Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Ранняя история отечественного предпринимательства, ремесла и торговли (IX –XVII вв.) (1 час)





Аннотация

Рабочая программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «История труда и предпринимательства» предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом». Данная дисциплина изучается в двух семестрах.

 
Приведено содержание основных тем дисциплины, указаны темы практических занятий. Приведены варианты тем и даны методические указания по выполнению курсовых работ.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподавание учебной дисциплины «История труда и предпринимательства» (СД.Р.2) направлено на формирование исследовательской культуры студентов в сфере научной деятельности, совершенствование знаний в области истории предпринимательской деятельности и управления персоналом в организациях различных отраслей экономики.

В ходе преподавания используются современные образовательные технологии активного обучения, способствующие формированию активной жизненной позиции будущих исследователей и практиков.

 

1.1. Цель курса: ознакомить студентов с современными подходами в области изучения истории труда и предпринимательства в России, странах Востока и Западной Европы.



Курс предполагает овладение практическими умениями по осуществлению научно-исследовательской деятельности в области истории труда и предпринимательства.

 

1.2. Задачи курса. Реализация данной рабочей программы направлена на решение следующих задач:

· способствовать развитию основ научного мировоззрения;

· сформировать у студентов научные представления о труде и предпринимательской деятельности;

· оказать содействие в развитии гуманистических начал в мировоззрении менеджера по управлению персоналом организации;

· сформировать у студентов четкие представления о роли и месте отечественного предпринимательства в становлении и развитии русской государственности, в расширении территории государства и ее освоении.

 

Компетенции:

· обладание высоким уровнем знаний основ и истории учебной дисциплины;

· умение критически осмысливать и интерпретировать новейшие явления в теории и практике;

· оригинальное и творческое владение дисциплиной.



 

Федеральный компонент

· иметь представления об исторических особенностях становления трудовой и предпринимательской деятельности в различных социальных общностях;

· знать различные теоретические подходы к рассмотрению истории труда и предпринимательской деятельности в России и за рубежом

· быть способным обосновать исторические предпосылки трансформации предпринимательской деятельности в России и за рубежом.

 

Региональный компонент

· разбираться в региональной специфике становления предпринимательства в Сибири в XVI – начале XX вв., развитии кооперативного движения в Сибири на рубеже XIX – XX вв.

 

Университетский компонент

· иметь представление об исторических особенностях формирования предпринимательской деятельности в г. Томске, место и роли г. Томска в развитии торговли, промышленности и предпринимательства в Сибири в XVII – начале XX вв.

Методические рекомендации.Базой успешного освоения курса в методическом плане является освоение методического аппарата, которым снабжен данный учебный курс. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее указанным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед преподавателем.



Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

В учебно-методическое обеспечение дисциплины входят как учебники и учебные пособия уже рекомендованные для преподавания в высшей школе, так и материал из других источников – это научная и научно-популярная литература, что позволит сделать изучение данной дисциплины более интересным и разнообразным.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Понятие «труд»: подходы к определению. Историография исследований труда в России и за рубежом (1 час)

Категория труда: подходы к определению. Формы трудовой деятельности. Социальная сущность труда, труд как социальное взаимодействие. Категория труда в экономической науке. Философия труда. Категория «труд» в философских концепциях античности, средневековья, Нового времени и в современных философских концепциях. Историография исследований труда за рубежом. Историография исследований труда в России Формирование и развитие истории и социологии труда в США и Западной Европе. Индустриальная социология. Классическая школа научного менеджмента. Теория “человеческих отношений”. Эмпирическая школа управления трудом.

 

Тема 2. История труда в контексте истории организации труда, истории средств производства и техники. Трансформация отношения к человеческому труду (от античности до наших дней) (1 час)

Сельское хозяйство и ремесло в античном мире. Отношение к труду в античном обществе. Сельское хозяйство и ремесло в средние века. Отношение к труду в средневековье. Трансформация отношения к труду в эпоху Возрождения.

Реформация и ее влияние на восприятие труда человека в западноевропейском обществе. Эпоха Просвещения и ее вклад в трансформацию взглядов на человеческий труд.

Сельское хозяйство и ремесло в эпоху индустриализации. Развитие промышленного производства. Труд человека в индустриальном обществе.

Особенности труда и трудовых отношений в советском обществе. Особенности и специфика трудовых отношений в России, социальная структура труда, формы трудовой деятельности.

Сфера услуг в условиях постиндустриального общества. Современные тенденции в развитии сельского хозяйства и промышленного производства Труд человека в постиндустриальном обществе.

 

Тема 3. Предпринимательство: подходы к определению. Предпринимательство и труд: соотношение понятий. Возникновение предпринимательства. (1 час)

Концепции предпринимательства. Формы предпринимательской деятельности. Возникновение и становление предпринимательства на Востоке и в Западной Европе: общее и особенное. Предпринимательство в индустриальную эпоху. Современные тенденции в развитии предпринимательства

 

Тема 4. Ранняя история отечественного предпринимательства, ремесла и торговли (IX –XVII вв.) (1 час)

Культурно-цивилизационные особенности России и предпринимательство. Зарождение предпринимательства на Руси. Предпосылки и условия. Влияние природно-климатической и географической среды. Особенности речной сети. Зарождение купечества. Менталитет русского купца. Внутренняя и внешняя торговля. Христианская религия и предпринимательство. Формирование правовых основ торгово-предпринимательской деятельности. «Русская правда». Ремесленники на Руси. Торговые сборы и налоговая политика. Древний Новгород: особенности деловой жизни, значение исторического опыта. Татаро-монгольское нашествие, его последствия для хозяйственной и деловой жизни Руси.

Предпринимательство в Московском государстве (XIV – XVII вв.). Геополитическое положение Москвы и причины ее возвышения. Возрождение и развитие ремесла и торговли. Ярмарки, их роль в расширении и укреплении торговых связей. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в Уложении 1649 г., в Торговых Уставах 1653-1657 гг. Преобразование денежного обращения. Москва – центр ремесла и торговли. Формирование купечества. Освоение новых земель и предпринимательство. Монастырская колонизация и ее роль в развитии хозяйственной инициативы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.