Использование пособия в коррекционной работе
ББК 88.4
К26
К 26 Карпова С. И., Мамаева В. В.Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.—143 с.
ISBN5-9268-0747-6
Комплексное пособие по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации. Адресовано детям среднего дошкольного возраста и их заинтересованным родителям. Может быть использовано в работе логопедами, психологами, воспитателями, гувернерами.
© С. И. Карпова, В. В. Мамаева, 2008
© Издательство «Речь», 2008
© П. В. Борозенец, Т. Г. Щеглова и др.,
иллюстрации, 2008 I8ВN 5-9268-0747-6© И.А, Могутова, обложка, 2008
С благодарностью нашим семьям за поддержку и помощь в создании этой книги.
ОТ АВТОРОВ
Развитие интеллекта ребенка — многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация. И какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время от времени уступая первенство друг другу.
Судите сами: что важнее?
Речь.Любая деятельность человека требует не только понимания им слов родного языка, но и употребления их в речи (расширение и активизация словарного запаса); нужно уметь складывать слова-«кирпичики» в предложения согласно законам родного языка: изменять по числам, падежам, родам и т. д. (развитие грамматического стоя речи), нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказывать (развитие связной речи).
Восприятие.Является «зеркалом», отражающим действительность в нашем сознании. В основе восприятия лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предметов.
Внимание.Невозможно себе представить, что какая-либо задача может быть решена, если человек не умеет сосредотачиваться на работе, распределять внимание между несколькими видами деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Память. Ее можно назвать «шкатулкой», в которой сохраняется наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность человека основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти хотя бы несколько секунд. Память позволяет сохранять, перерабатывать и воспроизводить полученную нами информацию.
Мышление.«Процессор» нашего сознания. Нет ни одного примера сознательной деятельности человека, в которой не участвовали бы анализ или синтез, классификация или систематизация, сравнение или абстрагирование информации.
Зрительно-моторная координация. Позволяет человеку вы полнить действия с предметами (в том числе рисование или письмо) согласно своему замыслу или поставленной задаче.
Думаем, вы не смогли ответить , на этот вопрос. Просто ответа па него нет!
А если все составляющие интеллекта так важны, то в каком возрасте нужно заниматься их развитием?
По данным современных психологов, физиологов, логопедов педагогов, в возрасте 4-5 лет начинается интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений; а в этом возрасте также особо выражено «чутье ребенка к языку».
Время возникновения и наибольшей выраженности предпосылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребенка, хотя и примерно определено возрастными временными рамками. Поэтому, чтобы не упустить наиболее удачный период для начала развивающего обучения (сенситивный период дли развития учебных умений к навыков), целесообразнее начинать его с 4-летнего возраста: это будет полезно и тем детям, у которых проявляются предпосылки для освоения различных развивающих заданий, и тем, темп развития которых индивидуален и отстает от средней возрастной нормы. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой» (Л. С. Выготский).
Наша книга предлагает «коллекцию» развивающих заданий для дошкольников 4~5 лет. Мы постарались подобрать разнообразный и увлекательный материал для детей, а также систематизировали его для удобства взрослых.
Как заниматься с ребенком?
© Дорогие взрослые, помните, что наши задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.
© Главное при работе с пособием — не сумма освоенных ребенком знаний, а развитие у него желания учиться.
© Ребенок будет заниматься успешно, если он хочет заниматься, а не занимается потому, что его заставляют. Ваша задача — превратить ваши требования в желания ребенка.
© Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, отмечайте только его собственные успехи и достижения.
© Задания в пособии распределены по темам. На освоение материала одной темы отводится одна неделя. © Порядок изучения тем не принципиален, но необходимо придерживаться актуальности предъявляемой темы в конкретный временной отрезок, например, более чем странным было бы изучение темы «Лето» перед 23 февраля.
© Если ребенок легко справляется с заданиями, можно двигаться вперед быстрее, чем мы рекомендуем, но при соблюдении правила, описанного в следующем пункте.
© Следует помнить, что продолжительность одного занятия не должна превышать 15-20 минут. Если ваш ребенок посещает детский сад, то достаточно одного занятия в день. Если ребенок не посещает детский сад, то в день можно провести два таких занятия с обязательным интервалом не менее 15 минут.
© Для каждого занятия следует подбирать задания как в устной форме, так и на рабочих листах.
© Желательно задания на рабочих листах выполнять простым карандашом (кроме тех, где предусмотрена работа с цветом). Это даст вам возможность предложить ребенку повторить задание при неуспешном первичном решении.
© Обратите внимание на коррекционно-развивающую направленность заданий (см. табл. 1): для одного занятия старайтесь подбирать упражнения разных направлений, например, упражнения для развития внимания, связной речи и зрительно-моторной координации.
© Ориентируясь на целевую направленность заданий (см. табл. 1), вы можете подобрать индивидуальный комплекс упражнений для ребенка, учитывая особенности его познавательного и речевого развития, например, выбрать задания для развития памяти или грамматического строя речи.
© В начале занятия для обеспечения положительного настроя лучше предлагать те типы упражнений, которые ребенок уже освоил в ходе работы над предыдущими темами.
© Не забывайте повторять задания из предыдущего материала, если их выполнение вызывало трудности у ребенка.
© В начале каждой лексической темы предлагается тематический словарь. Поинтересуйтесь, как ребенок понимает значение того или иного слова. Объясните ему неправильно понятые им или незнакомые ему слова. По желанию, вы можете расширять или сокращать предложенный объем словаря.
© Оказывая ребенку помощь при работе с пособием, не выполняйте задание за него: лучше задай- е наводящий вопрос, предложите 1-3 варианта ответов, вернитесь к заданию того же типа в предыдущем материале.
© Если ваш ребенок не справляется с заданием — не страшно: отложите выполнение задания до :следующего занятия. Подумайте, почему ребенок не справился с заданием, перечитайте еще раз наши рекомендации.
Использование пособия в коррекционной работе
В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. При этом чаще всего такой диагноз уже достаточно достоверно ставят детям 4-5-летнего возраста.
Общее недоразвитие речи — это системное нарушение, характеризующиеся нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дошкольники не могут повторить фразу из 4-5 слов, в речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.
Во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Р. Е. Левина [15] выделяет нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Все это свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по развитию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, мышления и внимания.
Использование данного пособия в работе логопеда позволит: 1) насытить логопедические занятия общеразвивающим материалом, «психологизировать» их благодаря подбору заданий не только по развитию речи, но и для развития восприятия (слухового и зрительного), внимания (способность к концентрации, распределению и переключению), памяти (оперативной речевой и образной), мышления (формирование и развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, конкретизации и абстракции);
2) обеспечить соответствие работы комплексно-игровому методу, используемому во всех коррекционных дошкольных учреждениях (как известно, сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи и познавательных процессов, соответствует детским психофизическим данным, поскольку в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей);
3) поддержать взаимосвязь логопеда и воспитателя группы - использование воспитателем заданий из пособия (по рекомендации логопеда) будет способствовать закреплению навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольника (единообразие подхода к речевой работе с дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы - это залог успеха логопедической работы);
4) облегчить работу специалистов в подборе материала для рекомендуемой родителям работы дома — возможно использование данного пособия родителями по заданию логопеда.
Надеемся, что наша книга будет полезна и интересна вашим детям, удобна вам, уважаемые педагоги и родители!
С пожеланиями успехов, учитель-логопед С. И. Карпова,
педагог-психолог В. В. Мамаева. ГДОУ №94
Невского района Санкт -Петербурга.
ИГРУШКИ
Тематический словарь
Барабан, большая, вертолет, вертолетик, игрушечка, игрушки, коляска, кубик, кукла, куколка, маленькая, матрешка, машина, машинка, мягкая игрушка, мяч, мячик, неваляшка, пирамидка, пупс, пупсик, резиновая игрушка, робот, самолет, самолетик, скакалка, совок, флажок, шар, шарик, юла.
Выучи стихотворение
Мы с игрушками играем,
Мы игрушки называем:
Неваляшка, мишка, гномик,
Пирамидка, кубик, домик.
Назови ласково
Игрушка — игрушечка.
Кукла —...
Мяч—...
Скакалка—...
Пупс —...
Сосчитай до пяти
Один кубик — два кубика...
Одна машинка —...
Одна пирамида —...
Один совочек —...
Один — много
Мяч — много мячей.
Кукла — ...
Шар—...
Кольцо —...
Лопатка —...
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|