Сделай Сам Свою Работу на 5

Примерный перечень вопросов к экзамену





 

1. История возникновения и развития предпринимательства в России и за рубежом.

2. Сущность и черты современного предпринимательства.

3. Предпринимательский процесс и его стадии.

4. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательства. Функции предпринимательства. Стратегии предпринимательства.

5. Виды и формы предпринимательства.

6. Производственное предпринимательство: виды деятельности, порядок организации, формы функционирования.

7. Финансовое предпринимательство: виды деятельности, порядок организации, формы функционирования.

8. Коммерческое предпринимательство: виды деятельности, порядок организации, формы функционирования.

9. Консультативное предпринимательство: виды деятельности, порядок организации, формы функционирования.

10. Инновационное предпринимательство: виды деятельности, порядок организации, формы функционирования.

11. Инновации и инвестиции. Национальная инновационная система.

12. Предприятие – как форма организации предпринимательской деятельности. Рыночная модель предприятия. Признаки предприятия.

13. Понятия юридического и физического лица. Признаки, права и обязанности.



14. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в частном секторе экономики. Сущность, преимущества и недостатки.

15. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в общественном секторе экономики. Сущность, преимущества и недостатки.

16. Коммерческие и некоммерческие организации.

17. Объединения юридических лиц.

18. Сущность и виды акций. История возникновения акционерных обществ. Акционерные общества и массовое производство.

19. Малое предпринимательство и средний класс. Индивидуальное предпринимательство.

20. Основы построения организационной структуры предприятия.

21. Подготовительный этап создания организаций.

22. Организационный этап создания организаций (регистрация организаций.

23. Структура и содержание уставных документов.

24. Сущность и виды планирования. Принципы и этапы планирования. Методы планирования.

25. Форма и содержание бизнес – плана. Цели бизнес-плана.

26. Разделы бизнес-плана. Содержание, назначение, ключевые вопросы, принципы составления.



27. Понятие конкуренции. Формы и методы конкурентной борьбы. Конкурентные стратегии.

28. Антимонопольное регулирование. История развития, основы и методы осуществления.

29. Методы монополистической практики. Доминирующее положение фирмы. Показатели монопольной власти.

30. Конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность предприятия.

31. Цена и ценовая политика предприятия. Ценообразующие факторы.

32. Минимально допустимая цена. Формирование, способы расчета.

33. Методы калькуляции. Калькуляция по величине покрытия.

34. Виды цен и скидок.

35. Маркетинг на предприятии. Понятие и содержание маркетинга.

36. Налогообложение предпринимательской деятельности. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации.

37. Риск в деятельности предпринимателя. Понятие и виды предпринимательского риска.

38. Показатели риска и методы его оценка. Качественные методы анализа рисков. Количественные методы оценки и анализа.

39. Технология управления рисками. Основные способы снижения предпринимательского риска.

40. Информационное предпринимательство. Понятие и виды информационного предпринимательства.

 

 

РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Общие указания

Пояснительная записка (методические указания)

Требования к студентам: исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины

Лекционный курс основывается на общих знаниях, полученных при изучении программы среднего образования.

Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности; место и роль данной дисциплины, как составной части образовательно-профессиональной ступени высшего профессионального образования; учебные задачи дисциплины (в результате изучения дисциплины студент должен: знать, уметь, иметь представление, обладать навыками)



Курс «Экономика бизнеса и предпринимательства» разработан в соответствии с требованием ГОСТ ВПО и выступает как теоретическое продолжение анализа экономических отношений по поводу создания и функционирования предприятия в современных рыночных условиях и планирования предпринимательской деятельности.

Дисциплина «Экономика бизнеса и предпринимательства» развивает теоретические знания студентов о сущности предпринимательства и его роли в национальной экономике России, знакомит с новыми подходами к анализу экономических явлений и процессов. Уделяется внимание систематизации представлений о предпринимательской деятельности, субъектам предпринимательства, методам и средствам обеспечения эффективности предпринимательской деятельности.

Курс «Экономика бизнеса и предпринимательства» направлен на обеспечение подготовки квалифицированных специалистов, отвечающим новейшим тенденциям развития экономики России, и в частности предпринимательства, как одного из стратегических ресурсов и внутренних источников ее развития. Успешное овладение дисциплиной «Экономика бизнеса и предпринимательства» позволит применить полученные знания в практической работе экономиста, информатика-аналитика, а также в области осуществления предпринимательской деятельности.

Формы работы студентов: семинарские, лабораторные или практические занятия, написание курсовых работ, эссе, рефератов, выполнение домашних заданий, контрольных работ;

Дисциплина «Экономика бизнеса и предпринимательства» разбита на дидактические единицы (модули, представляющие собой логически завершенные части рабочей программы курса и являющиеся теми комплексами знаний и умений, которые подлежат контролю).

Контроль освоения дидактических единиц (модулей) включает в себя выполнение письменных контрольных работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины.

В конце семестра проводится контрольное мероприятие, включающее контроль последнего модуля для всех студентов и контроль, который проходят обязательно те студенты, которые имеют задолженность по прошлым модулям, а также те, кто желает улучшить свой рейтинг.

В курсе используются классические аудиторные методы для всех занятий. Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на семинаре.

На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые, как свидетельствует преподавательская практика, наиболее трудно усваиваются студентами.

Семинарские занятия включают в себя и специально подготовленные доклады, выступления по какой-либо сложной или актуальной проблеме. Тема для такого выступления может быть предложена преподавателем или избрана самим студентом. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.

 

Методические указания студентам по организации самостоятельной работы при изучении курса «Экономика бизнеса и предпринимательства».

 

Современная реформа образования нацеливает на изменение методических установок, обеспечивающих выяснение степени запоминания студентами учебного материала, к установкам, позволяющим развивать умения и навыки применения полученных знаний. Вопросно-ответный метод, достаточно широко применяемый, целесообразно заменить аналитико-прогностическим, требующим использования имеющегося у студента персонального опыта. Приращение этого опыта через получение новых знаний позволяет ему принимать во внимание больше факторов, снижающих неопределенность окружающей среды и, значит, позволяет принимать решения, в большей степени адекватные ситуации, сложившейся во внешней среде. Другими словами, преподаватель не ставит вопрос о том, известен ли студенту учебный материал (наличие этих знаний у него – условие обучения), а вместе со студентом он определяет проблемы и ищет ответы, используя накопленные им знания. «Learning by doing» - это одно из требований создания единого образовательного пространства, определенное Болонской декларацией.

Главная цель методических указаний – помочь подготовиться к занятию, научить извлекать информацию из разных источников, развить навыки самоменеджмента.

Алгоритм подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с планом занятия, вопросами, выносимыми для обсуждения.

2. Познакомиться с перечнем терминов (ключевых слов), знание которых позволит студентам и преподавателям разговаривать «на одном языке».

3. Просмотреть записи лекций. Определить вопросы, для ответов на которые необходимо обратиться к учебнику.

4. Определить научные источники из списка рекомендованной литературы, которые необходимо законспектировать или реферировать.

5. Определить какую форму самостоятельной работы (конспект, аннотацию, реферат, рецензию) Вы будете выполнять.

6. Сформулировать проблему, решение которой может быть найдено при помощи нового знания.

Важным элементом работы с научной и учебной литературой является аннотирование. Аннотирование – это краткая характеристика печатного издания с точки зрения содержания, назначения, формы и т.п. В аннотации отмечают сведения о содержании, об авторе, о достоинствах работы, дают пояснения об использовании источника для ответа на вопрос. Различают несколько два вида аннотаций: справочные и рекомендательные. Справочная аннотация содержит выходные данные работы и краткое описание имеющегося материала в ней. Рекомендательная аннотация позволяет сохранить сведения о том, как может использоваться этот источник, при ответе на какие вопросы или для написания реферата, подготовки доклада.

Примерный план аннотации:

- «Статья опубликована (где?) …» или «Монография вышла в свет в издательстве….».

- «Статья посвящена вопросу …» или «Статья представляет собой обзор (обобщение, анализ, описание и др.) …..».

- «Автор освещает следующие проблемы…» или «В статье говорится (о чем?), дается анализ…, представлена точка зрения на …, поставлен вопрос о …».

- «Статья может использоваться (кем? для чего?)……».

Важной работой, позволяющей концентрированно выразить представление автора о проблеме, является составление тезисов ответа. Если текст – это цепь логически связанных утверждений, которые сопровождаются доказательствами, пояснениями, иллюстрациями, то тезис – это положение, отражающее смысл значительной части текста. Тезис является информационным центром смысловой части текста. Кратким выводом, который следует из рассуждений. Очень важно создать цепь тезисов, когда один тезис вытекает из другого. Другими словами, предшествующий тезис должен определять содержание последующих. Последний тезис несет особую смысловую нагрузку. Он подытоживает все предыдущие и отражает основную мысль работы.

Конспектирование помогает студенту не только получить информацию, но и упорядочить ее, найти ей место среди другой информации по этому предмету. Конспектирование предполагает краткое изложение текста, так как назначение конспекта – передавать информацию в сокращенном виде, выделять самое нужное для решения задачи, создать понятийную или структурную модель проблемы, упростить запоминание, накопить информацию.

Существуют некоторые правила конспектирования.

Во-первых, выделите в тетради широкие поля, на которых Вы будете записывать цифры, даты, вопросы, выводы, задания и др. – все то, что Вы должны увидеть мгновенно, едва бросив взгляд в тетрадь.

Во-вторых, обязательно указывайте исходные данные научного источника в соответствии с ГОСТ 7.1 - 2003.

В-третьих, выделяйте смысловые центры в тексте, которые позволят Вам лучше уяснить логику автора.

В-четвертых, формулируйте главные положения, цитируя автора или передавая его мысль близко к тексту. Подтверждайте положения цитатами.

И, последнее, объем конспекта не должен превышать 1/3 исходного текста.

Еще одним видом самостоятельной работы выступает рецензирование. Рецензирование – это критический обзор какого-либо текста, или отзыв на научную работу. Основные функции рецензента состоят в информировании и оценке предложенного научного материала.

При написании рецензии целесообразно следовать плану: определить объект анализа, оценить актуальность темы, описать кратко содержание, сформулировать основной тезис, сделать общую оценку, выявить недостатки, сделать выводы о дальнейшем использовании этого материала.

Реферирование часто используют для обзора нескольких источников. В таком случае это обзорный реферат. Если же Вы реферируете отдельную книгу, то в таком случае Вы готовите монографический реферат. Реферат – это сжатое изложение основной информации первоисточника, важнейшей аргументации, сведений о сфере применения, выводы.

 

Задание к темам 1 – 4.

После изучения тем 1 – 4 (дидактическая единица I) студент должен знать:

- основные этапы исторического развития предпринимательства в России;

- терминологическую сущность и содержание понятия «предпринимательство»;

- виды и формы предпринимательской деятельности;

- основные стадии организации и реализации предпринимательской идеи;

- типологию хозяйствующих субъектов по формам собственности;

- достоинства и недостатки всех организационно-правовых форм хозяйственной деятельности;

- процедуру организации и регистрации предпринимательской фирмы;

Должен уметь:

- высказывать собственную точку зрения на то, как повлияли переломные моменты в России в XIX – XX веках на развитие предпринимательства;

- составлять схему этапов предпринимательской деятельности;

- определять оптимальную для предпринимательской организации организационную структуру;

- составлять учредительный договор;

Должен владеть:

- терминологическим аппаратом, раскрывающим сущностные черты предпринимательства и бизнеса;

- алгоритмом действий предпринимателя при реализации предпринимательского проекта;

- подходами к формированию организационной структуры предприятия.

 

Задания:

1. Какой из форм предпринимательства свойственны следующие недостатки (в нужном варианте поставить +)

Недостатки Индивидуальное предпринимательство Товарищество Акционерное общество закрытого типа Акционерное общество открытого типа
1.Возможная несовместимость интересов        
2.Риск потерять личное имущество или вклады        
3.Отказ от прав на коммерческую тайну        
4.Отсутствие возможности контроля списков лиц, владеющих ценными бумагами данной фирмы        

2. Для формирования предприятия по производству электроприборов, Вам необходимо привлечь крупные денежные средства. Какую организационную форму Вы в данном случае предпочтете и почему.

3. Какая организационно-правовая форма организации предприятия была бы с Вашей точки зрения, более рациональной и почему при организации предприятий, ставящих перед собой задачи:

а) организация посреднической конторы при купле-продаже жилой площади;

б) промышленного комплекса по выпуску автомобилей;

в) изготовления и продажа шерстяных изделий ручной вязки.

4. Можноли сказать, что на определенном этапе преобразование предприятия, действующего в форме партнерства (товарищества), в предприятие, действующего в форме корпорации (акционерного общества), может стать необходимым и неизбежным. Ответ поясните.

5.Вы самостоятельно занимаетесь сбором лекарственных трав и созданием на их основе лекарственных препаратов. В связи с возросшим спросом на Вашу продукцию Вы решаете преобразовать свое единоличное предприятие в партнерство (товарищество).

Что Вы выиграете и что проиграете в данном случае. Ответ поясните.

6. Создавая небольшое предприятие по производству тканей, Вы имеете возможность выбора организационной формы. Какую форму предпочтете, если хотите максимально оградить свое личное имущество от возможных последствий банкротства предприятия, опишите ее.

А если Вы хотите максимально оградить себя от вмешательства в дело управления предприятием других лиц и почему.

7. Домашняя контрольная работа "КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СВОЕ ДЕЛО?"

Задание:

1) Подумайте, какое свое дело вы могли бы открыть. Выберите юри­дическую форму предприятия и обоснуйте свой выбор.

2) Составьте схематично устав и изобразите схему того, как вы заре­гистрируете свое предприятие.

3) Какой вид деятельности будущего малого предприятия с Вашей точки зрения в условиях мирового экономического кризиса будет наиболее устойчив к возможным негативным последствиям кризиса?

4) Рассмотрите, как один и тот же вид деятельности открываемого предприятия будет дифференцироваться (ранжироваться) по эффективности и экономической целесообразности его ведения в разных регионах Российской Федерации? (если вы устанавливаете данную зависимость)

При выполнении заданий руководствуйтесь пояснениями, приведенными ниже.

1. Выбор юридической формы предприятия

Выбирая юридическую форму предприятия, подумайте и опишите, какие пре­имущества и недостатки существующих предпринимательских фирм вас устраивают.

а) Вы можете выбрать такую форму бизнеса, как "гражданин - пред­приниматель без образования юридического лица". Регистрация в этом случае не предусматривает составления устава или учредительного до­говора. Нужно лишь, написав заявление в префектуру, получить свиде­тельство о государственной регистрации. Ниже приводится образец заявления.

ОБРАЗЕЦ

В префектуру ____________________ округа

от________________________(фамилия, имя, отчество)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу зарегистрировать меня в качестве предпринимателя, осуще­ствляющего __________________________________

(указывается точное и полное наименование видов деятельности)

Указанную предпринимательскую деятельность я намереваюсь осу­ществлять без образования юридического лица.

Сообщаю сведения о себе:

1. Год рождения____, паспорт, серия________________

№______, выдан_____________________(кем, когда)

2. Социальное положение__________________________

(рабочий, служащий, пенсионер, студент, домохозяйка и др.)

3. Постоянное место работы и должность (если есть)_________

(указывается полное наименование и адрес)

4. Место жительства_____________________(указывается по паспорту)

5. Другие сведения.

(указываются сведения, необходимые для рассмотрения заявления)

ДатаПодпись

Получив свидетельство о регистрации, вы открываете текущий счет в банке, выплачиваете подоходный налог. Вы несете в этом случае нео­граниченную ответственность за свои оязательства.

б) Если вы выбрали юридическую форму "общество с ограниченной ответственностью", то вы избегаете риска личным имуществом. Вы мо­жете организовать общество, учрежденное вами единолично, а можете-с одним, двумя или более партнерами. Процесс регистрации в этом слу­чае включает составление устава предприятия и учредительного договора.

Попробуйте соотнести выбранную Вами организационно-правовую форму открываемого предприятия с предметом деятельности, которому вы планируете посвятить свою деятельность. Есть ли с вашей точки зрения, необходимость увязывать выбор определенной организационно-правовой формы предприятия с видом экономической деятельности будущего предприятия?

2. Составление Устава и Учредительного договора. Регистрация предприятия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.