Тема 2. Типы пенального преступного поведения и их криминологическая характеристика
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Учебно-методический комплекс
специальность: 030501 – Юриспруденция
Санкт-Петербург
ББК 67.409
П 25
Пенитенциарная преступность: криминологические и уголовно-правовые вопросы противодействия: Учебно-методический комплекс / Сост. Л.Б. Смирнов.– СПб.: ИВЭСЭП, 2008.– 26 с.
Составитель
доктор юридических наук, профессор Л.Б. Смирнов
Рецензенты
доктор юридических наук, профессор С.А. Денисов
доктор юридических наук, профессор Ф.М. Городинец
Утвержден на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин, протокол № 6 от 21.01.2008 г.
Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим советом, протокол № 4 от 24.01.2008г.
Ответственная за выпуск Н.А. Фролова
© Смирнов Л.Б., 2008
© СПбИВЭСЭП, 2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение курса «Пенитенциарная преступность» сопряжено со значительными трудностями, поскольку он включает положения, относящиеся как к уголовно-исполнительному праву, так и к криминологии. В связи с этим студент неизбежно должен обращаться к научной и учебной литературе, специальным изданиям по двум отраслям юридической науки и к источником по социологии. Это обстоятельство резко повышает значение лекций и семинаров, а также самостоятельной работы студентов с новейшими публикациями.
В УМК учтены изменения уголовно-исполнительного законодательства, он включает учебно-тематический план, программу курса, методические рекомендации по изучению предмета «Пенитенциарная преступность», методические рекомендации по подготовке к семинарам и практическим занятиям, планы этих занятий, задания для выполнения контрольных работ, вопросы и задания для самостоятельной работы и вопросы для подготовки к зачету.
Особое место отведено нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность по предупреждению преступности в местах лишения свободы.
В результате изучения учебного курса "Пенитенциарная преступность» студенты должны:
· владеть знаниями,относящимися к криминологии пенитенциарной преступности, ее специфическим особенностям, связанным с положением осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы;
· иметь представление:
– о работе с законодательными и нормативными актами, а также ведомственными нормативными документами, регламентирующими деятельность системы исполнения наказаний по предупреждению преступлений в местах лишения свободы;
· знать:
– основные положения тактики общего и индивидуального предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях;
– порядок и профилактические возможности раздельного содержания различных категорий осужденных, их личностные и уголовно-правовые характеристики, учет которых необходим для решения задач специально-криминологического предупреждения;
– законодательную основу деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, и их структурные подразделения;
– основные положения международных правовых актов, касающихся осужденных и персонала исправительных учреждений;
– нормативные акты, устанавливающие основания и регламентирующие порядок применения мер безопасности и специальных средств;
– условия и порядок содержания осужденных в исправительных учреждениях, их права и обязанности;
– содержание законодательных актов, обеспечивающих защищенность и безопасность личности, соблюдение прав и свобод человека;
– правовые основания оказания помощи лицам, освобождающимся из исправительных учреждений;
· уметь:
– консультировать лиц, отбывающих или отбывших уголовные наказания, по вопросам, связанным с их положением осужденных или имеющих судимость;
– разъяснять основные положения правового регулирования исполнения и отбывания уголовных наказаний;
– проводить изучение личности осужденных, давать им криминологическую оценку и определять наиболее эффективные меры оказания на них позитивного профилактического воздействия.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учебная дисциплина «Пенитенциарная преступность» имеет целью дать студентам профессионально ориентированные знания о криминологической специфике преступлений, совершаемых осужденными в местах лишения свободы в сочетании с умениями и навыками применения норм уголовно-исполнительного законодательства в целях исправления осужденных и предупреждения ими преступлений. Особая роль в изучении предмета с учетом его интегративного характера, наряду с лекциями, отводится семинарам и практическим занятиям.
Такие занятия способствуют более глубокому и прочному усвоению теоретических положений предмета «Пенитенциарная преступность», позволяют осуществлять контроль за тем, чтобы студенты добросовестно относились к изучению той или иной темы, своевременно реагировали на допущенные ошибки в ходе самостоятельной подготовки и добивались их устранения. В процессе семинаров и практических занятий обеспечиваются:
· углубленная проработка теоретических положений;
· творческое коллективное обсуждение наиболее сложных вопросов;
· овладение студентами научными методами криминологических исследований и исследований в области уголовно-исполнительной теории;
· самостоятельное изучение научной, методической, справочной и иной литературы, а также законодательных и иных нормативных правовых актов;
· формирование навыков самообразования при профессиональной подготовке.
Основная задача, решаемая на семинарах и практических занятиях в дополнение к теоретическим знаниям, полученным на лекциях, – сформировать у студентов профессиональное представление о феномене пенитенционарной преступности, как криминологическом феномене, привить навыки ее изучения и планирования мероприятий по ее предупреждению.
Подготовка к ним включает изучение лекционного материала по соответствующей теме учебной программы, пособий, монографий, уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
При подготовке к семинарам студентам необходимо использовать фактический криминологический и нормативный материалы, относящиеся к конкретным проблемам деятельности исправительных учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, знакомиться с передовой практикой работы их частей, отделов и служб.
Непосредственно на занятиях студент должен излагать свои мысли четко, ясно, логически связанно, свободно оперировать специальной терминологией.
Для привития интереса к изучению предмета «Пенитенциарная преступность» целесообразно широко использовать не только учебные материалы, но и произведения художественной литературы, документальные источники, содержание которых касается проблем криминальной субкультуры, взаимоотношений осужденных и администрации исправительных учреждений.
Значительную часть трудозатрат на изучение предмета составляет самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает планирование, организацию, методическое обеспечение и контроль.
Активизировать самостоятельную работу следует за счет рационального планирования студентами времени самостоятельных занятий, четкой их постановки и материального обеспечения, организации эффективного сочетания аудиторной и внеаудиторной работы. При этом необходимо учитывать психологические особенности студентов, их способности и умение самостоятельно работать с учебной литературой, правовыми нормативными актами, материалами по практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы
| Наименование темы
| Количество аудиторных часов
| всего
| лекции
| семинары, практические занятия
|
| Предмет, задачи и структура учебной дисциплины «Пенитенциарная преступность»
|
|
|
|
| Типы пенального преступного поведения и их криминологическая характеристика
|
|
|
|
| Уголовная ответственность за преступления в местах лишения свободы
|
|
|
|
| Оценка преступности в местах лишения свободы
|
|
|
|
| Личность осужденного, совершившего преступление в исправительном учреждении
|
|
|
|
| Причины и условия совершения преступлений в местах лишения свободы
|
|
|
|
| Субкультура осужденных
|
|
|
|
| Преступные традиции в местах лишения свободы
|
|
|
|
| Правовая, пенитенциарная, педагогическая и криминологическая характеристика неформальной иерархии осужденных
|
|
|
|
| Правовая и криминологическая характеристика главных носителей преступных традиций
|
|
|
|
| Борьба с преступными традициями в исправительных учреждениях
|
|
|
|
| Предупреждение пенитенциарного рецидива
|
|
|
|
| Организация профилактики рецидивной преступности в исправительных учреждениях
|
|
|
|
| Особенности предупреждения преступлений в исправительных учреждениях разных видов
|
|
|
|
| Взаимодействие исправительных учреждений с правоохранительными органами в борьбе с пенитенциарным рецидивом преступностью
|
|
|
|
| Эффективность мероприятий по профилактике рецидивной преступности в пенитенциарных учреждениях
|
|
|
|
| И Т О Г О:
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Предмет, задачи и структура учебной дисциплины «Пенитенциарная преступность»
Понятие пенитенциарной преступности. Понятие пенитенциарного рецидива. Методология изучения пенитенциарной преступности. Предмет учебной дисциплины «Пенитенциарная преступность». Основные понятия «Пенитенциарной преступности». Задачи и структура курса «Пенитенциарная преступность».
Тема 2. Типы пенального преступного поведения и их криминологическая характеристика
Уклонение от наказания, побег из исправительного учреждения. Насильственное преступное поведение. Корыстное преступное поведение
Воспрепятствование деятельности уголовно-исполнительных учреждений и их сотрудников. Массовое преступное поведение. Половые эксцессы осужденных. Обращение с наркотическими или другими запрещенными веществами или предметами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|