Сделай Сам Свою Работу на 5

Прекращение юридического лица при банкротстве





ЛЕКЦИЯ № 6

ТЕМА:

Юридические лица как субъекты гражданского права

Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительный процесс, основное содержание которого сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК). С момента внесения данных сведений к наименованию (фирменному наименованию) юридического лица обязательно добавляются слова «в ликвидации».

Порядок ликвидации (с учетом положений ПРОЕКТА изменений ГК РФ)

формируется ликвидационная комиссия, которая 1) информирует кредиторов; 2) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;



3) составляет промежуточный ликвидационный баланс; 4) осуществляет продажу имущества юридического лица с торгов; 5) выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого Ю.Л. в порядке очередности (ст. 64 ГК); 6) ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс; 7) Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Прекращение юридического лица при банкротстве

 

Банкротство является особым случаем ликвидации юридического лица. Поэтому, в частности, нормы законодательства о банкротстве в порядке аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК) применяются для решения ряда вопросов, связанных с процедурой ликвидации юридических лиц <1>. Основную особенность ликвидации при банкротстве составляет обязательное соблюдение специального (конкурсного) порядка распределения имущества ликвидируемого юридического лица между его кредиторами.



<1> См.: п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8.

Основание: невозможность (неспособности) полного удовлетворения юридическим лицом всех денежных требований своих кредиторов.

Порядок: связан с распределением ограниченного количества материальных ресурсов, с помощью конкурсного производства (конкурсным процессом).

Несостоятельность = банкротству

Субъекты:правила о несостоятельности применяются как к юридическим, так и к физ. лицам, причем не обязательно осуществляющим предпринимательскую деятельность. Поэтому институт банкротства не связан лишь с ликвидацией коммерческих организаций. Из числа Ю.Л. банкротами не могут быть объявлены только казенные предприятия и учреждения, по долгам которых их учредители несут субсидиарную ответственность, а также политические партии и религиозные организации, которые, будучи некоммерческими организациями, обычно не являются активными участниками предпринимательской деятельности

Виды: По органу принимающему решение

1. корпоративная, т.е. объявлена самим должником;

2. судебная, т.е. признанная данным государственным органом.

Судебное признание банкротства возможно как по требованию кредиторов (в том числе уполномоченных государственных органов, например налоговых), так и по заявлению самого неплатежеспособного должника. В предусмотренных законом случаях руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 9 Закона о банкротстве). Таким образом, как объявление банкротом, так и последующая ликвидация юридического лица могут быть как принудительными (по судебному решению), так и добровольными (по решению самого банкрота, принятому совместно с его кредиторами в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК).



Основание: - недостаточность имущества должника для погашения всех его долгов, при которой совокупный размер его задолженности превышает общую стоимость его имущества (принцип неоплатности);

- неисполнение должником требований по денежным обязательствам в течение определенного законом времени, т.е. обнаружившаяся неспособность должника к платежам своим кредиторам (принцип неплатежеспособности).

Главное содержание: институт банкротства не направлен только на прекращение (ликвидацию) юридического лица. Интерес кредиторов неплатежеспособного юридического лица состоит не в его ликвидации, а в возможно более полном удовлетворении своих требований, чему может служить и продолжение его деятельности (если, конечно, ее результатом станут дополнительные доходы, а не убытки). Следует также иметь в виду, что ликвидация юридического лица в результате его банкротства крайне неблагоприятно отражается на его наемных работниках и нередко имеет иные отрицательные социальные последствия (например, при банкротстве градообразующих предприятий).

По современному российскому законодательству можно выделить 4 основные группы организационно-правовых форм юридических лиц:

1) хозяйственные товарищества и общества (ст. 48,50, пар. 2 гл. 4 ГК);

2) кооперативы (ст. 48, 50, пар. 3 гл. 4, ст. 116 ГК);

3) государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 48, 50, пар. 4 гл. 4 ГК) и финансируемые собственником учреждения (ст. 48, 50, 120 ГК);

4) некоммерческие организации-собственники (ст. 48, 50, 117-119, 121-123 ГК).

8. Система и организационно-правовые формы организаций в Проекте ГК

В проекте Закона о внесении изменений в ГК предлагается все юридические лица разделить на 2 категории:

а) корпорации - организации, основанные на началах членства их учредителей (участников). ПРИМЕР: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы;

б) унитарные организации - юридические лица, в которых ее учредители не становятся участниками и не приобретают прав членства (государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, религиозные организации).

Такая систематизация является единой, т.е. распространяется как на коммерческие, так и некоммерческие организации.

Выделение корпораций как особого вида Ю.Л. позволило закрепить непосредственно в ГК общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников (статьи 65.1 - 65.3), что, в свою очередь, привело к расширению прав и защиты интересов участников любой корпорации, а не только участников хозяйственных обществ (путем предоставления им в статье 65.2 ГК права на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д.).

Проект ГК отказывается от не оправдавших себя закрытых акционерных обществ (статус которых в настоящее время практически полностью дублируется статусом обществ с ограниченной ответственностью) и обществ с дополнительной ответственностью (которые не получили практического распространения).

Вместо конструкций открытого и закрытого АО вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных АО, имея в виду, что статус публичных (крупных) хозяйственных обществ, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на фондовых биржах и других организованных финансовых рынках (статьи 66.3 и 97), требует более строгого регулирования, ибо это касается имущественных интересов большого числа акционеров и других лиц.

В новой редакции ГК изложены пункты 3 и 4 статьи 50 ГК:

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в одной из организационно-правовых форм некоммерческих корпораций и некоммерческих унитарных организаций (статья 65.1).

К некоммерческим корпорациям относятся:

- потребительские кооперативы, в том числе товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные, дачные, дачно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, садово-огороднические (огороднические) и дачные объединения граждан, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы (общества взаимного кредита), фонды проката, сельскохоз. потребит. кооперативы;

- общественные организации, в том числе политические партии, казачьи общества и общины коренных малочисленных народов, а также созданные в качестве юридических лиц профсоюзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориального общественного самоуправления;

- ассоциации и союзы граждан и (или) юридических лиц, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общ. организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

К некоммерческим унитарным организациям относятся:

- общественные, благотворительные и иные фонды, в том числе автономные некоммерческие организации;

- государственные (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения;

- религиозные организации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.