Раскрытие информации по отчетным сегментам
Тема: «Анализ отчетности по сегментам бизнеса»
Сущность и назначение сегментарной отчетности
Раскрытие информации по отчетным сегментам.
Этапы создания сегментарной отчетности организации
1. Многие крупные организации производят всевозможные товары, оказывают разнообразные услуги, осуществляют торговую, посредническую финансовую деятельность на предприятиях с различным техническим уровнем, разной рентабельностью, имеющих различные перспективы дальнейшего развития. Производство и продажа товаров совершаются в различных географических зонах, государствах, территориальных районах, что также накладывает свой отпечаток и сказывается на результатах хозяйственной деятельности. Информация об этих особенностях представляет весьма значительный интерес дня многих пользователей финансовой отчетности.
Подобная информация необходима пользователям для того, чтобы:
♦ лучше понять результаты прошлой деятельности организации;
♦ лучше оценить риски и доходы предприятия;
♦ принимать более обоснованные решения в отношении предприятия в будущем.
Подобно тому, как информация внешней финансовой отчетности используется для анализа финансового состояния предприятия, результатов его деятельности, данные сегментарной отчетности позволяют оценить качество работы каждого сегмента бизнеса.
Сегмент (от лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации.
Порядок ее составления для внешних пользователей установлен ПБУ 12/2000, согласно которому под сегментомв первую очередь понимается самостоятельное юридическое лицо либо являющееся дочерним (зависимым) предприятием по отношению к материнскому (основному) обществу, либо входящее в какую-либо ассоциацию, союз, холдинг. Такое предприятие в обязательном порядке должно рассматриваться в качестве операционного или географического сегмента. Это, однако, не означает, что данные сегменты не могут быть разделены на более мелкие.
Информация сегментарной отчетности используется с целью принятия разнообразных управленческих решений. Для многих российских предприятий вопрос выживания сегодня напрямую связан с необходимостью разукрупнения (реструктуризации) бизнеса.
Информация сегментарной отчетности позволяет администрации организации контролировать деятельность разных подразделений и объективно оценивать качество работы возглавляющих их менеджеров. На ее основе делаются выводы о профессиональной пригодности того или иного менеджера, разрабатываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется система материального и морального поощрения персонала предприятия.
Сегментарная отчетность помогает в работе самим менеджерам. Руководителю любого уровня всегда следует знать, насколько хорошо он работает. Если его планы не выполняются, он должен узнать об этом как можно раньше. В противном случае менеджер не сможет своевременно откорректировать планы своего подразделения, и поставленная перед ним цель окажется нереальной.
В Международных стандартах IAS есть стандарт МСФО 14 «Сегментная отчетность». Этот стандарт и стал основой для разработки ПБУ 12/2000.
Согласно и МСФО 14 и ПБУ №12 предусматривается два вида отчетных сегментов:операционные (хозяйственные, отраслевые) и географические. Для определения этих сегментов предлагается использовать внутреннюю структуру организации и систему ее внутренней отчетности.
Информация по сегменту - информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности организации.
Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности (далее - отчетные сегменты) устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры.
Информация по операционному сегменту - информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг. Операционный сегмент не должен включать товары и услуги со значительно отличающимися рисками и выгодами.
При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов:
♦ назначению товаров, работ, услуг;
♦ процессу производства товаров, выполнения работ;
♦ оказанию услуг;
♦ потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;
♦ методам продажи товаров и распространения работ, услуг;
♦ системам управления деятельностью организации (если применимо).
Информация по географическому сегменту - информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получает прибыли, отличные от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации. Географическим сегментом может быть одна страна, группа стран или регион внутри страны. Риски и прибыли организации зависят от места расположения ее производства или деятельности по оказанию услуг, то есть от места расположения ее операций. Но они могут зависеть и от места расположения ее рынков и клиентов. Выбор географического сегмента может быть проведен как по месту расположения операций, так и по месту расположения рынков и клиентов.
Таким образом, при выделении информации по географическим сегментам следует исходить из:
1) сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации
2) наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;
3) сходства видов деятельности;
4) рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;
5) общности правил валютного контроля;
6) валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.
Информация по отчетному сегменту - информация по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащая обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской отчетности.
Таблица 1
Факторы, рассматриваемые при выборе отчетного сегмента
Операционный сегмент
| Географический сегмент
| Характер товаров или услуг
| Сходство экономических и политических условий
| Характер производственных процессов
| Отношения между операциями в разных географических районах
| Тип или класс клиентов, потребителей товаров или услуг
| Территориальная близость операций
| Методы, используемые для распространения товаров и предоставления услуг
| Правила валютного контроля
| Характер регулирующей среды: банковские, страховые, коммунальные организации
| Валютные риски
|
| Другие специальные риски, связанные с операциями в конкретном районе
|
Раскрытие информации по отчетным сегментам
При выборе сегментов необходимо руководствоваться данными об организационной структуре предприятия, которые помогут определить, на чем должны основываться его географические сегменты - на расположении активов организации или расположении ее клиентов.
Операционный или географический сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям и выполняется одно из следующих условий:
1) выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% от общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;
2) финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% от суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);
3) активы данного сегмента составляют не менее 10% от суммарных активов всех сегментов;
4) на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75% от выручки организации.
В составе первичной информации по отчетному сегменту вбухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту:
♦ общая величина выручки, втом числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;
♦ финансовый результат (прибыль или убыток);
♦ общая балансовая величина активов;
♦ общая величина обязательств;
♦ общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;
♦ общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
♦ совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений вэти зависимые общества и совместную деятельность.
Таким образом, сегменты обладают собственными активами, с ними отождествляются обязательства, на них обоснованно могут быть отнесены доходы и расходы, а следовательно, может быть определен и финансовый результат деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|