Сделай Сам Свою Работу на 5

в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием оборота оружия»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К проекту федерального закона «О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием оборота оружия»

 

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием оборота оружия» (далее – законопроект) направлен на развитие оружейной отрасли в Российской Федерации, поддержку отечественных производителей гражданского оружия и усиление контроля в сфере оборота оружия.

В этой связи, целью предлагаемого к рассмотрению законопроекта является совершенствование нормативно-правового регулирования оборота гражданского оружия с целью исключения противоречий и несоответствий, содержащихся в текущей редакции Федерального закона «Об оружии», а также для снижения количества правонарушений, совершаемых владельцами оружия, и повышения уровня общественной безопасности в вопросах, связанных с оборотом оружия.

Законопроектом предусматривается введение следующих мер, направленных на усиление контроля в сфере оборота оружия:



 

1. Устанавливается запрет на ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения в состоянии опьянения;

Справочно: Статистика свидетельствует, что «травматическое» оружие зачастую применяется в конфликтах на бытовой почве (в нетрезвом состоянии), в ресторанах, «разборках» при дорожно-транспортных происшествиях, в хулиганских целях, а также для совершения тяжких преступлений, в том числе убийств. Нахождение владельца такого оружия в состоянии опьянения в конфликтной ситуации приводит к его неправомерному применению. Владелец огнестрельного оружия ограниченного поражения, пребывающий в состоянии опьянения, не всегда может руководить своими действиями и отдавать им отчет.

За последние пять лет было совершено более 2000 (двух тысяч) преступлений и правонарушений с применения указанного оружия, в том числе причинен вред здоровью различной степени тяжести 500 гражданам, 150 человек от полученных ранений скончались.

Ежегодно за совершение административных правонарушений в области оборота оружия привлекаются около 300 тысяч граждан, а за преступления, совершенные с оружием, привлекаются около 10 тысяч граждан.



2. Устанавливается запрет на продажу организациями, имеющими лицензию на торговлю оружием и патронами, составных частей патронов и запасных частей к гражданскому оружию без предъявления гражданами разрешений, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии»;

Справочно: Федеральным законом «Об оружии» установлены требования о приобретении оружия на основании лицензии, а патронов – при предъявлении соответствующего разрешения на хранение, хранение и ношение оружия, выдаваемого органами внутренних дел, при этом составные части патронов (пуля, капсюль, порох и т.п.) и составные части к гражданскому оружию (например, приклад, мушка целик, цевье и т.п.), не являющиеся основными частями оружия, можно приобрести без предъявления разрешительных документов. Подобное положение предоставляет возможность изготовления кустарным способом огнестрельного оружия и использования его для совершения преступлений. Так, в 2011 году с применением самодельного оружия совершено более 180 преступлений, за 2012 год – более 150 преступлений.

Указанный запрет не позволит гражданам самостоятельного снаряжать патроны к незарегистрированному оружию, а также изготавливать самодельное оружие посредством использования запасных частей к нему, приобретаемых в торговых сетях.

3. Устанавливается запрет на использование гражданского огнестрельного оружия и охотничьего метательного оружия вне охотничьих угодий и стрелковых объектов (тиров, стрельбищ, стрелково-стендовых комплексов), за исключением случаев применения указанного оружия в соответствии с законодательством.



Справочно: Данная мера позволит детализировать конкретные места для стрельбы из соответствующих типов оружия, установит юридическую трактовку для правоприменителей (сотрудников полиции), необходимую для реализации положений статьи 20.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которой установлена ответственность за стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах.

4. Устанавливается запрет на ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия, охотничьего оружия, пневматического и холодного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортирования указанного оружия, а также холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, гражданами, не являющимися членами казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и получивших в установленном порядке удостоверение казака.

5. Устанавливается, что конструктивно сходные с оружием изделия должны соответствовать криминалистическим требованиям МВД России.

Справочно: В настоящее время в Федеральном законе «Об оружии» данное требование относится только к оружию, в связи с чем в оборот попадают модели конструктивно сходных с оружием изделий, явно превышающие свои баллистические и убойные свойства, которые не проходят процедуры криминалистической оценки со стороны органов внутренних дел.

6. Устанавливается, что в государственных военизированных организациях, ворганизациях с особыми уставными задачами,в организациях, осуществляющих производство оружия и патронов к нему, ворганизациях, осуществляющих торговлю оружием и (или) патронами к нему и ворганизациях, имеющих разрешение на хранение оружия и (или) патронов к нему или разрешение на хранение и использование оружия, на должности, связанные с учетом, хранением, выдачей или использованием огнестрельного оружия, боеприпасов и патронов к огнестрельному оружию, не могут назначаться лица при наличии обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии на приобретение оружия, а также лица, в отношении которых судом установлен запрет замещать такие должности или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия.

7. Устанавливается, что право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года.

Справочно: В соответствии со статьей 129 ГК РФ оружие относится к ограниченно оборотоспособным объектам, и законодательством об оружии устанавливаются особенности его оборота, в том числе и по возрасту, с которого гражданин может его приобретать. В действующей редакции возраст, с которого предоставляется право приобретения оружия – 18 лет, законопроектом предлагается повысить его до 21 года. Для граждан, претендующих на получение лицензии на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения. Зарубежный опыт показывает, что в большинстве стран установлены возрастные ограничения приобретения оружия. Так, гражданское оружие в Австралии, Аргентине, Франции и Чехии можно приобрести с 21 года, в Литве – с 23 лет, в Бразилии и Гватемале – с 25 лет, в Судане – с 30 лет, а в Таиланде и вовсе с 35 лет.

Так же аналогией может служить внесенный в Государственную Думу законопроект № 26041-6. Данным законопроектом предлагается увеличить возраст, с которого допускается продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также возраст потребления (распития) алкогольной продукции, с 18 до 21 года.

8. Дополнительно включены основания, по которым гражданам Российской Федерации не выдаются лицензии на приобретение оружия, к таким отнесены:

наличие неснятой или непогашенной судимости за преступление, совершенное умышленно, а также снятой или погашенной судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия;

совершение повторно в течение года административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административного правонарушение в области охоты либо административного правонарушения в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры – до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

наличие медицинских противопоказаний к владению оружием или нахождение под диспансерным наблюдением в медицинских организациях в связи с психическим расстройством и (или) расстройством поведения, алкоголизмом или наркоманией либо привлечение к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

9. Устанавливается обязательный контрольный отстрел гильз из огнестрельного оружия ограниченного поражения (один раз в пять лет при продлении гражданами Российской Федерации срока действия разрешения органа внутренних дел на хранение и ношение оружия).

Справочно:

Данная профилактическая мера посредством идентификации следов, оставленных на гильзах ствольного оружия с возможностью стрельбы патронами травматического действия, позволит сузить круг поиска лиц, совершивших преступления с его применением.

10. Устанавливается, что нарушение иностранными гражданами сроков вывоза оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия из Российской Федерации, а также порядка их ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации влечет изъятие и конфискацию оружия в установленном порядке.

11. Устанавливается, что не подлежат ввозу в Российскую Федерацию огнестрельное оружие ограниченного поражения иностранного производства, охотничье огнестрельное оружие с нарезным или гладким стволом (стволами) иностранного производства, не являющееся длинноствольным, их основные части, а также патроны травматического действия, изготовленные за пределами территории Российской Федерации.

12. Устанавливается, что государственным военизированным организациям запрещается продавать имеющееся и имевшееся у них на вооружении боевое ручное стрелковое оружие юридическим лицам – поставщикам.

13. Устанавливается, что не разрешается ввоз в Российскую Федерацию наградного оружия, полученного гражданами Российской Федерации на основании наградных документов глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств, при наличии оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия.

14. Устанавливается запрет на применение оружия при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, также устанавливается, что лицам, на законном основании владеющим оружием, запрещается иметь оружие при себе во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях и иных публичных мероприятиях.

15. Устанавливаются дополнительные основания для аннулирования лицензий и разрешений, в следующих случаях:

систематического (не менее двух раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическими лицами или гражданами требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими оборот оружия;

выявления конструктивной переделки оружия либо самодельно изготовленных основных частей огнестрельного оружия, которые повлекли изменение баллистических и (или) криминалистических характеристик оружия;

необеспечение доступа должностных лиц органа внутренних дел в ходе проведения ими проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, в места хранения оружия, специальных средств и (или) служебной документации, отражающей учет и использование оружия и (или) специальных средств, либо воспрепятствование такому доступу.

16. Вводится уголовная ответственность за незаконную перевозку или ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения.

17. Водится административная ответственность за незаконные приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия, а также незаконные приобретение, продажу, передачу, хранение огнестрельного оружия ограниченного поражения.

 

Также законопроектом предусмотрено снятие административных барьеров:

 

1. Уточнение норм, определяющих срок владения охотничьим огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием (до 3 лет), по истечении которого граждане Российской Федерации имеют право приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, с возможностью приостановления срока владения указанным оружием на определенный период (на 1 год);

Справочно: Действующая редакция закона устанавливает неоправданные ограничения для приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом. В частности, условие обладания в собственности охотничьим огнестрельным длинноствольным гладкоствольным оружием не менее 5 лет для приобретения огнестрельного оружия с нарезным стволом предполагает непрерывное наличие в собственности гладкоствольного оружия. Предлагаемые изменения направлены на регулирование порядка исчисления, приостановления (прерывания) стажа владения огнестрельным гладкоствольным оружием, а также условия, при которых предоставляется право приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом.

2. Предлагается без ущерба для контроля за оборотом оружия и общественной безопасности увеличить диапазоны (сроки) проведения контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом;

Справочно: Предлагаемые изменения конкретизируют периодичность проведения контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом в зависимости от его вида, целей использования и других обстоятельств. Чем выше интенсивность использования оружия, тем существеннее изменения следообразования на пуле и гильзе этого оружия. Например, контрольный отстрел из спортивного огнестрельного оружия, используемого спортсменами, предлагается проводить один раз в пять лет, поскольку спортсмены постоянно используют оружие в тренировочном процессе. Контрольный отстрел огнестрельного оружия с нарезным стволом, которое используются гражданам во время охоты, предлагается проводить один раз в пятнадцать лет, в связи с тем, что такое оружие менее подвержено указанным изменениям, при этом Правилами охоты определены конкретные сроки охоты на тех или иных животных. В рассматриваемой норме сохранены требования о проведении контрольного отстрела после проведения ремонта оружия, его основных частей, замены или механической обработки бойка (ударного механизма) – перед его передачей владельцу, а также при продаже оружия другому лицу.Один раз в десять лет гражданами Российской Федерации, которые занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой. В отношении коллекционеров оружия, предлагается контрольный отстрел оружия проводить только при его продаже или дарении.

3. Конкретизуется порядок и условия прохождения гражданами Российской Федерации подготовки и периодической проверки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием;

Справочно:

В законопроекте предлагается установить, что граждане Российской Федерации, имеющие разрешения на хранение, хранение и ношение, хранение и использование огнестрельного либо пневматического оружия, граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания, специальные звания (классные чины) либо уволенные из государственных военизированных организаций с правом на пенсию либо имеющие разрешение на ношение и хранение служебного оружия и впервые приобретающие указанное оружие, подготовку и проверку в целях приобретения гражданского оружия не проходят.

С учетом указанного предложения устанавливается разграничение по прохождению периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием (не реже одного раза в пять лет) гражданами Российской Федерации, являющиеся владельцами газовых пистолетов, револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны. При этом предлагается установить, что граждане Российской Федерации, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания, специальные звания (классные чины) или имеющие разрешения на ношение и хранение служебного оружия, указанную периодическую проверку не проходят.

4. Предлагается установить, что снаряжение патронов к охотничьему огнестрельному длинноствольному и спортивному огнестрельному длинноствольному оружию может производиться владельцем этого оружия для личного использования при наличии разрешения на хранение и ношение указанного оружия. Ремонт и замена комплектующих деталей огнестрельного оружия, за исключением основных частей огнестрельного оружия, могут производиться владельцем этого оружия самостоятельно.

5. Предлагается увеличить количество возможно приобретаемых охотничьего длинноствольного огнестрельного оружия с нарезным стволом и (или) огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия до десяти единиц.

6. Устанавливается, что не является нарушением законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов транспортирование гражданами Российской Федерации оружия, имеющегося у них на законных основаниях, через территории, являющиеся охотничьими угодьями.

 

Дополнительно вводимые новеллы:

 

1. Устанавливается в понятийном аппарате новое определение «ношение оружия».

2. Конкретизируются типы метательного спортивного и охотничьего оружия – луки и арбалеты.

3. Конкретизируются случаи, при которых приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации не подлежит лицензированию.

4. Предлагается введение в законопроекте такую категорию оружия, как «охотничье огнестрельное оружие с нарезным и гладким стволом (стволами), не являющееся длинноствольным», предназначенного для использования на охоте с установлением порядка его приобретение и определенных ограничений и запретов;

Справочно: Такое оружие позволит охотнику эффективно и самое главное безопасно во время охоты на крупную дичь и потенциально опасную (кабан, лось, олень, медведь) в экстремальной ситуации защитить свою жизнь. Использование предлагаемого охотничьего огнестрельного оружия с нарезным и гладким стволом (стволами) наиболее эффективно при доборе охотничьего трофея на коротких расстояниях.

В этой связи предлагаемая новелла позволит исключительно владельцам охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом, а также гражданам, занимающимся профессиональной охотой, приобретать названное охотничье оружие в указанных выше целях.

5. Устанавливается, что оказание услуг по временному хранению гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к указанному оружию и составных частей патронов, разрешается юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, которая выдается в порядке, устанавливаемом МВД России.

6. Устанавливается, что обеспечение условий приема, ответственного хранения и выдачи оружия является обязанностью организатора культурно-развлекательных, спортивных мероприятий, религиозных обрядов и церемоний.

7. Устанавливается, что граждане Российской Федерации имеют право транспортировать имеющееся у них на законных основаниях оружие, подлежащее регистрации в органах внутренних дел, в количестве не более 5 единиц и патронов не более 500 штук, по всей территории Российской Федерации на основании разрешений на хранение, хранение и ношение, хранение и использование оружия, лицензий (дубликатов лицензий) на приобретение оружия. Транспортирование оружия и патронов в количестве, превышающем указанные нормы, осуществляется гражданами Российской Федерации на основании разрешений на транспортирование оружия, выдаваемых органами внутренних дел.

Реализация предлагаемых законопроектом положений будет способствовать снижению количества правонарушений, совершаемых в сфере оборота оружия, а также уменьшению остроты социального восприятия проблем самозащиты граждан и борьбы с преступностью в современной России.

Последствия принятия проекта федерального закона негативно не повлияют на социально – экономическую и финансовую ситуацию при его реализации.

Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.