Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование пособия в коррекционной работе

ББК 88.4

К26

К 26 Карпова С. И., Мамаева В. В.Развитие речи и познаватель­ных способностей дошкольников 4-5 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфе­ра, 2008.—143 с.

ISBN5-9268-0747-6

Комплексное пособие по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации. Адресовано детям среднего дошкольного возраста и их заинтересованным роди­телям. Может быть использовано в работе логопедами, психолога­ми, воспитателями, гувернерами.

© С. И. Карпова, В. В. Мамаева, 2008

© Издательство «Речь», 2008

© П. В. Борозенец, Т. Г. Щеглова и др.,

иллюстрации, 2008
I8ВN 5-9268-0747-6© И.А, Могутова, обложка, 2008


С благодарностью нашим семьям за поддержку и помощь в создании этой книги.

ОТ АВТОРОВ

Развитие интеллекта ребен­ка — многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внима­ние, память, мышление, речь, зри­тельно-моторная координация. И какая из перечисленных состав­ляющих интеллектуального раз­вития является первоочередной и наиболее важной, определить не­возможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в разви­тии, время от времени уступая первенство друг другу.

Судите сами: что важнее?

Речь.Любая деятельность че­ловека требует не только понима­ния им слов родного языка, но и употребления их в речи (расшире­ние и активизация словарного за­паса); нужно уметь складывать слова-«кирпичики» в предложе­ния согласно законам родного язы­ка: изменять по числам, падежам, родам и т. д. (развитие граммати­ческого стоя речи), нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказы­вать (развитие связной речи).

Восприятие.Является «зер­калом», отражающим действи­тельность в нашем сознании. В основе восприятия лежит актив­ный поиск признаков, необходи­мых для формирования образа предметов.

Внимание.Невозможно себе представить, что какая-либо за­дача может быть решена, если человек не умеет сосредотачи­ваться на работе, распределять внимание между несколькими видами деятельности, переклю­чаться с одного вида деятельнос­ти на другой.



Память. Ее можно назвать «шкатулкой», в которой сохраня­ется наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность человека основана на том, что об­раз воспринятого сохраняется в памяти хотя бы несколько секунд. Память позволяет сохранять, пе­рерабатывать и воспроизводить полученную нами информацию.

Мышление.«Процессор» на­шего сознания. Нет ни одного примера сознательной деятель­ности человека, в которой не уча­ствовали бы анализ или синтез, классификация или системати­зация, сравнение или абстраги­рование информации.

Зрительно-моторная координация. Позволяет человеку вы полнить действия с предметами (в том числе рисование или письмо) согласно своему замыслу или поставленной задаче.

Думаем, вы не смогли ответить , на этот вопрос. Просто отве­та па него нет!

А если все составляющие ин­теллекта так важны, то в каком возрасте нужно заниматься их развитием?

По данным современных пси­хологов, физиологов, логопедов педагогов, в возрасте 4-5 лет на­чинается интенсивное формиро­вание и развитие навыков и уме­ний, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений; а в этом возрасте также особо выра­жено «чутье ребенка к языку».

Время возникновения и наибольшей выраженности предпо­сылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребенка, хотя и пример­но определено возрастными вре­менными рамками. Поэтому, чтобы не упустить наиболее удачный период для начала развивающего обучения (сенситивный период дли развития учебных умений к навыков), целесообразнее начи­нать его с 4-летнего возраста: это будет полезно и тем детям, у которых проявляются предпосылки для освоения различных развивающих заданий, и тем, темп разви­тия которых индивидуален и от­стает от средней возрастной нормы. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забега­ет вперед развития и ведет разви­тие за собой» (Л. С. Выготский).

Наша книга предлагает «кол­лекцию» развивающих заданий для дошкольников 4~5 лет. Мы по­старались подобрать разнообраз­ный и увлекательный материал для детей, а также систематизи­ровали его для удобства взрослых.

Как заниматься с ребенком?

© Дорогие взрослые, помни­те, что наши задания носят не оценочный, а обучающий и раз­вивающий характер.

© Главное при работе с посо­бием — не сумма освоенных ре­бенком знаний, а развитие у него желания учиться.

© Ребенок будет заниматься успешно, если он хочет занимать­ся, а не занимается потому, что его заставляют. Ваша задача — превратить ваши требования в желания ребенка.

© Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, отме­чайте только его собственные ус­пехи и достижения.

© Задания в пособии распре­делены по темам. На освоение ма­териала одной темы отводится одна неделя. © Порядок изучения тем не принципиален, но необходимо придерживаться актуальности предъявляемой темы в конкрет­ный временной отрезок, напри­мер, более чем странным было бы изучение темы «Лето» перед 23 февраля.

© Если ребенок легко справ­ляется с заданиями, можно дви­гаться вперед быстрее, чем мы рекомендуем, но при соблюдении правила, описанного в следую­щем пункте.

© Следует помнить, что про­должительность одного занятия не должна превышать 15-20 ми­нут. Если ваш ребенок посещает детский сад, то достаточно одно­го занятия в день. Если ребенок не посещает детский сад, то в день можно провести два таких заня­тия с обязательным интервалом не менее 15 минут.

© Для каждого занятия сле­дует подбирать задания как в ус­тной форме, так и на рабочих ли­стах.

© Желательно задания на ра­бочих листах выполнять простым карандашом (кроме тех, где пре­дусмотрена работа с цветом). Это даст вам возможность предло­жить ребенку повторить задание при неуспешном первичном ре­шении.

© Обратите внимание на коррекционно-развивающую на­правленность заданий (см. табл. 1): для одного занятия старайтесь подбирать упражнения разных направлений, например, упраж­нения для развития внимания, связной речи и зрительно-мотор­ной координации.

© Ориентируясь на целевую направленность заданий (см. табл. 1), вы можете подобрать ин­дивидуальный комплекс упраж­нений для ребенка, учитывая осо­бенности его познавательного и речевого развития, например, выбрать задания для развития памяти или грамматического строя речи.

© В начале занятия для обес­печения положительного настроя лучше предлагать те типы уп­ражнений, которые ребенок уже освоил в ходе работы над преды­дущими темами.

© Не забывайте повторять задания из предыдущего матери­ала, если их выполнение вызыва­ло трудности у ребенка.

© В начале каждой лексиче­ской темы предлагается темати­ческий словарь. Поинтересуйтесь, как ребенок понимает значение того или иного слова. Объясните ему неправильно понятые им или незнакомые ему слова. По жела­нию, вы можете расширять или сокращать предложенный объем словаря.

© Оказывая ребенку помощь при работе с пособием, не выпол­няйте задание за него: лучше задай- е наводящий вопрос, предложите 1-3 варианта ответов, вернитесь к заданию того же типа в предыду­щем материале.

© Если ваш ребенок не справляется с заданием — не страшно: отложите выполнение задания до :следующего занятия. Подумайте, почему ребенок не справился с заданием, перечитайте еще раз наши рекомендации.

Использование пособия в коррекционной работе

В настоящее время увеличи­вается число детей с нарушени­ями развития речи. При этом чаще всего такой диагноз уже до­статочно достоверно ставят де­тям 4-5-летнего возраста.

Общее недоразвитие речи — это системное нарушение, харак­теризующиеся нарушениями звукопроизношения, слоговой струк­туры, фонематического восприя­тия, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблю­дается недостаток слов-призна­ков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заме­нам одних слов другими. Это за­метно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дошкольники не могут повторить фразу из 4-5 слов, в речи они пользуются про­стыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.

Во многом успешность рече­вого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышле­ния затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недоста­точность анализа и синтеза отри­цательно сказывается на разви­тии речи в целом. Если у ребенка нарушено внимание, то восприя­тие речи не может происходить в полном объеме. Р. Е. Левина [15] выделяет нарушение внимания как одну из причин возникнове­ния общего недоразвития речи. Целенаправленное развитие вни­мания и памяти положительно сказывается на коррекции рече­вого недоразвития. Все это свиде­тельствует о необходимости про­ведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по раз­витию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, мышле­ния и внимания.

Использование данного посо­бия в работе логопеда позволит: 1) насытить логопедические занятия общеразвивающим мате­риалом, «психологизировать» их благодаря подбору заданий не только по развитию речи, но и для развития восприятия (слухового и зрительного), внимания (способ­ность к концентрации, распреде­лению и переключению), памяти (оперативной речевой и образной), мышления (формирование и раз­витие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классифи­кации, конкретизации и абстрак­ции);

2) обеспечить соответствие ра­боты комплексно-игровому мето­ду, используемому во всех коррекционных дошкольных учреждени­ях (как известно, сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи и познавательных процессов, соответствует детским психофи­зическим данным, поскольку в игре максимально реализуются потен­циальные возможности детей);

3) поддержать взаимосвязь логопеда и воспитателя группы - использование воспитателем заданий из пособия (по рекомендации логопеда) будет способ­ствовать закреплению навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации сло­варного запаса дошкольника (единообразие подхода к речевой работе с дошкольниками, преем­ственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспи­тательной работы - это залог ус­пеха логопедической работы);

4) облегчить работу специали­стов в подборе материала для ре­комендуемой родителям работы дома — возможно использование данного пособия родителями по заданию логопеда.

Надеемся, что наша книга бу­дет полезна и интересна вашим детям, удобна вам, уважаемые педагоги и родители!

С пожеланиями успехов, учитель-логопед С. И. Карпова,

педагог-психолог В. В. Мамаева. ГДОУ №94

Невского района Санкт -Петербурга.

 




ИГРУШКИ

Тематический словарь

Барабан, большая, вертолет, вертолетик, игрушечка, иг­рушки, коляска, кубик, кукла, куколка, маленькая, матрешка, машина, машинка, мягкая игрушка, мяч, мячик, неваляшка, пирамидка, пупс, пупсик, резиновая игрушка, робот, самолет, самолетик, скакалка, совок, флажок, шар, шарик, юла.

Выучи стихотворение

Мы с игрушками играем,

Мы игрушки называем:

Неваляшка, мишка, гномик,

Пирамидка, кубик, домик.

Назови ласково

Игрушка — игрушечка.

Кукла —...

Мяч—...

Скакалка—...

Пупс —...

Сосчитай до пяти

Один кубик — два кубика...

Одна машинка —...

Одна пирамида —...

Один совочек —...

 

Один — много

Мяч — много мячей.

Кукла — ...

Шар—...

Кольцо —...

Лопатка —...

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.