Как выявить гиперактивного ребёнка?
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.
Выполнили: студентки 3 курса
Курлыкина Анастасия Вадимовна,
Черданцева Екатерина Александровна
| Научный руководитель:
|
| Кузь Наталья Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и детской речи
|
НОВОСИБИРСК – 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наверное, в каждой группе детского сада встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети гиперактивны.
Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство.
В настоящее время возрастает частота нарушений детского развития и поведения по типу сверхподвижности. Основным проявлением данного нарушения являются высокая подвижность, неусидчивость, нарушение внимания, эмоциональная лабильность, импульсивность.
Рассматриваемый синдром проявляется достаточно рано, примерно к 2-3 годам в виде беспокойности ребёнка. К 5-6 годам к проблемам поведения присоединяются слабая концентрация внимания, отвлекаемость, неумение сосредоточиться и довести начатое дело до конца, несформированность мелкой моторики и праксиса.
При поступлении в школу всё это осложняет протекание учебной деятельности, негативно сказывается на взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Разработкой организационных и содержательных вопросов психологического сопровождения занимаются такие исследователи, как М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Е.И. Казакова, Т.И. Чиркова, Л.М. Шипицина, А.А. Хахолько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н. Яковлева и многие другие.
Всё вышесказанное обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы.
Целью данной коррекции является психологическая помощь, создание условий и разработка психолого-коррекционной программы для подготовки гиперактивных детей с нарушением речи к школе.
Задачи:
1. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих каждом ребёнку психологический комфорт и полноценное физическое развитие.
2. Установление взаимосвязей, влияющих на успешность или обуславливающих просчёты образовательного процесса.
3. Уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей.
4. Преодоление нарушения внимания, развитие памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия и т.д.
В работе с гиперактивными детьми учителю нужно поддерживать постоянный эмоциональный контакт с общающимися: как можно чаще смотреть в глаза, иногда дотрагиваться до плеча или спины, можно погладить по голове. Педагогу нужно помнить о том, что такие дети должны сидеть за первой партой.
В работе с гиперактивными детьми требуется системный подход к коррекции психического развития ребёнка.
Время проведение каждого задания- 30-35 минут.
Как выявить гиперактивного ребёнка?
Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.
Таблица 1. Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка.
Критерии оценки
| Гиперактивный ребенок
| Тревожный ребенок
| Контроль поведения
| Постоянно импульсивен
| Способен контролировать поведение
| Двигательная активность
| Постоянно активен
| Активен в определенных ситуациях
| Характер движений
| Лихорадочный, беспорядочный
| Беспокойные, напряженные движения
|
Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Схема деятельности специалистов МДОУ в процессе сопровождения детей с гипердинамическим синдромом
Н.Н.Заваденко отмечает, что оказание помощи гиперактивным детям должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и с воспитателями ДОУ, методы модификации поведения, психолго-педагогическую коррекцию, а так же медикаментозное лечение.
Логопедический блок включает работу логопеда.
Педагогический блок включает работу воспитателей и музыкального руководителя.
Воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям с ГДС в образовательном процессе МДОУ. Отслеживает динамику развития видов деятельности ребенка, особенностей личностного развития, коммуникативной активности, навыков самообслуживания и т.д. Реализует рекомендации психолога, врача. Систематизирует и внедряет имеющиеся подходы к детям с ГДС. Разрабатывает собственную тактику работы с данной категорией детей.
Музыкальный руководитель реализует программу музыкального воспитания и программу дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, театральной терапии с учётом рекомендаций психолога. Представляет психологу для анализа продукты детской деятельности и творчества.
Психологический блок предполагает специфическую профессиональную деятельность педагога-психолога МДОУ. Психолог проводит психологическую диагностику, коррекционно-развивающую работу с деться с ГДС. Организует консультативную и просвещенческую работу с педагогами и родителями. Разрабатывает программы и рекомендации для других специалистов по организации работы с гиперактивными детьми.
Медицинский блок включает работу врача и медицинской сестры. Врач организует медицинскую диагностику, осуществляет контроль за антропометрическими данными детей, определяет схемы медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа с динамическим контролем, разрабатывает медицинские рекомендации другим специалистам по работе с гиперактивными детьми. Медицинская сестра обеспечивает повседневный санитарно-гигиенический режим, проводит процедуры, благотворно влияющие на состояние ребёнка.
Физкультурно-оздоровительный блок подразумевает работу физинструктора и массажиста. Это проведение физкультурных занятий и массажа по согласованию с врачом учреждения, использование двигательного игротренинга для оптимизации мышечного и двигательного тонуса гиперактивных детей, профилактика сезонных и хронических заболеваний.
Организационно-управленческий блок предполагает активное участиве и руководящую роль администрации МДОУ в организации и осуществлении комплексного сопровождения детей с ГДС в образовательном процессе. Руководитель осуществляет перспективное планирование работы, координацию деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности сопровождения. Кроме того, руководство, заботиться о повышении профессионального уровня специалистов, работающих по проблеме гиперактивности, организует сотрудничество с родителями детей, поддерживает связь со школами, в которые поступают выпускники детского сада, отслеживает дальнейшую судьбу своих выпускников, особенно в период их адаптации к школе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|