НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Законодательство в области химической безопасности
Население России живет в условиях постоянного воздействия чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного, биолого-социального характера и нарастания угроз ЧС террористического характера. Возрастание масштабов воздействия на население подтверждает и печальная статистика последних лет. Если учитывать жертвы террористических актов, военных конфликтов, пожаров и дорожно-транспортных происшествий, то в среднем Россия ежегодно теряет свыше 50 тысяч человеческих жизней, более 250 тысяч человек получают увечья.
В результате опасных природных, техногенных и социальных явлений нарушается право людей на сохранение жизни и здоровья, а организаций – на существование [1].
Согласно Конституции Российской Федерации, «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены», «Каждый имеет право на охрану здоровья» [1].
Деятельность по обеспечению данного права регламентируется нормативно-правовыми актами, которые подразделяются на законы и подзаконные акты, схематично представленные на рисунке 1.
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС, научных организаций разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В России сформировалась законодательная и нормативная правовая база в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Структурная схема законодательной базы представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структурная схема законодательной базы
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [3].
Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно - правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Целями настоящего Федерального закона являются:
- предупреждение возникновения и развития ЧС;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Но, как показывает опыт, меры по достижению целей не достигают желаемых результатов. Недостаточно используются возможности современных социально-экономических механизмов повышения безопасности потенциально опасных объектов, а именно декларирование безопасности, лицензирование деятельности по их эксплуатации, страхование ответственности за причинение вреда гражданам, государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. По расчетам экспертов затраты на предупреждение аварий во много раз меньше по сравнению с величиной ущерба, к которому они приводят в случае возникновения. Поэтому во всем мире вопросам безопасности химических производств придается очень большое значение.
Для достижения целей настоящего Федерального закона в промышленности на опасных производственных объектах Государственной Думой Российской Федерации 21 июля 1997 г. принят и вступил в силу Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ [2]. Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов, а также меру административной и уголовной ответственности предприятий и направлен на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к их локализации и ликвидации.
Статья 8 настоящего Федерального закона гласит о недопущении отклонения строительства опасного производственного объекта от проектной документации. Несоблюдение данной статьи связано с тем, что в процессе строительства в целях экономии денежных средств применяется замена одного материала другим, более дешевым, но менее безопасным. Во время приемки объекта в эксплуатацию указанные нарушения заметить практически невозможно. объекта в эксплуатацию, но в процессе строительства на каждом его этапе.
Статья 9 повествует о том, что на опасном производственном объекте должны иметься нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ. Фактически работник подтверждает ознакомление с документами только один раз в момент трудоустройства на работу. Отсутствует периодическое тестирование работников на знание правил ведения работ.
Для объединения органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [9].
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Внесены корректировки по основным направлениям работ в ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ до 2010 года».
1.2 Организация химической безопасности в Российской Федерации
Химическая безопасность – это состояние защищенности общества, каждого гражданина, экономики и окружающей среды в пределах территории страны от негативного влияния или угроз, вызванных или опосредованных факторами химического характера естественного или антропогенного происхождения.
Понятие «химическая безопасность» рассматривается как одно из производных от понятия«безопасность», которое, согласно ГОСТ Р22.0.02–94 [53], означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз или опасностей. Авторы [30] приводят определение химической безопасности, которое в несколько расширенном виде имеет следующую редакцию. Под химической безопасностью понимается состояние, при котором путем соблюдения правовых норм и санитарно-гигиенических правил, выполнения инженерно-технических и технологических требований, а также проведения соответствующих организационных и специальных мероприятий исключаются условия для химического поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, загрязнения окружающей природной среды, включая флору и фауну, опасными химическими веществами в результате возникновения ситуаций, при которых такие вещества как индивидуально, так и в совокупности могут оказывать различное по продолжительности, периодичности, качественным (номенклатурный состав), количественным (действующие концентрации) и другим параметрам обратимое (некумулятивное) либо необратимое (кумулятивное) воздействие на обозначенные живые и неживые объекты биосферы.
Как следует из приведенного определения химической безопасности, последняя характеризует состояние противодействия определенному составу специфических поражающих факторов– опасных химических веществ, и в этом состоит основное отличие понятия«химическая безопасность» от других видов техногенной безопасности, в том числе от понятий:
− радиационной безопасности(основные поражающие факторы– радиоактивные вещества и проникающая радиация.
Так как радиоактивные вещества, формально относящиеся к категории опасных химических веществ, отличаются специфическим механизмом физиологического воздействия на организм человека, животных, других объектов фауны, то в отношении противодействия поражающему действию радиоактивных веществ проблемные области химической безопасности и радиационной безопасности практически не совпадают);
− биологической безопасности (основные поражающие факторы – вирусы, токсины, патогенные микроорганизмы, болезнетворные бактерии);
− пожарной безопасности (основные поражающие факторы – тепловой поток, термическое излучение, открытое высокотемпературное пламя и искры, а также токсичные продукты горения. Последние относятся к категории опасных химических веществ, поэтому в отношении противодействия поражающему действию этого фактора проблемные области химической безопасности и пожарной безопасности частично совпадают);
− экологической безопасности. По определению, данному в федеральном законе «Об охране окружающей среды», «экологическая безопасность– состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий». В данном определении нет прямого указания на факторы, негативно влияющие на природную среду и жизненно важные интересы человека, поэтому экологическая безопасность предполагает необходимость противодействия самым различным поражающим факторам, в том числе опасным химическим веществам. В этом отношении проблемные области химической безопасности и экологической безопасности совпадают.
Рассматривая другие виды техногенной безопасности, можно также подтвердить специфические особенности «химической безопасности», которая только в отдельных случаях имеет частично совпадающие проблемные области с другими разновидностями техногенной безопасности. Основные факторы, определяющие необходимость решения проблем обеспечения химической безопасности как одного из важнейших направлений укрепления национальной безопасности Российской Федерации, изложены в «Основах государственной политики…».
Состояние защищенности общества, каждого гражданина, экономики и окружающей среды достигается в результате реализации государством комплекса законотворческих, организационных, инженерно-технических, производственно-технологических, специальных и иных мероприятий, направленных на предупреждение негативных влияний и угроз, а также на нейтрализацию и(или) снижение уровня их воздействия.
Проблемная область химической безопасности предполагает обеспечение противодействия угрозам химической направленности, состав которых включает несколько разновидностей со своими отличительными признаками и особенностями проявления.
Возникновение чрезвычайных ситуаций в России, обусловленных химическими авариями и катастрофами, в сегодняшних условиях вполне реально. Более того, в последние годы их вероятность постоянно растет.
Сегодня в мире происходят тысячи химических аварий при производстве, хранении, транспортировке аварийно химически опасных веществ. Наибольшее число аварий в России происходит на предприятиях, производящих или хранящих хлор, аммиак, минеральные удобрения, гербициды, продукты органического и нефтеорганического синтеза.
По словам начальника Центра стратегических исследований МЧС России, Владимирова В.А., «в России насчитывается более трех тысяч шестисот химически опасных объектов, а сто сорок шесть городов с населением более ста тысяч человек расположены в зонах повышенной химической опасности» [21].
Целый ряд предпосылок дает понять о том, что тенденция повышения вероятности возникновения химических аварий в России, а также повышения размера ущерба от них будет сохраняться:
- рост сложных производств с применением новых технологий, которые требуют высокую концентрацию энергии и опасных веществ,
- высокий и все прогрессирующий износ основных производственных фондов, достигающих на ряде предприятий 80-100%;
- падение технологической и производственной дисциплины, уровня квалификации технического персонала;
- накопление отходов производства, опасных для окружающей среды;
- высокая концентрация населения, проживающего вблизи потенциально опасных промышленных объектов;
- отсутствие или недостаточный уровень предупреждающих мероприятий, способных уменьшить масштабы последствий химических аварий и снизить риск их возникновения;
- неизбежное увеличение объема химического производства, переход к работе с полной нагрузкой крупнейших химических комплексов страны, увеличение объема перевозок и хранения АХОВ;
- стремление иностранных государств и фирм к инвестированию вредных производств на территории России;
- возрастание вероятности терроризма на химически опасных производствах.
Безопасность функционирования химически опасных предприятий зависит от многих факторов - это физико-химические свойства сырья, полуфабрикатов и продуктов, характер технологических процессов; конструкция и надежность оборудования; условия хранения и транспортировки АХОВ; состояние контрольно-измерительных приборов средств автоматизации; эффективность средств противоаварийной защиты; уровень организации профилактической работы; наличие и совершенство диагностических комплексов; своевременность и качество планово-предупредительных ремонтных работ; подготовленность и практические навыки персонала; система надзора за состоянием технических средств противоаварийной защиты.
Сложные технические системы в России в большинстве случаев создаются с использованием традиционных правил проектирования и простейших инженерных методов, расчетов и испытаний без обоснования их безопасности.
В целях снижения до минимально приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 года были утверждены Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу [5].
Основами определены цель, основные принципы, приоритетные направления, задачи и меры государственной поддержки в данных областях.
Приоритетными направлениями государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности [5] являются совершенствование государственного регулирования и нормативно-правовой базы; развитие промышленной политики, фундаментальной и прикладной науки, технологий и техники; предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий; антитеррористическая деятельность; подготовка и повышение квалификации кадров.
В тексте данного документа был поставлен ряд задач для достижения целей, но многие из них так и не решены.
Не разработаны единые критерии и методическая база по определению и категорированию уровней химической опасности объектов, территорий и природных явлений.
Не проведена инвентаризация химически и биологически опасных объектов, включая оценку их состояния, уточнение зон защитных мероприятий, степень оснащенности, а также определение потребности в замене и освежении запасов российских средств защиты от воздействия опасных химических факторов окружающей среды.
Требуют уточнения федеральные и региональные перечни опасных химических и биологических объектов Российской Федерации с указанием критически важных объектов. Нормативные правовые акты в области обеспечения химической и биологической безопасности, в том числе отраслевого уровня, подлежат гармонизации с международными актами в этой области.
Нормативные правовые акты в области обеспечения химической и биологической безопасности, в том числе отраслевого уровня, подлежат гармонизации с международными актами в этой области.
Население страны недостаточно обеспечено необходимыми средствами индивидуальной защиты от опасных химических веществ.
В целях совершенствования государственного регулирования и нормативно-правовой базы в области обеспечения химической и биологической безопасности были приняты ряд нормативных документов.
Образована Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2005 г. № 64 «О Правительственной комиссии по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации» [6], и утверждено Положение. Определены основные функции Правительственной комиссии. Одна, из функций направлена на обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по вопросу разработки и производства современных средств и методов защиты населения страны, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, животных и растений от опасных биологических агентов и химических веществ, а также средств и методов их обнаружения.
В целях повышения эффективности государственного регулирования и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти постановлением Правительства РФ от 16 мая 2005 г. № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации» [8] утверждено Положение устанавливающее полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации. МЧС России в соответствии с данным документом осуществляет полномочия по разработке единых для страны комплексных методик оценки защищенности критически важных объектов биологического и химического профиля.
Установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти при выполнении ими международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июля 2007 г. № 421 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения» [8]. На МЧС России возложены полномочия по государственному надзору за выполнением установленных требований по защите населения, проживающего и работающего в зонах защитных мероприятий, установленных вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия (далее - зоны защитных мероприятий), и территорий зон защитных мероприятий от чрезвычайных ситуаций; а также осуществление организационно-методического руководства накоплением, хранением и использованием средств индивидуальной защиты для населения, проживающего и работающего на территориях зон защитных мероприятий.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2008 г. № 74-р утверждена Концепция федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)". Реализация Программы нацелена в первую очередь на достижение целей, определенных Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
1.3. Основные причины возникновения аварийных ситуаций и последствия аварий на химически опасных объектах
Основными причинами возникновения аварий на химически опасных объектах являются:
- разгерметизация запорной арматуры, фланцевых и сварных соединений;
- механические повреждения емкостного и трубопроводного оборудования, коррозионное и тепловое воздействие на него;
- гидравлический разрыв или разгерметизация сосудов (железнодорожные цистерны, танки, контейнеры, баллоны) с АХОВ;
- дефекты и усталостные явления в металле и сварных элементах сосудов и трубопроводов;
- ошибки, допущенные при проектировании, изготовлении, монтаже, ремонте и выполнении технологических операций.
Последствия аварий на химически опасных объектах. Данные аварии представляет собой совокупность результатов воздействия химического заражения на объекты, население и окружающую среду. В результате аварии складывается аварийная и химическая обстановки. Масштабы возможных последствий аварии в значительной степени зависят от количества хлора и условий хранения, характера аварии, метеоусловий и ряда других факторов которые определяются местными особенностями и традициями.
Главным поражающим фактором на химически опасных объектах, является химическое заражение, глубина зоны которого может достигать десятки километров. Аварии с выбросом АХОВ могут сопровождаться взрывами и пожарами. Следовательно, на химически опасных объектах возникновение зоны заражения сопровождается, как правило, сложной пожарной обстановкой.
Масштабы и продолжительность заражения обуславливаются:
- физико-химическими свойствами АХОВ;
- количеством АХОВ, выброшенного на местности, в атмосферу и источники воды;
- метеоусловиями;
- характеристикой объектов заражения (для местности - наличием и характером растительного покрова, возможного застоя воздуха; для источников воды - площадью поверхности, глубиной и скоростью течения, наличием грунтовых вод, характеристикой прибрежных грунтов и состоянием берегов; для населения - степенью защищенности от поражения хлором, характером деятельности; для материальных средств - характеристикой материалов, их пористостью, наличием и составом лакокрасочных покрытий).
Заражение продовольствия, пищевого сырья, фуража и воды происходит в следствие осаждения АХОВ, его паров из воздуха, в результате попадания в них из зараженной местности с дождевыми потоками и грунтовыми водами или непосредственно из разрушенного объекта. Особую опасность представляет заражение непроточных источников воды.
2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И СРЕДСТВ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И РАЗВЕДКИ
В современном мире все большую актуальность приобретает перспективное видение технологического развития общества, появления новых технологий и сфер стратегических исследований, что в результате обеспечит значительные экономические и социальные достижения. Поэтому на протяжении последних десятилетий технологическое предвидение и стало выступать одним из таких инструментов. Эту методологию используют во многих странах, прежде всего для выработки долгосрочного видения развития промышленности, науки и техники как основных составляющих экономики. В этом случае на ее основе осуществляется систематический процесс «идентификации» будущих ключевых технологий (критических технологий). В настоящее время понятие «критические технологии» сформировалось как сложное системное понятие для обозначения технологических и технических проектов и решений, необходимых для укрепления обороноспособности страны и совершенствования новейших технических средств сдерживания угроз национальной безопасности . С точки зрения гражданских проблем и развития рыночной экономики, к числу критических (имеющих первостепенное значение для развития национальной экономики) следует относить те технические проекты и технологии, создание которых может радикальным образом повлиять на улучшение качества и безопасности жизни населения, укрепление его здоровья и решение социальных проблем. Одной из ключевых целей настоящего научного исследования является формирование перспективных направлений развития технологий и средств химической защиты и разведки как основы для создания гибкого механизма парирования химической угрозы во всех ее проявлениях, ориентированного на совершенствование защищенности граждан, доведение ее до социально значимого уровня, исключающего возможность нанесения ущерба жизни и здоровью каждого отдельного человека, а следовательно, и всему российскому обществу. Формирование приоритетных направлений технико-технологического развития в рассматриваемой проблемной научно-прикладной сфере целесообразно осуществлять в рамках ряда самостоятельных, но взаимосвязанных между собой технологических областей, совокупность которых охватывает весь спектр существующих и прогнозных задач химической защиты и разведки как на современном этапе, так и в долгосрочной перспективе. Специализация задач, подлежащих решению в рамках какой-либо отдельной технологической области, позволяет болеедетально представлять их объективные предпосылки и вырабатывать наиболее оптимальные и эффективные пути решения. Интеграция же полученных решений в масштабах всей проблемной сферы химической безопасности, на которую распространяются идентифицированные для нее технологические области, позволяет в конечном итоге минимизировать глобальную национальную проблему, снять большую часть возникающих вопросов и снизить остроту оставшихся не решенными до конца вопросов. Проблемная сфера химической защиты и разведки исследована авторами с позиций Приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в Российской Федерации (утверждены Президентом РФ 21 мая 2006 г., Пр-843) и критических технологий федерального уровня (утверждены распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1243-р). По результатам системных исследований идентифицированы следующие шесть технологических областей, развитие которых обеспечит необходимое и перманентное совершенствование технологий и средств химической защиты и разведки:
− технологии индивидуальной защиты органов дыхания и кожи человека;
− технологии очистки и химической регенерации воздуха для защитных сооружений и герметизированных объектов;
− технологии химических продуктов для регенерации и очистки воздуха;
− технологии специальных материалов, катализаторов, специальных поглотителей для систем индивидуальной и коллективной защиты;
− технологии индивидуальной защиты органов дыхания и систем регенеративной фильтрации воздуха в герметизированных объектах с использованием циклических адсорбционных процессов;
− технологии индикации, химической разведки и специальной обработки.
Проведенный комплексный системный анализ практики решения проблем защиты человека от поражающих факторов химической природы в России и за рубежом дал возможность выявить и конкретизировать наиболее важные и перспективные критические технологии в этой области и соответствующие им приоритетные направления развития технологий и средств химической защиты и разведки на период до 2020 г.
В области индивидуальной защиты перечень критических технологий включает:
1. Технологию универсальной изолирующе-фильтрующей защиты органов дыхания и кожных покровов.
2. Технологию изолирующей защиты органов дыхания с использованием принципа сбалансированной совмещенной регенерации дыхательной атмосферы.
3. Технологию изолирующей защиты органов дыхания с использованием принципа сбалансированной раздельной регенерации дыхательной атмосферы.
4. Технологию фильтрующей защиты органов дыхания и кожи с использованием газоселективных мембран.
5. Технологию фильтрующей защиты органов дыхания с использованием полуобъемных фильтрующих материалов.
6. Технологию фильтрующей защиты органов дыхания, с использованием нано структурированных цеолитсодержащих материалов.
7. Технологию изолирующей защиты органов дыхания, с использованием структурированных и нано структурированных регенеративных продуктов адаптированных к форме тела человека блоков регенерации воздуха на основе полимерных материалов.
8. Технологию изолирующей защиты органов дыхания с использованием принципа раздельной регенерации и принудительной вентиляции на основе регенерируемых поглотителей диоксида углерода и пирохимических источников кислорода.
9. Технологию изолирующей защиты органов дыхания с использованием принципа авторегулируемой совмещенной регенерации дыхательной атмосферы.
10. Технологию фильтрующей защиты кожных покровов с использованием проницаемых композиционных многослойных полифункциональных материалов на основе углеродсодержащих волокон.
11. Технологию фильтрующей защиты органов дыхания с использованием принципа короткоцикловой адсорбции при переменном давлении (PSA).
12. Технологию фильтрующей защиты органов дыхания с использованием принципа короткоцикловой адсорбции при переменной температуре (TSA).
13. Технологию изолирующей защиты органов дыхания с использованием принципа совмещенной регенерации на базе полипараметрических регенеративно-поглотительных продуктов и реализуемых процессов.
14. Технологию защиты органов дыхания для лиц с нарушенной функцией дыхания в условиях загазованной атмосферы, реализуемую по принципу искусственной вентиляции легких фильтруемым и обогащенным кислородом воздухом.
15. Технологию защиты органов дыхания для лиц с нарушенной функцией дыхания в условиях загазованной атмосферы с использованием принципа искусственной вентиляции легких в режиме изоляции.
16. Технологию кислородной ингаляции для лиц с нарушенной функцией дыхания в условиях загазованной атмосферы с фильтрацией вдыхаемого воздуха.
В области коллективной защиты перечень критических технологий включает:
1. Технологию регенерации атмосферы в объектах коллективной защиты с использованием модульного построения системы регенерации и автоматизированного управления процессом ее функционирования.
2. Технологию регенерации атмосферы в объектах коллективной защиты с использованием способа утилизации диоксида углерода через его концентрирование на регенерируемых поглотителях.
3. Технологию регенерации атмосферы в подвижных объектах коллективной защиты с использованием способа объединенной общеобменно-коллекторной регенерации.
4. Технологию регенерации атмосферы в объектах коллективной защиты в условиях отсутствия подпора и наличия внешних и внутренних источников аварийно химически опасных веществ (АХОВ).
5. Технологию поддержания нормативного состава атмосферы в подвижных объектах коллективной защиты с использованием коллекторного воздухоснабжения персонала в режиме фильтрации и дополнительной подачи кислорода по принципу короткоцикловой безнагревной адсорбции (КБА).
6. Технологию поддержания нормативного состава атмосферы в подвижных объектах коллективной защиты с использованием общеобменного воздухоснабжения персонала в режиме фильтрации и дополнительной подачи кислорода по принципу КБА.
7. Технологию поддержания нормативного состава атмосферы в подвижных объектах коллективной защиты с использованием способа объединенной общеобменно-коллекторной фильтрации и дополнительной подачи кислорода по принципу КБА.
8. Технологию регенерации атмосферы в объектах коллективной защиты с использованием технологии раздельной регенерации на базе гранулированных твердых пирохимических источников кислорода и химических поглотителей диоксида углерода.
9. Технологию подготовки искусственной газовой среды для энергетических модулей различной мощности, входящих в состав систем жизнеобеспечения объектов коллективной защиты.
10. Технологию высокоскоростного локального восстановления нормальной концентрации кислорода в окружающей атмосфере с использованием твердых пирохимических источников кислорода.
11. Технологию создания инертных газовых сред в пожароопасных зонах объектов коллективной защиты с использованием твердых пирохимических источников азота.
В области индикации и химической разведки перечень критических технологий включает:
1. Технологию индикации и приборного газового анализа, основанную на методе молекулярных ядер конденсации.
2. Технологию индикации и приборного газового анализа, основанную на ионизационном и биохимическом методах анализа.
3. Технологию индикации и приборного газового анализа, основанную на методах лазерной флуоресценции и дифференциального поглощения.
Для реализации указанных критических технологий защиты должны использоваться специальные химические продукты и материалы, разработка и изготовление которых должны осуществляться в рамках соответствующих критических промышленных технологий, к числу которых относятся следующие базовые технологии:
1. Технология производства универсальных защитных монослойных материалов, сочетающих в себе огнезащитные свойства со свойствами защиты от токсичных химических веществ.
2. Технология производства защитных газоселективных мембран профильного назначения.
3. Технология производства защитных материалов изолирующего типа специальной конструкции на основе динамических термоэластопластов.
4. Технология производства фильтрующе-сорбирующих материалов на полимерной основе, совмещающих в себе функции высокоэффективной фильтрации и сорбции вредных веществ различных классов.
5. Технология производства полуобъемных фильтрующих материалов с низким аэродинамическим сопротивлением и малыми коэффициентами проницаемости при высоких удельных скоростях воздушного потока.
6. Технология производства защитных материалов на основе углеродсодержащих волоконных материалов.
7. Технология производства высокоэффективных аэрозольных фильтрующих материалов.
8. Технология производства высокоселективных цеолитовых сорбентов.
9. Технология производства активных углей и углей-катализаторов нового поколения.
10. Технология производства специальных катализаторов окисления вредных газообразных примесей.
11. Технология производства регенеративных продуктов, в том числе структурированных и наноструктурированных.
12. Технология производства химических поглотителей диоксида углерода, в том числе структурированных и наноструктурированных.
13. Технология производства химических поглотителей вредных примесей, относящихся к группе продуктов жизнедеятельности человека.
14. Технология производства твердых пирохимических источников целевых газов и газовых смесей (кислорода, азота, воздуха) с программируемой скоростью выделения газа.
15. Технология производства твердых пирохимических источников целевых газов и газовых смесей (кислорода, азота, воздуха) с регулируемой скоростью выделения газа.
16. Технология производства водостойких высокоемких осушителей.
17. Технология производства наноструктурированных сорбентов и хемосорбентов.
18. Технология производства ударопрочных химически инертных прозрачных защитных материалов для средств защиты органов дыхания.
19. Технология производства газопроницаемых углеродных тканей, эффективно сорбирующих отравляющие вещества и АХОВ различных классов.
20. Технология производства химически стойких к хлору и аммиаку газонепроницаемых защитных эластичных материалов.
21. Технология производства искробезопасных и химически стойких газонепроницаемых защитных эластичных материалов.
22. Технология производства легковесных теплоизоляционных материалов.
23. Технология производства термостойких и химически инертных материалов подложки для синтеза структурированных (в том числе наноструктурированных) регенеративных продуктов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|