Цели, задачи, направления и характеристики ОИТ
Дидактическая концепция обучения на основе ПК технологий.
В основе обучения с применением комп. средств лежит определенная дидактическая концепция. Основные положения, которой можно сформулировать след образом
1) процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности обучающегося. Необходимо создать такую образовательную среду которая при максимальной степени способствовала бы раскрытию творческих способностей обучающегося, необходимо обеспечить максимальный доступ обучающегося к учебной информации
2) познавательная деятельность должна носить активный характер. Активное участие определяется прежде всего внутренней мотивацией, выраженной как желание учиться. Активные методы обучения по типу коммуникации между преподавателем и обучающимся к группе «многие многим» и подразделяется на: ролевые игры, проектные группы, дискуссионные группы, форумы и тд.
3) обучение должно быть личностно-ориентированным, повышение эффективности учебного процесса возможно только на основе индивидуализации учебно-познавательной деятельности, такое обучение в условиях массового спроса возможно только на основе использования ПК средств и технологий.
Информационная технология (ИТ)– это технология обработки, передачи, распространения и преобразования информации. Непременным компонентом ИТ является ПК, поэтому термины ИТ и КТ используются как синонимы.
Информатизация– это проникновение ИТ в различные сферы человеческой деятельности. Непосредственным итогом информатизации должно стать информационное общество. Приоритетом деятельности современного общества является информатизация образования –это процесс обеспечения сферы образования методологии разработки и использования ИТ, ориентированных на реализацию цели обучения и воспитания. Этот процесс инициирует:
1) совершенствование и совершенствование технологий управления системой образования;
2) совершенствование хранения и распространения педагогического опыта;
3) создание и внедрение новых методических систем обучения;
4) создание и использование новых методик контроля и оценки уровня знаний;
5) создание новых форм учебного процесса позволяющих уменьшить непроизводительные затраты живого труда преподавателя;
6) рационально использовать результаты труда педагогов старшего поколения;
7) распространение дистанционных форм обучения;
8) создание глобальной системы открытого образования;
В последнее десятилетие Россией предпринималось несколько программ информатизации образования, которые были направлены на решение основных проблем:
· разработка и реализация общегосударственной стратегии развития образования, адекватное потребностям общества;
· интеграция образовательной системы России в единое мировое информационно-образовательное пространство;
· определение и осуществление мер по информатизации системы образования России;
В этих программах представлены основные задачи:
· обеспечение образовательных учреждений средствами ИТ;
· развитие инфраструктуры обеспечивающей доступность образовательной информации для всех ОУ;
· разработка нормативно-правовой базы информатизации;
· создание системы телекоммуникационных систем
· подготовка и переподготовка кадров для системы образования в области ИТ;
Основные направления работ по данным проблемам: информатизация процесса обучения и воспитания, информатизация научных исследований, управление системой образования как объектом информатизации, создание современной информационной среды системы образования и науки, создание инфраструктуры для обеспечения процесса информатизации образования, оснащение образовательных учреждений техническими средствами информатизации, информационная интеграция высшей школы России в мировую ВУЗовскую систему, создание новой системы управления образованием, развитие методологии использования ИТ в образовательном процессе, создание базового курса информатики для всех этапов непрерывного образования.
Развитие информационных ресурсов.
ИР сферы образования развиваются в двух направлениях: содержательном и структурном.
В содержательном плане ИР должны: обеспечить доступность получения и обмена знаниями и информацией, реализовать комплексную поддержку образовательного процесса, научного исследования, инновационной деятельности и защиты информации, создать распределенную БД, включающую мультимедийные и дистанционные технологии обучения и обеспечивающие открытый доступ к ИР.
В структурном плане развитие ИР включает: создание единой телекоммуникационной сети образования, науки и организации инновационной деятельности, развитие сегменто-национальной сети компьютерных коммуникаций для науки и высшей школы, организацию доступа к высокопроизводительным БД, вычислительным мощностям, сетевым технологиям нового поколения.
Области применения ОИТ (образовательных информационных технологий)
Основой информатизации образования является создание, внедрение и использование ОИТ. Области применения ОИТ:
1) демонстрационное обеспечение аудиторных занятий;
2) виртуальные лабораторные работы;
3) электронные библиотеки;
4) учебное телевидение;
5) электронная почта;
6) использование ресурсов Интернет;
7) компьютерное тестирование знаний.
Комплекс образовательных ИТ.
В комплекс входит: телекоммуникационные технологии, технологии записи и хранения информации, проекционная технология, технологии мультимедиа, поисковые технологии и СУБД, технологии набора, верстки и дизайна. Программные средства учебного назначения (ПСУН) являются основной составляющей ИТО, поэтому говоря об использовании ИТ в образовании чаще всего имеют в виду ПСУНы. Снижение затрат на обучение при использовании ОИТ достигается за счет сокращения: непроизводительных затрат рабочего времени преподавателя, потребности в учебно-методических пособиях на бумажных носителях, затрат на разнородные средства обеспечения (лабораторное оборудование), расходов на поездки участников учебного процесса к местам проведения совместных учебных мероприятий.
Умения носителя информационной культуры (ИК).
ИК – это не только умение работать с ППО, и даже не умение программировать, ИК это, прежде всего глубокое проникновение в суть процессов обработки информации. Она подразумевает наличие умений:
- выбирать и формулировать цели, осуществлять постановку задач;
- легко и быстро решать разнообразные задачи на ПК;
- находить информацию в различных источниках, пользоваться автоматизированными системами поиска хранения, обработки информации;
- выделять в информации главное и второстепенное;
- видеть информацию в целом, а не фрагментарно, устанавливать ассоциативные связи между информационными сообщениями;
- интерпретировать информацию, переводить визуальную информацию в вербальную знаковую и наоборот;
- применять различные виды формализации информатизации, использовать для анализа изучаемых процессов и явлений базы знаний, системы ИИ, и др. ИТ;
- широко использовать моделирование для изучения различных объектов и явлений;
- разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их на ПК;
- интерпретировать и анализировать полученные результаты, предвидеть последствия принимаемых решений.
Цели, задачи, направления и характеристики ОИТ
Цели:
1) способствование поддержанию и повышению уровня и качества образования;
2) способствование развитию личности, подготовке ее к жизни в условиях информационного общества;
3) реализация социального заказа (подготовка специалистов);
4) обеспечение интеграции национальных образовательных систем в общемировую;
Задачи:
1) способствование повышению оптимальности и эффективности управленческой деятельности;
2) способствование повышению оптимальности и эффективности преподавательской деятельности;
3) способствование развитию доступности, гуманности, толерантности образования;
4) автоматизация измерения уровня образовательной подготовки учащихся;
5) поддержка мониторинговых исследований и представление рекомендаций по управлению качеством учебного процесса;
6) обеспечение новых аспектов повышения привлекательности учебного процесса путем организации сетевых олимпиад, конкурсов, совместных интернет проектов и тд.;
7) развитие дистанционных технологий обучения;
8) внедрение и развитие адаптивных методов обучения;
9) способствование построению открытого образовательного пространства и системы открытого образования.
Дидактические задачи использования ПСУНов в учебном процессе:
· развитие мышления и воображения;
· формирование алгоритмического стиля мышления;
· активизация опознавательной деятельности;
· мотивация обучения;
· формирование навыков исследовательской деятельности;
· формирование навыков пользователя автоматизированных систем;
· развитие умений поиска и принятия оптимальных решений в нестандартных ситуациях.
Методические задачи использования ПСУНов в учебном процессе:
· обучение проведению вычислительных экспериментов;
· обучение работе с большими объемами информации;
· знакомство с системами и методами мультимедийного представления информации;
· текущий контроль усвоения знаний;
· дифференциация обучающихся в соответствии с их уровнем подготовки;
· реализация методов адаптивного обучения.
Направления применения ОИТ:
- обучение совершенствования процесс преподавания;
- познания окружающей действительности;
- мотивация личности к познанию продуктивной деятельности;
- автоматизации процессов контроля;
- автоматизации процессов обработки результатов лабораторного эксперимента;
- управления учебным оборудованием;
- организации интеллектуального досуга, развивающих игр.
Характеристики ОИТ:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|