Построение и организация воспитательного процесса в ДОЛ
План:
1. Планирование лагерной смены;
2. Содержание наполнения смены;
3. Отслеживание результативности деятельности.
Летний лагерь – форма организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития пространством, созданным для оздоровления и развития творчества ребенка.
Задача ДОЛ: помочь детям разного уровня воспитания и развития обрести более глубокое понимание самого себя и своих взаимоотношений с окружающими.
Принципы деятельности:
· Воспитать через вовлечение детей в программу, через погружение в мир творчества;
· Выбрать стиль работы педагогического коллектива;
· Сотрудничать, сотворить, соуправлять;
· Знать интересы и возможности ребят, их включение в соответствующую предметно-практическую деятельность;
· Создать программу, интегрирующую культурно-образовательную, досуговую и спортивную деятельность ДОЛ;
· Знать, что делать;
· Знать, как делать;
· Знать, за что несет ответственность;
· Знать должностные обязанности вожатого в ДОЛ;
· Пользоваться методическими материалами;
· Соблюдать ценностное отношение к ребенку;
· Проявлять интерес к личности, способность почувствовать и понимать настроение ребенка, превратив общение в удовольствие;
· Создать условия для самореализации и самоутверждения ребенка.
План – хорошо продуманная программа действий коллектива по достижению поставленной цели, то есть того, что хочет добиться отряд в результате своей работы; реализация основных задач, которыми определено, что дети намерены изменить в себе, в своих друзьях и товарищах, в окружающей жизни.
Планирование:
· Ответить на вопрос: «Какими средствами и возможностями каждый ребенок хочет провести свой досуг в лагере?»;
· Собрать и сгруппировать записи по интересам, предложенным делам;
· Помнить, что в каждой смене и в каждом деле должна быть своя кульминация.
Основные моменты, на которые следует обратить внимание вожатому:
· Безопасность всех мероприятий;
· Учет возрастных особенностей вверенных ему детей;
· Учет географического положения и климатических условий;
· Достаточное количество оборудования в ДОЛ;
· Распределение кульминационных моментов в те смены и дня с учетом индивидуальных особенностей детей;
· Не более одного большого дела в день под ответственность отряда и сотрудника лагеря;
· Моделирование и создание ситуации успеха личности, отряда и лагеря;
· Возможность при необходимости выйти из дела без ущерба для остальных.
Планирование по периодам:
1. Организационный период (позволяют обнаружить и проявить знания, умения, навыки):
· Вечерние свечки-знакомства;
· Конкурсы эрудитов;
· Веселые старты;
· Отрядные тематические костры;
· Эстафеты творчества;
· Эстафета «Веселый поезд»;
· Презентация палат, отрядов, корпусов;
· Открытие спартакиады.
2. Основной период (помогают объединиться во временных коллективах (отрядах, экипажах, бригадах) на основе того, какую информацию друг о друге они получили):
· Спортивные соревнования между отрядами (футбол, пионербол, баскетбол, волейбол, вышибалы, настольный теннис);
· Интеллектуальные КТД («Брейн-ринг», «Слабое звено», «Встреча эрудитов»);
· Творческие КТД («День песни», «День Нептуна», «День богини Терпсихоры»);
· Спортивно-туристская эстафета с элементами обучения;
· Тематические беседы по возрастам (проблемы наркомании, алкоголизма, полового созревания, взаимоотношения между мальчиками и девочками).
3. Заключительный период (помогают объединить весь лагерь в единое целое, дать почувствовать всем общие возможности и способность сделать вместе много полезного для окружающих людей):
· Проведение туристического слета совместно с соседним лагерем;
· Участие в конкурсе красоты совместно с соседним лагерем;
· Межлагерная карнавальная дискотека;
· День именинника;
· Прощальный костер;
· Лагерный костер;
· Встреча рассвета и солнца.
Привлечение детей к планированию:
· «Поляна желаний». Заранее заготовьте большой лист бумаги, из бумаги вырежьте цветочки (такие, чтобы на них можно было что-то написать). Попросите ребят написать свои пожелания и «посадить» цветочки на поляну.
· «Стена откровений». Большой лист бумаги разрисуйте под кирпичную стену и предложите на ней написать свои пожелания.
· «Ларец желаний». Заранее подготовьте красивый ларец (коробку, обклеенную цветной бумагой или красиво разрисованную), сделайте прорезь для того, чтобы можно было опускать в ларец записки с пожеланиями по организации работы.
· «Аукцион идей». Подготовьте небольшие карточки двух цветов: на карточках одного цвета напишите форму проведения мероприятия (викторина, брейн-ринг, турнир, эстафета), на карточках другого цвета – существительные (этих карточек должно быть больше). Предложите ребятам выбрать 1 карточку одного цвета (форма) и 2-3 карточки другого цвета и пофантазировать, какие бы мероприятия они смогли бы придумать, используя эти слова (существительные можно изменять, образовывая необходимые однокоренные слова). Например, даны слова: «викторина», «природа», «загадка». Используя их. Можно придумать такие варианты: викторина «Загадки природы», викторина «Загадочная природа» или «Природа загадывает …». Придумав свои варианты, ребята должны будут их «защитить»: рассказать, как они представляют это мероприятие.
Отрядный уголок – общий информационный стенд; место сосредоточения всей информации, отражающий деятельность отряда и его участие в жизни лагеря, развивающий активность детей, расширяющий знания, помогающий в воспитании хорошего вкуса, обучающий культуре оформления, пробуждающий интерес к жизни своего коллектива, отражающий фантазию, изобретательность и мастерство детей; действующая. Живая и творческая газета; творчество вожатых и детей.
Советы по оформлению отрядного уголка:
· Содержание и его рубрики должны меняться;
· Должен отражать различные стороны жизни (спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения);
· В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети;
· Должен соответствовать названию отряда и возрасту детей;
· Можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность – он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда;
· Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее;
· В первые дни делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется в течение всей смены;
· Перед отъездом дети разбирают уголок по частям на память, так что если уголок большой, то всем достанется памятная частичка, и не будет драки.
Возможные рубрики для отрядного уголка:
· План на смену (План-сетка; Дрова для костра – наши дела; Еще не вечер; Ни дня без прикола; Веселыми тропинками лета; Наша стратегия; Завтречко);
· Сегодня (Начни день со Sprite; Сегодня у нашего костра; Скучен день до вечера, коли делать нечего; А у нас сегодня; New Day; Сегоднячко);
· Поздравляем (Гип-гип-ура; Маэстро, музыку; Целуем в щечку);
· Спорт (От старта до финиша; Точно в кольцо; Наша стометровка; Назло рекордам; Физподготовка);
· Список отряда (Знакомьтесь, это мы; Наша тусовка; Ба, знакомые все лица);
· За бугром (В других отрядах; За горами, за долами; А в это время у соседей);
· Наша песня (А мы поем; А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер; Музыкальный граммофон);
· Наш адрес (Где нас найти; Приезжайте в гости к нам);
· Наши достижения (Страна должна знать своих героев; Наши взлеты и залеты);
· Всякая всячина (А вы знаете, что; Всяко разно);
· Очень важная информация (Новости; Скоро в отряде; Что пишут в газетах);
· А вы слышали, что (Словно мухи тут и там, ходят слухи по углам; Наше настроение);
· Книга жалоб и предложений (Бочка жалоб и предложений; Озеро доверия; Отрядная почта);
· Киношка (Сегодня на экране вы увидите);
· Законы отряды
o Вожатых при подъеме не будить, при пожаре выносить первыми;
o За двумя воспитателями погонишься – ни одного не поймаешь;
o Поспешишь – весь отряд насмешишь;
o Если выходишь за территорию лагеря без воспитателей. Захвати с собой чемодан;
o Вожатый – всему голова;
o Увидел, услышал – запомни, доложишь;
o Зовут есть – иди, не зовут – попроси. Это не стыдно;
o Съел сам – помоги другому;
o Если ты не получил пятое питание, значит, тебя посетила птица Обломинго;
o Проверяй пятое питание, не вставая с постели;
o После команды «Отбой» наступает темное время суток;
o Не храпеть;
o С утра до вечера с вами воспитатели, а ночью вами занимается кариес;
o Не думай о секундах с высока, заходя в душ;
o Если в душе внезапно выключили свет, значит нужно быстро выходить;
o No smoking!
· Поздравляем
o С днем рождения;
o С победой в соревнованиях;
o С тем, что вожатые сегодня выспались;
o Тех, к кому погода была с утра благосклонна и позволила не посетить столь любимое всеми общелагерное мероприятие, именуемое ЗАРЯДКОЙ;
o С первым дождем в лагере;
o С хорошим настроением вожатых;
o С последним днем смены;
o С родительским днем;
o Всех любителей понырять и поплавать с открытием купального сезона;
o С утренним ливнем и днем Нептуна;
o Всех любителей поесть с последним полдником, ужином и пятым питанием;
o Всех, кого намазали (не намазали);
o Всех девчонок, кого пригласили на медленный танец, всех мальчишек. Кто решился пригласить этих самых девчонок на медленный танец, всех остальных девчонок и мальчишек, которые не танцевали медленный танец, а только смотрели, смотрели и смотрели.
· Режим дня
o 9:00 Утро. Солнышко встает – спать ребятам не дает.
o 9:10 Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.
o 9:30 Умываться, одеваться, на линейку собираться.
o 9:45 Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора.
o 10:00 Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сыто и красиво. Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный?
o 10:30 Надо в порядок все привести, в палате убрать и пол подмести.
o 11:00 – 13:00 Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных. Лучше отряда нет места на свете – знают воспитатели, знают все дети. И если ты час посвятишь сей отряду, будет всем весело, будут все рады.
o 13:00 Нас столовая зовет, суп отличный и компот.
o 14:00 – 16:00 К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.
o 16:30 Вот уже в который раз повара встречают нас.
o 18:00 Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружке занимаются. Если не поленимся сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей.
o 19:00 Ужина время настало и вот – отряд за отрядом к столовой идет.
o 20:30 Вечером фильм иль дискотека или какая другая потеха, может быть конкурс, а может игра станет сюрпризом для вас. Детвора.
o 23:00 За день мы устали очень, скажем всем: «Спокойной ночи!»
Отрядное мероприятие
Возьмите план-сетку смены. И ищите, выискивайте все свободное время от лагерных дел и режимных моментов. По окончании этой работы ты должен иметь четкое представление о том, сколько реально времени сможешь посвятить своему отряду.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|