождённых безусловных рефлексов. Их делят на 5 групп:

1) Жизненно-важные рефлексы, позволяющие человеку выжить (дыхательный, сосательный пищеварительный, терморегуляция, сердечно-сосудистая система, выделительная);



2) Защитные рефлексы, направленные на предохранение организма от повреждения (сон, крик, чихание, кашель, одёргивание);

3) Атавистические рефлексы, доставшиеся в наследство от предков – животных (плавательный, хватательный, сторожевой, отталкивание, ползанье);

4) Условные рефлексы: ориентировочно – пищевой рефлекс (ребёнок реагирует на положение тела в пространстве);

5) Ориентировочные рефлексы, на основе которых осуществляется психическое развитие: поворот головы на звук, свет.

Социальная ситуация. Полная биологическая зависимость от матери.

Новообразования новорожденного:

1. Индивидуальная психическая жизнь новорожденного. В данном образовании отмечено два момента: жизнь присуще ребенку уже в период эмбрионального развития. Новым, возникающим в период новорожденности, является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенным от организма, в недрах которого жизнь зародилась; второй момент заключается в том, что эта индивидуальная жизнь, будучи первой и самой примитивной формой бытия ребенка является психической жизнью.



2. Потребность в общении со взрослым.

3. Появляется комплекс оживления.

Комплекс оживления появляется через 2 – 4 недели. Основными признаками его являются:

Комплекс оживления появляется через 2 – 4 недели. Основными признаками его являются:

1) замирание и зрительное сосредоточение;

2) двигательное оживление;

3) вокализация - произнесение звуков. Они могут произноситься на выдохе (прогрессивные звуки, так как на их основе происходит дальнейшее развитие речи) и на вдохе (тупиковые звуки, на их основе речь не развивается);

4) улыбка. До комплекса оживления улыбка ребёнка возникала из-за удовлетворения биологических потребностей. Теперь она возникает на три точки на лице матери: глаза, рот.

«Комплекс оживления» является показателем первой человеческой потребности – потребность в общении. Он является одним из показателей психического развития человека.

II. Социальная ситуация развития.

Общая жизнь ребенка с матерью. Появление автономной речи приводит к изменению отношения ребенка к среде, тем самым, вызывая к жизни новую ситуацию развития. Социальная ситуация характеризуется тем, что все потребности удовлетворяются взрослыми людьми. В результате человек (ухаживающий за ребенком) становится центром всякой непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации. Постепенно, потребности начинают кристаллизироваться на предметах окружающей среды, и сами эти предметы приобретают побудительную силу. Ведущим видом общения в этом возрасте является эмоционально – личностное общение со взрослым.



Роль взрослого человека в жизни младенца заключается не только в удовлетворении биологических потребностей:

1) обеспечивает чувства защищённости и эмоционального комфорта;

2) взрослый обеспечивает ребёнка впечатлениями, которые приводят к развитию познавательных процессов;

3) взрослый формирует эмоциональное отношение к миру;

III. Выделяют следующие особенности в развитии познавательной сферы младенца:

1) В 2-4 недели происходит сосредоточение взгляда, которое длится примерно 10 сек., затем ребёнок отводит взгляд. Это имеет охранительное значение из-за слабых зрительных и нервных клеток;

2) В 2 месяца появляются инициативные движения глаз, то есть ребёнок переводит взгляд с одного предмета на другой и обратно;

3) В 3 мес. появляются первые признаки константности восприятия. С этого возраста ребёнок начинает узнавать маму;

4) В 3-4 мес. появляется координация между зрительной и слуховой, зрительной и двигательной зоной. Это проявляется в том, что поворачиваясь к источнику звука, ребёнок отыскивает его глазами. К 5 мес. Ребёнок начинает брать игрушки, так как движение руки «управляется» глазами;

5) После 6 мес. у ребёнка память приобретает кратковременный характер, моторная, зрительная, двигательная, хорошо развита обонятельная память. До 6 мес. вместо памяти присутствовали впечатления;

6) Ручной интеллект или наглядно-действенное мышление зарождается к 1 году. Первые признаки мышления можно увидеть в 6 мес., когда ребёнок устанавливает связи между предметами и явлениями;

7) Воображение у ребёнка отсутствует;

8) Внимание непроизвольное, кратковременное;

IV. Эмоциональное развитие младенца тесно связано с его общением. В нём выделяют этапы:

1) 2-4 недели – появляется положительные эмоции, они выражаются в виде улыбки, которая обращена к лицу человека;

2) 3 мес. – появляются отрицательные эмоции, в виде плача. Показателем плача являются слёзы;

3) 6 мес. – появляется младенческий юмор, который отражает признаки интеллектуального развития. Юмор проявляется в смехе;

4) 7-8 мес. – впервые появляются аффективные состояния: гнев и ярость, которые выражаются в сжатии кулачков, крике, покраснении;

5) К 1 году появляется первое чувство – чувство любви к маме.

V. Речь– это активность человека, направленная на удовлетворение потребности в общении. Это средство общения. Психологи выделяют следующие этапы развития речи:

1) 2-4 недели – гуканье – произнесение отрывистых звуков на выдохе (пф, кх) или протяжных на вдохе (и-и-и);

2) 4 мес. – гуление – певучее протяжное произнесение звуков;

3) 6 мес. – лепет – произнесение отдельных слогов (ма - ма- ма, ба-ба). Важным новообразованием здесь является понимание ребёнком смысла отдельных слов;

4) 1 год – произнесение слов. К этому времени у ребёнка формируется активный и пассивный запас слов (от 4 до 10).

VI.В развитие движений выделяют два направления:

1) развитие движений ног: - низкое ползанье в 3 мес. (на животе); - высокое ползанье в 6 мес. (четвереньки); прямостояние 7-8 мес.; - прямохождение в 1 год;

2) развитие движений рук: -хватание 4 мес. (ребёнок удерживает игрушку, вложенную в руку); - манипулирование – хаотичные движения рукой и предметом в 5 мес.; - действия, направленные на получение прямого результата 7-8 мес. (важное новообразование – подражание действиям взрослого); - действия, направленные на получение косвенного результата в 1 год

VII. Кризис одного года.Самостоятельность ребёнка резко возрастает. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан. Он резко протестует против управления собой и сам пытается управлять взрослыми. Круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребёнка:

1. предметная деятельность – возрастает активность игровых и предметных действий, самостоятельность;

2. отношения со взрослыми – нарастает избирательность в отношениях со взрослыми, появляется неприязнь, недоверчивость к посторонним, повышенная требовательность и агрессивность по отношению к близким взрослым;

3. изменения по отношению к себе – стремление отстоять независимость и утвердить право на самостоятельность, что проявляется в чрезмерной обидчивости, в протестах против взрослых, в настойчивых требованиях.

Внешние проявления кризиса:у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать. Ребёнок становится беспокойным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми обладает ребёнок. Возможности пока являются недостаточными для удовлетворения потребностей.

Таким образом, основными новообразованиями данного периода являются:

1. прямохождение;

2. развитие речи;

3. динамика в области аффективной сферы;

4. «мотивирующее представление» - появляется способность действовать не только под влиянием непосредственно воспринимаемых объектов, но и под влиянием всплывающих в памяти образов и представлений;

5. возникают собственные, независимые от взрослого, желания ребёнка.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.