Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинар I.Демография как наука. Источники данных и методы демографии.





Демография

 

дисциплина математического и естественнонаучного цикла Б2.б5

Направление подготовки

081100.62 Государственное и муниципальное управление

Профиль подготовки

Антикризисное государственное и муниципальное

 

Разработчик (составитель) доцент, кандидат философских наук, Назаров Зинур Исламович   __________ подпись   «___» _________ 20__г.  

 

Стерлитамак 2015

 


Содержание

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы............................... 3

2. Содержание рабочей программы дисциплины.......................................................................... 3

3. Учебно-методическое обеспечение СРС................................................................................... 11

4. Фонд оценочных средств............................................................................................................ 19

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины................................... 24

6. Методические указания для студентов...................................................................................... 25

7. Материально-техническая база................................................................................................... 27

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы



 

.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриатаблок дисциплины по выбору (Б2.Б.5) Учебная дисциплина «Демография» входит в состав дисциплин по математического и естественнонаучного цикла программы. Учебная дисциплина имеет практико-ориентированный характер и построена с учетом, в первую очередь, знаний, навыков и умений, приобретаемых студентами в процессе изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, а также профессионального цикла. Курс «Демография» базируется на знании основ истории, психологии, социологии, менеджмента, маркетинга, электронного документооборота.

Изучается студентами в 6 семестре.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в результате изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного циклов, изучающих разнообразные аспекты управления организацией.

Пререквизиты (дисциплины, содержащие перечень знаний, умений и навыков, необходимые для освоения изучаемой дисциплины): «Экономическая теория», «Философия», «Психология», «Основы теории управления».



В процессе изучения курса устанавливаются междисциплинарные связи с предметами «Основы кадровой политики и кадрового планирования», «Управление персоналом организации», «Экономика и социология труда».

Основной целью освоения дисциплины «Демография» является формирование профессиональных компетенций бакалавра.

Образовательными целями освоения дисциплины (модуля) демография являются: сформировать у студентов целостное представление о демографии как науке исследующей проблему воспроизводства новых поколений, а также об особенностях и закономерностях демографического развития России и мира привить практические навыки анализа общих тенденций и специфики региональных демографических процессов и структур

В процессе освоения данной дисциплины развиваются следующие профессиональные компетенции

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Демография.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знаеть и понимать законы развития природы, общества и мышления и уметь оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-5,13);

- знать содержание основных разделов Социального права, Миграционного права – касающихся социально-трудовой сферы, содержание основных документов Международного трудового права (Конвенция МОТ и др.) (ПК-28);

- владеть навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала (ПК-31); и умением применять их на практике (ПК-20);



– владение навыками контроля за использованием рабочего времени (ПК-53).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

– основные концепции и термины демографии;

– техники демографического анализа;

уметь:

– уметь применять количественные и качественные методы анализа демографических процессов при принятии управленческих решений;

- анализировать социально значимые демографические проблемы и процессы;

владеть навыками:

– применения методов демографии для планирования и выполнения задач управления.

2. Содержание рабочей программы дисциплины


СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
дисциплины Демография на 6 семестр ДО (2015 – 2016 уч. Год)  
  Рабочую программу осуществляют
лекции доцент, кандидат философских наук, Назаров Зинур Исламович Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)
  Учебных часов:  
  лекций
семинарских
практические занятия   практических
лабораторных
доцент, кандидат философских наук, Назаров Зинур Исламович консультаций
зачет зачет
  экзамен
самостоятельная работа студентов
  КСР
         

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
по дисциплине: Демография на 6 семестр ОЗО (2015 -2016 уч. год)
  Рабочую программу осуществляют:
лекции   Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)
доцент, кандидат философских наук, Назаров Зинур Исламович Учебных часов:
  лекций
семинарских
практические занятия   практических
лабораторных
доцент, кандидат философских наук, Назаров Зинур Исламович консультаций
зачет зачет
  экзамен
самостоятельная работа студентов
  КСР
         
№ п/п Тема и содержание Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) Кол-во часов аудитор. работы Основная и дополнительная литература, рек. студентам Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач Количество часов самостоят. работы Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контрольные работы, компьютерные тесты и т.п.)

 

 
  Модуль 1.Демография как наука и ее значение для специалистов по управлению персоналом  
Тема 1. Демография как наука. Источники данных и методы демографии. · Объект и предмет демографии. Население как демографическая совокупность. Объективный характер закономерностей воспроизводства населения. Принципы демографической политики. Связь демографии с историей, экономикой, социологией, социальной психологией, правоведением, географией населения. И их влияние на процессы воспроизводства населения. История демографии: определение Конфуция об идеальной пропорции между количеством обрабатываемой земли и численностью населения. Взгляды Платона и Аристотеля на оптимальное народонаселение государства Взгляды на народонаселение в эпоху феодализма. Развитие капитализма и потребность в изучении народонаселения во второй половине 17 века. Дж. Граунт и возникновение демографии. История возникновения и развития демографии в Западной Европе и США. Процесс формирования демографической науки в России. Демографическая наука в России после Октябрьской революции. Развитие демографической науки в постсоветской России. Теория демографии Источники данных о населении. Методы демографии. Общая схема организации получения исходной информации о населении России.   лек. сем. СРС 1,2,3,7 Подобрать рекомендуемую литературу, прочитать материалы лекции 1,2,3,7 Беседа в начале следующей лекции, анализ обеспеченности литературой  
Тема 2.. Брачность и разводимость. Что такое брак и развод. Показатели брачности, две группы показателей. Разводимость и ее показатели: общий коэффициент разводимости, возрастные коэффициеты разводимости. Семья и семейная структура населения. Сущность, функции и структура семьи. Два типа семейной организации. Развитие брачности Характеристики брачности. Определение брачности, брачный рынок, брачный круг, брачный выбор.Характеристики разводимости: различные системы коэффициентов разводимости. Разводимость как сложное социальное явление   лек. сем. СРС 2 2   1,2 Хронометраж 1,2 Устный опрос  
Тема 3. Рождаемость ПоПонятие рождаемости и ее роль в воспроизводстве населения. Определенине малодетности, среднедетности и многодетности.. Решающее влияние рождаемости на характер воспроизводства населения. Источники информации о рождаемости: статистические данные и социолого-демографические исследования. Показатели рождаемости населения: общие показатели рождаемости, абсолютное число родившихся и общий коэффициент рождаемости. Специальные, суммарные и возрастные коэффициенты рождаемости. Динамика рождаемости в России: почему снижается рождаемость в России? Определяющая роль динамики рождаемости для будущего страны. Система мер семейной политики, введенная в 2007 г. Репродуктивное поведение: социализация, ценностные ориентации и репродуктивное поведение. лек. сем. СРС 1,2,6 Разработать дерево целей 1,2,6 Устный опрос  
Тема 4. Здоровье, смертность, эволюция продолжительности жизни. · Определение понятия «здоровье индивида». Определение инвалидности. Смертность и эволюция продолжительности жизни. Статистика смертности населения. Заболеваемость по обращаемости. Заболеваемость в связи с временной утратой трудоспособности. Заболеваемость с длительной утратой трудоспособности. Госпитализированная заболеваемость. Источники информации для оценки здоровья. Смертность – показатель вымирания поколения, один из двух главных параметров воспроизводства населения. Коэффициенты смертности. Динамика смертности и продолжительности жизни в России. Оптимистический и пессимистический сценарии расчета ожидаемой продолжительности жизни. Младенческая смертность.Прогнозы снижения коэффициента младенческой смертности. Старение населения. Четыре стадии жизненного цикла современного человека. Социальное старение и его виды. лек. сем. СРС 2 2   2,6 Разработать перечень приоритетов 2,6 Устный опрос  
Тема 5.Миграция и урбанизация. лек. сем. СРС 1,2,3,7 Выделить поглотители в хронометраже 1,2,3,7 Проверка хронометража  
Тема 6.Естественный прирост и воспроизводство населения лек. сем. СРС 2 2   1,2,3,7 Составить недельный план, изучить ментальные карты (Mind Maps) 1,2,3,7 Устный опрос  
Рубежный контроль – эссе сем. СРС Написать эссе Проверка письменной работы – эссе  
Модуль 2. Современная демографическая ситуация в мире и в России              
Тема 7. Современная демографическая ситуация в России Занятие 1. · 1. Характеристики демографической ситуации и соответствующая система показателей. · 2.Виды демографических прогнозов: классификация по длине периода прогнозирования; Классификации по цели прогнозирования; по числу объектов прогнозирования; по типу представления прогнозируемых величин и методу построения. · 3. Исследование перспектив демографического развития с помощью построения различных сценариев. Метод компонент или метод передвижки возрастов. 4.Структура демографической политики и ее составных частей. Концепция и программа демографической политики. Четыре группы мероприятий осуществления целей и задач демографической политики: правовые, экономические, идеологические, организационные.   лек. сем. СРС 1,2,3,7,9 Изучить внедрить в практику личного тайм-менеджмента рациональные способы организации времени 1,2,3,7,9 Устный опрос  
9. Тема 8. Современная демографическая ситуация в России Занятие 2. · 1.Значение для демографической политики статистического показателя, разработанного в рамках Программы развития ООН – индекса развития человеческого потенциала. · 2.Концепция развития человеческого потенциала, введенная ООН, четыре ее принципа: 1) производительность (продуктивность); 2) равенство; 30 устойчивость; 4) расширение возможностей. · 3.Три показателя индекса развития человеческого потенциала (ИЧРП). лек. сем. СРС 2 2   1,2,9 Изучить коммуникации 1,2,9 Устный опрос
10. Тема 9..Демографическая политика в зарубежных странах и в Росии Исторический опыт стран Европы в проведении активной демографической политики (Болгария, Румыния, Венгрия, Чехия, Германия). Меры по стимулированию снижения рождаемости в развивающихся странах Азии и в Китае. Прогноз тенденций и оценка последствий. Политика как основной элемент в системе управления социальными последствиями. Демографическая политика в Российской Федерации. Исторический опыт активной демографической политики в нашем Отечестве. Указ от 8 июля 1944 г. о системе демографического стимулирования.3. Концепция трех главных причин депопуляции России. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Современные меры государства по стимулированию преодоления тенденции депопуляции.   лек. СРС 1,2,3,5,8 Изучить инструменты 1,2,3,5,8 Устный опрос

а) основная литература:

1. Жуков В.И. Демографический потенциал России -М.: Изд-во РГСУ, 2010. – 464 с. http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:166185/Source:default

2. Mедков В.М. Демография. Учебник для вузов. Ростов-на Дону.: Изд-во «Феникс», 2012. -444 с. / электронное издание http://www.elobook.com/_miscellaneous/2729-medkov-vm-demografiya-uchebnoe-posobie.html

3. Медков В.М. Демография. Учебник. 2-е издание. - М., ИНФРА-М, 2014. - 332 с.

4. Рыбаковский Л.Л. Демографическое будущее России в экстраполяционных и нормативных координатах // Социологические исследования. 2014. № 2. С. 21-30.

5. Рыбаковский Л.Л. 20 лет депопуляции в России. М.: Экон-информ, 2014. – 231 с.

 

б) дополнительная литература:

1. АрхангельскийВ. Н. Репродуктивное и брачное поведение // Социологические исследования. 2013. № 2. С.129 – 136.

2. Безбородова Т.М. Мигранты на российском рынке труда // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 66 – 73.

3. Верещагина А.В., Шахбанова М.М. Этнокультурная специфика демографического поведения дагестанской семьи // Социологические исследования. 2013. № 2. С.78 – 86.

4. Демографическая модернизация России: 1900-2000 / под ред. А.Г. Виш­невского. - М.: Новое издательство, 2008. - 601 с.

5. Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Интеграция трудовых мигрантов в мегаполисе: локальные модели, контекст идентичности (методология и методы исследования) // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 49 – 56.

6. Клупт М.А. Демографическое развитие России: нефтяной нарратив // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 56 – 66.

7 . Медков В.М. Демография: учеб. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С. -476 с.

8. Осадчая Г.И. Миграция из Армении и Грузии в столичный мегаполис // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 31-36

9. Практическая демография: учеб. / под ред. Л.Л. Рыбаковского. - М.: ЦСП, 2005.- 276с.

10. Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. - М.: РИЦ ИСЭПН, 2008. - 392 с.

11. Рыбаковский О.Л., Таюнова О.А. Факторы динамики рождаемости населения России в начале XXI века // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 19-24.

11. Инглхарт Р.Ф., Понарин Э.Д., Равлик М.В. Регрессионные модели в оценке факторов международной миграции // Социологические исследования. 2014. № 11. С. 22-31.

11. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехноло­гической революции / пер. с англ. М.Б. Левина. - М.: ACT, 2008. - 349 с.

 

Справочные издания

1. Демографический понятийный словарь / под ред. Л.Л. Рыбаковского. - М.: ЦСП, 2003. – 716 с.

2. Народонаселение: энциклопедический словарь / гл. ред. Г.Г. Меликьян. - М.: Большая российская энциклопедия, 1994. – 930 с.

Адреса ресурсов Интернета

1. Демографический ежегодник России. - Режим доступа: http://www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики.

2. ПРООН. http://www.undp.org/popin/popin.html

3. Институт демографических исследований Макса Планка (Росток, Гер­мания). - Режим доступа: http://www.demogr.mpg.de/

4. Национальный институт демографических исследований (Франция). - Режим доступа: http://www.ined.fr/

5. Раздел демографической статистики на официальном сайте Белого дома США. - Режим доступа: http://www.whitehouse.gov/fsbr/demography.html

6. Журнал «Демографические исследования» - Режим доступа: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=13

7. Институт демографии, миграции и регионального развития http://www.idmrr.ru/about.html

8. http://demoscope.ru/weekly/2015/0643/index.php

9. http://demreview.hse.ru/ Демографическое обозрение. Электронный научный журнал.

 

 


3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Планы семинарских занятий

Семинар I.Демография как наука. Источники данных и методы демографии.

1. Объект и предмет демографии.

2. Население как демографическая совокупность.

3.Объективный характер закономерностей воспроизводства населения.

4. Принципы демографической политики.

· Занятие 2.

1.Связь демографии с историей, экономикой, социологией, социальной психологией, правоведением, географией населения и их влияние на процессы воспроизводства населения.

2.История демографии: определение Конфуция об идеальной пропорции между количеством обрабатываемой земли и численностью населения.

3.Взгляды Платона и Аристотеля на оптимальное народонаселение государства 4.Взгляды на народонаселение в эпоху феодализма.

Занятие 3.

1.Развитие капитализма и потребность в изучении народонаселения во второй половине 17 века. Дж. Граунт и возникновение демографии.

2. История возникновения и развития демографии в Западной Европе и США. 3. Процесс формирования демографической науки в России. 4.Демографическая наука в России после Октябрьской революции.

5.Развитие демографической науки в постсоветской России. Теория демографии.

 

Рекомендуемые источники:

а) основная литература:

1. Mедков В.М. Демография. Учебник для вузов. Ростов-на Дону.: Изд-во «Феникс», 2012. -444 с. / электронное издание http://www.elobook.com/_miscellaneous/2729-medkov-vm-demografiya-uchebnoe-posobie.html

2. Медков В.М. Демография. Учебник. 2-е издание. - М., ИНФРА-М, 2014. - 332 с.

б) Интернет-ресурсы:

1. http://demreview.hse.ru/ Демографическое обозрение. Электронный научный журнал.

2. http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=13 Журнал «Демографические исследования»

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.