Сделай Сам Свою Работу на 5

Способы повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь





Государственная социально-экономическая политика – это целенаправленная деятельность государства по регулированию социально – экономических условий жизни общества. Фактически - это комплекс социально-экономических мер государства, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен, уменьшению реального уровня доходов и т.д. Посредством государственной социальной политики обеспечиваются условия для повышения благосостояния и уровня жизни членов общества, реализуется принцип социальной справедливости, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения [29,с.258].

Главная и конечная цель качественного подъема национальной экономики - достижение новых стандартов и качества жизни белорусских граждан, кардинальное улучшение условий труда и быта людей.

Конечно, на фоне неисчерпанных последствий мирового финансово-экономического кризиса нереально ожидать быстрого и кардинального роста благосостояния наших граждан. Достижение уровня жизни людей, соответствующего самым высоким мировым стандартам, возможно только на основе поступательного повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Но задача качественного повышения благосостояния населения вполне осуществима.



Вместе с тем основная цель перспективной социальной политики не сводится исключительно к увеличению материального достатка граждан, а затрагивает разнообразные условия жизни человека; это: качество и доступность жилья, образования, здравоохранения, уровень торгового и бытового обслуживания, состояние производственной и природной среды, культурные ценности, культура межличностных отношений и т.п. Комплекс таких условий в совокупности с потребностями и запросами людей составляет качество жизни [30,с.367]. И в Республике Беларусь всем этим вопросам социальной политики уделяется пристальное внимание.

В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения. В процессе трансформационного перехода по сравнению со многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.[28,c.55].



В рамках выбранной страной социально ориентированной рыночной модели отношений правительство стремится решить задачи, направленные на:

- создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения;

- улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны;

- достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения;

- обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

- защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам [33,с.45].

Активная социальная политика и очевидные успехи в экономике позволили Беларуси занять согласно данным, рассчитываемым ООН, одно из самых высоких мест среди стран СНГ по индексу человеческого развития, учитывающему уровень жизни населения, его образованность и продолжительность жизни [30,c.69].

Государство рассматривает социальное партнерство как важнейший механизм регулирования трудовых отношений и денежных доходов населения. На принципах такого партнерства и взаимодействия сторон (статья 14 Конституции), которые отвечают международным правилам, осуществляется взаимодействие профсоюзов, нанимателей и государственных органов управления. Соглашения заключаются на республиканском (Генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (коллективные договоры) уровнях. На обсуждение выносятся преимущественно следующие вопросы: механизм регулирования оплаты труда и ее размер, индексация доходов населения; улучшение условий охраны труда, экологическая безопасность; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпуска; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; социальная защита — пенсионное обеспечение, помощь безработным, инвалидам и малообеспеченным слоям населения; организация взаимоотношений между представителями нанимателей и работников [28,c.23].



В республике создан и функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях — комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.

Политика в области регулирования доходов населения и оплаты труда направлена на последовательное приближение государственных социальных гарантий к бюджету прожиточного минимума, а затем — к минимальному потребительскому бюджету за счет расширения сферы действия программ социальной защиты, усиления адресной помощи беднейшим слоям [25, с.12].

Основные положения, задачи и подходы к совершенствованию оплаты труда в отраслях народного хозяйства были заложены в Концепции реформы оплаты труда, одобренной Советом Министров в октябре 1991 г. С января 1992 г. введены в действие Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь и рекомендации по ее применению, которые постоянно совершенствуются. С введением Единой тарифной сетки учреждения и организации социальных отраслей бюджетной сферы и предприятия внебюджетного сектора экономики были поставлены в равные условия по ставкам (окладам) оплаты труда специалистов [34,с.36].

В основу механизма управления заработной платой положен также принцип сочетания государственного и договорного регулирования. Это содействовало решению проблемы экономического стимулирования хозяйствующих субъектов в наращивании объемов производства, повышению ответственности руководителей министерств, других органов управления за поддержание заработной платы на должном уровне и ее своевременную выплату.

На 2011 год перед Правительством была поставлена задача довести среднюю заработную плату в республике до 500 долларов США в эквиваленте, как и предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007-2011 гг.[16,c.20].

Как известно, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2011 г. № 1695 тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях установлена в размере 225 тыс. руб. Это позволило повысить уровень заработной платы работников бюджетных организаций в среднем на 15,2% [16, с. 22].

В настоящее время вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, вопросы социального развития коллектива регулируются также коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами) с работниками, которые, в свою очередь, регулируются государственным законодательством [31,c.26].

Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, и прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.

Особую актуальность имеет проблема сохранения жизни и здоровья матери и ребенка. Меры, принимаемые в этом направлении, позволяют повышать качество оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным.

Показатель младенческой смертности за последние 12 лет снизился с 10,3% в 2007 году до 3,7% в 2012 году. По этому показателю Беларусь значительно превосходит другие государства СНГ, приближаясь к уровню экономически развитых стран [32,c.536].

Совершенствованию системы охраны здоровья в Беларуси способствует активная повсеместная работа по модернизации, реконструкции, техническому переоснащению организаций здравоохранения.

В числе первостепенных задач по достижению высокого качества жизни – это удовлетворение потребности людей в современном, комфортном жилье.

Необходимо отметить, что в последние годы строительство жилья в стране значительно активизировалось. Так, если в 2009 году в Беларуси было построено 5,8 млн. кв. м жилья, в 2011году – 6,9 млн., то в 2012 году - около 7,5 млн. кв. м. В 2013 году планируется построить уже почти 10 млн. кв. м жилья [31,c.55].

По объемам ежегодно вводимой жилой площади в расчете на 10 тыс. населения Республика Беларусь является лидером среди государств СНГ.

В республике широкое развитие получила система льготных жилищных кредитов, государственная поддержка при их погашении, а также предоставление социального жилья [34,с.57]

Важным фактором улучшения качества жизни людей является последовательная дебюрократизация работы государственных органов и иных структур по решению проблем населения.

В данном направлении в Беларуси сделано немало. Сформировано законодательство. Уровень и качество работы с населением определены как главный критерий эффективности деятельности государственных органов и отдельных должностных лиц. Осуществляется постоянный контроль соблюдения установленных требований к совершению административных процедур по работе с гражданами.

Необходимо последовательно идти по избранному пути, стремясь изжить в работе государственных структур проявления бюрократизма, формализма, некомпетентности.

Актуальной задачей по совершенствованию работы государственных органов с населением является широкое внедрение в данную сферу современных информационных технологий.

Все это позволит в полной мере воплотить в Республике Беларусь лозунг «Государство для народа» [23, с.256].

За годы созидательной практики сложилась белорусская модель социально-экономического развития, которая сочетает преимущества рыночного хозяйства с эффективной социальной защитой [16,c.115].

11 апреля 2011 года Александр Лукашенко подписал Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы. В текущем пятилетии приоритетными направлениями будут:

- развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;

- радикальная модернизация всех отраслей экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств;

- стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;

- рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;

- развитие импортозамещающих производств;

- устойчивое развитие регионов;

- строительство качественного и доступного жилья;

- повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Намеченные программой меры "приблизят качество жизни населения к европейскому уровню, позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7—1,76 раза за пятилетие" [21,c.69].

Основными направлениями реализации являются:

- повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;

- постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;

- укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;

- повышение интеллектуального и культурного потенциала нации;

- улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства [24,с.123].

Таким образом, сохранится социально ориентированное рыночное развитие экономики республики, которое было определено еще в 1996г. В целом экономическая политика Беларуси, и, исходя из Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы, она будет направлена на повышение уровня жизни населения.

Кроме того правительством разрабатывается программа социально-экономического развития на 2013г. И нельзя не отметить, что при правильном планировании государственной политики в области финансов, ожидается затухание инфляционных процессов и стабилизация курса национальной валюты. И как следствие улучшение экономической и социальной ситуации в Беларуси.

 

Заключение

 

Уровень жизни - "зеркало" экономики. Экономистов, в первую очередь, конечно, интересует та грань потребностей, формирование и удовлетворение которой зависит от производства.

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.

Качество жизни – это обобщающая социально-экономическая категория, включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг (уровень жизни), но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей человека среды, морально-психологический климат, душевный комфорт.

В соответствии с концепцией уровня жизни сформулированы основные социально – экономические цели развития страны – обеспечение надлежащего уровня и качества жизни населения и всестороннее развитие личности. Население рассматривается как потребитель благ и услуг, создаваемых в стране, а уровень жизни – как индикатор его обеспеченности услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей.

Проведение активной социальной политики невозможно без изучения уровня жизни населения и его материального благосостояния. Для обоснования приоритетных мероприятий по повышению уровня жизни населения необходима информация о фактическом положении дел в этой области.

Целью данной работы являлось изучение основных показателей качества и уровня жизни, а так же основных направлений социально-экономической политики по повышению качества и уровня жизни. Анализ тенденций уровня жизни населения позволяет судить, насколько эффективна социально-экономическая политика государства, и в какой степени общество справляется с поставленными задачами.

На данном этапе существуют определенные проблемы в повышении уровня жизни населения, рассмотренные в работе. Но в целом динамика показателей в Республике Беларусь, характеризующих уровень и качество жизни населения, является положительной и свидетельствует о последовательном и сбалансированном его повышении. Рост реальных денежных доходов населения, уровня образования, здравоохранения в значительной мере связан с повышением деловой и инвестиционной активности в большинстве отраслей экономики. Социально-экономическая политика Беларуси в следующем пятилетии будет направлена на повышение уровня и качества жизни населения и создания благоприятной макроэкономической ситуации в стране.

Всё это будет способствовать улучшению жизни населения и в конечном итоге увеличению Индекса человеческого развития, который повысит рейтинг Республики Беларусь на мировой арене как молодого перспективного государства с развитой социальной сферой.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.