|
Построение графика загрузки РММ
Введение
Основным современным требованием, направленным на повышение эффективности производства, является совершенствование организации управления техническим состоянием машин и оборудования.
Техническое состояние машин и оборудования оказывает большое влияние на такие важнейшие показатели эффективности и качества работы, как фондоотдачу, рентабельность, себестоимость, расход топлива и другие.
Эффективное использование машин и оборудования во многом зависит от организации ремонта и технического обслуживания. Для содержания огромного парка машин, имеющегося в настоящее время на предприятиях лесной отрасли, в работоспособном состоянии необходимо иметь развитую ремонтно–обслуживающую базу, оснащенную современным оборудованием.
Лесозаготовительные и лесохозяйственные предприятия лесного комплекса оснащены сложной и высокопроизводительной техникой поддержание этой технической базы в исправном состоянии является основой бесперебойной и продуктивной основой работы предприятия.
Существующее положение в отрасли характеризуется тем, что потери рабочего времени оборудования по техническим причинам составляет более 40%, а с учетом выполнения технического обслуживания и ремонта основное оборудование простаивает более половины календарного времени, в связи, с чем значительно возрастает стоимость основных фондов и снижается фондоотдача.
Основная цель данного курсового проекта – закрепление знаний, полученных при изучении курса «Ремонт лесозаготовительных машин и оборудования», приобретение практических навыков самостоятельного решения основных вопросов по технологии ремонта, организации и планированию технического обслуживания машин на предприятиях лесной отрасли на основе передовых достижений науки и техники, на основе достижений передовых предприятий.
1 Расчет количества технических обслуживаний и ремонтов машин
Основой организации и планирования технического обслуживания, ремонта лесозаготовительных машин является система планово-предупредительного ремонта (ППР).
Все виды технического обслуживания (ТО) должны выполняйся в полном объеме, строго в установленные сроки (принудительно). Для каждого вида технического обслуживания установлен перечень обязательных операций.
Сезонное обслуживание (СО) предназначено для подготовки машин к работе в условиях осенне-зимнего и весенне-летнего периодов. Сезонное обслуживание совмещается с очередным ТО и проводится всему списочному парку машин предприятия.
Текущий ремонт (ТР) не имеет периодичности и выявляется при осмотре машины, техническом обслуживании, диагностике. Выполняется текущий ремонт по потребности, может совмещаться с очередным ТО.
Капитальный ремонт (КР), хотя и имеет периодичность, однако выполняется только по потребности, когда изношено и неисправно большинство основных агрегатов, а также рама (станина).
В промежутке времени между двумя смежными капитальными ремонтами (ремонтный цикл) устанавливается строгое чередование всех видов технического обслуживания в зависимости от объема работы оборудования (наработанных моточасов или км пробега) и периодичности отдельных видов технического обслуживания. Зная объем работы машин и оборудования и периодичность технического обслуживания и ремонта, можно определить потребное количество ремонтов и ТО для каждой отдельной машин в целом.
Периодичность ТО и ремонта машин установлена согласно эксплуатационной документации заводов изготовителей, требованиями ГОСТов и межотраслевых нормативных документов по техническому обслуживанию и приведена в Положении о техническом обслуживании и ремонте машин и оборудования лесозаготовительной промышленности.
Количество капитальных ремонтов и технических обслуживаний на весь парк машин данной марки определяется следующим образом:
;
;
; ; ;
,
где – общий годовой объем работы парка машин (наработка), выраженный в километрах пробега для транспортного оборудования и в моточасах для остальных машин и оборудования;
Hr – годовая наработка на одну машину, км (моточас);
Nсп – списочное количество машин;
mкр, mто-3, mто-2, mто-1 – нормы периодичности ремонтов и технических обслуживаний в моточасах или км пробега соответственно для капитальных ремонтов и технических обслуживаний № 1, 2, 3.
Определим количество капитальных ремонтов и технических обслуживаний для всего парка машин:
Для валочной машины ВМ-4: Nсп = 14 шт. Hr = 1100 моточ, mкр = 4000 моточ, mто-3 = моточ, mто-2 = 250 моточ, mто-1= 50 моточ:
, принимаем NКР = 4;
, принимаем NТО-3=11;
, принимаем NТО-2=47;
, принимаем NТО-1=246;
, принимаем NСО=28.
Для трелевочного трактора ТБ-1М: Nсп =15 шт. Hr = 1340 моточ, mкр =4500 моточ, mто-3 =900 моточ, mто-2 = 300 моточ, mто-1= 100 моточ:
моточ;
принимаем NКР = 4;
принимаем NТ0-3 = 18;
принимаем NТ0-2 = 45;
, принимаем NТО-1=335;
принимаем NСО=30.
Для сучкорезной машины ЛП-30Г: Nсп = 9 шт. Hr = 1400 моточ, mкр = 5000 моточ, mто-3 = 900 моточ, mто-2 = 300 моточ, mто-1= 100 моточ:
моточ;
принимаем NКР = 3;
принимаем NТ0-3 = 11;
принимаем NТО-2=28;
, принимаем NТО-1=84;
принимаем NСО=18.
Для погрузчика ЛТ-65Б: Nсп = 7 шт. Hr = 1350 моточ, mкр = 4500 моточ, mто-3 = 1000 моточ, mто-2 = 250 моточ, mто-1= 50 моточ:
моточ;
принимаем NКР = 2;
принимаем NТ0-3 = 7;
принимаем NТО-2=29;
принимаем NТО-1=151;
принимаем NСО=14.
Для автомобиля КрАЗ-643 701: Nсп = 19 шт. Hr = 40000 км, mкр = 180000 км, mто-2 = 16000 км, mто-1= 4000 км.
Так как нормы периодичности технического осмотра и ремонта, трудоемкость текущего ремонта автомобилей приведенные в «Положении о техническом обслуживании и ремонте машин и оборудования лесозаготовительной промышленности» составлены с учетом первой категории условий эксплуатации и в умеренно-холодном районе, то необходима корректировка посредством коэффициентов.
Коэффициент корректирования нормативов технического осмотра и капитального ремонта в зависимости от условий эксплуатации:
,
где К14 и К15 – коэффициент корректировки нормативов в зависимости от условий эксплуатации соответственно для четвертой и пятой категорий;
d4 и d5 – соответственно доля эксплуатации в условиях четвертой и пятой категорий.
Скорректированная норма периодичности КР будет равна:
где mКРн – нормативная норма пробега автомобиля до КР, км;
К3 – коэффициент, учитывающий природно-климатические условия. Для холодного климата принимаем К3=0,8.
Аналогично скорректированные нормы пробега до ТО-2 и ТО-1:
Для ТО коэффициент К3, принимаем равным 0,8.
Количество капитальных ремонтов и технических осмотров с учетом корректировки:
принимаем NКРс = 8;
, принимаем NТО-2с = 70;
, принимаем NТО-1с = 243;
.
Коэффициент корректирования нормативов текущего ремонта в зависимости от условий эксплуатации:
Тогда скорректированная удельная трудоемкость текущего ремонта:
,
где tтрн=5 чел.-ч. – нормативная удельная трудоемкость текущего ремонта автомобиля до капитального ремонта;
К3 – коэффициент корректирования нормативов текущего ремонта в зависимости от природно-климатических эксплуатации. Принимаем К3=1,2;
К4 – коэффициент корректирования нормативов текущего ремонта в зависимости от пробега с начала эксплуатации. Принимаем К4=1,2.
Таблица 1 - Скорректированные нормативы периодичности и трудоемкости
Пробег до капитального ремонта
| Периодичность
| Трудоемкость текущего ремонта (ТР) чел.ч/1000км
| ТО-1
| ТО-2
|
|
|
| 10,3
|
2 Расчет коэффициента технической готовности машин
Зная время простоя в ТО и ремонте можно определить коэффициент технической готовности для каждой марки машин по следующему выражению:
,
где МДСП – количество календарных машинодней пребывания в хозяйстве;
МД (ТО+Р) – количество машинодней пребывания в ТО и ремонтах.
где Дк – количество календарных дней;
Nсп – списочное количество машин.
Для ВМ-4: ;
Для ТБ-1: ;
Для ЛП-30Г ;
Для ЛТ-65Б: ;
Для КрАЗ 643: .
Расчет количества машинодней пребывания в технических обслуживаниях и ремонтах:
где NТО-3 – количество ТО-3;
tТО-3 – время простоя на одно ТО-3;
tСМ – продолжительность смены в РММ, tСМ = 8 часов.
Для ВМ-4:
Для ТБ-1М:
Для ЛП-30Г
Для ЛТ-65Б:
где NТО-2 – количество ТО-2;
tТО-2 – время простоя на одно ТО-2.
Для ВМ-4:
Для ТБ-1М:
Для ЛП-30Г
Для ЛТ-65Б:
Для КрАЗ 643
где NТО-1 – количество ТО-1;
tТО-1 – время простоя на одно ТО-1.
Для ВМ-4:
Для ТБ-1М:
Для ЛП-30Г
Для ЛТ-65Б:
Для КрАЗ 643
где NСО – количество СО;
tСО – время простоя на одно СО.
Для ВМ-4:
Для ТБ-1М:
Для ЛП-30Г
Для ЛТ-65Б:
Для КрАЗ 643
где - простой в капитальном ремонте, дней;
- количество капитальных ремонтов.
Для ВМ-4:
Для ТБ-1М:
Для ЛП-30Г
Для ЛТ-65Б :
Для КрАЗ 643
,
где HГ – годовая наработка на одну машину;
- время простоя на один текущий ремонт.
Для ВМ-4:
Для ТБ-1М:
Для ЛП-30Г
Для ЛТ-65Б:
Для КрАЗ 643
Рассчитываем коэффициент технической готовности:
Для ВМ-4: ;
Для ТТ-4: ;
Для ЛП-30Г ;
Для ПЛ-1В: ;
Для КрАЗ 643
Все определенные значения записываем в таблицу 2.
Таблица 2 – Количество технических обслуживаний и ремонтов, время простоя коэффициент технической готовности машин
Машины и оборудование
| Количество, шт.
| Общий пробег в км
или моточасах
| Виды ремонтов и тех. Обслуживаний
| Норма периодичности ремонтов и тех. обслуживаний
в км или моточасах
| Плановое количество ремонтов и тех. Обслуживаний
| Время простоя
| Ктг
| на 1 ТО по норме
в часах или днях
| на всё кол-во ремонтов и ТО в днях
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| ВМ-4
|
|
| КР
|
|
|
|
| 0,85
| ТО-3
|
|
|
|
| ТО-2
|
|
|
|
| ТО-1
|
|
|
|
| ТР
| по потребности
| -
|
|
| СО
| 2 раза в год
|
|
|
| Итого
|
| ТБ-1М
|
|
| КР
|
|
|
|
| 0,85
| ТО-3
|
|
|
|
| ТО-2
|
|
|
|
| ТО-1
|
|
|
|
| ТР
| по потребности
| -
|
|
| СО
| 2 раза в год
|
|
|
| Итого
|
| ЛП-30Г
|
|
| КР
|
|
|
|
| 0,82
| ТО-3
|
|
|
|
| ТО-2
|
|
|
|
| ТО-1
|
|
|
|
| ТР
| по потребности
| -
|
|
| СО
| 2 раза в год
|
|
|
| Итого
|
| ЛТ-65Б
|
|
| КР
|
|
|
|
| 0,82
| ТО-3
|
|
|
|
| ТО-2
|
|
|
|
| ТО-1
|
|
|
|
| ТР
| по потребности
| -
|
|
| СО
| 2 раза в год
|
|
|
| Итого
|
| КрАЗ 643
|
|
| КР
|
|
|
|
| 0,83
| ТО-2
|
|
|
|
| ТО-1
|
|
|
|
| ТР
| по потребности
| -
|
|
| СО
| 2 раза в год
|
|
|
| Итого
|
|
3 Определение метода ремонта машин
При расчете количества постов для проведения ТР необходимо выбрать метод ремонта. Существует два основных метода: агрегатный и индивидуальный. При организации агрегатного метода необходимо определить количество основных агрегатов оборотного фонда, исходя из списочного числа машин по соответствующим нормам, приведенных в приложениях учебного пособия. Для выбора метода ремонта необходимо знать количество агрегатов в оборотном фонде РММ. Если количество агрегатов в оборотном фонде больше 0,8, то принимают агрегатный метод ремонта иначе индивидуальный.
Таблица 3 – Количество агрегатов в оборотном фонде РММ
Марка машины
| Списочное кол-во.
| ДВС
| КПП
| раздат. коробка
| задний мост
| передний мост
| бортов. передача
| Метод ремонта
| норма
| расчет
| норма
| расчет
| норма
| расчет
| норма
| расчет
| норма
| расчет
| норма
| расчет
| ВМ-4А
|
| 0,5
| 0,4
| 0,3
| 0,24
| -
| -
| 0,3
| 0,24
| -
| -
| -
| -
| Индивидуальный
| ТБ-1М
|
| 0,5
| 0,85
| 0,3
| 0,51
| 0,3
| 0,51
| 0,3
| 0,51
| -
| -
| -
| -
| Итого
|
| 1,25
| 0,75
| 0,51
| 0,75
|
|
|
| ЛП-30Г
|
| 0,4
| 0,4
| 0,4
| 0,4
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 0,4
| 0,4
| Агрегатный
| ЛТ-65Б
|
| 0,6
| 0,6
| 0,5
| 0,5
| -
| -
| -
| -
| -
|
| 0,6
| 0,6
| Итого
| |
| 0,9
| | | |
|
| КрАЗ 643
|
| 0,4
|
| 0,6
| 1,5
| 0,7
| 1,75
| 0,4
|
| 0,4
|
| -
| -
| Агрегатный
| Итого
| |
| 1,5
| 1,75
|
|
| |
Таким образом, для ВМ-4А и ТБ-1М принимаем индивидуальный метод ремонта, для всех остальных машин принимаем агрегатный способ ремонта.
4 Определение трудоемкости работ по техническому обслуживанию
И ремонту
Трудоемкость работ по техническому обслуживанию парка машин определяется исходя из потребного количества технических обслуживаний и установленной нормы затрат рабочего времени на одно обслуживание в чел.-ч. Годовая трудоемкость на выполнение технических обслуживаний:
,
где tTO – трудоемкость соответствующего вида ТО, чел. час,
NTO – количество соответствующих обслуживаний.
Годовая трудоемкость текущего ремонта определяется по общему объему работы парка машин и установленной нормы затрат труда на текущий ремонт:
,
где tТР – удельная трудоемкость текущего ремонта, чел.час.
Определим значения трудоемкости технических обслуживаний и текущего ремонта для всех машин.
Для ВМ-4:
Для ТБ-1М:
Для ЛП-30Г:
Для ЛТ-65Б:
Для КрАЗ 643:
Все значения трудоемкости работ по ТО и ТР приведены в таблице 4.
Таблица 4 – Объем трудоемкости по всем видам ремонтов и технических обслуживаний машин
Наименование машин
| Общий пробег в км или моточасах в год
| Спис. кол-во машин
| ТР
| ТО-3
| ТО-2
| ТО-1
| СО
| Общ. трудоемк. ТО и ТР, чел.ч
| Трудозатрат на 1000 км или 100 моточасов
| Сумма трудоемкости
| Трудозатраты на одно обслуживание чел.ч
| Кол-во обслуживаний
| Сумма трудоемкости
| Трудозатраты на одно обслуживание чел.ч
| Кол-во обслуживаний
| Сумма трудоемкости
| Трудозатраты на одно обслуживание чел.ч
| Кол-во обслуживаний
| Сумма трудоемкости
| Трудозатраты на одно обслуживание чел.ч
| Кол-во обслуживаний
| Сумма трудоемкости
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ВМ-4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ТБ-1М
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ЛП-30Г
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ЛТ-65Б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| КрАЗ 643
|
|
| 10.3
|
| -
| -
| -
| 29.1
|
|
| 6.8
|
|
| 5.8
|
|
|
|
Учитывая, что расстояние между лесосекой и РММ 48 км, то целесообразно для автомобилей ТО и СО проводить в РММ; 30% ТР автомобилей проводить в гараже, а 70% в РММ. Для тракторов ТО-1 целесообразно проводить в лесу на ППТО, остальные виды обслуживания в РММ; 30% ТР на ППТО, а 70% в РММ. В таблице 5 указано распределение трудоемкости работ по ТР и ТО машин между объектами ремонтно-обслуживающей базы.
Таблица 5 – Распределение трудоемкости работ по ТР и ТО машин между объектами ремонтно-обслуживающей базы
Наименование машин
| Вид ТО и ремонта
| Трудоемкость работ по производственным участкам, чел.ч
| Общая трудоемкость
по РММ
| гараж
| ППТО
| РММ
| на ТО
| на ТР
| ВМ-4
| ТО-3
| -
| -
|
|
|
| ТО-2
| -
| -
|
| ТО-1
| -
|
| -
| СО
| -
| -
|
| ТР
| -
|
|
| ТБ-1М
| ТО-3
| -
| -
|
|
|
| ТО-2
| -
| -
|
| ТО-1
| -
|
| -
| СО
| -
| -
|
| ТР
| -
|
|
| ЛП-30Г
| ТО-3
| -
| -
|
|
|
| ТО-2
| -
| -
|
| ТО-1
| -
|
| -
| СО
| -
| -
|
| ТР
| -
|
|
| ЛТ-65Б
| ТО-3
| -
| -
|
|
|
| ТО-2
| -
| -
|
| ТО-1
| -
|
| -
| СО
| -
| -
|
| ТР
| -
|
|
| КрАЗ 643
| ТО-2
| -
| -
|
|
|
| ТО-1
| -
| -
|
| СО
| -
| -
|
| ТР
|
| -
|
| Итого
| -
|
|
|
|
|
|
5 Определение годовой производственной программы работ
Годовая производственная программа работ представляет собой трудоемкость работ по ТО и ремонту машин и оборудования в РММ (таблица 6) с увеличением ее на дополнительные работы, связанные с изготовлением несложных запасных частей, инструмента, инвентаря, заказами отдела капитального строительства, ЖКО и собственные нужды.
Дополнительные работы принимаются в объеме 30% от суммы трудоемкостей технических обслуживаний и ремонтов.
Таким образом:
,
где ТТО – общая годовая трудоемкость на техническое обслуживание машин в РММ, ТТО = 11916 чел.-ч;
ТТР – общая годовая трудоемкость на текущий ремонт машин в РММ, ТТР = 21765 чел.-ч;
ТДР – трудоемкость дополнительных работ.
Тогда:
Таблица 6 – Годовая производственная программа работ по РММ
Виды работ
| Трудоемкость, чел.-ч
| Техническое обслуживание и ремонт машин в РММ
|
| Изготовлением несложных запасных частей, инструмента, инвентаря, заказами отдела капитального строительства, ЖКО и собственные нужды
|
| Итого
|
|
6 Распределение трудоемкости по видам работ и определение численности рабочих
Полученные трудоемкости по ТО и ТР машин годовой программы распределяются по видам работ.
Такое распределение необходимо для расчета количества постов и рабочих мест, оборудования, а также производственных рабочих по профессиям. Распределение общего объема работ по видам производится по данным приложения 7 и сводится в таблицу 6.
Количество основных производственных рабочих принимается по каждой профессии отдельно. Расчет производится делением годовой трудоемкости рабочих данной профессии на годовой фонд времени рабочего:
,
где Рп – количество производственных рабочих;
Тс – суммарная трудоемкость работ данной профессии;
ФДР – действительный годовой фонд времени рабочего данной профессии;
КП – коэффициент перевыполнения нормы (КП = 1,1-1,15).
,
где dк, dв, dп, dпп, dо – число календарных, выходных, праздничных, предпраздничных дней и дней отпуска рабочего;
tсм – продолжительность рабочей смены.
tc – время, на которое сокращен рабочий день в предпраздничные дни (1 час);
Кр – коэффициент, учитывающий потери рабочего времени по уважительным причинам. Принимаем Кр = 0,96.
Число производственных рабочих подсчитывается по отдельным профессиям и сводится в таблицу 7.
Таблица 7 – Распределение годовой производственной программы по видам работ РММ
Наименование выполняемых работ
| Общая трудоёмкость, чел.-ч.
| Уборочно-моечные,
заправочные
| Очистные, смазочные, крепёжные
| Контрольно-диагностические и регулировочные
| Расборочно-сборочные
| Ремонт узлов и агрегатов
| Механические
| Электротехнические
| ТО и ТР. аккумуляторов
| ТО и ТР. системы питания
| ТО и ТР. гидрооборудования
| Сварочные
| Кузнечно-рессорные
| Медницко-жестяницкие
| Вулканизационные
| Арматурно-кузовные
| Малярные
| Слесарные дополнительные работы
| %
| трудоёмкость
| %
| трудоёмкость
| %
| трудоёмкость
| %
| трудоёмкость
| %
| трудоёмкость
| %
| трудоёмкость
| %
| трудоёмкость
| %
| трудоёмкость
| %
| трудоёмкость
| %
| трудоёмкость
| %
| трудоёмкость
| %
| трудоёмкость
| %
| трудоёмкость
| %
| трудоёмкость
| %
| трудоёмкость
| %
| трудоёмкость
| %
| трудоёмкость
| Тракторы и машины на их базе: ВМ-4, ТБ-1М, ЛП-30Г, ЛТ-65Б
| ТО-1
| ТО-1 проводится в ППТО
| ТО-2
|
| 33,5
|
| 43,5
|
| 14,8
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 2,4
|
| 2,7
|
| 2,6
|
| 0,5
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| ТО-3
|
| 16,8
|
| 35,4
|
| 43,6
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 0,9
|
| 1,8
|
| 0,8
|
| 0,7
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| СО
|
| 8,2
|
| 26,7
|
| 38,6
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 0,5
|
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| ТР
|
| 1,8
|
| 2,7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1,5
|
|
|
|
|
| 0,5
|
|
|
| -
| -
|
|
| 0,5
|
| -
| -
| КрАЗ 643
| ТО-1
|
| 24,6
|
| 39,6
|
| 24,8
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 2,7
|
|
|
|
|
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| ТО-2
|
| 7,4
|
| 45,3
|
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 5,4
|
|
|
| 2,9
|
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| СО
|
| 7,9
|
| 49,1
|
| 10,4
|
| 4,0
|
| -
| -
| -
| -
| 5,9
|
|
|
|
|
| 1,7
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| ТР
|
| 0,6
|
| 4,4
|
| 2,5
|
| 33,8
|
| 22,7
|
|
|
|
|
|
|
| 3,8
|
|
|
| 6,5
|
| 1,2
|
| 2,5
|
|
|
|
|
|
|
| -
| -
| Доп. работы
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
|
| -
| -
|
|
| -
| -
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При расчете штата рабочих дробные значения округляем до целых единиц. При округлении числа рабочих учитывается совмещение профессий.
Под совмещением профессий понимается выполнение в течение нормальной продолжительности рабочего дня наряду с работами по основной профессии функций и работ, отнесенных к другим профессиям.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|