Сделай Сам Свою Работу на 5

Словообразование глаголов





Словообразование существительных

 

ВАРИАНТ 1

1. В каком ряду все слова однокоренные?

1) Бот, ботик, ботинок, ботиночек;

2) бочок, бочка, бочонок, бочар, обочина;

3) вербочка, верба, вербняк, вербовщица;

4) гусь, гусак, гусыня, гусеница, гусенок.

 

2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Собеседник, отпускник, искренность;

2) подшерсток, побережье, сокурсник;

3) перемирие, соперник, пригород;

4) соучастник, сокурсница, безрассудство.

 

3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?

1) Кровь, кровинка, кровиночка;

2) кастрюля, кастрюлька, кастрюлечка;

3) торопить, торопиться, торопливый, торопливость, неторопливость;

4) крупа, крупяной, крупчатый, крупица.

 

4. В каком ряду все слова образованы сложением основ и прибавлением суффикса?

1) Черноморец, пароходик, скалолазка;

2) соковыжималка, садоводы, стеклокерамика;

3) звездолетчик, горнолыжница, солнцепек;

4) чаепитие, кофемолка, хлебопашец.

 

5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?

1) Амбар: амбарчик = сарай : сарайчик;

2) слон: слониха = трус : трусиха;



3) парашют: парашютист = паспорт : паспортист;

4) гусь: гусята = ботинок : ботинята.

 

6. В какой строке значение слова истолковано неверно?

1) Тигролов – тот, кто ловит тигров.

2) Черноглазка – та, у которой черные глаза.

3) Радиореклама – реклама, передаваемая по радио.

4) Телебашня – башня с телевизорами.

 

7. Придумайте сложные слова вместо данных: звонок, арбуз, нос.

 

8. Выпишите из стихотворения 3–4 непроизводных существительных.

В жару растенья никнут,

Бегут от солнца в тень.

Одна лишь чушка-тыква

На солнце целый день.

Лежит рядочком с брюквой,

И кажется – вот-вот

От счастья громко хрюкнет

И хвостиком махнет.

(Сергей Орлов)

 

9. Известно, что от слова ягода образовано слово ягодник, от слова вишня – вишенник.

Какие слова со значением «место, где растет...» можно образовать от данных: малина, орех?

Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.

 

ВАРИАНТ 2

 

1. В каких двух рядах все слова однокоренные?

1) Ложь, сложный, сложность, сложение;



2) беда, бедняжка, ябеда, ябедник;

3) выговор, говорун, заговаривание, говорливость;

4) бедность, беднота, бедняга, беднячество.

 

2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Нашейник, подсвечник, подбородок;

2) сдувание, задушевность, обогреватель;

3) загривок, задымленность, запевала;

4) наконечник, опенок, зайчонок, детство.

3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?

1) Роза розовый розовость порозоветь;

2) семья семейство семейственный семейственность;

3) роза розовый розарий;

4) разряд разрядник разрядница.

 

4. В каком ряду все существительные образованы только словосложением?

1) Платье-костюм, кофемолка, самолет;

2) землепроходец, бетономешалка, вагон-ресторан;

3) паровоз, плащ-палатка, канатоходец;

4) хлебопродукт, диван-кровать, птицефабрика.

 

5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?

1) Выезжать: выезд = выходить : выход;

2) сад: садовник = ель : ельник;

3) верблюд: верблюжонок = собака : собачонок;

4) грести: гребец = петь: певец.

 

6. Отметьте примеры детского словотворчества.

1) Грушонок – это росток груши.

2) Журчей, потому что он журчит.

3) Гусар – это не тот, кто пасет гусей, а кто служил в царской армии.

4) Варюля – в ней варят суп.

7. Придумайте сложные слова вместо данных: сырость, дыня, калоши.

 

8. Выпишите из стихотворения В.Ермакова 3–4 непроизводных существительных.

Свежая вырубка, дом лесника.

Низко над домом летят облака.

Ветер лютует... Но в доме тепло.

Листья, как бабочки, бьются в стекло.

В новой кадушке капуста сопит.



Внуки уснули, и дедушка спит.

Спит и спокоен заботливый дед:

Дом он построил на тысячу лет.

 

9. Дан ряд слов: виноградник, осинник, ежевичник.

Можно ли в этот ряд включить слово подсолнечник? Почему?

Напишите небольшое сочинение-объяснение.

Ответы

Словообразование существительных

Вариант 1

1 - 1;

2 - 4;

3 - 4;

4 - 4;

5 - 4;

6 - 4;

Вариант 2

1 - 3, 4;

2 - 1;

3 - 3;

4 - 4;

5 - 2, 3;

6 - 1, 2, 4.

Словообразование имен прилагательных

ВАРИАНТ 1

 

1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом?

1) Предостойный, недовольный, сверхглубокий;

2) беспорядочный, беспамятный, беседочный;

3) предпраздничный, приличный, путепроводный;

4) некрепкий, необычный, нейтральный.

 

2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом?

1) Вагонный, влажный, важный;

2) беседочный, беловатый, бледный;

3) брезентовый, безволосый, бревенчатый;

4) ветеранский, вещественный, вишневый.

 

3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ов-?

1) Персик, стекло, ухаб;

2) родник, пробка, остановка;

3) лозняк, кустарник, подорожник;

4) калина, леденец, хвала.

 

4. В каких двух рядах все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Безвинный, предвечерний, безветренный;

2) поверхностный, довоенный, безвластный;

3) прибрежный, надомный, беззаботный;

4) загородный, застенчивый, заводской.

 

5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса?

1) Дружелюбный, хлебобулочный, автозаводской;

2) дальневосточный, глинобитный, ледокольный;

3) железнодорожный, геологоразведочный, самоварный;

4) кисломолочный, сельскохозяйственный, западноевропейский.

 

6. В каком ряду все прилагательные непроизводные?

1) Неизгладимый, неожиданный, необычный;

2) дорожный, путевой, детский;

3) общий, сильный случайный;

4) свежий, яркий, сухой.

 

7. Восстановите словообразовательные цепочки.

1) Цирк ... циркаческий;

2) широтный ... широкий;

3) хитрый ... бесхитростный;

4) пережиточный ... пережить...

 

8. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.

1) Еловый;

2) елочный;

3) запасной;

4) запасливый.

 

9. Напишите мини-сочинение о других деревьях или кустарниках.

 

Хороша развесистая, белоствольная, светло-зеленая, веселая береза, но еще лучше стройная, кудрявая, круглолистная, сладкодушистая во время цветения, но не ярко-зеленая, а мягко-зеленая липа. Коренаст, крепок, высок и могуч многолетний дуб. Трепетнолистая осина красива и заметна осенью, когда золотом и багрянцем покрываются ее листья. Много прелести и разнообразия придает она лесу во время осеннего листопада. (По С.Т. Аксакову)

 

 

ВАРИАНТ 2

 

1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом?

1) Подгорный, перегорелый, подготовочный;

2) пригородный, раздражительный, закарпатский;

3) прегорький, негромкий, сверхзвуковой;

4) разгрузочный, распределительный, растительный.

 

2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом?

1) Паровозный, лимонный, асфальтный;

2) барский, бархатистый, двухведерный;

3) венный, вельветовый, великодушный;

4) говорливый, голубоглазый, гниловатый.

 

3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ян- ?

1) Кость, ветер, пар, время;

2) изба, глина, печь, путь;

3) волос, нефть, клад, чай;

4) крупа, дрова, лед, овес.

 

4. В каком ряду все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Настенный, безграмотный, запасливый;

2) подшефный, нагрудный, поштучный;

3) послеобеденный, безграничный, пречестный;

4) довоенный, бессердечный, распрекрасный.

 

5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса?

1) Североморский, многодетный, морозобойный;

2) хлебородный, теплопроводный, морозоустойчивый;

3) краснолицый, теплостойкий, засухоустойчивый;

4) многопартийный, теплозащитный, лесостепной.

 

6. В каком ряду все прилагательные непроизводные?

1) Белый, тюлевый, баскетбольный;

2) твердый, честный, талантливый;

3) свирепый, рыжий, плоский;

4) тесный, выносливый, мышиный.

 

7. Восстановите словообразовательные цепочки.

1) мерить... примерка ...;

2) опасный ... безопасность;

3) писать – письмо ... письменно;

4) тепло … теплица ….

 

8. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.

1) Невинный;

2) невиновный;

3) высокий;

4) высотный.

 

9. Напишите мини-сочинение о другой птице.

 

Летом сороки собирают на деревьях гусениц хвоегрызущих и листогрызущих насекомых.

Сороки приносят большую пользу лесам, лесопосадкам и лесополосам. Осенью и в малоснежные зимы сороки рыхлят подстилку в лесополосах. Оставленные ими старые гнезда используют мышевидные грызуны.

(По И.Заячниковскому)

ОТВЕТЫ

Словообразование прилагательных

 

Вариант 1

 

1 - 1;

2 - 4;

3 - 3;

4 - 1, 3;

5 - 4;

6 - 4;

7 - циркач;

широта;

хитрость;

хитростный;

пережиток;

жить.

 

Вариант 2

 

1 - 3;

2 - 1;

3 - 4;

4 - 2;

5 -1;

6 - 3;

7 - примерить;

примерочный;

безопасный;

письменный;

теплый;

тепличный.

Словообразование глаголов

ВАРИАНТ 1

 

1. Выпишите из текста бесприставочный глагол.

Все пассажиры повскакивали со своих мест. Вскочила и Алиса. Лошадь высунулась из окна, после чего снова уселась на место и спокойно сказала:

– Ничего страшного. Сейчас поезд будет прыгать через ручей.

Все сразу успокоились.

(Пересказ с английского В.Орла)

 

2. Какой бесприставочный глагол-синоним можно подобрать к данному ряду слов?

Отдавать, передавать, вручать, выдавать, представлять, приносить, давать.

 

3. В каком ряду все глаголы образованы приставочным способом?

1) Принарядиться, присутствовать, приветствовать;

2) сдать, восстановиться, обжигаться;

3) закатиться, занозить, заземлить;

4) подыскать, сыграть, поинтересоваться.

 

4. В каком ряду все глаголы образованы суффиксальным способом?

1) Ограничивать, обедать, огорчить;

2) запереться, собирать, достроить;

3) соперничать, шуметь, глохнуть;

4) воспитывать, рассмеяться, спилить.

 

5. В каком ряду все глаголы образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Разбежаться, обезуметь, постукивать;

2) очиститься, участвовать, перевоспитать;

3) переписываться, прибраться, приглашать;

4) соразмерять, примечать, переносить.

 

6. В какой цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) Полоть – выполоть – выпалывать – выпалываться;

2) приутихнуть – утихнуть – тихнуть – тихий;

3) чистый – чистить – расчистить – расчистка;

4) получить – недополучить – недополучать – недополучение.

 

7. Напишите рассуждение о другой птичке.

 

К зяблику его имя не подходит совсем. Зяблик – значит, должен зябнуть, мерзнуть. А эта птичка прилетает к нам одной из первых, когда на улице еще слякоть и нередки морозы и метели. Зяблик бойко прыгает по совсем еще голым веткам, и никто не видел, что он хоть немножко мерзнет.

(По Ю.Дмитриеву)

 

ВАРИАНТ 2

 

1. Найдите и выпишите бесприставочный глагол.

Но борода растаяла и исчезла, как только Алиса за нее схватилась, и в тот же миг Алиса очутилась на траве, под деревом, а Комар (потому что именно он разговаривал с Алисой тоненьким голоском) уселся на ветке у нее над головой и обмахивал Алису своими крыльями.

(Пересказ с английского В.Орла)

 

2. Какой бесприставочный глагол можно подобрать к данному синонимическому ряду?

Пропадать, провалиться, теряться, сгинуть, улетучиться, след простыл, в воду кануть, был таков.

 

3. В каком ряду все глаголы образованы приставочным способом?

1) Подобреть, продудеть, оживить;

2) сдублировать, изъездить, воссоединить;

3) пожалеть, отдышаться, вдуматься;

4) запереться, собирать, спилить.

 

4. В каком ряду все глаголы образованы суффиксальным способом?

1) Стукнуть, достигать, умыться;

2) подчеркивать, пошутить, достраиваться;

3) приглашать, перегородить, заживлять;

4) рассмешить, развивать, сшить.

 

5. В каком ряду все глаголы образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Рассыпаться, отлавливать, истереть;

2) просушиться, посуроветь, присудить;

3) расступиться, обездолить, удлинить;

4) пообедать, засобираться, подыскать.

 

6. В какой цепочке нарушена последовательность словообразования?

1) Играть – выиграть – выигрыш – выигрышный;

2) бежать – пробежать – пробег – велопробег;

3) варить – выварить – вываривание – вываривать;

4) гореть – догореть – догорать – догорание.

 

7. Напишите рассуждение о другом растении, предсказывающем погоду.

 

Я срываю коленчатый стебель хвоща. На сломе выступила капелька – быть дождю. И вдруг за высокими кустами на реке что-то зашуршало, зеркальная поверхность омута запузырилась, посыпал мелкий теплый дождь.

(По А.Куликову)

ОТВЕТЫ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.