Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 1 «Сущность, функции и звенья финансов. Финансы в общественном воспроизводстве и системе денежных отношений»





ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал

Кафедра Экономики и финансов

Биткина И. К.

_____________________________________

(фамилия, инициалы автора (ов)

ФИНАНСЫ

(наименование учебной дисциплины)

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

Экономическая безопасность

(код специальности) (наименование специальности ).

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № ……..от «…..» .........................2012 г.   Подпись Заведующего кафедрой ……………………… Брехова Ю. В.    

 

Волгоград 2012


Содержание

Наименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Финансы»
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине
1.2.. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
1.4. Тематический план учебной дисциплины
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
2.3. Рекомендации по работе с литературой
2.4. Разъяснения по работе с тестовой системой курса
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ
Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях

РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины



 

1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Финансы»

Сущность и роль финансов и кредита; государственный бюджет; формирование и использование денежных накоплений предприятий; основные принципы финансирования и кредитования капитальных вложений; оборотные средства предприятий, система их финансирования и кредитования; безналичные расчеты между предприятиями; краткосрочный кредит в хозяйственном механизме управления предприятием; финансовая работа и финансовое планирование в системе управления предприятием; роль финансов и кредита в развитии внешнеэкономической деятельности предприятий.



 

Дидактические единицы по дисциплине «Финансы»

ДЕ1: Сущность и функции финансов

ДЕ2: Финансы предприятий

ДЕ3: Государственные финансы

ДЕ4: Бюджетная система

ДЕ5: Международные финансы

ДЕ6: Понятие и сущность кредита

ДЕ7: Валютные отношения

ДЕ8: Банковская система

1.2. Целью учебной дисциплины «Финансы» является овладение студентами системой знаний по основам теории финансов, практики организации управления государственными и муниципальными финансами, навыками применения в своей будущей профессиональной деятельности всего арсенала финансово-экономических расчетов.

Основными задачами данного учебного курса являются:

· Дать представление о понятийном аппарате государственных, муниципальных финансов и финансов хозяйствующих субъектов и граждан (домохозяйств).

· Познакомить их с основными законами и тенденциями развития в сфере финансово-денежных отношений.

· Сформировать понятие о закономерностях развития финансовой системы и финансового рынка.

· Рассмотреть методы финансовой политики, управления и планирования.

· Сформировать необходимый объем знаний о системы государственных расходов и доходов; общих принципов построения налоговых систем и налоговой системы России; роли государственного и муниципального кредита; бюджетной системы и внебюджетных фондов и их роли в системе макроэкономического регулирования.



· Дать представление о содержании сводного финансового баланса и роли финансового контроля; содержании и принципов организации других звеньев финансовой системы.

· помочь освоить будущим специалистам методы самостоятельной работы с финансово-экономической информацией;

· показать место и значение получаемых знаний в подготовке будущих экономистов.

Изучение дисциплины «Финансы» предусматривает включение следующих вопросов:

ü сущность и функции финансов;

ü структура финансовой системы;

ü методы управления финансами и финансовый механизм управления;

ü современная финансовая политика государства и методы оценки ее эффективности;

ü основы функционирования бюджетной системы государства;

ü банковский сектор современной экономики;

ü страхование и его функции;

ü международные финансы.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения предмета «Финансы» студент должен знать:

1. Закономерности функционирования финансов и финансовой системы страны.

2. Основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки в области финансов.

3. Содержательный потенциал категории «финансы» и их функции, дискуссионную информацию по этим проблемам, существующую в современных финансах. Западную и российскую трактовки категории и функций. Основные проблемы финансов.

4. Структуру и содержание финансовой системы страны, включающей институциональную подсистему (финансовые рынки, финансовые посредники), субъектную подсистему (субъекты рынка), инструментальную подсистему (финансовые инструменты денежного рынка и рынка капитала). Функции финансовой системы. Дискуссионные проблемы структуры и функций финансовой системы.

5. Основные направления использования финансов в сфере общественного воспроизводства.

6. Финансовую политику государства, бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, бюджетную систему и процессы их реформирования.

7. Государственные и муниципальные финансы и процессы их реформирования

8. Международные финансы и особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах.

9. Взаимосвязь финансов и глобализации экономики.

10. Основные особенности российской финансовой системы, их институциональную структуру, направления экономической политики государства в области финансов организации.

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

1. Анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты.

2. Рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально- экономические показатели.

3. Применять существующие инструментарии финансового анализа к исследованию финансовых процессов во всех подсистемах финансовой системы.

4. Выполнять задачи, связанные с финансовым планированием и финансированием деятельности всех субъектов рынка.

5. Оценивать возможности инвестирования финансовых ресурсов в соответствии с конъюнктурой финансовых рынков.

6. Выполнять функции финансового аналитика.

7. Выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально- экономических последствий.

8. Проводить разработку мероприятий по повышению эффективности деятельности организаций (предприятий).

Студент должен приобрести следующие навыки:

1. Системного представления об организации финансовых отношений.

2. Методологии экономического исследования финансов.

3. Работы с первичными и вторичными источниками информации, характеризующей финансовые отношения различных субъектов финансовой системы.

4. Построения экономических моделей.

5. Выявление и внедрение в работу управления финансами эффективных инструментов.

6. Использования методик расчета доходности финансовых инструментов.

7. Реализации мероприятий, направленных на выравнивание экономического благосостояние регионов России.

8. Оценки и интерпретации значений финансовых показателей количественного и качественного характера.

9. Использования полученных знаний в своей практической деятельности.

Обладать следующими компетенциями:

v способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

v способностью ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОК-4);

v способностью соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-6);

v способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);

v способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

v способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции (ОК-10);

v способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

v способностью применять математический инструментарий для решения экономических задач (ОК-15);

v способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (ОК-16);

v способностью подготавливать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

v способностью обосновывать выбор методик расчета экономических показателей (ПК-2);

v способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-3);

v способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми стандартами (ПК-4);

v способностью осуществлять планово-отчетную работу организации, разработку проектных решений, разделов текущих и перспективных планов экономического развития организации, бизнес-планов, смет, учетно-отчетной документации, нормативов затрат и соответствующих предложений по реализации разработанных проектов, планов, программ (ПК-5);

v способностью осуществлять бухгалтерский, финансовый, оперативный, управленческий и статистические учеты хозяйствующих субъектов; применять методики и стандарты ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного учетов, формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности (ПК-6);

v способностью выявлять и использовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических и правовых явлений в профессиональной деятельности (ПК-9);

v способностью юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, создающие угрозы экономической безопасности, применять познания в области материального и процессуального права (ПК-10);

v способностью обеспечивать экономико-правовую защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ПК-11);

v способностью применять основные закономерности создания и принципы функционирования систем экономической безопасности хозяйствующих субъектов (ПК-12);

v способностью организовывать и проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-25);

v способностью применять методы осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-26);

v способностью оценивать эффективность формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, выявлять и пресекать нарушения в сфере государственных и муниципальных финансов (ПК-27);

v способностью оценивать эффективность систем внутреннего контроля и аудита (ПК-28);

v способностью анализировать показатели финансовой и хозяйственной деятельности государственных органов, организаций и учреждений различных форм собственности (ПК-29);

v способностью осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач (ПК-31);

v способностью выбирать инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обосновывать свой выбор (ПК-32);

v способностью проводить анализ и давать оценку возможных экономических рисков, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности (ПК-35);

v способностью проводить комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов (ПК-37);

v способностью анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность (ПК-38);

1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу (например, гуманитарный, естественнонаучный, профессиональный) и междисциплинарные связи. Для направления 080101 «Экономическая безопасность» настоящая дисциплина является обязательной дисциплиной. Финансы как специальная дисциплина ФГОС напрямую и опосредованно связаны с целым рядом учебных дисциплин специальности, в первую очередь, с дисциплинами: «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Экономика организаций» «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет», «Страхование», «Бюджетная система», «Инвестиции», «Финансовый менеджмент» и т.д. Предметом дисциплины является управление денежными потоками различных субъектов рынка, к которым относятся государство, фирмы, домашние хозяйства. Реализация управления осуществляется через финансовую систему национальной и мировой экономики. Для успешного освоения дисциплины в процессе изучения курса студент должен получить твердую и достаточно полную систему знаний: о содержании и функциях государственных и муниципальных финансов, их развитии в России и ведущих зарубежных странах; о современной финансовой политике и методах ее реализации на различных уровнях управления, планирования и контроля финансовой системы страны; о финансовых аспектах деятельности государства и экономических субъектов (организаций, предприятий, граждан, домашних хозяйств). Кроме того, необходимо: усвоить методы и приемы, применяемые в финансовых расчетах; ознакомиться с основными законодательными актами и другими нормативно-правовыми источниками в сфере финансовых отношений. Полученные знания студенты могут использовать в курсовом и дипломном проектировании.


1.4 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ФИНАНСЫ» (144 часа) на 2012 – 2013 уч. год для студентов ЭБ-100

Наименование тем Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме
Очная форма обучения
Тема 1 «Сущность, функции и звенья финансов. Финансы в общественном воспроизводстве и системе денежных отношений» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 8 часов (0,22 У ЗЕТ)
Тема 2 «Финансовая система страны, ее сферы и звенья. Эволюция финансовой системы. Финансовый рынок» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 6 часов (0,17 У ЗЕТ) 12 часов (0,33 У ЗЕТ)
Тема 3 «Управление финансами. Финансовый механизм и финансовая политика» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 8 часов (0,22 У ЗЕТ)
Тема 4 «Особенности построения финансовой политики современного государства» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 6 часов (0,17 У ЗЕТ) 12 часов (0,33 У ЗЕТ)
Тема 5 «Финансовый контроль, его сущность. Формы и методы проведения» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 8 часа(0,22 У ЗЕТ)
Тема 6 «Основы построения бюджетной системы государства» 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 8 часов (0,22 У ЗЕТ) 16 часов (0,44 У ЗЕТ)
Тема 7 «Особенности финансов коммерческих и некоммерческих организаций» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 8 часов (0,22 У ЗЕТ) 16 часов (0,44 У ЗЕТ)
Тема 8 «Финансовые отношения в банковском секторе» 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 8 часов (0,22 У ЗЕТ) 16 часов (0,44 У ЗЕТ)
Тема 9 «Страхование, его экономическая сущность и функции. Финансы страховых организаций» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 8 часов (0,22 У ЗЕТ) 16 часов (0,44 У ЗЕТ)
Тема 10 «Финансы домашних хозяйств» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 8 часов (0,22 У ЗЕТ)
Тема 11 «Международные финансы» 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 2 часа (0,06 У ЗЕТ) 4 часа (0,11 У ЗЕТ) 8 часов (0,22 У ЗЕТ)
Форма контроля (экзамен)       36 часов (1 У ЗЕТ)
Итого по курсу: 26 часа (0,72 У ЗЕТ) 34 часа (0,94 У ЗЕТ) 48 часов (1,3 У ЗЕТ) 144 часа (4 У ЗЕТ)
               

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Лекция 1 «Сущность, функции и звенья финансов. Финансы в общественном воспроизводстве и системе денежных отношений»

Краткое содержание. Финансы как самостоятельная базовая экономическая категория. Сущность и функции финансов. Причины появления и этапы становления финансов. Ж. Боден и другие исследователи о сущности и видах финансовых отношений. Финансовые и денежные отношения в современной экономике. Денежный характер финансовых отношений. Содержание финансов. Функции финансов как проявление их сущности. Основные и дополнительные функции финансов. Распределительная функция финансов. Перераспределительная функция финансов. Контрольная функция финансов. Аккумулирующая функция финансов. Планирование как функция финансов. Воспроизводственная функция финансов. Стимулирующая функция финансов. Регулирующая функция финансов. Соотношение категории финансов с такими понятиями, как «деньги», «налоги», «кредит», «страхование», «доход». Роль финансов в общественном воспроизводстве. Финансы как экономический инструмент воздействия на воспроизводственный процесс. Эволюция финансовой науки в России.

Основные понятия: финансы, общественное воспроизводство, функции финансов, распределительная функция финансов, перераспределительная функция финансов, контрольная функция финансов, стимулирующая функция финансов, аккумулирующая функция финансов, регулирующая функция финансов, планирование как функция финансов, финансовая наука, деньги, финансовые отношения, денежные отношения, кредит, страхование.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.