Административно-территориальное устройство стран.
Основные формы государственного правления и государственно-территориального устройства стран.
2. Состави структура мирового хозяйства, их изменения в эпоху НТР.
Формы государственного правления.
1. 1. Монархии— государства, где власть принад лежит одному человеку и передается по наследст ву: а) абсолютные монархии — власть монарха ни чем не ограничена (Бутан, Оман, Кувейт и др.); б) тео кратические монархии — глава государства являет ся одновременно его религиозной главой (Ватикан); в) конституционные (парламентские) монархии — власть монарха ограничена парламентом, «монарх царствует, но не правит» (Великобритания, Норве гия, Япония и др.).
Примеры стран с монархическими формами правления: Лихтенштейн (княжество — конституционная монархия), Испания (королевство — конституционная монархия), Люксембург (великое герцогство — конституционная монархия), Бахрейн (эмират — абсолютная монархия), Япония (империя — конституционная монархия).
2. Республики — государства, где законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству; высшей государственной властью является выборный представительный орган, глава государства также избирается: а) президентские республики — президент имеет большие полномочия, возглавляет правительство (США, Бразилия, Аргентина и др.); б) парламентарная республика — правительство возглавляет премьер-министр, президент обладает меньшими полномочиями, чем в президентской республике (Италия, ФРГ, Индия и др.).
Большинство государств в мире — республики. Форма государственного правления не определяет уровень экономического развития страны.
Административно-территориальное устройство стран.
1.Унитарные — административно-территориальные единицы подчиняются непосредственно центральному правительству (Франция, Великобритания, Израиль, Перу и др.). Большинство стран в мире — унитарные.
2. Федеративные — наряду с федеральными за конами и органами власти существуют другие госу дарственные образования (республики, штаты, про винции, кантоны и др.), имеющие определенную по литическую и экономическую самостоятельность (Австрия, Бельгия, Федеративная Республика Ни герия, Швейцарская Конфедерация и др.).
Административно-территориальное устройство страны обычно является результатом действия экономических, исторических, национальных, культурных и других факторов.
2. Мировое хозяйство — исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. В основе всемирных экономических отношений лежит мировой рынок, обеспечивающий обмен товарами между странами. Существование рынка определяется международным географическим разделением труда (МГРТ), которое выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов товаров и услуг. Примеры отраслей международной специализации: Япония — автомобили, Саудовская Аравия — нефть, Канада — зерно.
Формирование мирового хозяйства — процесс исторический. Структура мирового хозяйства изменяется во времени. До 1917 г. оно было капиталистическим, затем, после образования мировой социалистической системы, приобрело двуединую структуру (мировая капиталистическая и мировая социали-
стическая системы хозяйства). Сейчас мировое хозяйство рассматривается как единое, охватывающее все страны мира вне зависимости от уровня экономического развития или политического строя. Мировое хозяйство можно рассматривать с точки зрения отраслевой структуры. Тогда в нем будут выделяться структурные единицы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля.
НТР повлияла на мировое хозяйство. Это выражается: 1) в ускорении темпов мирового экономического роста; 2) в изменении отраслевой структуры: а) возрастает роль непроизводственной сферы, б) увеличивается роль промышленности (в самой промышленности растет значение обрабатывающей), в) появляются все новые отрасли и подотрасли (в т. ч. новейшие и наукоемкие), г) создаются межотраслевые комплексы; 3) в изменении территориальной структуры: а) появляются новые факторы размещения производства, б) старые факторы обретают новое содержание.
Билет № 3
1. Географическая среда и ее роль в жизни общест ва.
2. Факторы, влияющие на размещение производи тельных сил, и их изменение в эпоху НТР.
1. Географическая среда — это та часть земной при роды, с которой человечество непосредственно взаи модействует в своей жизни и производственной деятельности. Она играет огромную роль в жизни человечества: служит средой его обитания, явля ется источником ресурсов, влияет на здоровье и на строение, на духовную культуру. Чем разнообраз нее географическая среда, тем, как правило, лучше условия общественного развития.
История человеческого общества — история взаимодействия его с природой, географической средой. Эти отношения противоречивы. С одной стороны, человек изменяет природу, использует ее, приспосабливает для своих нужд. С другой стороны, географическая среда оказывает значительное влияние на развитие общества. В результате деятельности человека природе наносится вред, иногда непоправимый. Изменяется среда обитания человека и встает вопрос о здоровье и выживании всего человечества. В XX в. «давление» человека на природу резко возросло. 60% территории суши занимают антропогенные ландшафты. Общество использует все больше ресурсов, одновременно увеличивается количество отходов, попадающих в географическую среду. Для решения проблемы истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды необходимо объединять усилия всех стран.
2. 1) Фактор территории;
2) фактор ЭГП (разновидности ЭГП — центральное, глубинное, соседское, приморское);
3) природно-ресурсный фактор (в добывающей промышленности сдвиг в районы нового освоения — северные районы, шельфовые зоны);
4) транспортный;
5) фактор трудовых ресурсов (значение приобре тает качество трудовых ресурсов);
6) фактор территориальной концентрации;
7) фактор наукоемкости (приобретает все большее значение);
8) экологический фактор (приобретает все боль шее значение).
Билет № 4
1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
2. Научно-техническая революция: характерные чер ты и составные части.
1.Человечество с древнейших времен использова ло природу в хозяйственных целях (охота, собира тельство, рыболовство). На протяжении всей исто рии происходило расширение связей в системе при рода _ человек. В сферу человеческой деятельности включались все новые виды природных ресурсов. Росла численность населения, увеличивались мас штабы производства, происходило изменение есте- : ственной природной среды в результате человече ской деятельности. В настоящее время активная роль человека виспользовании природы нашла свое отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности. Природопользование- совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразова ния окружающей среды.
Рациональное природопользование — такой тип взаимоотношения человеческого общества с окружающей средой, при котором общество управляет своими отношениями с природой, предупреждает нежелательные последствия своей деятельности. Примером может служит создание культурных ландшафтов: применение технологий, позволяющих более полно перерабатывать сырье; повторное использование отходов производства, охрана видов животных и растений, создание заповедников и т. п. Нерациональное природопользование — тип взаимоотношения с природой, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, ее
улучшения (потребительское отношение к природе). Примеры такого отношения — это неумеренный выпас скота, подсечно-огневое земледелие, истребление отдельных видов растений и животных, радиоактивное, тепловое загрязнения среды.
В настоящее время большинство стран проводит политику рационального природопользования, созданы специальные органы охраны окружающей среды, разрабатываются природоохранные программы и законы. Важна совместная деятельность стран по охране природы, создание международных проектов. Сохранение окружающей среды — важнейшая общечеловеческая проблема. Совершенствование рационального природопользования — одна из основных задач современности.
2.
НТР — коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества, в ведущий фактор развития общественного производства. Характерные черты НТР:
— универсальность,
— чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований,
— коренное изменение роли человека в процессе производства,
— ориентация на использование научно-техниче ских достижений в военных целях.
Характерные черты НТР проявляются во всех ее составных частях.
4) В науке — превращение науки в непосредст венную производительную силу, рост наукоемких производств.
5) В технике и технологии — преобладание рево люционного пути развития, «микроэлектронная ре волюция».
В производстве — развитие по шести главным направлениям — электронизация, комплексная ав-томатизация, перестройка энергетического хозяйства, производство новых материалов, ускоренное развитие биотехнологии, изучение и использование космоса.
4) В управлении — появление кибернетики (науки об управлении и информации), «информационный взрыв», создание автоматизированных систем управления, вычислительных центров.
Билет № 5
1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспечен- ность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
2. Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды транспорта и их особенности. Транспорт и окру жающая среда.
1. Природные ресурсы — компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.
Природные ресурсы — категория историческая, связанная с изменением потребностей и возможностей общества, развитием науки и техники на разных исторических этапах. Например, в эпоху НТР резко возросло значение руд цветных металлов и энергетических ресурсов. Существуют разные подходы к классификации природных ресурсов. По происхождению выделяются минеральные, водные, ресурсы Мирового океана, земельные, биологические, климатические, космические ресурсы. По исчерпаемости выделяются исчерпаемые и неисчерпаемые. К первым относятся возобновимые (биологические, земельные, водные) и невозобнови-мые (минеральные). Ко вторым относятся климатические, энергия текучей воды, солнца, ветра.
По способу использования: агроклиматические, энергетические, рекреационные и т. п.
Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается запасами из расчета на душу населения или количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса при современных темпах добычи или использования. Оценить обеспеченность страны определенным видом природных ресурсов можно двумя способами. Первый: разделить размеры запасов данного ресурса на современный объем добычи в год и получить количе-
ство лет, на которые данного ресурса должно хватить. Второй: разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать, какое количество данного ресурса приходится на душу населения. Количественно оценив ресурсообеспеченность страны, необходимо сделать выводы о степени ее обеспеченности данным ресурсом.
2. Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности транспортировки различных грузов. Сухопутный транспорт. Железнодорожный: в эпоху НТР его роль снизилась, но остается важной в перевозке массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов. Около 1/2 общей длины железных дорог приходится на 10 стран (США, Россию, Индию, Канаду, Китай и др.). По густоте железнодорожной сети выделяется Европа.
Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико значение в междугородных и международных перевозках. По длине автомобильных дорог выделяются США, Россия, Индия; по густоте — Европа и Япония.
Трубопроводный: получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа (США, Россия, Канада).
Водный транспорт. Морской: обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы, в контейнерах готовые изделия и полуфабрикаты. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, Норвегии и других стран. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что
под флагами этих стран плавают суда других крупных держав. Существует около 30 мировых портов (Роттердам, Гамбург, Сингапур и др.). По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан. Огромное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.
ВнутЕеннии.£Одный: по грузообороту выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Китай и Нидерланды. В этих же странах находится большинство судоходных каналов (Береговой в США, Великий канал в Китае, Беломорско-Балтийский в России). Главный район озерного судоходства — Великие озера США и Канада.
Воздушный транспорт— самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. Крупные авиационные державы США, Россия, Япония, Франция, Великобритания и др. Крупные аэропорты мира «О'Хара» (Чикаго), «Хартсфилд» (Атланта), «Хитроу» (Лондон), «Ханеда» (Токио) и др.
Транспорт в настоящее время стал менее зависим от природы. Природные препятствия (водные пространства, горы и т. п.) перестали быть непреодолимыми. Пробиваются тоннели в скалах, прокладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные водные пути. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.
Билет № 6
1. Закономерности размещения минеральных ре сурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресур сов.
2. Состави структура мирового хозяйства, их изменения в эпоху НТР.
1. Минеральные ресурсы— это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья, материалов и служащие минерально-сырьевой базой хозяйства. Для минеральных ресурсов характерны: резкая неравномерность размещения, невозобновляемость конкретных месторождений, возможность восполнения путем разведки и освоения новых месторождений. В настоящее время используется более 200 видов минеральных ресурсов. Запасы отдельных видов не одинаковы. Постоянно растут размеры добычи и разрабатываются новые месторождения.
Закономерности размещения минеральных ресурсов. Распространение минеральных ресурсов подчиняется геологическим закономерностям. Полезные ископаемые осадочного происхождения встречаются в пределах осадочного чехла платформ, в предгорных и краевых прогибах. Магматические полезные ископаемые — в складчатых областях, местах выхода на поверхность (или близкого залегания к поверхности) кристаллического фундамента древних платформ. Топливные имеют осадочное происхождение, образуют угольные и нефтегазоносные бассейны (чехол древних платформ, их внутренние и краевые прогибы). Крупнейшие угольные бассейны расположены на территории России, США, ФРГ и других стран. Нефть
и газ интенсивно добываются в Персидском заливе, Мексиканском заливе, Западной Сибири.
К рудным относятся руды металлов, они приурочены к фундаментам и щитам древних платформ, есть и в складчатых областях. Страны, выделяющиеся по запасам железной руды, — Россия, Бразилия, Канада, США, Австралия и др. Часто наличие рудных полезных ископаемых определяет специализацию районов и стран.
Нерудные полезные ископаемые имеют широкое распространение. К ним относятся: апатиты, сера, калийные соли, известняки, доломиты и др.
Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья, формирование крупных территориально-производственных комплексов. Важно рациональное использование ресурсов— извлечение максимально возможного количества ресурсов, более полная переработка, комплексное использование сырья и т. п.
2.Мировое хозяйство — исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. В основе всемирных экономических отношений лежит мировой рынок, обеспечивающий обмен товарами между странами. Существование рынка определяется международным географическим разделением труда (МГРТ), которое выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов товаров и услуг. Примеры отраслей международной специализации: Япония — автомобили, Саудовская Аравия — нефть, Канада — зерно.
Формирование мирового хозяйства — процесс исторический. Структура мирового хозяйства изменяется во времени. До 1917 г. оно было капиталистическим, затем, после образования мировой социалистической системы, приобрело двуединую структуру (мировая капиталистическая и мировая социали-
стическая системы хозяйства). Сейчас мировое хозяйство рассматривается как единое, охватывающее все страны мира вне зависимости от уровня экономического развития или политического строя. Мировое хозяйство можно рассматривать с точки зрения отраслевой структуры. Тогда в нем будут выделяться структурные единицы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля.
НТР повлияла на мировое хозяйство. Это выражается: 1) в ускорении темпов мирового экономического роста; 2) в изменении отраслевой структуры: а) возрастает роль непроизводственной сферы, б) увеличивается роль промышленности (в самой промышленности растет значение обрабатывающей), в) появляются все новые отрасли и подотрасли (в т. ч. новейшие и наукоемкие), г) создаются межотраслевые комплексы; 3) в изменении территориальной структуры: а) появляются новые факторы размещения производства, б) старые факторы обретают новое содержание.
Билет № 7
1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности. Проблемы рационального исполь зования.
2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
1. Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.
Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется мировым земельным фондом, который составляет 13,1 млрд га. Из отдельных крупных регионов наибольшим земельным фондом обладают Африка (30 млн км2) и зарубежная Азия (27,7 млн км2), а самым маленьким — зарубежная Европа (5,1 млн км2) и Австралия с Океанией (8,5 млн км2). Однако если рассматривать обеспеченность регионов земельными ресурсами из расчета на душу населения, то результат будет противоположным: на каждого жителя малонаселенной Австралии приходится 37 га земли (максимальный показатель), а на жителя зарубежной Азии — только 1,1 га, приблизительно столько же и в зарубежной Европе.
Структура земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обраба-
тываемые — пашня, сады, засеянные луга и естественные луга и пастбища), лесные земли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли.
Наиболее ценные обрабатываемые земли занимают всего 11% мирового земельного фонда. Такой же показатель характерен для СНГ, Африки, Северной Америки. Для зарубежной Европы зтот показатель более высок (29%), а для Австралии и Южной Америки — менее высок (5% и 7%). Страны мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель — США, Индия, Россия, Китай, Канада. Обрабатываемые земли сосредоточены в основном в лесных, лесостепных и степных природных зонах. Естественные луга и пастбища преобладают над обрабатываемыми землями везде (в Австралии более чем в 10 раз), кроме зарубежной Европы. Во всем мире в среднем 26% земли используется под пастбища.
Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется под влиянием двух противоположных процессов. Один — борьба человечества за расширение земель, пригодных для обитания и сельскохозяйственного использования; другой — ухудшение земель, изъятие их из сельскохозяйственного оборота в результате эрозии, опустынивания, промышленной и транспортной застройки, открытой разработки полезных ископаемых. Второй процесс идет более быстрыми темпами. Поэтому главная проблема мирового земельного фонда — деградация сельскохозяйственных земель, в результате которой происходит заметное сокращение обрабатываемых земель, приходящихся на душу населения, а «нагрузка» на них все время возрастает. Страны с наименьшей обеспеченностью пашней на душу населения — Китай (0,09 га), Египет (0,05 га).
Во многих странах предпринимаются усилия по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры. В региональном и глобальном аспекте они все более координируются специализиро-
ванными органами ООН — ЮНЕСКО, ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и др.
2. Топливно-энергетическая промышленность состоит из топливной промышленности и энергетики. Топливная промышленность— комплекс отраслей, занимающихся добычей и переработкой топливно-энергетического сырья. Включает угольную, газовую, нефтяную, торфяную, сланцевую и уранодобы-вающую промышленность. В условиях НТРроль топливной промышленность возрастает в связи с развитием электрификации и теплофикации производств, обусловливающих интенсивный рост потребления энергии.
Топливно-энергетическая промышленность прошла в своем развитии несколько этапов: угольный (до середины XX в.), нефтяной и газовый (до 80-х гг. XX в.); в настоящее время мировая энергетика вступила в переходный этап — этап постепенного перехода от использования минерального топлива к возобновимым и неисчерпаемым энергоресурсам.
Нефтяная промышленность. Нефть добывают примерно в 90 странах, но географию этой отрасли определяют страны «первой десятки». Основная особенность — более 4/5 запасов и около 1/2 добычи нефти приходится на развивающиеся страны, которые и являются главными экспортерами нефти, особенно страны ОПЕК. В результате образовался огромный территориальный разрыв между основными районами добычи нефти и районами ее потребления. Крупнейшими экспортерами нефти являются страны Персидского залива. Большими запасами обладают Россия, США, Китай, Иран и др.
Газовая промышленность. Крупнейшие производители — Россия, США, Канада, Великобритания. В последнее время добыча газа растет в некоторых развивающихся странах. Алжир, Малайзия, Ин-
донезия, ОАЭ продают сжиженный природный газ в страны Европы и Японию.
Угольная промышленность. Уголь добывают примерно в 60 странах мира, но географию отрасли, как и у нефтяной промышленности, определяют страны «первой десятки». Китай, США, Россия дают больше половины всей мировой добычи. Уголь добывают в основном в экономически развитых странах: ФРГ, Великобритания, Польша, Австралия, ЮАР и др.
Электроэнергетика. В структуре производства электроэнергии преобладают тепловые электростанции (64% всей выработки), затем гидроэлектростанции (18%) и атомные (18%). Эти данные характерны для мирового производства. В разных регионах и странах электроэнергетика имеет свои особенности: в ЮАР почти вся электроэнергия вырабатывается на ТЭС, в Норвегии — на ГЭС, во Франции — большинство энергии дают АЭС (76%). Франция, Япония, Республика Корея продолжают, в отличие от многих других стран, наращивать мощности атомной энергетики и после Чернобыльской катастрофы. Странами, выделяющимися по количеству производимой электроэнергии, являются США, Китай, Россия, Япония, ФРГ, Канада.
Растет интерес к использованию нетрадиционных ресурсов для выработки электроэнергии: геотермальная энергетика, сооружение приливных, солнечных электростанций, использование энергии
ветра.
Энергетическая проблема связана с сырьевой. Это проблемы обеспечения человечества топливом и сырьем. Решение проблемы заключается в использовании достижений НТР для уменьшения потери топлива и сырья, использование альтернативных источников энергии; вовлечение в эксплуатацию новых месторождений.
Топливно-энергетическая промышленность оказывает влияние на окружающую среду: при добыче полезных ископаемых нарушается почвенный по-
кров, «съедаются» целые природные ландшафты, при добыче и транспортировке нефти и газа происходит загрязнение Мирового океана и т. п. Мировая тепловая энергетика выбрасывает в окружающую среду вредные вещества, изменяется состав атмосферы, происходит ее тепловое загрязнение. При строительстве ГЭС изменяется микроклимат территории, ее гидрологический режим и т. п. Атомная энергетика породила проблему захоронения радиоактивных отходов (не говоря о Чернобыле). Пути решения экологических проблем, связанных с топливно-энергетической промышленностью, — создание очистных сооружений, внедрение малоотходных и безотходных технологий, продуманное размещение производств.
Билет № 8
1. Водные ресурсы суши, их распределение на пла нете. Проблема водообеспечения и возможные пу ти ее решения.
2. Факторы, влияющие на размещение производи тельных сил, и их изменение в эпоху НТР.
1. Водные ресурсы суши— воды, пригодные для использования в хозяйстве: реки, озера, каналы, водохранилища, подземные воды, почвенная влага, вода ледников. Человечеству необходима пресная вода, а она составляет только 2,5% общего объема всей гидросферы, причем основная часть этой пресной воды сосредоточена в покровных ледниках Антарктиды, Гренландии; льдах Арктики.
Главный источник пресной воды — реки. Из всех речных вод планеты (47 тыс. км3) реально можно использовать только половину.
Потребление пресной воды постоянно растет, а ресурсы речного стока остаются неизменными. Это создает угрозу дефицита пресной воды. Главный потребитель пресной воды — сельское хозяйство, в котором велик ее безвозвратный расход (особенно на орошение). Для решения проблемы водообеспечения используются проекты экономного расхода воды, строительство водохранилищ, опреснение морской воды, перераспределение речного стока; разрабатываются проекты транспортировки айсбергов. Страны по-разному обеспечены водными ресурсами. Около 1/3 территории суши занимает аридный пояс, в котором проживает 850 млн чел. К странам с недостаточной обеспеченностью водными ресурсами можно отнести Египет, Саудовскую Аравию, ФРГ; со средней обеспеченностью — Мексику, США; с достаточной и избыточной обеспеченностью — Канаду, Россию, Конго.
Речной сток используется и для получения электроэнергии. Наибольшим гидроэнергетическим потенциалом обладают Китай, Россия, США. Канада, Бразилия. Степень использования гидроэнергетического потенциала зависит от уровня развития страны.
2. 1) Фактор территории;
2) фактор ЭГП (разновидности ЭГП — центральное, глубинное, соседское, приморское);
9) природно-ресурсный фактор (в добывающей промышленности сдвиг в районы нового освоения — северные районы, шельфовые зоны);
10)транспортный;
11)фактор трудовых ресурсов (значение приобре тает качество трудовых ресурсов);
12)фактор территориальной концентрации;
13)фактор наукоемкости (приобретает все большее значение);
14)экологический фактор (приобретает все боль шее значение).
Билет № 9
1. Лесные ресурсы мира, их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рациональ ного использования.
2. Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды транспорта и их особенности. Транспорт и окру жающая среда.
1. Лесные ресурсы — один из важнейших видов биологических ресурсов. Мировые лесные ресурсы характеризуются двумя важными показателями: размерами лесной площади (4 млрд га) ш запасами древесины на корню. Лесные ресурсы относятся к возобновимым. Но поскольку леса сводятся под пашни, строительство, древесину используют в качестве дров, как сырье для деревообрабатывающей и других видов промышленности (производство бумаги, мебели и пр.), проблема сокращения лесных ресурсов и обезлесивания территорий стоит достаточно остро. Для рационального использования лесных ресурсов необходимо комплексно перерабатывать сырье, не вырубать леса в объеме, превышающем их прирост, проводить лесовосстановительные работы.
Леса мира распространены неравномерно. Они образуют два приблизительно равных по площади и запасам древесины лесных пояса — северный и южный. Северный — в зоне умеренного и отчасти субтропического климата. Самые мкоголесные страны северного пояса — Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция. Южный пояс — в зоне тропического и экваториального климатов. Основные лесные районы южного пояса — Амазония, бассейн Конго, Юго-Восточная Азия, страны — Конго, Бразилия» Венесуэла,
Лесные ресурсы (леса) называют «легкими» планеты, они играют огромную роль в жизни всего
человечества. Они восстанавливают кислород в атмосфере, сохраняют грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы. Сведение тропических лесов Амазонии приводит к нарушению «легких» планеты. Сохранение лесов необходимо в том числе и для здоровья человечества.
2. 2. Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности транспортировки различных грузов. Сухопутный транспорт. Железнодорожный: в эпоху НТР его роль снизилась, но остается важной в перевозке массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов. Около 1/2 общей длины железных дорог приходится на 10 стран (США, Россию, Индию, Канаду, Китай и др.). По густоте железнодорожной сети выделяется Европа.
Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико значение в междугородных и международных перевозках. По длине автомобильных дорог выделяются США, Россия, Индия; по густоте — Европа и Япония.
Трубопроводный: получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа (США, Россия, Канада).
Водный транспорт. Морской: обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы, в контейнерах готовые изделия и полуфабрикаты. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, Норвегии и других стран. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что
под флагами этих стран плавают суда других крупных держав. Существует около 30 мировых портов (Роттердам, Гамбург, Сингапур и др.). По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан. Огромное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.
Внутреннии.водный: по грузообороту выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Китай и Нидерланды. В этих же странах находится большинство судоходных каналов (Береговой в США, Великий канал в Китае, Беломорско-Балтийский в России). Главный район озерного судоходства — Великие озера США и Канада.
Воздушный транспорт— самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. Крупные авиационные державы США, Россия, Япония, Франция, Великобритания и др. Крупные аэропорты мира «О'Хара» (Чикаго), «Хартсфилд» (Атланта), «Хитроу» (Лондон), «Ханеда» (Токио) и др.
Транспорт в настоящее время стал менее зависим от природы. Природные препятствия (водные пространства, горы и т. п.) перестали быть непреодолимыми. Пробиваются тоннели в скалах, прокладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные водные пути. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.
Билет № 10
1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные,
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|