Сделай Сам Свою Работу на 5

Звуковые средства выразительности





Тропы речи

Перечень терминов Значение термина Пример
Гипербола Средство художественного изображения, основанное на преувеличении Глаза громадные, как прожекторы. (В.Маяковский)
Гротеск Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И.Крылов)
Литота Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н.Гоголь)
Метафора, развёрнутая метафора Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С.Есенин)
Метонимия Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Другие примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека – на его одежду, с населённого пункта – на жителей, с организации – на участников, с автора – на произведение. Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин)
Олицетворение Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф.Тютчев)
Перифраз (или перифраза) Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. Царь зверей (вместо лев)
Синекдоха Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении множественного; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. Все флаги в гости будут к нам. Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин)
Сравнение Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов)

Фигуры речи





Эпитет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. (С.Есенин)
Анафора Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…
Антитеза Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий; часто основана на употреблении антонимов. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! (Н.Некрасов)
Градация (постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Инверсия Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи. Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.
Лексический повтор Намеренное повторение в речи одного и того же слова. Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить! (А.Блок)
Оксюморон Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. Мёртвые души. Живой труп.
Парцелляция Стилистический приём расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Когда избавит нас творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок! Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.
Риторический вопрос, восклицание, обращение Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие. А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов… (М.Лермонтов)
Синтаксический параллелизм Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… (М.Лермонтов)
Умолчание Фигура, представляющая слушателю самому догадываться размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. (М.Лермонтов)
Эллипсис Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. (В.Жуковский)

Звуковые средства выразительности



Средство Значение термина Пример
Аллитерация Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков. Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. (А.Пушкин)
Ассонанс Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков. Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен… (А.Пушкин)
Звукопись Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. Соловей: «То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался». (И.Крылов)
Звукоподражание Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Когда гремел мазурки гром… (А.Пушкин)
Изобразительные средства лексики
Антонимы, контекстные антонимы Слова, противоположные по значению. Контекстные антонимы именно в контексте являются противоположными (см. пример). Вне контекста это теряется. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень… (А.Пушкин)
Диалектизмы Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности. Драники, шанежки, буряки
Жаргонизмы Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону – разновидности речи, употребляющейся людьми, объединенными общностью интересов привычек… Голова – арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква…
Заимствованные слова Слова, перенесенные из других языков Парламент, сенат, депутат, консенсус
Книжная лексика Слова, характерные для письменной речи и имеющие особую стилистическую окраску Бессмертие, стимул, превалировать…
Неологизмы (новые слова) Новые слова, возникающие для обозначения новых, только что возникших понятий. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы. Прозаседавшиеся (В.Маяковский); стушеваться(Ф.Достоевский); мешочник, синхрофазотрон
Окказионализмы Авторские неологизмы, созданные по необычным моделям Хилософия (М.Горький); осенебри (А.Вознесенский); стрекозёл (В.Маяковский)
Омонимы Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения Колено – сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
Паронимы Близкие по звучанию, но различные по значению слова Геройский – героический, двойной – двойственный, действенный – действительный
Просторечия Слова разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженным характером. Болван, вертихвостка, вихлять
Профессионализмы Слова, употребляющиеся людьми одной профессии Камбуз
Синонимы, контекстные синонимы Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы именно в контексте являются близкими. Вне контекста это теряется. Желать – хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать
Слова в переносном значении В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное – образное, стилистически окрашенное. Меч правосудия, море света
Термины Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч. Грамматика, хирургический, оптика
Устаревшие слова (архаизмы) Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. Изрядный – отличный, рачительный – заботливый, чужестранец – иностранец
Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, структуре, воспроизводимые в речи, в качестве целых лексических единиц Кривить душой – лицемерить, бить баклуши – бездельничать, на скорую руку – быстро
Экспрессивная разговорная лексика Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные Грязнуля, крикун, бородач

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.