Сделай Сам Свою Работу на 5

РАСЧЁТ ПАРАМЕТРОВ ТИХОХОДНОЙ СТУПЕНИ





РАСЧЕТ РАЗВЕРНУТОГО

ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО

ЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА

 

Выполнил: Чащухин В.С.

Проверил: Ридэль А.Э.

 

Москва


ВВЕДЕНИЕ

Рис. 1. Структурная схема механизма: 1 – силовой механизм (электродвигатель); 2 – фрикционная предохранительная муфта; 3 – передаточный механизм; 4 – соединительная муфта МУВП; 5 – исполнительный механизм (рабочий орган)

Курсовой проект предназначен для проектирования механического привода к рабочему органу, содержащего электродвигатель, зубчатый редуктор и муфты.

Рис. 2. Принципиальная схема привода. 1 – электродвигатель; 2 – фрикционная предохранительная муфта; 3 – зубчатый редуктор; 4 – соединительная муфта; 5 – рабочий орган машины

В качестве С.М. принимаю асинхронный электродвигатель 3-х-фазного тока общего назначения. П.М. представлен в виде развернутого цилиндрического зубчатого редуктора. В качестве связующего элемента между электродвигателем и редуктором применяю фрикционную предохранительную муфту. Между передаточным и исполнительным механизмами устанавливаем соединительную муфту.

Исходные условия к проекту:



1. Разрабатывается привод общего применения;

2. Создаётся редуктор на параллельных осях;

3. Эвольвентный профиль зубьев;

4. Схема развёрнутая;

5. Цилиндрический, двухступенчатый – горизонтального исполнения;

6. Быстроходная передача – косозубая;

Рис. 3. Гистограмма нагружения привода в течение суток

7. Тихоходная передача – прямозубая;

8. Редуктор закрытого исполнения;

9. Смазка – окунанием в масляную ванну (картерная);

10. Режим трения в зубчатой передаче – жидкостной;

11. Подшипники качения «0» класса точности.

К достоинствам схемы относятся высокий КПД, удобство монтажа и демонтажа. К недостаткам –неравномерное распределение нагрузки вдоль зуба и неодинаковое давление на подшипники (установленные на разных концах вала) от окружного усилия и веса колёс, а также наличие осевых сил, которые вызываются наклоном зуба.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Срок службы агрегата 6 лет
Число смен в сутки
Продолжительность смены 8 ч.
Количество рабочих дней в году
Исполнение агрегата мелкосерийное
Синхронная частота вращения электродвигателя nсинхр 1500 мин –1
Мощность на выходном валу редуктора, N3, кВт 7.2
Частота вращения выходного вала редуктора n3 90 мин –1
Нагрузка спокойная
K1
K2 0,4
K3 0,1
l1 0,25
l2 0,2
l3 0,55

 



1. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ
РАСЧЁТ

Энергетический расчёт позволяет выбрать электродвигатель. Для этого определяю коэффициент полезного действия (КПД) редуктора:

hред =hзпк1 ·hпк2,

где: hзп -КПД 1-й зубчатой пары (для цилиндрических ЗП закрытого исполнения hзп =0,96-0,98 с учётом потерь на размешивание масла, на трение в зацеплении и подшипниках).

hзп =0,97

hп -КПД 1-й пары подшипников (назначая к установке подшипники качения класса точности “0” принимают hп=0,99)

К1 -число ЗП в кинематической схеме редуктора

К2 -число пар подшипников

hред =hзп2 ·hп3= 0,972 × 0,993 = 0,91

Определяю мощность на входе в редуктор для приводного двигателя:

N1== 7,2/0.91 = 7,91 кВт,

где N3- мощность на ведомом валу

По назначенной синхронной частоте вращения:

nсинхр = 1500 мин –1,

и мощности:

N1= 7,91 кВт

выбираю (см. [2], стр. 390-392) асинхронный электродвигатель общего назначения, удовлетворяющий условию:

Nдв.ном ³ 0,9N1,

Двигатель 132М4/1447, с параметрами:

- номинальная мощность Nдв.ном = 11 кВт;

- частота вращения nдв.ном = 1447 мин -1

Определяю передаточное число редуктора:

Uр=

Up= 1447/90=16.1, где

n3-число оборотов входного вала.

Разбиваю общее передаточное число редуктора по ступеням по критерию обеспечения одинаковых условий смазки окунанием ЗК каждой передачи.

Uр=Uб·Uт

Передаточное число быстроходной ступени определяется из условия относительного равенства делительных окружностей ЗК Z2 и Z4:



Передаточное число тихоходной ступени:

Uт=1,2=1,2·4,1 =4,01

Передаточное число тихоходной ступени:

Uб = Uр/Uт=16,1/4,81 =3,35

Полученные расчётные значения передаточных чисел округляю до стандартных (ГОСТ 2185-66): Uб=5; Uт=3,15.

 

Определение фактических значений числа оборотов валов редуктора:

n1=nдв.ном=1447 мин-1

n2= n1/Uб= 1447/5 =289,4 мин-1

n3= n2/Uт= 289,4/3,15 =91,87 мин-1

 

Определение значений крутящих моментов, передаваемых валам:

T1= 9550·(N1/n1) =9550·(7,91/1447)=52 H·м

T2= T1· Uб·hзп·hп=52·5·0,97·0,99=250 H·м

T2= T2· Uт·hзп·hп=950·3,15·0,97·0,99=1182 H·м

 

2. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЁС, НАЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМОВ УПРОЧНЕНИЯ
И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОПУСКАЕМЫХ
НАПРЯЖЕНИЙ [sH] И [sF]

Нагрузка, допускаемая по контактной прочности зубьев, зависит в основном от твёрдости материала. Сталь, подвергнутая термообработке, изменяет твёрдость в широких пределах и является основным материалом для зубчатых колёс.

Для изготовления колёс и шестерён тихоходной и быстроходной передачи выбираю сталь 40Х. Назначаю термообработку – улучшение (см. [2], стр.34-35)

Для обеспечения равнопрочности зубчатых колёс и шестерён следует принимать твёрдость шестерни на 15-20 ед. выше, чем у колеса:

Для ЗК –HB=300

Для шестерён –НВ=280

 

Рассчитываю длительный предел контактной выносливости для шестерён и колёс (см [2] с. 34-35):

sH lim b ш(к) = 2 HВш(к) + 70,

sH т lim = 2 × 280+ 70 = 630 МПа;

sH т lim = 2 × 300+ 70 = 670 МПа.

(см [2] с. 34-35)

Рассчитываю длительный предел изгибной выносливости:

sF lim bш(к) = 1,8 × HВш(к),

sF б lim = 1,8 × 280 = 504 МПа;

sF б lim = 1,8 × 300 = 540 МПа;

(см [2] с. 34-35)

 

КHL= -коэффициент долговечности (так как к исполнению приняты материалы зубчатых колес НВ£300 то расчет KHL и К FL веду при m= 6)

КFL= - коэф. долговечности при расчете на выносливость при изгибе.

Базовое число циклов нагружения шестерни (колеса) зубчатой передачи:

NH0ш(к) = 30 × (HBш(к))2,4,

NH = 30 × (280)2,4 = 22,6·106циклов;

NH = 30 × (300)2,4 = 26,4×106 циклов.

Базовое число циклов для всех сталей:

NF0 = 4 × 106,

 

Определяю эквивалентное число циклов нагружения шестерни (колеса) (см. [5], стр. 9):

NHE = 60·Lh·ni·∑ li·(Ki) m/2,

где Lh– расчётная долговечность;

Lh=годы*число раб. дней в году*число смен*продолжительность смены

Lh=5× 308× 3× 8=36960ч
Ki–относительный момент i-го режима работы передачи;
li – относительное время работы на i-том режиме.

 

NHE4 = 60 × 91,87× 30000 × (13 × 0,25 + 0,43 × 0,2 + 0,13 × 0,55) = 43,5 × 106.

 

NFE = 60·Lh·ni·∑ li·(Ki) m,

 

NFE4 = 60 × 91,87 × 30000 × (16 × 0,25 + 0,46 × 0,2 + 0,16 × 0,55) = 36,7 × 106.

 

Сравнивая NHE4 и NH04; NFE4 и NF04, отмечаю, что для колеса z4:

NHE4 > NH04;

NFE4 > NF04.

Так как все другие колёса вращаются быстрее, то аналогичным расчётом получаю и для них:

NHE > NH0;

NFE > NF0.

Поэтому принимаю для всех колёс передачи коэффициенты долговечности (см.[5], стр. 10):

KHL1 = KHL2 = KHL3 = KHL4 = 1,0;

KFL1 = KFL2 = KFL3 = KFL4 = 1,0.

Определяем допускаемые контактные напряжения:

σHPкш =

где SH – коэффициент безопасности.

При объёмной термообработке принимаем (см.[5], стр. 10):

SH = 1,1.

σНР2=σНР4 =670·1/1,1=610 МПа

σНР1=σНР3 =630·1/1,1=573 МПа

 

Определяю допустимые изгибные напряжения:

σFPкш =

где SF – коэффициент безопасности;

KFC –коэффициент, учитывающий реверсивную работу передачи. При нереверсивной передаче KFC =1

При улучшении принимаем (см. [5], стр. 10):

SF = 1,75.

σFР4= σFР2=540·1/1,75=310 MПа

σFР1=σFР3 =504·1/1,75=288 MПа

РАСЧЁТ ПАРАМЕТРОВ ТИХОХОДНОЙ СТУПЕНИ

Тихоходная ступень является более нагруженной и в основном определяющей габариты редуктора.

Назначаю коэффициент ширины ЗК yba, представляющий собой отношение рабочей ширины bw к межосевому расстоянию аw, который определяет нагруженность опор и валов редуктора. При несимметричном расположении зубчатых колёс относительно опор (см.[5], стр. 11):

yba = 0,25 ¸ 0,4.

К расчёту принимаю: yba = 0,25 (см. [3] c. 116)

Затем определяю другой коэффициент ширины:

ybd = 0,5 × yba × ( uт + 1 ),

ybd = 0,5 × 0,25 × ( 3,15 + 1 ) = 0,518.

К расчёту принимаю: ybd = 0,6 (см. [2], табл. 3.5, cтр. 39)

Определяю коэффициент неравномерности нагрузки при расчёте на контактную выносливость тихоходной передачи:

KHb =1,12 (см. [2], табл. 3.5, стр. 39)

Из условия обеспечения контактной выносливости поверхностей зубьев определяю минимально необходимое межосевое расстояние передачи:

,

где Kа = 495 – для прямозубых передач при использовании размерностей: момента – Н × м, напряжения – МПа, межосевого расстояния – мм

σHP –допускаемые контактные напряжения [MПа]

a’wт = 495(3,15+1) =201,7 мм

Округляю a’wт до ближайшего большего значения согласно ГОСТу 2185-66:

аwт = 200 мм.

Выбираю модуль зацепления mn:

mn = ( 0,01 ¸ 0,02 ) × awт,

В соответствии с таблицей 8.5 (см. [3] стр 118) выбираю модуль

mn = 0,02·200 =4

и округляю до стандартного mn =4 мм.

 

Для прямозубой передачи угол наклона зубьев:

b = 0 °.

Рассчитываю суммарное число зубьев передачи:

,

zc= 2·200/4=100.

Число зубьев шестерни:

z3 =

z3 = 24

Число зубьев колеса:

z4 = zс z3,

z4 = 76

Уточняю передаточное число uт:

uт =,

uт = 76/24=3,166

 

Определяю ширину зубчатого венца:

,

bw4= 0,25·200=50 мм (стандартное значение из ряда Ra40).

 

bw3 = bw4 + 2….5,

bw3 = 50 + 5= 55 мм (стандартное значение из ряда Ra40).

Определяю делительные диаметры шестерни и колеса:

dw3(4) = d3(4) = mn × z3(4),

dw3 = d3 = 4 × 24 = 96 мм;

dw4 = d4 = 4 × 76 = 304 мм.

Проверяю межосевое расстояние:

awт = 0,5 × ( dw3 + dw4),

awт = 0,5 × (96 + 304) = 200 мм.

Определяю диаметры окружностей выступов зубьев шестерни и колеса:

da3(4) = d3(4) + 2 × mn,

da3 = 96 + 4 × 2,5 = 104 мм;

da4 = 304 + 4 × 2,5 = 312 мм.

Определяю диаметры впадин зубьев шестерни и колеса:

df3(4) = d3(4) – 2,5 × mn,

df3 = 96 – 4 × 2,5 = 86 мм;

df4 = 304 – 4 × 2,5 = 294 мм.

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСИЛИЙ
В ТИХОХОДНОЙ ПЕРЕДАЧЕ

Определяю силы взаимодействия шестерни и колеса при номинальной нагрузке.

Окружная сила:

|Ft3|=|Ft4|=,

|Ft3|=|Ft4|=2000·1182/304=4974 Н.

Радиальная сила:

|Fr3|=|Fr4|=,

Fr3 = Fr4 = 4974 × tg 20° = 1791 Н.

Осевая сила:

Fa=Ft ·tg β,

Fa= 7113 · 0 = 0 Н.

 

5. ПРОВЕРКА КОНТАКТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
ТИХОХОДНОЙ ПЕРЕДАЧИ

Определяю расчётные контактные напряжения:

,

где zM – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов ЗК; для стальных ЗК zM = 275;
zН – коэффициент, учитывающий форму сопряжённых зубьев;
ze – коэффициент, учитывающий длину контактных линий.

zН = 1,77 × cos b,

zН = 1,77 × cos 0° = 1,77.

,

где ea – коэффициент, учитывающий торцевое перекрытие зубьев.

ea =(1,88 – 3,2(1/z3 + 1/z4)) cos b

ea =(1,88 – 3,2(1\24 + 1\76))·1=1,77;

ze ==0,862.

Удельная расчётная окружная сила, действующая на зубья колеса z4:

WHt4 =·KHβ ·KHv=2000·756·1,02 ·1,05/304· 50 =106,5 Н/мм

KHv =1,05– коэффициент динамической нагрузки (см. [1] стр. 97)

Окружная скорость:

Vт =,

Vт =3,14· 304· 92/6 ·104 =1,5 м/с.

Назначаю для цилиндрической прямозубой передачи, в зависимости от твёрдости зубьев ( HB < 350 ) и окружной скорости Vт < 5 м/с, 8-ую степень точности изготовления зубьев (см. [1], стр. 96).

σнт =275·1,77·0,862 = 510,6 МПа < (0,9…..1,05)[σHP4] =573 МПа.

6. ПРОВЕРКА ИЗГИБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
ТИХОХОДНОЙ ПЕРЕДАЧИ

Проверяю зубья шестерни и колеса по напряжениям изгиба:

σF3 = ·yF3 ≤ σFP3

σF4 = ·yF4 ≤ σFP4

где WFt3 и WFt4 – удельные расчётные окружные силы, действующие на зубья шестерни и колеса,

WFt3 =·KFβ ·KFv

WFt4 =·KFβ ·KFv

KFβ =1,62 –коэффициент концентрации нагрузки определяю по таблице 4.8 (см. [1] стр 94)

KFv =1,25 – коэффициент динамической нагрузки определяю по таблице 4.12 (см. [1] стр 97) при 8-й степени точности, V=2 м/с и твёрдости НВ≤350.

yF3, yF4 –коэффициенты формы зубьев, определяю по таблице 4.13

(см. [1] стр 101) в зависимости от числа зубьев:

yF3 =3,9 при z3=24 и x=0

yF4 =3,61 при z4=76 и x=0

 

WFt3 = ·1,62 ·1,25= 192 Н/м

σF3 = ·3,9= 187 МПа <288 МПа

WFt4 = ·1,62 ·1,25=202 Н/м

σF4 = ·3,6 = 182 МПа < 490 МПа

 

 

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ
БЫСТРОХОДНОЙ СТУПЕНИ

Назначаю коэффициент ширины yba. При несимметричном расположении зубчатых колёс относительно опор yba = 0,25 ¸ 0,6, к расчёту принимаю yba = 0,6.

Затем определяю другой коэффициент ширины:

ybd = 0,5 × yba × ( uб + 1 ),

ybd = 0,5 × 0,6 × ( 5+ 1) = 1,8;

и коэффициент неравномерности нагрузки по ширине зубчатых колёс:

КHb=1,25 при твёрдости зубьев НВ≤350 и ybd= 1 (см. [2] стр. 32, табл.)

Из условия обеспечения контактной выносливости поверхностей зубьев определяю минимальное межосевое расстояние быстроходной передачи:

где Kа = 430 – для косозубых и шевронных передач при использованием размерностей: момента – Н × м, напряжения – МПа, межосевого расстояния – мм.

σHP –допускаемые контактные напряжения,[MПа];

Для косозубых передач:

σHP1,2 = 0,45(σHP1 + σHP2) ≤ 1,23 σHP2

σHP1,2 =0,45(572+518)=490 МПа < 637 МПа

T3 – крутящий момент на тихоходном валу

a’wб = 430(5+1) =98,7 мм

Округляю a’wб до ближайшего большего значения согласно ГОСТу 2185-66: аwб = 100 мм.

Выбираю модуль зацепления mn:

mn = ( 0,01 ¸ 0,02 ) × awб,

mn = 0,02·100=2 (согласован с ГОСТ, см. [2] стр. 30)

По делительному цилиндру назначаю угол наклона зубьев b; b ³ bmin

bmin определяю из условия обеспечения осевого коэффициента перекрытия eb ³ 1,6. Принимаем eb = 1,6 (см.[5], стр. 12).

Определяю минимальный угол наклона зубьев:

Для косозубых передач b = 25…40°.

Назначаю β=30°

Рассчитываю суммарное число зубьев передачи:

,

zc= 2·100·cos 30°/2=86,6

Уточняю Ðβ:

β= arccos =0,866

β=30°

Число зубьев шестерни:

z1 =86,6/5+1 =14,4

Суммарное смещение: SX=0

Число зубьев колеса:

z = zс – z,

z2 = 86,6 – 14,4 = 72,2

Проверяю передаточное число uт:

u'б =72/15 =4,8

 

 

Определяю делительные диаметры шестерни и колеса:

,

dw1 =d1=34,64 мм

dw2 =d2 =165,36 мм

Проверяю условие вписывания ЗК в заданное межосевое расстояние:

awб = 0,5 × ( dw1+ dw2 ),

awб = 0,5 × (34,64+165,36) = 100 мм.

Определяю диаметры окружностей выступов зубьев шестерни и колеса:

da1(2) = d1(2) + 2 × mn,

da1 = 34,64 + 2 × 2= 38,64 мм;

da2 = 165,36 + 2 × 2= 169,36 мм.

Определяю диаметры окружностей впадин шестерни и колеса:

df1(2) = d1(2) – 2,5 × mn,

df1 =34,64– 2,5 × 2= 29,64 мм;

df2 =165,36– 2,5 × 2= 160,36 мм.

 

Ширина колеса и шестерни:

bw2 = yba · аwб =0,6·100 =60 мм;

bw1 = bw2 = 30 мм.

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСИЛИЙ
В БЫСТРОХОДНОЙ ПЕРЕДАЧЕ

Определяю силы взаимодействия шестерни и колеса при номинальной нагрузке.

Окружные силы:

|Ft1|= |Ft2| =

|Ft1|= |Ft2| = 2000 250/165,36=3024 Н.

Радиальные силы:

|Fr1|= |Fr2| =Ft · ,

|Fr1|= |Fr2| =3024· 0,36/0,866=1257 Н.

Осевые силы:

|Fa1|= |Fa2| =Ft ·tg b,

|Fa1|= |Fa2| =3024 · 0,577=1745 Н.

 

 

9. ПРОВЕРКА КОНТАКТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
БЫСТРОХОДНОЙ ПЕРЕДАЧИ

Определяю расчётные контактные напряжения:

sH1,2 = zM ·zН ·ze £ sHP1,2,

где zM = 275 – коэффициент, учитывающий механические свойства материала ЗК;
zН – коэффициент, учитывающий форму сопряжённых зубьев;
ze – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий.

В случае выполнения передачи без коррекции (aw=20°):

zН = 1,76 × ,

zН = 1,76 × cos 14° 38´ 51´´ = 1,76 ·0,9836 =1,74;

,

где ea – коэффициент, учитывающий торцевое перекрытие зубьев.

,

ea =[1,88 –3,2(1/15 +1/72)] ·cos b= 1,4;

ze = = 0,84.

Удельная расчётная окружная сила, действующая на зубья колеса Z2:

WHt2 = · KHa · KHβ ·KHv,

Окружная скорость:

== =2,5 м/с

По полученной окружной скорости назначаю 9-ю степень точности передачи (см. [1],с. 96, табл. 4.10)

KHv =1,0 (см. [1] с. 96)– коэффициент динамической нагрузки

KHb =1,11 (см. [1] с. 92, рис.4.7) –коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями.

WHt2 = · 1,16 · 1,11 ·1,0= 130 Н/мм

sH1,2 =275·1,64 ·0,84 = 817,54 МПа ≥ sHР2 =610Мпа

Из-за перенапряжения увеличиваем ширину колеса.

Принимаем bw2=50

WHt2 = · 1,16 · 1,11 ·1,0= 77,87 Н/мм

sH1,2 =275·1,64 ·0,84 = 636,8 МПа ≥ sHР2 =610Мпа

 

%

 

Перенапряжение в пределах допускаемых +10%

 

10. ПРОВЕРКА ИЗГИБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ
БЫСТРОХОДНОЙ ПЕРЕДАЧИ

Проверяю зубья шестерни и колеса по напряжениям изгиба:

σF1 = ·yF1 ·yb ≤ σFP1

σF2 = ·yF2 ·yb ≤ σFP2

где WFt1 и WFt2 – удельные расчётные окружные силы, действующие на зубья шестерни и колеса,

WFt1=·KFβ ·KFv

WFt2=·KFβ ·KFv

KFβ =1,62 –коэффициент концентрации нагрузки при 8 ст. точности,ybd =1 и нессиметричном расположении ЗК относительно опор (см. [2] стр 66)

KFv =1,2 – коэффициент динамической нагрузки определяю по таблице 4.12 (см. [1] стр 97) при 9-й степени точности, V=2,5 м/с и твёрдости НВ≤350.

yF1, yF2 –коэффициенты формы зубьев выбираю в зависимости от эквивалентного числа зубьев:

z1v = = =23,1

yF1 =4,28 при x=0 (см. [1],с. 101, табл. 4.13)

z2v = = =110,9

yF2 =3,61

Коэффициент yb учитывает наклон зубьев и определяется по формуле:

yb = 1– =1– =0,786

σF1 = ·yF1 ·yb = ·4,28 ·0,786= 196,29 МПа < [310] МПа

σF2 = ·yF2 ·yb = ·3,61 ·0,786= 166,79 МПа < [290] МПа

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.