Сделай Сам Свою Работу на 5

Отношения с Северной Кореей





Содержание

 

Введение_________________________________________________________2

 

1. Япония и Азия___________________________________________________5

1.1. Отношения с Китаем____________________________________________5

1.2. Отношения с Северной Кореей___________________________________9

1.3. Отношения с Южной Кореей____________________________________12

 

2. Япония и Запад_________________________________________________15

2.1. Отношения с США____________________________________________15

2.2. Отношения с ООН_____________________________________________20

 

3. Япония и Россия________________________________________________22

3.1. Территориальные проблемы_____________________________________22

3.2. Экономическое сотрудничество_________________________________26

 

Заключение______________________________________________________29

 

Список использованной литературы_________________________________30

 

 

Введение

 

Еще в конце XIX в. Дж.Хей - государственный секретарь США утверждал: "Средиземное море - океан прошлого, Атлантический океан - океан настоящего, Тихий океан - океан будущего"[1]. И действительно, как бы подтверждая предсказание Дж.Хея, ныне Азия превратилась в мощную мировую силу. Можно сказать, что этот регион стал самым динамичным в современном мире. Одной из ведущих индустриально развитых стран в этой части света является Япония. Она располагает мощным потенциалом и ресурсами, и этим закрепляет лидерство в своем регионе. Страна восходящего солнца превратилась в экономическую супердержаву, превосходящую любую европейскую страну и способную на равных соперничать в сфере экономики с США.



С этой точки зрения большой интерес представляют возможные пути развития взаимоотношений Японии с США и Западом в целом. Японская экономическая мощь не соответствует ее военному и политическому весу и влиянию. Но она располагает возможностями для существенного увеличения военных расходов. О растущих политических амбициях Страны восходящего солнца свидетельствуют ее претензии на место в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена. Если же существующая ныне асимметричность будет ликвидирована и приведет свой военный и политический статус в соответствие с собственным экономическим весом, то это может вызвать большие изменения в регионе, да и во всем мире.

Эта тема является актуальной, так как у Японии есть все нужные качества для того, чтобы стать одной из господствующих стран в ХХI веке. Современные международные процессы динамично развиваются, и важную роль в их формировании играет Япония. Все вышеизложенное является подтверждением того, что Страна восходящего солнца стремится стать мировой державой, а усиление своего влияния в мире — это средство достижения этой цели.



Целью исследования является анализ современной внешней политики Японии. Для достижения этой цели в работе нужно рассмотреть следующие вопросы: отношения Японии с Азией, Западом и Россией.

Объектом исследования является внешняя политика Японии. Предметом исследования являются отношения Японии со странами взаимовыгодное сотрудничество, с которыми является крайне важным как для Японии, так и для самих стран.

К методам, которые были использованы автором в ходе исследования в рамках курсовой работы, относятся такие общенаучные методы как обобщение и анализ, а также исторический метод. Так общенаучные методы были использованы при написании введения, а также выводов. Исторический метод применялся при исследовании внешней политики.

В список литературы входит наименования. Среди них один учебная литература, монография, научные статьи, а также публицистика и Интернет-ресурсы. Учебная литература включает в себя учебники по геополитике К.С. Гаджиева и Н.А. Нартова, которые также были использованы при написании первой главы, помимо учебников по геополитике интерес также представила и учебная литература по международным отношениям. Характеризуя учебную литературу, следует отметить что в ней отношения Японии с другими странами были изложены с геополитической точки зрения, а также с точки зрения экономического сотрудничества. Поэтому было необходимо использование литературы другого рода, как например монография О.А.Арина, которая помогла при оценке внешней политики Японии.



Что касается других статей, то они носят односторонний характер, так как раскрывают только отношения Японии с отдельными странами. Важно упомянуть и об Интернет-ресурсах, которые сыграли значительную роль при исследовании темы данной курсовой работы, так как информация в учебной литературе является иногда неверной в силу произошедших изменений с момента ее опубликования, что не относится к Интернету.

Структура курсовой работы включает введение, три главы, содержащие по два-три параграфа, заключение и список литературы.

 

 

Япония и Азия

Отношения с Китаем

 

Отношения Японии и Китая нельзя характеризовать однозначно хорошими или плохими. За многовековую историю этих стран отношения менялись в ту или иную сторону.

Япония и Китай сотрудничают в различных сферах экономики. В начале 1990-х годов Япония инвестировала Китай, а к концу 90-х гг. торговля пошла на спад, но восстановилась к 2000 году. Возможно, на такой всплеск торговли повлияла перспектива Китая стать членом Всемирной торговой организации.

В настоящее время Япония стала меньше инвестировать Китай; росло движение за прекращение официальной помощи, также начинает процветать поддержка страны со стороны населения. Многие считают, что Япония должна прекратить помогать Китаю по двум главным причинам: первое – предоставление Китаю экономической поддержки фактически финансирует его военную мощь, что может постепенно привести к угрозе безопасности Японии; второе – Китай поддерживает много различных развивающихся стран, особенно в Африке, и поэтому совершенно нет необходимости поддерживать страну, которая может себе позволить оказывать помощь другим. Многие спорят против сокращения поддержки Китая, так как считают, что если продолжать помогать ему, то китайское правительство, скорее всего, будет играть по правилам международной системы, а также, что поддержка Японии искупит вину страны и покроет разрушения, причиненные во время Второй мировой войны.

Однако, напряжение периодически возрастает по вопросам торговли и технологии, китайского мнения о потенциальном восстановлении милитаризации Японии, а также отношениям Японии и Тайваня. В начале 2005 года Япония и США выпустили совместную декларацию по вопросам мирного решения тайваньской проблемы. Эта декларация разозлила КНР, которая опротестовала вмешательство в свои внутренние дела.

В мае 2008 года Ху Цзиньтао стал первым китайским президентом, решившим посетить Японию с официальным государственным визитом за последние 10 лет, и призвавшим к усилению сотрудничества двух стран. Обе страны согласны с тем, что Япония и Китай разделяют большую ответственность за мир во всем мире и развитие в XXI веке.

Китай присоединился к другим китайским странам, таким как Южная Корея, Северная Корея и Сингапур, критикующим японские учебники по истории, которые обеляют военные преступления Японии во время Второй мировой войны, утверждая, что искажения были свидетельством повышения милитаризма в японской политике. Из-за того, что написано в учебниках, в Китае начало расти антияпонское чувство.

Также продолжается спор об островах Сэнкаку, приведший к столкновению китайского и японского правительств. В своё время они принадлежали Китаю, но после завоевания Японией острова Тайвань они были включены вместе с Окинавой в состав Японии. В 1945 Япония потеряла все территории, приобретённые ею. Сенкаку вместе с Окинавой оказались под юрисдикцией США. Но в начале 1970-х США вернули Окинаву Японии, отдав ей и Сенкаку.

Китай с этим решением не согласен и объявил эту территорию исконно китайской. Интерес к архипелагу усилился после того, как здесь были обнаружены значительные запасы природного газа.[2]

В октябре 2004 состоялся первый раунд консультаций по проблеме газового месторождения на Сенкаку, в ходе которого стороны договорились решать все вопросы исключительно путём переговоров, не прибегая к использованию силы. В то же время Китай отверг требования японской стороны ознакомить её с планами КНР по бурению и добыче газа на Сенкаку.

В апреле 2005 правительство Японии приняло решение приступить к рассмотрению заявок японских фирм о выдаче им лицензий на добычу газа на шельфе архипелага. Китайская сторона посчитала, что японские фирмы не могут проводить работы на территории, которую КНР считает своей.

Последующие встречи по этому вопросу не принесли результатов. Китай отказался прекратить добычу газа из шельфа на границе между китайскими и японскими водами и вновь отверг просьбу японской стороны предоставить ей информацию о работах на шельфе.

Стороны договорились продолжить переговоры. Япония согласилась рассмотреть китайское предложение о совместной разработке месторождения.

Также в 2005 году вспыхнули споры, породившие антияпонские протесты и насилие на территории Китая. Многотысячные антияпонские протесты охватили Китай в апреле 2005, когда в Токио вышло новое издание школьных учебников истории, где, по мнению китайских властей, недостаточно полно освещалась история японского вторжения в Китай и частичной оккупации страны в 1931-1945. В ходе протестов и погромов значительный ущерб был нанесён японским компаниям и дипломатическим представительствам в крупнейших городах Китая. При этом Пекин не только не пожелал принести Токио извинения, но и дал понять, что извиняться должна Япония. Японское правительство принесло свои извинения по поводу военных преступлений, но многие китайские наблюдатели расценивают его как недостаточное и не являющееся действительно искренним. Массовые выступления населения приняли беспрецедентно широкий размах. Их участники требуют не допустить постоянное членство Японии в Совете Безопасности ООН.

Кроме того, Китай и Япония постоянно спорят по поводу фактического количества погибших в Наньцзине. Китай утверждает, что, по крайней мере, 300000 гражданских лиц были убиты, Япония же спорит, что умерших было гораздо меньше. Поднимаются вопросы о том, а имела ли место Наньцзинская резня вообще. Некоторые японские политики вообще отрицают факт любых злодеяний. [3]

Не так давно в 2008 году по Японии прокатилась волна пищевых отравлений, связанных с китайскими клёцками, в которых в больших количествах были обнаружены дихлофос, метамидофос и бензол.

Эти инциденты легли в основу настороженных отношений к Китаю в японском обществе. Нужно отметить, что японцы и китайцы по-разному смотрят на отношения своих стран, китайская сторона к японской относится более дружелюбно. Причины такого расхождения во мнениях и отношениях сторон могут, с одной стороны, корениться как раз в пищевых отравлениях, а также в том, что японцы сильно опасаются увеличения военной мощи Китая. Китайцы же настроены столь благодушно, благодаря агитации правительства, переориентировавшегося на лучшие отношения с Японией. Связана ли смена курса только с Олимпийскими играми, проходившими в Пекине, или правительство Китая всерьёз решило забыть прошлые обиды, покажет только время.

От того, каким станет в будущем Китай, который сейчас переживает бурный экономический рост, в высшей степени зависит и то, каким станет 21 век для Японии, Азии, да и для всего мира. Япония прилагает максимальные усилия для того, чтобы путем широкого диалога, включая постоянное общение лидеров обеих стран, добиться реальных результатов в решении практических задач японо-китайских отношений. Стабильный и играющий еще более конструктивную роль в мировом сообществе Китай - это непреложное условие стабильности данного региона и всего мира на протяжении всего 21 века. Вот почему Япония будет оказывать необходимое воздействие, и сотрудничать именно в этом направлении.

 

Отношения с Северной Кореей

 

Отношения между Японией и Северной Кореей нестабильны и даже враждебны. Проблемы, приведшие к конфликтам в отношениях Японии с Северной Кореей, включали в себя атаки СМИ Северной Кореи на Японию, наложение Японией экономических санкций на Северную Корею из-за террористических актов против Южной Кореи в 1980-х годах и невыплаченный долг Северной Кореи японским предприятиям.

До конца 1980-х годов поствоенная политика Северной Кореи в отношении Японии была сосредоточена на уменьшении сотрудничества между Южной Кореей и Японией и на удержании Японии от перевооружения, но в то же время она стремилась к более тесным дипломатическим и коммерческим связям с Японией.

Решающую роль для такой политики играла поддержка Северной Кореи со стороны Японии, в частности среди японцев, которые поддерживали японские коммунистическую и социалистическую партии, и корейского населения Японии. На протяжении нескольких лет, однако, Северная Корея сделала многое, чтобы дискредитировать себя в глазах многих потенциальных спонсоров в Японии. Японцы, которые переехали к своим супругам в Северную Корею, переживали серьезные трудности и им не позволяли общаться с родственниками и друзьями, находящимися в Японии. Япония с презрением наблюдала за тем, как Северная Корея предоставляла прибежище террористическим группам. Неспособность и отказ Северной Кореи выплатить свои долги японским торговцам также укрепляли презрение Японии к Северной Корее.

В начале 1990-х годов Япония продолжила вести длительные переговоры с Северной Кореей с целью установления дипломатических отношений с Пхеньяном, в то же время сохраняя свои отношения с Сеулом. В январе 1991 года Япония начала нормализовать переговоры с Пхеньяном с формальных извинений за свое колониальное правление на Корейским полуострове в 1910-1945 годах. Переговорам способствовала поддержка Токио одновременного вступления в ООН Северной и Южной Кореи; однако, международные проверки ядерных заводов в Северной Корее и количество экономической помощи со стороны Японии усложняли переговоры.

Одновременное изменение в отношениях с Китаем и Россией совпало с движением Северной Кореи к улучшению напряженных отношений с Японией. Главным мотивом Пхеньяна оказались поиски освобождения от дипломатической и экономической изоляции, которая привела к недостатку продовольствия, энергетики и стабильной валюты.

Первые попытки не увенчались успехом. Пхеньян потребовал компенсацию за ущерб, нанесенный во время колониального правления, а также в послевоенный период. Однако Япония настояла на том, чтобы Северная Корея урегулировала свои различия с Южной Кореей в вопросе двусторонних ядерных проверок. Другими причинами спора явились отказ Северной Кореи предоставить информацию о гражданах Японии, которые мигрировали в Северную Корею с корейскими супругами в 1960-х годах, и вопрос о японских солдатах, взятых в плен советскими силами во времена Второй мировой войны и сосланные в Северную Корею.

Многие годы Северная Корея отрицала похищения жителей Японии, но призналась в них в 2002 году. В 2002 и 2004 годах премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми нанес пять важных визитов в Пхеньян с целью оказания давления на Корею и возвращения похищенных. В конечном итоге вернули нескольких похищенных, говоря, что остальных уже нет в живых. Япония требовала у Северной Кореи прояснения ситуации с похищенными, но Пхеньян настаивал на том, что все уже решено.

Многие граждане Северной Кореи полагаются на деньги, посланные родственниками из Японии. Некоторые жители Японии считают, что правительство должно пригрозить перекрытием подобных денежных переводов, чтобы Пхеньян пошел на уступки. Другие считают, что крайние правые в Японии используют эту и другие причины для достижения своих националистических планов.

Был также ряд конфронтаций между этими двумя странами в отношении тайных действий Северной Кореи в Японии, помимо похищений людей, включая наркоторговлю, контрабанду, вмешательство морского флота и даже шпионаж. Проверка ракет Северной Кореи также является одной из забот Японии, так как эти ракеты иногда проходят через воздушное пространство Японии.

В 2007 года результатом шестисторонних переговоров по ядерной программе КНДР с участием КНР, США, России, Южной Кореи и Японии стало соглашение, согласно которому Северная Корея должна была закрыть ядерный реактор в Йонбене в обмен на помощь в виде топлива и шагов по урегулированию отношений с США и Японией. По тому же соглашению Корея была обязана предоставить полную декларацию своей ядерной программы к концу 2007 г., однако этого она не сделала и переговоры зашли в тупик. Реактор в Йонбене постепенно сбрасывал обороты, но в ряде случаев Корея начинала шантажировать других сторонников переговоров, что снова запустит его в полную силу, если ей не будет предоставлена гуманитарная помощь.

В апреле 2008 года в Северную Корею прибыли американские эксперты-ядерщики, на переговорах с которыми были обсуждены технические детали по выполнению Кореей соглашения и содержание ядерной декларации.[4]

Корея также согласилась передать отчёты своего ядерного реактора в Йонбене для дополнения декларации её ядерной программы. Но на настоящий момент полную декларацию своей ядерной программы Корея так и не предоставила.

 

 

Отношения с Южной Кореей

Статья 9 Конституции Японии не позволяет Японии входить с какой-либо страной в отношения, касающиеся безопасности, кроме Соединенных Штатов.[5] Следовательно, у Японии не могло быть таких существенных отношений с Южной Кореей, и военные договоры были нечастыми. Тем не менее, Япония поддерживала аварийный план Соединенных Штатов переправить вооруженные силы США, которые находятся в Японии, в Южную Корею в случае, если Северная Корея начнет её атаковать. Она также поддержала начало отношений между Южной Кореей и Китаем. Со времени заключения договора об основных отношениях между Японией и Республикой Корея Япония признала Южную Корею как единственное законное правительство всего Корейского полуострова.

После того как были урегулированы отношения, Сеул и Токио начали ежегодно проводить конференции министерств иностранных дел. Обычными обсуждаемыми вопросами были статус корейского меньшинства в Японии, содержание учебников, говорящих об отношениях стран, политика Токио по отношению к Пхеньяну и Сеулу и текущие проблемы.

В 90-х годах возрастает торговый оборот между Японией с Южной Кореей. Часто компании Японии и Южной Кореи имели взаимозависимые отношения, которые дали Японии преимущества на растущем рынке Южной Кореи. Многие продукты Южной Кореи были основаны на японских дизайне и технологии. Волна импорта продуктов из Южной Кореи в Японию была частично результатом японских инвестиций в Южную Корею.

В 1996 году ФИФА объявила, что эти две страны совместно проведут Чемпионат мира по футболу в 2002 году. Следующие несколько лет лидеры обеих стран особо тепло встречались для подготовки к играм. Хотя граждане обеих стран были первоначально недовольны тем, что им придется делить славу, эти встречи проходили достаточно успешно.

В 2005 году возникли противоречия в учебниках истории. Несмотря на то, что возмущение по поводу этих вопросов вполне реально, некоторые аналитики считают, что политики обеих стран будут использовать их для манипуляции общественным мнением, раздувая националистические настроения для завоевания голосов; и конца этим спорам не предвидится. Также Южная Корея задумывается об очевидном увеличении сил самообороны Японии.

В начале 2008 г. президент Южной Кореи Ли Мён Бак заявил, что намерен восстановить практику челночной дипломатии между Кореей и Японией, чему по его мнению должны были способствовать переговоры на высшем уровне, о которых он договорился.[6]

Также в 2008 году представители двух стран заключили соглашение о налаживании и укреплении долгосрочных японо-корейских отношений, основанных на прагматичной дипломатии. Как сказал президент Ли, «Корея и Япония должны также постараться построить долгосрочные прагматические отношения. Историческая правда не должна игнорироваться, но мы больше не можем себе позволить спорить о прошлом, так как нужно позаботиться о будущем».[7]

После окончания японского правления в Корее, Южная Корея на протяжении десятилетий запрещала распространение элементов японской культуры, таких как музыка, фильмы, манга и книги. Этот запрет в Южной Корее был частично снят в 1998 году. В результате переводы и адаптация продуктов японской культуры, таких как музыка, манга, аниме, видеоигры, теледрамы и романы достигли рекордных продаж в Южной Корее.

Японское нашествие также можно увидеть в литературе. Японская литература является наиболее переводимой среди всей иностранной литературы в Южной Корее.

В последние годы популярная культура Южной Кореи обрела большую известность в Японии, за что это явление получило название корейской волны.

Возможно, это взаимопроникновение культур поможет Японии и Южной Корее в достижении мира и согласия во всех интересующих их сферах.

На современном этапе, между Японией и странами Азии не существует каких-либо крупных противоречий и проблем принципиального характера и в целом, ничто не препятствует активному наращиванию взаимного сотрудничества. Политика Японии по созданию позитивного образа страны и нации дала положительные результаты в регионе. Деятельность Японии, освещаемая в средствах массовой информации, также находит благосклонный отклик среди населения и формирует представление о Японии как о добром, дружеском государстве, которое стремиться помочь нуждающимся странам. Тем самым, Азия широко раскрыта для Японии, как ни для какой другой страны мира.

 

 

Япония и Запад

Отношения с США

 

Отношения с США в самом широком спектре областей, включая политику, обеспечение безопасности, экономику, решение глобальных проблем и многие другие, неизменно продолжают оставаться стержнем японской внешней политики.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе нерушимые японо-американские связи не только являются залогом безопасности и процветания самой Японии, но и поддерживают мир и стабильность региона и мира в целом.

Кроме того, перед японцами стоит задача поддержания добрых экономических связей с США, ведь две страны совместно производят более сорока процентов совокупного мирового ВВП. Эта задача тем более важна, если учесть, что на Японии и США лежит долг по активному содействию развитию мировой экономики, вступающей в 21 век.

Япония один из важнейших и надежных геостратегических союзников США.

Япония разрешает войскам США использовать гражданские аэродромы и морские порты в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, а также осуществлять инспекции иностранных гражданских судов, следующих с грузом в период экономических санкций, которым подвергается та или иная страна, вызвавшая напряженность обстановки.

Сегодня на территории Японии расположено американское ядерное оружие. В 2004 году впервые контингент сухопутных войск, включающий бронетехнику, был переброшен для поддержки американских операций в Ираке. Боевые корабли Морских сил самообороны впервые с 1944 г. отметились военными походами в Индийский океан. И, наконец, восстановление японской военной мощи потребовало официального оформления. Правительство Японии уже открыто говорит, что Силы самообороны давно не соответствуют формальному статусу, и готовит план пересмотра Конституции страны - отменить демилитаризующую статью, в которой говорится «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается.»[8]

Впервые на повестку дня поставлен вопрос о превращении Сил самообороны в полноценную армию для решения геополитических задач. Япония будет посылать свои вооруженные силы туда, куда сочтет нужным. И вдобавок к уже появившемуся на японской территории ядерному оружию Япония собирается войти в американскую систему ПРО и проводить дальнейшую модернизацию своих вооруженных сил. Одним словом, при непосредственной поддержке США Япония собирается вернуть себе право на армию и войну.

В парламентской речи от 22 января 1996 г. японский премьер-министр Р. Хасимото заявил: «...японо-американские отношения являются наиболее важными двусторонними отношениями не только для Японии, но и для всего мира, и что они являются краеугольным камнем мира и стабильности в АТР и во всем мире»[9].

Основные направления двустороннего характера включали следующие страны и регионы:

- США как краеугольный камень внешней политики Японии;

- Азиатско-Тихоокеанский регион как экономически быстро растущий регион будущего;

- Корейская Республика важна с точки зрения безопасности в СВА;

- Китай как держава, способная оказать влияние на будущее АТР;

- Россия с точки зрения решения проблем северных территорий;

- Европа как один из глобальных центров мира.

Далеко не все страны с одобрением встретили новую Совместную декларацию. Поэтому переговоры Хасимото с лидерами США, России и КНР должны были показать, что у четырех крупнейших тихоокеанских держав нет принципиальных политических разногласий, которые нельзя было бы успешно преодолеть за столом переговоров.

В сентябре 1997 г. были обнародованы новые Основные направления военного партнерства и сотрудничества США и Японии, заменявшие аналогичный документ 1978 г. и развивавшие Совместную декларацию 1996 г., облекая ее положения в форму конкретного плана мероприятий[10].

Главной целью сотрудничества было названо обеспечение результативной и быстрой координации действий сторон в случае возникновения критической ситуации.

Несмотря на внушительный ряд достижений во внешней политике, Япония пока не решила двух важнейших задач, без которых ее внешнеполитическая реабилитация остается неполной.

Во-первых, она так и не добилась места постоянного члена Совета Безопасности ООН. Трудно не согласиться с японскими лидерами, когда они говорят, что их страна, вторая по экономической мощи держава мира, занимает не менее важное положение, чем Россия и КНР, и несомненно более важное, чем Великобритания и Франция, даже несмотря на наличие у двух последних ядерного оружия. Приведение формального статуса Японии в рамках ООН в соответствие с фактическим положением вещей уже не первый год остается одним из главных пунктов программы японской дипломатии, но продвижение к намеченной цели оказалось мучительно медленным.

Во-вторых, до сих пор не разрешена проблема «северных территорий» и не заключен мирный договор с Россией: до недавнего времени Токио акцентировал внимание на первом пункте как непременном условии для второго, но постепенно отказывается от такой последовательности действий, понимая ее бесперспективность.

В отношении гегемонии Соединенных Штатов в Японии существует главным образом две концепции. Сторонники одной из них отмечают на неопределенность и непредсказуемость государственных союзов и балансов сил в среднесрочной перспективе. Сторонники второй подчеркивают факт могущества Соединенных Штатов в перспективе краткосрочной и усматривают в Северной Корее источник прямой и непосредственной угрозы Японии. Из Китая, считают они, исходит более туманная, косвенная угроза.

Но для тех и других Соединенные Штаты - лучший друг Японии, ее единственный эффективный союзник. Сторонники обеих концепций утверждают, что США играют важную роль в деле поддержания стабильности в Северо-Восточной Азии и в «тихоокеанской» Азии в целом.

В японском обществе бытует мнение, что Америку надо просто использовать в интересах Японии. Политик Дзюн Сакурада в одном интервью говорил: лозунги типа «Долой Америку!», «Ненавидь Америку!» и «Отделяйся от Америки!» уже устарели. «Что нам надо, так это строить здоровые отношения с Соединенными Штатами для будущего... используя Америку»[11].

В совместной японо-американской декларации по безопасности - альянс на ХХI век - национальные политики двух государств ориентированы на отстаивание свободы, демократии и уважении прав человека. (Арин)

Географическая сфера национальных интересов США совпала с зоной действия японской политики национальной безопасности, что предполагает использование всех средств политики, включая военные средства, для защиты территориальной целостности, суверенитета и идеологических ценностей не только собственного государства, но и всего мира, точнее той ее части, которая строится на капиталистической основе. Соответственно, любое противодействие или несогласие с ценностями этой системы рассматривается как угроза безопасности Японии или США. Следовательно, субъекты такого противодействия превращаются в объекты политики безопасности Японии или США как военных союзников.

Судя из вышеизложенного можно сделать вывод, что Япония в геополитическом смысле крайне важна для Соединенных Штатов, как и США для Японии.

Кроме того, перед японцами стоит задача поддержания добрых экономических связей с США, ведь две страны совместно производят более сорока процентов совокупного мирового ВВП. Эта задача тем более важна, если учесть, что на Японии и США лежит долг по активному содействию развитию мировой экономики, вступающей в 21 век.

 

 

Отношения с ООН

 

С самого своего вступления в ООН Япония сделала одной из основ своей внешней политики уважение к этому форуму и всемерно содействовала его работе. В Японии, в частности, осознают возрастание роли, которую ООН может играть в решении разнообразных задач, вставших перед международным сообществом. Япония активно участвует в миротворческой деятельности ООН, направленной на предотвращение и разрешение конфликтов на Ближнем Востоке, в Африке и других регионах. Она покрывает более шестнадцати процентов расходов ООН на операции по поддержанию мира. Одной из острейших проблем в мире стала проблема беженцев. Поэтому японское правительство одной из главных составляющих своего вклада в урегулирование региональных конфликтов считает участие в решении проблемы беженцев

В октябре 1996 года подавляющим большинством голосов Япония была избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Это воспринимается как высокая оценка международным сообществом той широкой деятельности, которую Япония проводит в ООН, а также как надежда на ту роль, которую Япония сыграет в будущем. Япония заявила о том, что в дальнейшем она, строго соблюдая запрет своей конституции на использовании военной силы, и заручившись поддержкой большинства государств и пониманием их народов, готова принять на себя обязанности постоянного члена Совета Безопасности. Япония активно включилась в работу по реформированию ООН, что, в частности, позволит ей войти в круг постоянных членов СБ.

Cейчас в состав СБ входят пять постоянных членов, обладающих правом вето, - Великобритания, Китай, Россия, США и Франция, а также десять непостоянных. На данный момент Япония входит в состав временных членов Совета Безопасности, вместе с Австрией, Мексикой, Турцией, Угандой. С 1 января 2010 года, в состав Совета Безопасности войдут Босния и Герцеговина, Бразилия, Габон, Ливан и Нигерия. Они заменят Буркина-Фасо, Вьетнам, Коста-Рику, Ливийскую Арабскую Джамахирию и Хорватию.

Между тем ООН сейчас разрабатывает основы реформы, в соответствии с которой состав как постоянных, так и не постоянных членов должен быть расширен. Есть два варианта преобразований. Первый из них предполагает доведение числа постоянных членов до 11, а временных – с 10 до 13. По другой схеме в полноправные члены Совета Безопасности примут еще восемь государств, а число непостоянных увеличится лишь на одного.

Токио выступает за первый вариант и, по всеобщей убежденности, Страна восходящего солнца войдет в Совбез в качестве полноправного члена. Тем более что эту идею поддерживают США.

Россия также считает достойными кандидатами на дополнительные места постоянных членов Совета безопасности Германию, Японию, Индию, Бразилию. По мнению большинства аналитиков, эти страны уже практически зарезервировали за собой такое членство.

Кроме преобразования Совбеза предлагается значительно расширить полномочия ООН по борьбе с такими угрозами международному миру и безопасности, как войны, опасность применения оружия массового уничтожения, пандемии, экологические катастрофы, социальные конфликты, развал государственных институтов, организованная преступность и терроризм. Последнему впервые в истории Объединенных Наций дается определение как любым акциям, направленным против не участвующих в военных действиях и гражданских лиц.

Они рекомендуют закрепить за ООН право на превентивные операции, если подпадающая под перечисленные категории угроза определена, все остальные методы исчерпаны, применяемая сила адекватна и пропорциональна, а последствия заранее изучены.

 

Япония и Россия

Территориальные проблемы

 

Современные отношения Японии и России во многом исходят из прошлого этих стран. Советско-японские отношения, прежде всего, связаны с конфликтом касательно Курильских островов. Япония требует от России передать ей группу южнокурильских островов, которые были присоединены к СССР после окончания Второй мировой войны. «Северные территории» - это острова: Кунашир (Кунасири), Ловцова (Бэнтон), Итуруп (Эторофу) с прилегающими островами Лебедя и Камень-Лев (Моэкэси), Шпанберга (Шикотан), и группе островов Плоские (Хабомаи), к которой относятся острова Сигнальный (Кайгара), Танфильева (Суйсё), Юрий (Юри), Анучина (Акиюри), Зеленый (Сибоцу) и Полонского (Тараку) с прилегающими островами и скалами. Общая площадь всех названных островов составляет 5 тыс. кв. км.[12]

Этот и некоторые другие, более мелкие, конфликты не позволяли обеим странам подписать мировой договор после Второй мировой войны, и даже сейчас между ними остались неразрешенные вопросы.

В конце 1991 года на фоне распада Советского Союза началось правление Бориса Ельцина. И снова Москва приняла твердую позицию, не желая возвращать Японии спорные территории. И хотя Япония решила оказывать России техническую и финансовую поддержку, отношения между ними оставались слабыми.

В 1993 Ельцин совершил визит в Японию. Он не пошел на дальнейшие уступки в споре о «северных территориях» касательно четырёх островов, что находятся к северо-востоку от Хоккайдо, которые являются главным препятствием японо-российских отношений, но согласился исполнить обещание СССР 1956 года вернуть Японии два острова Шикотан и Хабомаи.

Ельцин также принес неоднократные извинения за Советский Союз в отношении плохого обращения с японскими военнопленными после Второй мировой Войны. Затем в марте 1994 года министр иностранных дел Японии Хата Цутому посетил Москву и встретился с министром иностранных дел России и другими главными чиновниками. Обе стороны согласились искать решение затянувшихся споров о «северных территориях», но разрешение этого спора в ближайшем будущем не предвидилось. Несмотря на территориальные разногласия, Хата предложил некоторую поддержку в рыночных экономических реформах России.

Вопрос с Курильскими островами в настоящее время до сих пор так и не решён. В связи со сменой президента в России настроения в Японии несколько оживились, с надеждой на то, со сменой власти в России будет решён давний территориальный спор.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.