|
Семинар I.Демография как наука. Источники данных и методы демографии.
Демография
дисциплина математического и естественнонаучного цикла Б2.б5
Направление подготовки
081100.62 Государственное и муниципальное управление
Профиль подготовки
Антикризисное государственное и муниципальное
Разработчик (составитель)
доцент, кандидат философских наук,
Назаров Зинур Исламович
|
__________
подпись
|
«___» _________ 20__г.
|
Стерлитамак 2015
Содержание
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы............................... 3
2. Содержание рабочей программы дисциплины.......................................................................... 3
3. Учебно-методическое обеспечение СРС................................................................................... 11
4. Фонд оценочных средств............................................................................................................ 19
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины................................... 24
6. Методические указания для студентов...................................................................................... 25
7. Материально-техническая база................................................................................................... 27
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриатаблок дисциплины по выбору (Б2.Б.5) Учебная дисциплина «Демография» входит в состав дисциплин по математического и естественнонаучного цикла программы. Учебная дисциплина имеет практико-ориентированный характер и построена с учетом, в первую очередь, знаний, навыков и умений, приобретаемых студентами в процессе изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, а также профессионального цикла. Курс «Демография» базируется на знании основ истории, психологии, социологии, менеджмента, маркетинга, электронного документооборота.
Изучается студентами в 6 семестре.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в результате изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного циклов, изучающих разнообразные аспекты управления организацией.
Пререквизиты (дисциплины, содержащие перечень знаний, умений и навыков, необходимые для освоения изучаемой дисциплины): «Экономическая теория», «Философия», «Психология», «Основы теории управления».
В процессе изучения курса устанавливаются междисциплинарные связи с предметами «Основы кадровой политики и кадрового планирования», «Управление персоналом организации», «Экономика и социология труда».
Основной целью освоения дисциплины «Демография» является формирование профессиональных компетенций бакалавра.
Образовательными целями освоения дисциплины (модуля) демография являются: сформировать у студентов целостное представление о демографии как науке исследующей проблему воспроизводства новых поколений, а также об особенностях и закономерностях демографического развития России и мира привить практические навыки анализа общих тенденций и специфики региональных демографических процессов и структур
В процессе освоения данной дисциплины развиваются следующие профессиональные компетенции
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Демография.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- знаеть и понимать законы развития природы, общества и мышления и уметь оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-5,13);
- знать содержание основных разделов Социального права, Миграционного права – касающихся социально-трудовой сферы, содержание основных документов Международного трудового права (Конвенция МОТ и др.) (ПК-28);
- владеть навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала (ПК-31); и умением применять их на практике (ПК-20);
– владение навыками контроля за использованием рабочего времени (ПК-53).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
– основные концепции и термины демографии;
– техники демографического анализа;
уметь:
– уметь применять количественные и качественные методы анализа демографических процессов при принятии управленческих решений;
- анализировать социально значимые демографические проблемы и процессы;
владеть навыками:
– применения методов демографии для планирования и выполнения задач управления.
2. Содержание рабочей программы дисциплины
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
| СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
| дисциплины Демография на 6 семестр ДО (2015 – 2016 уч. Год)
|
Рабочую программу осуществляют
| лекции
| доцент, кандидат философских наук,
Назаров Зинур Исламович
| Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)
|
|
| Учебных часов:
|
|
| лекций
|
| семинарских
|
| практические занятия
|
| практических
| –
| лабораторных
| –
| доцент, кандидат философских наук,
Назаров Зинур Исламович
| консультаций
| –
| зачет
| зачет
|
| экзамен
| –
| самостоятельная работа студентов
|
|
| КСР
|
| | | | | | СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
| СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
| по дисциплине: Демография на 6 семестр ОЗО (2015 -2016 уч. год)
|
Рабочую программу осуществляют:
| лекции
|
| Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)
|
| доцент, кандидат философских наук,
Назаров Зинур Исламович
| Учебных часов:
|
|
| лекций
|
| семинарских
|
| практические занятия
|
| практических
| –
| лабораторных
| –
| доцент, кандидат философских наук,
Назаров Зинур Исламович
| консультаций
| –
| зачет
| зачет
|
| экзамен
| –
| самостоятельная работа студентов
|
|
| КСР
|
| | | | | | №
п/п
| Тема и содержание
| Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа)
| Кол-во часов аудитор. работы
| Основная и дополнительная литература, рек. студентам
| Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач
| Количество часов самостоят. работы
| Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.)
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| Модуль 1.Демография как наука и ее значение для специалистов по управлению персоналом
| | -
| Тема 1. Демография как наука. Источники данных и методы демографии.
· Объект и предмет демографии. Население как демографическая совокупность. Объективный характер закономерностей воспроизводства населения. Принципы демографической политики. Связь демографии с историей, экономикой, социологией, социальной психологией, правоведением, географией населения. И их влияние на процессы воспроизводства населения. История демографии: определение Конфуция об идеальной пропорции между количеством обрабатываемой земли и численностью населения. Взгляды Платона и Аристотеля на оптимальное народонаселение государства Взгляды на народонаселение в эпоху феодализма. Развитие капитализма и потребность в изучении народонаселения во второй половине 17 века. Дж. Граунт и возникновение демографии. История возникновения и развития демографии в Западной Европе и США. Процесс формирования демографической науки в России. Демографическая наука в России после Октябрьской революции. Развитие демографической науки в постсоветской России. Теория демографии
Источники данных о населении. Методы демографии. Общая схема организации получения исходной информации о населении России.
| лек.
сем.
СРС
|
| 1,2,3,7
| Подобрать рекомендуемую литературу, прочитать материалы лекции
1,2,3,7
|
| Беседа в начале следующей лекции, анализ обеспеченности литературой
| | -
| Тема 2.. Брачность и разводимость.
Что такое брак и развод. Показатели брачности, две группы показателей. Разводимость и ее показатели: общий коэффициент разводимости, возрастные коэффициеты разводимости. Семья и семейная структура населения. Сущность, функции и структура семьи. Два типа семейной организации. Развитие брачности Характеристики брачности. Определение брачности, брачный рынок, брачный круг, брачный выбор.Характеристики разводимости: различные системы коэффициентов разводимости. Разводимость как сложное социальное явление
| лек.
сем.
СРС
| 2 2
| 1,2
| Хронометраж
1,2
|
| Устный опрос
| | -
| Тема 3. Рождаемость
ПоПонятие рождаемости и ее роль в воспроизводстве населения. Определенине малодетности, среднедетности и многодетности.. Решающее влияние рождаемости на характер воспроизводства населения. Источники информации о рождаемости: статистические данные и социолого-демографические исследования. Показатели рождаемости населения: общие показатели рождаемости, абсолютное число родившихся и общий коэффициент рождаемости. Специальные, суммарные и возрастные коэффициенты рождаемости. Динамика рождаемости в России: почему снижается рождаемость в России? Определяющая роль динамики рождаемости для будущего страны. Система мер семейной политики, введенная в 2007 г. Репродуктивное поведение: социализация, ценностные ориентации и репродуктивное поведение.
| лек.
сем.
СРС
|
| 1,2,6
| Разработать дерево целей
1,2,6
|
| Устный опрос
| | -
| Тема 4. Здоровье, смертность, эволюция продолжительности жизни.
· Определение понятия «здоровье индивида». Определение инвалидности. Смертность и эволюция продолжительности жизни. Статистика смертности населения. Заболеваемость по обращаемости. Заболеваемость в связи с временной утратой трудоспособности. Заболеваемость с длительной утратой трудоспособности. Госпитализированная заболеваемость. Источники информации для оценки здоровья. Смертность – показатель вымирания поколения, один из двух главных параметров воспроизводства населения. Коэффициенты смертности. Динамика смертности и продолжительности жизни в России. Оптимистический и пессимистический сценарии расчета ожидаемой продолжительности жизни. Младенческая смертность.Прогнозы снижения коэффициента младенческой смертности. Старение населения. Четыре стадии жизненного цикла современного человека. Социальное старение и его виды.
| лек.
сем.
СРС
| 2 2
| 2,6
| Разработать перечень приоритетов
2,6
|
| Устный опрос
| | -
| Тема 5.Миграция и урбанизация.
| лек.
сем.
СРС
|
| 1,2,3,7
| Выделить поглотители в хронометраже
1,2,3,7
|
| Проверка хронометража
| | -
| Тема 6.Естественный прирост и воспроизводство населения
| лек.
сем.
СРС
| 2 2
| 1,2,3,7
| Составить недельный план, изучить ментальные карты (Mind Maps)
1,2,3,7
|
| Устный опрос
| | -
| Рубежный контроль – эссе
| сем.
СРС
|
| –
| Написать эссе
|
| Проверка письменной работы – эссе
| | Модуль 2.
| Современная демографическая ситуация в мире и в России
|
|
|
|
|
|
| | -
| Тема 7. Современная демографическая ситуация в России
Занятие 1.
· 1. Характеристики демографической ситуации и соответствующая система показателей.
· 2.Виды демографических прогнозов: классификация по длине периода прогнозирования; Классификации по цели прогнозирования; по числу объектов прогнозирования; по типу представления прогнозируемых величин и методу построения.
· 3. Исследование перспектив демографического развития с помощью построения различных сценариев. Метод компонент или метод передвижки возрастов. 4.Структура демографической политики и ее составных частей. Концепция и программа демографической политики. Четыре группы мероприятий осуществления целей и задач демографической политики: правовые, экономические, идеологические, организационные.
| лек.
сем.
СРС
|
| 1,2,3,7,9
| Изучить внедрить в практику личного тайм-менеджмента рациональные способы организации времени
1,2,3,7,9
|
| Устный опрос
| | 9.
| Тема 8. Современная демографическая ситуация в России
Занятие 2.
· 1.Значение для демографической политики статистического показателя, разработанного в рамках Программы развития ООН – индекса развития человеческого потенциала.
· 2.Концепция развития человеческого потенциала, введенная ООН, четыре ее принципа: 1) производительность (продуктивность); 2) равенство; 30 устойчивость; 4) расширение возможностей.
· 3.Три показателя индекса развития человеческого потенциала (ИЧРП).
| лек.
сем.
СРС
| 2 2
| 1,2,9
| Изучить коммуникации
1,2,9
|
| Устный опрос
| 10.
| Тема 9..Демографическая политика в зарубежных странах и в Росии
Исторический опыт стран Европы в проведении активной демографической политики (Болгария, Румыния, Венгрия, Чехия, Германия).
Меры по стимулированию снижения рождаемости в развивающихся странах Азии и в Китае.
Прогноз тенденций и оценка последствий. Политика как основной элемент в системе управления социальными последствиями.
Демографическая политика в Российской Федерации.
Исторический опыт активной демографической политики в нашем Отечестве. Указ от 8 июля 1944 г. о системе демографического стимулирования.3. Концепция трех главных причин депопуляции России.
Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.
Современные меры государства по стимулированию преодоления тенденции депопуляции.
| лек.
СРС
|
| 1,2,3,5,8
| Изучить инструменты
1,2,3,5,8
|
| Устный опрос
| а) основная литература:
1. Жуков В.И. Демографический потенциал России -М.: Изд-во РГСУ, 2010. – 464 с. http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:166185/Source:default
2. Mедков В.М. Демография. Учебник для вузов. Ростов-на Дону.: Изд-во «Феникс», 2012. -444 с. / электронное издание http://www.elobook.com/_miscellaneous/2729-medkov-vm-demografiya-uchebnoe-posobie.html
3. Медков В.М. Демография. Учебник. 2-е издание. - М., ИНФРА-М, 2014. - 332 с.
4. Рыбаковский Л.Л. Демографическое будущее России в экстраполяционных и нормативных координатах // Социологические исследования. 2014. № 2. С. 21-30.
5. Рыбаковский Л.Л. 20 лет депопуляции в России. М.: Экон-информ, 2014. – 231 с.
б) дополнительная литература:
1. АрхангельскийВ. Н. Репродуктивное и брачное поведение // Социологические исследования. 2013. № 2. С.129 – 136.
2. Безбородова Т.М. Мигранты на российском рынке труда // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 66 – 73.
3. Верещагина А.В., Шахбанова М.М. Этнокультурная специфика демографического поведения дагестанской семьи // Социологические исследования. 2013. № 2. С.78 – 86.
4. Демографическая модернизация России: 1900-2000 / под ред. А.Г. Вишневского. - М.: Новое издательство, 2008. - 601 с.
5. Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Интеграция трудовых мигрантов в мегаполисе: локальные модели, контекст идентичности (методология и методы исследования) // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 49 – 56.
6. Клупт М.А. Демографическое развитие России: нефтяной нарратив // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 56 – 66.
7 . Медков В.М. Демография: учеб. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С. -476 с.
8. Осадчая Г.И. Миграция из Армении и Грузии в столичный мегаполис // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 31-36
9. Практическая демография: учеб. / под ред. Л.Л. Рыбаковского. - М.: ЦСП, 2005.- 276с.
10. Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. - М.: РИЦ ИСЭПН, 2008. - 392 с.
11. Рыбаковский О.Л., Таюнова О.А. Факторы динамики рождаемости населения России в начале XXI века // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 19-24.
11. Инглхарт Р.Ф., Понарин Э.Д., Равлик М.В. Регрессионные модели в оценке факторов международной миграции // Социологические исследования. 2014. № 11. С. 22-31.
11. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции / пер. с англ. М.Б. Левина. - М.: ACT, 2008. - 349 с.
Справочные издания
1. Демографический понятийный словарь / под ред. Л.Л. Рыбаковского. - М.: ЦСП, 2003. – 716 с.
2. Народонаселение: энциклопедический словарь / гл. ред. Г.Г. Меликьян. - М.: Большая российская энциклопедия, 1994. – 930 с.
Адреса ресурсов Интернета
1. Демографический ежегодник России. - Режим доступа: http://www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики.
2. ПРООН. http://www.undp.org/popin/popin.html
3. Институт демографических исследований Макса Планка (Росток, Германия). - Режим доступа: http://www.demogr.mpg.de/
4. Национальный институт демографических исследований (Франция). - Режим доступа: http://www.ined.fr/
5. Раздел демографической статистики на официальном сайте Белого дома США. - Режим доступа: http://www.whitehouse.gov/fsbr/demography.html
6. Журнал «Демографические исследования» - Режим доступа: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=13
7. Институт демографии, миграции и регионального развития http://www.idmrr.ru/about.html
8. http://demoscope.ru/weekly/2015/0643/index.php
9. http://demreview.hse.ru/ Демографическое обозрение. Электронный научный журнал.
3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Планы семинарских занятий
Семинар I.Демография как наука. Источники данных и методы демографии.
1. Объект и предмет демографии.
2. Население как демографическая совокупность.
3.Объективный характер закономерностей воспроизводства населения.
4. Принципы демографической политики.
· Занятие 2.
1.Связь демографии с историей, экономикой, социологией, социальной психологией, правоведением, географией населения и их влияние на процессы воспроизводства населения.
2.История демографии: определение Конфуция об идеальной пропорции между количеством обрабатываемой земли и численностью населения.
3.Взгляды Платона и Аристотеля на оптимальное народонаселение государства 4.Взгляды на народонаселение в эпоху феодализма.
Занятие 3.
1.Развитие капитализма и потребность в изучении народонаселения во второй половине 17 века. Дж. Граунт и возникновение демографии.
2. История возникновения и развития демографии в Западной Европе и США. 3. Процесс формирования демографической науки в России. 4.Демографическая наука в России после Октябрьской революции.
5.Развитие демографической науки в постсоветской России. Теория демографии.
Рекомендуемые источники:
а) основная литература:
1. Mедков В.М. Демография. Учебник для вузов. Ростов-на Дону.: Изд-во «Феникс», 2012. -444 с. / электронное издание http://www.elobook.com/_miscellaneous/2729-medkov-vm-demografiya-uchebnoe-posobie.html
2. Медков В.М. Демография. Учебник. 2-е издание. - М., ИНФРА-М, 2014. - 332 с.
б) Интернет-ресурсы:
1. http://demreview.hse.ru/ Демографическое обозрение. Электронный научный журнал.
2. http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=13 Журнал «Демографические исследования»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|