Сделай Сам Свою Работу на 5

Другие эмоции как причины тревожности





Пояснительная записка.

1. Понятие«тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику.

В психологическом словаре«тревожность» определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.

Р.С. Немов определяеттревожность как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

В.В. Давыдов трактуеттревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.

Отечественные и зарубежные психологи рассматривают тревожность как одну из детерминант поведения человека.



2. Исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностную и ситуативную (реактивную).

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

А.И. Захаров считает, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, поскольку в период дошкольного детства происходит становление личности.

A.M. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

- с процессом обучения (учебная тревожность);

- с представлениями о себе (самооценочная тревожность);

- с общением (межличностная тревожность).

характеристиках поведения, общения и деятельности. Она выделяет открытые и закрытые формы тревожности.

Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.



Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддиктивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

3. Причинами тревожности могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. По мнению К. Боулби, причины тревожности могут быть разделены на 4 группы.

Врожденные детерминанты тревожности

К. Боулби выделил врожденные детерминанты тревожности, которые он называет «природными стимулами и их производными». Производные стимулы, по-видимому, скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами тревожности являются: одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы тревожности включают: темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Как К. Боулби, так и другие авторы показали, что природные стимулы тревожности связанны с возрастом, т.е. зависят от процессов развития и созревания. Например, ряд исследователей показали, что страх перед незнакомыми людьми не может возникать в первые месяцы жизни потому, что у ребёнка ещё не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает где-то между 6-и 9-месячным возрастом и именно в этом возрастном периоде отмечается максимальная тревожность перед чужими.



Культурные детерминанты тревожности

Культурные детерминанты тревожности почти исключительно являются результатом научения. Так, даже негромкий сигнал воздушной тревоги может вызвать беспокойство. К. Боулби считает, что многие культурные детерминанты тревожности могут при ближайшем рассмотрении оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Боязнь воров, например, или приведений, может быть рационализацией тревожности темноты, страх перед попаданием молнии - рационализацией тревожности грома.

Проблема дифференциации тревожности от других эмоций

Более тщательный анализ проблемы можно найти у Боулби. Он перечисляет ряд наблюдаемых экспрессивных и моторных актов, которые, по его мнению, можно рассматривать, как индикаторы тревожности. «Они включают осторожное всматривание в сочетании с подавлением движений, испуганное выражение лица, а также поиском контакта с кем-либо».

Другие эмоции как причины тревожности

Любая эмоция может вызвать тревогу и даже страх.Сходство нейрофизиологических механизмов с эмоцией тревожности приводит к тому,что они часто являются активаторами. Но одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, A.M. Прихожан и другие, являются родительские отношения.

Цель коррекционной программы: снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Снижение уровня тревожности у детей.

2. Формирование способности к саморегуляции.

З. закрепить положительный опыт.

В коррекционной работе раскрываются такие принципы как:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и гетерохронность (неравномерность) развития различных сторон личности ребенка.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражается целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

3. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности - с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

5. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов,

6. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента. Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

Программа состоит из 10 занятий, которые проводились три раза в неделю, продолжительностью 30-40 мин. В работе принимали участие дети в возрасте 6-8 лет. Форма занятий - групповая.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.