Сделай Сам Свою Работу на 5

Схема системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан





Пенсионный рынок.

В июне 2002 года исполнилось ровно пять лет подписанию Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". В соответствии с этим законом с 1 января 1998 года все работающие граждане в обязательном порядке отчисляют 10% своих доходов в накопительный пенсионный фонд на индивидуальные пенсионные счета. При этом граждане имеют право производить также и добровольные пенсионные отчисления. Накопленные средства инвестируются в экономику, а после прекращения трудовой деятельности работника идут на его личное пенсионное обеспечение.

Одна из основных сложностей на этапе проведения реформы - двойное бремя, ложащееся на работников и работодателей: обеспечить сегодняшних пенсионеров и позаботиться о собственном будущем. В соответствии с законодательством Республики Казахстан, пенсионная система переходного периода совмещает одновременно два метода финансирования: распределительную - для нынешних пенсионеров, и накопительную на личных счетах - для будущих, причем доля собственных пенсионных накоплений в финансировании пенсий будет постепенно возрастать и к 2045-2050 году элемент распределительной пенсионной системы будет полностью ликвидирован.



Накопительная система Казахстана на текущем этапе состоит из двух частей: государственной и частной.

ГНПФ - Государственный накопительный пенсионный фонд – производит сбор только обязательных пенсионных отчислений вкладчиков и осуществляет пенсионные выплаты получателям в порядке, установленном Правительством РК. По истечении определенного периода времени планируется приватизация ГНПФ, т.е. фактически вся пенсионная система будет сосредоточена в частном секторе.

ННПФ - Негосударственные накопительные пенсионные фонды (с уставным капиталом не менее 180 млн. тенге) - юридические лица, организованные в форме акционерного общества открытого или закрытого типа. В соответствии с Законом “О пенсионном обеспечении в РК” ННПФ являются центральным звеном в пенсионной системе. Они организуют работу с вкладчиками, заключают пенсионные договора, ведут индивидуальный учет пенсионных взносов и начислений инвестиционного дохода, а также обязательств фонда перед вкладчиками. Фонд получает комиссионные вознаграждения за свою деятельность, отчитывается перед своими вкладчиками и государственными органами, проводит разъяснительную работу среди населения, рассматривает жалобы и заявления, решает вопросы в связи со смертью вкладчика или в связи с выездом за рубеж.



Схема системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан

 

Инвестиционные активы инвестируются в четко оговоренные в процентном отношении финансовые инструменты. С момента реформирования пенсионной системы, то есть с 1998 года, предполагалось, что активы пенсионных фондов будут способствовать развитию рынков капитала Республики Казахстан. В частности, планировалось, что активы частных пенсионных фондов будут стимулировать развитие рынка корпоративных ценных бумаг. Однако по результатам первого года пенсионной реформы 99,3% активов были вложены в те или иные государственные ценные бумаги, а именно: еврооблигации - 15,53%, в кратко-, средне- и долгосрочные ценные бумаги Министерства финансов - 81,78%, ноты Национального банка - 2%. Других направлений для инвестиций пенсионных фондов просто не было: фондовый рынок в стране отсутствовал, покупать ценные бумаги иностранных эмитентов было запрещено. Сложилась парадоксальная ситуация: из-за огромного спроса на суверенные облигации Казахстана, доходность по ним меньше, чем по облигациям США с аналогичной датой погашения.

На текущий момент доля государственных ценных бумаг существенно снизилась и составляет у государственного пенсионного фонда около 70%. В соответствии с законодательством, КУПА (компания по управлению пенсионными активами) могут инвестировать пенсионные активы в следующие инвестиционные инструменты:



государственные ценные бумаги - не менее 40%;

муниципальные ценные бумаги - не более 5%;

ценные бумаги, выпущенные международными банками - не более 10%;

корпоративные акции - не более 30%;

корпоративные облигации - не более 5%;

банковские депозиты - не более 20%;

иностранные корпоративные ЦБ - не более 10%;

ценные бумаги, эмитированные международными финансовыми организациями - не более 10%.

Одновременно с заключением договора с КУПА пенсионный фонд должен заключить договор с банком кастодианом, который будет технически обслуживать все операции данного пенсионного фонда. Функции банка кастодиана заключаются в ведении учета всех операций по аккумулированию пенсионных активов, их размещению, получению инвестиционного дохода, а также в информировании фонда о состоянии его счетов и деятельности КУПА. При этом банк осуществляет контроль за целевым использованием средств и соблюдением лимитов инвестирования.

Обязательное информирование вкладчиков о состоянии их пенсионного счета не предусмотрено. Хотя по запросу вкладчика фонд обязан предоставить всю необходимую информацию, 2 раза в год – бесплатно, затем – за символическую плату (где-то 25 центов). Самостоятельно же лишь некоторые пенсионные фонды в конце года рассылают вкладчикам информации о состоянии их пенсионных накоплений.

Совершенно не урегулирован законодательно процесс конвертации накоплений в аннуитет и осуществления выплат. Ни в одном пенсионном договоре не указываются финансовые обязательства самого фонда, вкладчик не знает, какой размер пенсии или процент заработной платы он будет получать при выходе на пенсию, за исключением того, что “размер пенсии зависит от величины накопленных сумм”. Некоторые скептики считают, что вся реформа свелась по существу к организации персонифицированного учета пенсионных накоплений и полученного на них инвестиционного дохода.

В соответствии с текущим законодательством Казахстана основанием для получения своих пенсионных накоплений, кроме достижения пенсионного возраста, является выезд гражданина за рубеж на постоянное место жительства. При общем недоверии к системе, отсутствии четкого механизма выплат и высоком уровне коррупции государственных органов многие граждане оформляют фальшивые документы о своем отъезде на ПМЖ, изымают свои накопления, а затем начинают все с “чистого листа” в новом фонде.

Таким образом, наиболее серьезные проблемы накопительной пенсионной накопительной системы Казахстана состоят в следующем:

Пробелы в существующем пенсионном законодательстве (например, неопределенность механизма будущих выплат, отсутствие контроля за своевременным перечислением средств в пенсионные фонды);

Неразвитость национального фондового рынка, т.е. отсутствие возможности вкладывать пенсионные активы в реальный сектор экономики;

финансовые махинации при перечислении средств в пенсионные фонды;

Проблема “потерянных клиентов”, связанная с фиктивным выездом за рубеж на постоянное место жительства;

Недостаточный охват работающего населения;

Недобросовестная конкуренция между НПФ;

Неосведомленность и неграмотность населения по основным принципам существующей накопительной пенсионной системы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.