Государственная политика в области регулирования социально- трудовых отношений
Основными субъектами регулирования социально-трудовых отношений являются:
- государство;
- органы социального партнерства;
- Международная организация труда (МОТ).
В странах с либеральной экономикой центральным элементом социально-трудовой сферы выступает рынок труда, поэтому важнейшей целью государственного вмешательства в эту сферу служит расширение спроса на труд и поддержка эффективного предложения труда. Меры государственного регулирования рынка труда дифференцируется следующим образом:
- по объектам воздействия. В этой роли могут выступать население и его отдельные группы, работники и их отдельные группы, а также предприниматели и их группы. В то же время в качестве объектов регулирования рынка труда, могут рассматриваться элементы организации труда, а именно оплата труда, его продолжительность и т.д.;
- по направленности воздействия. К этим мерам относятся: меры, увеличивающие (уменьшающие) спрос на рынке труда; меры, воздействующие на структуру предложения труда и структуру спроса на труд; меры регулирования рынка труда, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения;
- по форме воздействия - меры регулирования рынка труда делятся на прямые и косвенные. При этом как прямое, так и косвенное влияние на рынок труда наиболее эффективно при обязательном учете баланса интересов всех субъектов рынка труда;
- по характеру воздействияна рынок труда меры регулирования разделяются на поощрительные, ограничительные, запретительные, защитные, экономические, административные;
- по уровню воздействия - меры государственного регулирования рынка труда подразделяются на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные;
-по источникам финансирования – госбюджет, средства внебюджетных социальных фондов и т.д.
Существует два типа государственной политики регулирования трудовых отношений: пассивная и активная.
Пассивная политика направлена на обеспечение (поддержание) некоторых условий функционирования рынка труда, она предполагает ответственность государства за обеспечение этих условий. В данном случае формируется государственный патернализм в сфере социально-трудовых отношений (от лат. paternus – отцовский, отеческий). Пассивная политика регулирования рынка труда включает следующие меры: регистрацию, ищущих работу, определение размера пособий по безработице, организацию системы предоставления пособия по безработице, осуществление не денежных форм поддержки безработных и членов их семей.
В странах с развитой рыночной экономикой одной из наиболее распространенных форм реализации пассивной политики занятости является страхование от безработицы, которое стабилизирует потребление семьи безработного и облегчает ему поиск новой работы, поскольку способствует уменьшению затрат времени на случайные заработки. Кроме того, программы страхования от безработицы способствуют макроэкономической стабилизации, повышая покупательную способность населения в период экономического спада и сокращая неравенство доходов в обществе. Вместе с тем программы страхования от безработицы могут поддерживать социальное иждивенчество.
Активная политика направлена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место путем обучения, переподготовки и содействия самозанятости. Она поощряет активность каждого человека, направленную на поиск работы. В этом случае государство выступает лишь как посредник, предоставляющий человеку возможность занятости. При этом предполагается, что трудоспособный человек должен самостоятельно зарабатывать средства на обеспечение своей семьи и что несет ответственность за уровень благосостояния его семьи лежит на нем самом.
Государственная служба занятости реализует основные задачи государственной политики регулирования социально-трудовых отношений. В России она создана в 1991 году и действует в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в РФ» (1991). Государственная служба занятости выполняет следующие основные функции:
- оказывает гражданам бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
- предоставляет возможность бесплатного обучения новой профессии с выплатой стипендии;
- содействует развитию самозанятости населения, обучение предпринимательским навыкам;
- информирует заинтересованных граждан и работодателей о возможности получить работу и обеспечения необходимыми работниками;
- создает условия для публикации статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на труд, возможностях трудоустройства;
- предлагает безработным участие в оплачиваемых общественных работах. Эти работы длятся неполный рабочий день, с тем, чтобы часть времени могла быть использована на профессиональную подготовку или поиск постоянного рабочего места.
Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, обеспечивающая согласование интересов работников и работодателей по вопросам социально-трудовых отношений. Социальное партнерство выступает в качестве, альтернативы силовых методов решения трудовых конфликтов и является цивилизованным методом их решения в рамках социального мира. Систему социального партнерства характеризуют также термином трипартизм (от англ. three – три; party – часть).
Система социального партнерства включает в себя следующие уровни: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный (муниципальный) и уровень организации.
В официальных документах МОТ сформулированы следующие принципы построения системы социального партнерства, которые непосредственно вытекают из конечной цели ее функционирования – повышения благосостояния населения:
- всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости;
- не предоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся;
- свобода слова и свобода объединения есть необходимые условия постоянного прогресса;
- нищета в любом месте представляет собой угрозу для всеобщего благосостояния;
- все люди независимо от расы, веры и пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы, достоинства, устойчивости в экономике и равных возможностей;
-необходимо стремиться к полной занятости и повышению жизненного уровня;
- труд не является товаром.
Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:
- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников в совершенствовании трудового законодательства;
-участие работников, их представителей в управлении организаций;
- участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Органом социального партнерства является комиссия, образованная из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях комиссия является трехсторонней. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, членами которой являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации. Комиссия создается для ведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению коллективного договора или соглашения.
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Сторонами социального партнерства выступают работники и работодатели в лице уполномоченных представителей.
Представителями работников в социальном партнерстве, как правило, являются профессиональные союзы и их объединения. Профсоюз – массовой самоуправляющее общественное объединение трудящихся определенной отрасли или смежных отраслей, профессиональной группы для защиты и представительства их социальных интересов. Главная цель профсоюза состоит в улучшении денежных и неденежных условий занятости своих членов. Профсоюзы бывают двух видов: отраслевые, которые объединяют большую часть или всех работников в отрасли или фирме независимо от рода их занятий, и цеховые, объединяющие работников исключительно одной и той же профессии.
В России профсоюзы возникли в ходе первой русской революции 1905-07гг. В годы Советской власти практически все работающее население состояло в профсоюзах. Как составное звено государственной машины управления производством и общественной жизнью профсоюзы были наделены некоторыми функциями социальной защиты трудящихся, включая управление и использование значительной части фондов общественного потребления и социального страхования. Мотивация профсоюзного членства в советский период определялась как административно-принудительными методами (обязательное вступление), так и возможностями потребления ряда дефицитных товаров и услуг, распределяемых профсоюзами.
В современной России крупнейшим профсоюзным объединением является Федерация независимых профсоюзов (ФНПР), которая была создана после распада СССР. К настоящему времени профсоюзы в России еще не играют той роли в экономической жизни страны, которую они выполняют в развитых капиталистических странах.
Представителем работодателей в социальном партнерстве выступает, как правило, объединение работодателей – некоммерческая организация, включающая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления. В современной России крупнейшим объединением работодателей является Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), уставом, которого предусмотрено право своих членов в переговорном процессе с правительством и профсоюзами.
Главным субъектом регулирования социально-трудовых отношений в мировом масштабе является Международная организация труда (МОТ).Она основана в 1919 году по инициативе и при активном участии западной социал-демократии. МОТ создана как международная организация, призванная содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать решению острых вопросов эволюционным, мирным путем.
Среди методов работы МОТ можно выделить три основных.
1. Разработка и принятие трудовых норм, которые охватывают такие области, как основные права человека в сфере труда, содействие занятости, улучшение условий труда и производственной среды, социальное обеспечение трудящихся. Трудовые нормы устанавливаются конвенциями и рекомендациями. Конвенции – это международно-правовые договоры, закрепляющие для ратифицировавших их государств-членов обязательства юридического характера. Рекомендации же предназначены лишь для создания ориентиров при выработке государствами – членами МОТ своей политики в той или иной сфере трудовых отношений, при разработке национального законодательства и практических мероприятий.
2. Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. Помимо работы экспертов и советников техническая помощь включает в себя поставки необходимого оборудования, предоставление стипендий для подготовки национальных кадров, организацию различных семинаров.
3. Исследовательская и издательская деятельность. Нормотворческая деятельность и техническое сотрудничество основываются на систематических исследованиях. Они ведутся департаментами Международного бюро труда, международным институтом социально-трудовых исследований и другими организациями
Россия как преемница международных обязательств Советского Союза стала членом МОТ. Отказ России от коммунистической идеологии, от административно-командной системы и переход к рыночным отношениям изменил отношение руководства МОТ к нашей стране, увеличил интерес к ней. В России создан Российский союз промышленников и предпринимателей, уполномоченный представлять предпринимателей. Вместе с тем осложнилось формирование профсоюзной организации в связи с возникновением нескольких профсоюзов на месте единого профсоюза.
Программным документом МОТ, определяющим ее отношение к России и другим бывшим социалистическим странам, можно считать проблемный доклад Генерального директора МОТ «Демократизация и МОТ» (1992). В нем рассматривается структурная перестройка стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, большое внимание уделено организации трехстороннего сотрудничества как способу приемлемого решения социально-трудовых проблем. Россия должна обеспечить появление независимых партнеров, которые прежде отсутствовали, должна придать им силы, научить вести общую дискуссию и трехсторонние переговоры.
[1] Рассчитано по: Российский статистический ежегодник, 2006. Росстат. М.,2006.С.33,187.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|