Сделай Сам Свою Работу на 5

СУЩНОСТЬ РИНОЛАЛИИ И ЕЕ ФОРМЫ





Оглавление

ОТ РЕДАКТОРА

СУЩНОСТЬ РИНОЛАЛИИ И ЕЕ ФОРМЫ

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ РИНОЛАЛИИ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ РАСЩЕЛИНАМИ НЕБА

РАЗВИТИЕ ЛИЦА И РОТОВОЙ ПОЛОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ И ПРИЧИНЫ ВРОЖДЕННЫХ РАСЩЕЛИН

1. Развитие лица и преддверия полости рта

2. Мимические мышцы

3. Мышцы нижней челюсти

4. Развитие неба и разделение первичной ротовой полости на окончательную полость рта и носовую полость. Мышцы неба

5. Мышцы мягкого неба

6. Развитие языка. Мышцы языка

7. Причины врожденных расщелин верхней губы, твердого и мягкого неба

РАСЩЕЛИНЫ НЕБА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Формы расщелин

Влияние врожденных расщелин неба на физическое и речевое развитие ребенка

Характеристика речи. Психологические особенности ребенка с ринолалией

Механизм процесса речевого произнесения при ринолалии

Возможности коррекции дефекта при ринолалии

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ РИНОЛАЛИИ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ ДЕФЕКТАХ НЕБА

1. Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии

2. Логопедическая работа в дооперационном периоде

Подготовительный период



Основной период

3. Особенности логопедической работы после операции

4. Профилактика нарушений речи при врожденных дефектах неба

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Дневники работы

Приложение 2. Оформление тетради для занятий

ЛИТЕРАТУРА

 

 

В пособии излагаются основные вопросы программы курса «Логопедии» по теме «Ринолалия» (расстройство артикуляции звуков и фонации)

В книге приводится методика логопедической работы в дооперационный и послеоперационный период по воспитанию правильной речи

Пособие рассчитано на студентов дефектологических факультетов педвузов и логопедов специальных учреждений

ОТ РЕДАКТОРА

 

Настоящее учебное пособие предназначено студентам дефектологических факультетов педагогических институтов. В нем рассматриваются вопросы изучения и коррекции речевого нарушения у детей с ринолалией.

В основу пособия легли материалы статей и рукописей видного советского логопеда А. Г. Ипполитовой, одной из первых посвятившей себя работе с этим нарушением речи. Эффективность изложенной в пособии методики доказана ею в практической работе с большим количеством детей.



Пособие состоит из шести глав и приложения. В нем излагаются основные вопросы программы по теме «Ринолалия». Однако главное внимание уделяется описанию одной из самых распространенных и труднопреодолимых форм — открытой ринолалии (хотя ею не исчерпывается многообразие ринолалий). Именно эта форма нарушения в логопедической практике представляет наибольшую сложность (см. главу 2 «История изучения ринолалий»).

В главе 3 (автор проф. Л. Ф. Гаврилов) рассматриваются анатомо-физиологические особенности развития лица и ротовой полости в онтогенезе.

Материалы главы 4 (§ 1, 2, 3) показывают, как врожденные расщелины влияют на физическое и речевое развитие ребенка, здесь же описываются особенности речи при ринолалии, приводятся данные о психологических особенностях детей, т. е. дается представление о формировании речевой деятельности у этих детей. Глава заканчивается § 4, в котором рассматриваются возможности коррекции дефекта при ринолалий.

Выводы, сформулированные в главе 4, определяют направленность психолого-педагогического и логопедического воздействия на формирование речи и личности больного с ринолалией.

Логопедическая работа при ринолалии описана в главе 5.

Выделены два периода работы: дооперационный и послеоперационный.

Описывая методику логопедического воздействия, автор указывает, что правильное ее применение позволяет добиться практически нормальной речи, в частности правильной артикуляции звуков, еще до операции.



Расщелина неба — врожденный дефект. Ребенок с расщелиной овладевает речью в патологических условиях. Несомненно, важной задачей логопедической помощи таким детям является профилактика речевых расстройств (см. главу 5, § 4).

Конкретный речевой материал, приведенный в этой главе, с нашей точки зрения, намечает пути профилактической работы с детьми.

В главе 6 «Обследование детей с ринолалией» приводится схема обследования, отдельные основные моменты которой иллюстрируются наблюдениями.

В «Приложении» помещен материал, который окажет пользу в практической деятельности логопеда: оформление тетради ребенка, примерный речевой материал, дневники работы с детьми.

Пособие дополнено выводами и списком литературы.

Работа над пособием проводилась в течение длительного времени и заканчивалась редактором, когда А. Г. Ипполитовой уже не стало. Мы надеемся, что эта книга будет памятью о ней и окажет помощь в сложной и кропотливой работе с больными, имеющими врожденные дефекты неба.

О. Усанова.

СУЩНОСТЬ РИНОЛАЛИИ И ЕЕ ФОРМЫ

 

Ринолалия — речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи.

В классификациях речевых расстройств ринолалия рассматривается либо как самостоятельное нарушение (М. Е. Хватцев), либо как форма механической дислалии (О. В. Правдина, В. Олтушевский). Иногда ринолалия описывается под названием ринофония (Зееман). С нашей точки зрения, последний термин неоднозначен с понятием ринолалия, так как он указывает лишь на специфически назальный оттенок голоса, в то время как термин ринолалия говорит о нарушении артикуляционной и акустической характеристики звука.

Мы трактуем ринолалию как самостоятельное речевое нарушение, характеризующееся своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляции звуков. В отличие от механических дислалии при ринолалии страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков. В отличие от нарушений голоса при ринолалии страдает произношение и звонких и глухих согласных звуков.

Ринолалия проявляется в трех формах — открытой, закрытой и смешанной и по этиологии может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия характеризуется дефектной артикуляцией и аномальным акустическим эффектом речевых звуков: во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и нос, вследствие чего возникает носовой резонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффект создается и специфическим тембром голоса.

Открытая органическая ринолалия чаще всего является следствием врожденного дефекта неба — расщелин. Наличие расщелины обусловливает полное или частичное соединение двух резонаторов: полостей рта и носа. В результате этого во время речи нарушается направление воздушной струи и, следовательно, при образовании звуков речи возникает специфический назальный акустический эффект.

Ринолалияприрасщелинахнебахарактеризуетсясвоеобразнымкомплексомсимптомов.

1. Изменение положения и активности языка.

Язык стабилизируется в следующем положении: все тело его оттянуто кзади (западает назад, к глотке), а корень и спинка с силой приподняты кверху (отмечается повышенный тонус). Кончик языка обычно развит плохо, часто паретичен. В результате оказываются доступными только самые элементарные движения, которые между собой мало дифференцированы. Изменение положения языка является своеобразным приспособлением ребенка к своему дефекту.

2. Нарушение деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба.

Функция всех мускулов, поднимающих мягкое небо и образующих разделение носовой и ротовой полостей, резко ограничена не только при речи, но и при актах жевания и глотания. Мягкое небо либо пассивно, либо мало подвижно и не выполняет своей функции разделения ротовой и носовой полости. У больных с открытой ринолалией нарушается существующее переплетение мышц неба по средней линии и необходимое их физиологическое натяжение и отмечается ассиметрия мышц мягкого неба слева и справа. Эта асимметрия проявляется к 4—5 годам и с возрастом прогрессирует. Слизистая оболочка глотки становится бледной, вялой, атрофичной. Смыкание мягкого неба и задней стенки глотки не осуществляется.

3. Изменение взаимодействия мышц всего периферического конца речедвигательного анализатора.

Прежде всего обращает на себя внимание нарушение взаимосвязи артикуляторных и мимических мышц, что выражается в излишних движениях лицевых мышц в процессе артикуляции, наличии синкинезий, а в ряде случаев тикообразных и хореических движений лицевых мышц.

У лиц с врожденной расщелиной даже после хирургического вмешательства трудности в этом плане не исчезают. При сквозных расщелинах после хейлопластики остаются рубцы, ограничивающие подвижность мышц. Чем значительнее деформации губы, тем больше вовлекаются в артикуляцию звуков лицевые и мимические мышцы, что вырабатывает у ребенка стойкий стереотип напряженности речи.

Нарушение взаимодействия между артикуляционными и дыхательными мышцами приводит к специфическим проявлениям особенностей речевого дыхания. Нарушение дыхания при ринолалии отмечалось рядом исследователей (Г. Гутцман, 1924; З. Г. Нелюбова, 1938; И. М. Готь, 1971; Н. Н. Останин, 1969 и др.). Отдельные исследования указанных авторов показывают, что при ринолалии дыхание ускоренное, поверхностное и учащенное. Это связано с тем, что количество воздуха, выдыхаемого через нос, возрастает до 77% от всего количества выдыхаемого воздуха. Речевой выдох неравномерно распределяется на протяжении произносимого слова: к середине слова воздух иссякает (В. Н. Яковенко, 1966). В случаях искусственного устранения утечки воздуха через нос (зажимание крыльев носа) повышается количество воздуха, выдыхаемого через рот, но спирометрические показатели при этом так и не достигают нормы (Т. Н. Воронцова, 1966; А. В. Коваль, 1968; А. К. Арифджанов, 1974).

Страдает направленность и плавность выдоха, а также ритмичность речевого дыхания.

Чаще всего дыхание при ринолалии оказывается поверхностным (грудным), наблюдается асинхронность грудного и диафрагмального дыхания, нарушается соотношение между вдохом и выдохом (А. Митринович-Моджеевска и др.). Такой тип дыхания создает особые трудности для реализации речи.

4. Тотальное нарушение звукопроизношения.

Все звуки произносятся с носовым оттенком, причем наиболее дефектными в этом отношении являются гласные звуки (для них нужен самый сильный велофарингеальный (небно-глоточный) затвор (Р. Хейджерти, Б. Ньюмен, 1961). Артикуляция согласных звуков сдвигается к месту отсутствующего небно-глоточного затвора, в результате чего звуки искажаются и приближаются ~ к храпящему звучанию, иногда напоминающему отдельные звуки. Реже отмечаются звуковые замены, причем звуки-субституты являются также искаженными. Значительно нарушенными оказываются те согласные, которые требуют наиболее высокого ротового давления (Мак Дональд и Д. Хесс, 1960).

При достаточном ротовом давлении артикуляционных изменений у детей не наблюдается. Исключение составляют щелевые звуки, искажения которых могут быть обусловлены нарушением прикуса. У детей, имеющих недостаточное внутриротовое давление, страдает артикуляция и соноров.

Больные с ринолалией в качестве определенного компенсаторного средства образуют сужение на пути выдыхаемого воздуха в области гортани. При этом шипящие и свистящие звуки произносятся с резким неприятным оттенком (М. Зееман). Резкие звуки получаются при трении воздуха о край напряженных голосовых складок, между которыми образуется шум при резком и коротком выдохе.

Итак, при органической открытой ринолалии расщелина является фактором, влекущим за собой ряд других патологических изменений в функции артикуляционного аппарата, усугубляющих речевой дефект. В частности, наиболее ярким патологическим изменением является дефектное положение языка в полости рта и нарушение мышечной взаимосвязи всего артикуляционного аппарата. Таким образом, органический дефект — расщелина — ведет к функциональному нарушению праксиса артикуляционного аппарата.

При врожденных расщелинах анатомические изменения отмечаются только в верхнем отделе периферического конца речедвигательного анализатора (наличие самой расщелины, недоразвитие мышечного комплекса неба, изменения в зубочелюстной системе). Однако эти относительно немногочисленные анатомические изменения приводят к стойким функциональным дефектам всех трех систем речепроизводства: энергетической, генераторной и резонаторной. Это сказывается на характере речевого дыхания, на особенностях голоса и на специфике его артикуляции. Таким образом, открытая ринолалия и ее характер оказываются зависимыми от компенсаторных нарушений: патологической стабилизации тела языка в полости рта, нарушения деятельности мышц мягкого неба и нарушения взаимодействия всех мышечных групп периферического конца речедвигательного анализатора.

Прифункциональнойоткрытойринолалии дефект речи обусловлен чаще всего гипокинезом мягкого неба (при частых заболеваниях носоглотки и слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости), нарушением контроля за собственной речью при сниженном слухе или при подражании назальной речи.

В практике случаи функциональной открытой ринолалии встречаются несколько реже, чем органическая открытая ринолалия. Причины гиперназализации при открытых формах ринолалии трактуются по-разному. Большинство исследователей склонны считать, что гиперназализация зависит от недостаточности небно-глоточного затвора, что приводит к чрезмерному резонированию носовой полости по сравнению с ротовой. Речевой сигнал, поглощаясь в носовой полости, теряет силу и модулированность (Дж. Сэбтелни, 1970, Дж. Эндрюс, 1972). Однако, как показали исследования проблемы назализации, зависимость между назализацией и велофарингиальной недостаточностью — не линейная.

При полном замыкании небно-глоточного затвора наблюдается отсутствие назализации, при небольшом открытии (0,5—3 мм) — умеренная назализация, при расстоянии 3,5—7 мм — гиперназализация, а при расстоянии от 7,5 до 18 мм заметного усиления назализации не происходит. Большое значение имеют показатели соотношения расстояний между мягким небом и задней стенкой глотки и между мягким небом и спинкой языка. Если первое расстояние меньше второго, то возможна речь без носового оттенка.

Закрытаяринолалия. Закрытая ринолалия (гнусавость) обусловлена направленностью речевого выдоха только через рот при всех звуках, в результате чего страдают артикуляционная и акустическая характеристика носовых звуков м, н, м’, н’ и тембр голоса.

Закрытая ринолалия является следствием нарушения деятельности носового резонатора при анатомических дефектах в носоглоточной или носовой полости или при гиперфункции мягкого неба. Различают две ее формы: органическую и функциональную. При органической форме речевое нарушение обусловлено анатомическими дефектами областей зева, носа, носоглотки. При функциональной форме наблюдается гиперфункция мягкого неба: мягкое небо всегда приподнято и преграждает в той или иной степени путь воздушной струе в нос.

Смешаннаяринолалия. Смешанная ринолалия обусловливается утечкой воздуха через нос при патологически уменьшенном, носовом резонансе, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика всех речевых звуков, значительно искажается тембр голоса.

Смешанная ринолалия возникает при комбинации факторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию; характер проявления речевого расстройства зависит от преимущественного нарушения.

Выводы.

1. В классификации речевых расстройств ринолалию можно представить как самостоятельное речевое нарушение, так как она характеризуется своеобразным комплексом симптомов и может быть противопоставлена другим нарушениям.

2. При ринолалии ведущим расстройством является нарушение артикуляции и фонации звуков.

3. Формы ринолалии выделяются по характеристике направленности выдыхаемой воздушной струи во время речи и по характеру анатомического дефекта.

4. Наиболее распространенным речевым нарушением является открытая ринолалия, возникающая при врожденном дефекте неба — расщелине.

5. На дефекты речи при открытой ринолалии, обусловленной расщелинами неба, влияют вторичные компенсаторные нарушения: патологическая стабилизация языка в полости рта, нарушение взаимодействия всех мышечных групп периферического конца речедвигательного анализатора и нарушение деятельности мышцами нёба.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.