Сделай Сам Свою Работу на 5

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





ЛЕКЦИЯ 1

 

  1. Сущность и значение предпринимательства.
  2. Задачи, принципы и функции предпринимательской деятельности.
  3. Функции современного российского предпринимательства.

1.1. Сущность и значение предпринимательства

Предприниматели в сегодняшнем мире – это серьезная экономическая и политическая сила. В ряде развитых стран Европы и Америки на долю фирм с числом работающих менее 20 человек приходится от 40 % до 55 % всех занятых в частном секторе. Малые фирмы питают жизненными силами здоровый экономический организм любой страны.

Кроме того, желая извлечь наибольшую выгоду, предприниматель стремится максимально удовлетворить определенные общественные потребности, предъявив рынку товар (услугу), пользующийся спросом.

Велико значение предпринимательства и в морально-психологическом плане, поскольку продуктивно деятельные люди (каковыми, несомненно, являются предприниматели) призывают общество к активной жизни, выступают против настроений иждивенчества, безысходности и безволия.

Одно из первых определений предпринимателя принадлежит Ричарду Кантильону, который рассматривал его как хозяйствующего субъекта, добровольно принимающего на себя обязанность несения различных рисков в процессе экономической деятельности.



Позднее сформировалось несколько принципиально различных трактовок понятия «предпринимательская деятельность», которые систематизировал В.В. Радаев. Первая трактовка – видение предпринимательства как накопления капитала.

Так, Адам Смит определял предпринимателя как собственника капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. Фактически в определении А. Смита мы видим все три основные составляющие деятельности предпринимателя: прибыль (как цель деятельности), коммерческая идея (как способ ее достижения) и риск (как неизбежное негативное условие всего процесса)

В теории Д. Риккардо под предпринимателем подразумевается владелец фирмы, управляющий этой фирмой и получающий как положительный процент, так и прибыль без каких-либо дополнительных ограничений.

В свою очередь, по мнению Б. Гильдебранда, В. Рошера, Ж. Тюрго, предприниматель не только управляет своим капиталом, но и совмещает собственнические функции с производительным трудом.



Со временем предпринимательство реже отождествляется с капиталом. Во второй трактовке оно рассматривается как организация производства, не отягощенного правами собственности. В частности, французский экономист Жан Батист Сей в отличие от А. Смита полагал, что не предприниматели–землевладельцы, а промышленные и финансовые предприниматели являются основной движущей силой развития экономики страны. По мнению Ж.Б. Сея, предприниматель – это экономический агент, который комбинирует факторы производства, перемещая ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности в области, где они могут принести максимальный доход.

Джон Стюарт Милль понимал предпринимателя как любого капиталиста. Он убедительно показал, что сама сущность капитала есть «предпринимательская сущность», воспроизводящая себя как некий фактор производства и приносящая чистую прибыль на основе введения новых мощностей. Величина прибыли капиталиста, по Миллю, складывается из следующих компонентов: «платы за риск», «вознаграждения за воздержание от немедленного расточения своего капитала» и «платы за труд и искусство, необходимое для осуществления контроля за производством».

В конце XIX века возникла субъективно-психологическая концепция экономических отношений, в основе которой лежит стремление человека удовлетворить свои потребности (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер и др.). Согласно мнению этих экономистов, предпринимательская деятельность инициируется отдельными личностями, которые открывают для себя выгоду каких-то видов деятельности или экономических операций, после чего остальные участники экономического процесса имитируют успешные действия предпринимателей, которые затем подкрепляются силами привычки и законодательными актами. Таким образом, в рамках данной концепции, основную роль в предпринимательской деятельности играет творческий элемент сознания, позволяющий некоторым личностям открывать для себя наиболее выгодные способы получения прибыли.



Третья трактовка предпринимательской деятельности связана с несением риска и неопределенности в процессе экономического развития (Р. Кантильон, Г. Мангольт, Ф. Найт, Д. Трэси, Дж. Тюнен). Предприниматели, берущие на себя бремя просчитываемого риска и непросчитываемой неопределенности, а также гарантирующие работникам заработную плату, получают право управлять деятельностью этих людей и присваивать соответствующую часть дохода.

В четвертой трактовке подчеркивается активный, инновационный характер предпринимательства не только в выборе альтернатив распределения ресурсов, но и в создании новых рыночных возможностей. Нейтральность по отношению к обладанию собственностью становится элементом большинства теорий предпринимательства – классических и современных. Предпринимательство служит встроенным элементом саморегулирующегося механизма цен.

К числу сторонников такого подхода принадлежал американский экономист Й. Шумпетер, в трудах которого наиболее полно разработана экономическая сторона деятельности предпринимателя. Он отмечал, что предпринимательство не является профессией, а скорее отражает некоторое состояние, через которое проходит начинающий бизнесмен, создающий свое дело. К категории предпринимателей Й. Шумпетер относил «хозяйствующих субъектов, функцией которых является осуществление новых комбинаций, и которые выступают как их активный элемент». Согласно его мнению, особенностью предпринимателей является новаторство (производство ими нового, неизвестного потребителям блага или создание его нового качества, внедрение инновационных технологий, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, проведение организационных изменений хозяйственных форм и т. д.), а также преодоление сопротивления социальной среды, препятствующей различного рода нововведениям. В этом определении мы видим скорее психологический подход, нежели экономический, поскольку отсюда с неизбежностью вытекают такие качества предпринимателей как креативность, целеустремленность, сильная воля, индивидуализм и лидерские качества. В своей книге «Теория экономического развития» Й. Шумпетер отмечал, что предприниматель – это вовлеченный в экономический процесс человек, который делает не то, что делают другие и не так, как они. Таким образом, по мнению этого ученого, отличие термина «предприниматель» от близких к нему терминов «капиталист» и «бизнесмен» состоит в том, что для первого из них в обязательном порядке должны быть присущи атрибуции «инициативности», «дара предвидения» и «авторитета», что вовсе не обязательно для двух других социально-экономических групп людей.

Мы же будем опираться на определение предпринимателя, данное в Гражданском Кодексе Российской Федерации, которое представляет собой интеграцию всех вышеприведенных определений и атрибутов: «Предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ (оказания услуг) лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке» (ГК. РФ., 2004 г. ч. 2-я).

В свою очередь, предприниматель –это гражданин не ограниченный в правах законом, действующий на свой страх и риск в рамках законодательства с целью получения прибыли. Многие авторы рассматривают его как человека определенного личностного склада, который в своем стремлении к получению прибыли самостоятельно выбирает способ экономической деятельности, несет имущественную ответственность за ее результаты и на первом этапе своей деятельности совмещает функции собственника капитала, наемного управляющего и работника.

1.2. Задачи, принципы и функции предпринимательской деятельности

 

Предмет науки «Организация предпринимательской деятельности» - изучение принципов, логики и методов осуществления предпринимательской деятельности.

Цели и задачи предпринимательства могут в каждом конкретном случае в значительной степени различаться. Это зависит от этапа функционирования организации, баланса интересов субъектов предпринимательской деятельности (собственно предпринимателей, потребителей, наемных работников, государственных и муниципальных органов), а также условий внешней среды. В обобщающем виде главная цель предпринимательской деятельности – получение максимальной прибыли в результате максимального удовлетворения потребностей потребителей.

Цели предпринимательской деятельности реализуются путем последовательного или одновременного решения различных задач:

· поиск общественной потребности путем исследования спроса;

· оценка возможностей действующих и потенциальных конкурентов;

· обеспечение оптимального решения стратегических и тактических вопросов;

· поддержание ликвидности предприятия;

· соблюдение экологических и этико-социальных требований.

Принципы эффективного предпринимательства:

· Экономическая самостоятельность и независимость. Предприниматель в процессе принятия решений действует свободно, исходя из собственных целей и интересов. При этом он разумеется ограничен объективными условиями окружающей среды: жесткими требованиями рынка, действующим законодательством.

· Принцип плановости. Предпринимательская деятельность предполагает разработку краткосрочных и долгосрочных прогнозов и планов в целях снижения неопределенности внешней среды и вероятности наступления непредвиденных ситуаций.

· Принцип допустимого уровня риска. Предприниматель должен уметь оценивать уровень риска и удерживать его в определенных пределах.

· Творческий поиск и инновационная деятельность. Предприниматель должен осуществлять постоянный мониторинг рыночной ситуации и, как следствие, инновационную деятельность (освоение новых рынков сбыта, совершенствование выпускаемой продукции и организации производства и т.д.).

· Принцип мобильности предполагает постоянное отслеживание рыночной ситуации и оперативное реагирование на ее изменение.

· Экономическая заинтересованность и ответственность вытекают из самой сущности предпринимательской деятельности.

К важнейшим функциям предпринимательства следует отнести: новаторскую, организационную, хозяйственную, социальную и личностную.

Новаторская функция предполагает содействие процессу разработки и внедрения новых идей (технических, организационных, управленческих и др.), осуществление опытно-конструкторских разработок, создание новых товаров, освоение новых рынков сбыта и т.п.

Организационная функция заключается во внедрении новых форм и методов организации производства и труда, рациональное разделение труда, изменение стратегии деятельности предприятия.

Хозяйственная функция представляет собой наиболее эффективное использование имеющихся трудовых, финансовых, материальных, интеллектуальных и информационных ресурсов, что обеспечивает максимизацию прибыли.

Социальная функция предполагает производство товаров и оказание услуг, необходимых обществу, обеспечение занятости населения, сокращение уровня безработицы.

Под личностной функцией понимается самореализация предпринимателя как личности посредством получение удовлетворения от результатов своей работы.

Исходя из формулировки цели предпринимательской деятельности, определенной Гражданским Кодексом Российской Федерации, к объектам предпринимательской деятельности следует отнести товар, услугу, работу, имущество.

Товар – это продукт труда, созданный товаропроизводителем для обмена, предлагаемый на рынке для удовлетворения потребностей потребителей.

Услуга – вид деятельности, в процессе выполнения которых не создается материально-вещественный продукт.

Работа – это вид деятельности, в котором само выполнение работы является основным результатом деятельности и подлежит оплате в зависимости от объема работ и продолжительности их исполнения.

Имущество является объектом предпринимательской деятельности в случае сдачи его в аренду и получения предпринимателем от этого внереализационных доходов.

К субъектам предпринимательства относятся: предприниматели (индивидуальные предприниматели и коммерческие организации), наемные работники, потребители, органы государственной и муниципальной власти и управления (если они являются непосредственными участниками сделок, например, при предоставлении правительственных заказов предпринимателям), государственные служащие.

1.3.Функции современного российского предпринимательства

 

Развитие малого бизнеса в нашей стране – одно из непременных условий стабилизации экономической обстановки, ослабления и преодоления социальной напряженности и укрепления демократии.

Особенность исторического развития России состоит в том, что конец ХХ века оказался переломным этапом в развитии российского общества, так как сопровождался резкой сменой общественно-экономических формаций и форм собственности на средства производства. Помимо основных социальных групп, характерных для советского общества (рабочие, партийно-бюрократический аппарат, интеллигенция), в постсоветской России бурно формируется новый класс собственников – предпринимателей и бизнесменов, людей, которых классический марксизм определял как буржуазию. При этом российские национальные культурные особенности, будучи глубоко «встроены» в общественное сознание, не могут не оказывать определенного влияния на принципы ведения дел, содержание корпоративной социальной ответственности и отношение общества к предпринимателям. Высокий уровень коллективизма и дистанции власти, низкая ориентированность на отдаленные временные горизонты по-прежнему во многом определяют специфику взаимоотношений предпринимателей с другими субъектами предпринимательской деятельности. Однако дикое постсоветское развитие российского капитализма себя изживает, «играть без правил» становится невозможно, в том числе и в силу международной интеграции российского бизнеса, к которому, к сожалению, пока относятся с недоверием в силу известных проблем – коррупции и выборочной законности нашего общества.

Исходя из вышесказанного, выделим три основные социально-экономические функции, которые выполняет современное предпринимательство в России.

Экономическая функция – формирование рыночной экономики, переход рычагов управления экономикой от государства к частным лицам, инициативное развитие отельных направлений в промышленности и сельском хозяйстве

Социальная функция – формирование новой социальной группы (предпринимателей и бизнесменов); формирование среднего класса (социального слоя обеспеченных людей); изменение отношение общества к бизнесу от отрицательного к положительному.

Психологическая функция – формирование классового самосознания новой русской буржуазии; осознание ею себя как особой активной экономической (и даже политической) силы, способной оказывать влияние на различные стороны жизни страны; ее самореализация через собственный бизнес, политику, инновационные технологии или благотворительность; демонстрация остальной части населения возможности самостоятельного творения собственной судьбы.

На рисунке 1.4 отражены основные направления взаимодействия предпринимателей как активной социальной группы с другими компонентами российского общества:

– с клиентами (потребителями их товаров или услуг);

– с наемными работниками;

– с представителями государственных структур.

Клиенты выполняют важнейшую функцию в бизнесе, являясь потребителями продукции предпринимателей и обеспечивая возврат вложенных ими финансовых средств в виде оплаты за товары или услуги. Таким образом, они играют роль индикаторов предпринимательского процесса, поскольку все, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной оценки потребителей, которая выражается в их готовности приобрести товар. Следовательно, предприниматель при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителей. В условиях рыночной системы отношений он может воздействовать на клиентов только действуя в унисон с их интересами. Именно поэтому в последние десятилетия в мировой практике стало придаваться такое большое значение маркетингу как системе изучения взаимоотношений производителей и потребителей. Однако и сам предприниматель может формировать спрос потребителей, создавать новые покупательские потребности (например, разве кто-то из россиян планировал 20 лет назад приобрести мобильный телефон или цифровую фотокамеру?).

Кроме того, между предпринимателями и потребителями существуют и другие связи (рекламно-информационные и имиджевые), которые могут иметь решающие последствия для развития того или иного бизнеса.

 

Рисунок 1.4. Взаимодействие предпринимателей с другими компонентами

российского общества

(светлые стрелки отражают в основном позитивное влияние, черные – негативное)

 

Наемные работники как реализаторы идей предпринимателя также относятся к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от них зависят эффективность и качество реализации предпринимательской идеи. Они, как правило, возникают на определенном этапе развития бизнеса, когда предприниматель уже не может самостоятельно выполнять все функции на своем предприятии. Сначала они играют роль исполнителей производственных функций, а затем и менеджмента. В настоящее время в России, в отличие от Запада, наемные работники пока представляют собой разобщенную группу людей, не сплоченную реальными профсоюзами, что облегчает предпринимателям взаимодействие с ними. Однако в перспективе не исключена жесткая конфронтация между бизнесом и наемным трудом, поскольку часть планов предпринимателей и работников совпадает (например, чем выше прибыль, тем выше заработная плата), а часть носит противоположный характер (предприниматель в отличие от работника не заинтересован в выплате высокой заработной платы работникам).

В свою очередь, государство осуществляет регламентацию бизнеса и жесткий контроль, получая взамен финансовые ресурсы в виде налогов. Кроме того, не является секретом то, что в настоящее время имеет место значительный «серый» финансовый поток между предпринимателями и отдельными чиновниками в виде взяток. Третья форма взаимодействия с государством – это взаимоотношения предпринимателей с силовыми структурами. Последние могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на бизнес-процессы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.