Занятие 6. Направления и задачи российской социальной политики
Очное обучение
№
п/п
| Название темы
| Количество часов
| Всего
| Лек.
| Сем.
| СРС
| 1.
| Понятие, содержание и структура социальной политики
|
|
|
|
| 2.
| Финансово-экономические основы и источники социальной политики
|
|
|
|
| 3.
| Идейные доктрины социальной политики
|
|
|
|
| 4.
| Правовое обеспечение социальной политики
|
|
|
|
| 5.
| Уровень жизни населения и социальная политика
|
|
|
|
| 6.
| Направления и задачи российской социальной политики
|
|
|
|
| 7.
| Социальная политика в трудовой сфере
|
|
|
|
| 8.
| Социальная политика в сфере охраны здоровья граждан
|
|
|
|
| 9.
| Социокультурная политика современного российского государства
|
|
|
|
| 10.
| Социальная политика в сфере образования
|
|
|
|
| 11.
| Жилищная политика государства
|
|
|
|
| 12.
| Государственная семейная политика в современной России
|
|
|
|
| 13.
| Социальная политика и социальная защита населения
|
|
|
|
|
| ВСЕГО:
|
|
|
|
| Методические указания студентам.
Студенты осваивают дисциплину на лекциях, семинарах и в ходе самостоятельной работы. Посещение аудиторных занятий обязательно. Преподаватель фиксирует их присутствие на занятиях в журнале. Отсутствие студента по уважительной причине принимается к сведению. Учебно-тематический план дисциплины предусматривает ее изучение студентами на лекциях, семинарах и в ходе самостоятельной работы. На лекциях студенты осваивают материал, записывая его в тетрадях. Каждая лекция и семинар имеют свою цель учебной работы, которая предполагает раскрытие и освоение студентами основных положений государственного образовательного стандарта по данной дисциплине. На семинарах предполагается обсуждение студентами определенных вопросов плана, раскрывающих тему семинара. Семинар является формой организации учебного процесса, которая служит дополнением к лекции, детализирует и расширяет ее тему. Активность студентов на семинаре является обязательным требованием к его проведению. В процессе подготовки к семинару студенты: 1.Знакомяться с планом и методическими указаниями к семинару; 2. Изучают конспект лекции по данной теме; 3. Самостоятельно изучают литературу по вопросам плана; 4. Выполняют задания для самостоятельной работы с целью добывания реальных фактов, иллюстрирующих те или иные положения задания. При изучении литературы и выполнения заданий самостоятельной работы по данной дисциплине студенты могут получить задание посетить вебсайты в Интернете. На семинарах студенты выступают с сообщениями по вынесенным на рассмотрение вопросам, докладывают о выполнении определенных заданий, участвуют в дискуссии. Преподаватель предоставляет студентом возможность свободно высказаться по обсуждаемым вопросам, помогает организовать обсуждение и провести дискуссию.
Сами семинары могут иметь различную форму. Наиболее типичной формой является коллективное обсуждение сообщений студентов по вопросам плана. Однако это не означает, что к семинару готовятся только те студенты, кто делает сообщение. Все студенты должны быть готовы к обсуждению, обмену мнениями. В ходе изучения данной дисциплины студенты выполняют различные упражнения, участвуют в проведении деловой или ролевой игры, пресс-конференции, круглого стола, встречи с экспертом.
Семинарские занятия
Занятие 1. Предмет социальной политики
1. Понятие социальной политики
2. Структура социальной политики.
3. Направления социальной политики.
4. Субъекты социальной политики.
5. Базовые принципы социальной политики.
Самостоятельная работа студента: проведение реферативной работы по теме «Трактовка социальной справедливости в прошлом и настоящем»
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахинов,Г.А.,Калашников,С.В. Социальная политика: учеб. пособие / Г.А.Ахинов, С.В.Калашников. – М.: ИНФРА-М,2009
2. Овчарова Л.Н., Пишняк А.И. Уроки монетизации льгот // http://www.ecsocman.edu.ru/text/28325205/
3. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. М., 2004
4. Социальная политика: Учебник. / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М., 2008.
5. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. –М., 2010.
Занятие 2. Финансово-экономические основы и источники социальной политики
1. Социальная политика как социоэкономика.
2. Модели хозяйственного механизма в социальной сфере.
3. Бюджет как инструмент социальной политики.
4. Хозяйствование в социальной сфере.
«Круглый стол»: Анализ доходов и расходов консолидированного бюджета РФ
Самостоятельная работа студента: подготовка к «круглому столу»: Социальные расходы бюджета Тульской области: прошлое и настоящее
ЛИТЕРАТУРА
1. Игнатов В.Г. и др. Экономика социальной сферы. – Ростов н/Д, 2001.
2. Организация финансирования и управления в регионах России в 2005 году. Общая характеристика. – М., 2006 (http://www.socpol.ru).
3. Римашевская Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. М., 2003.
4. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. М., 2004
5. Социальная политика: Учебник. / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М., 2008.
6. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. М., 2010.
Занятие 3. Идейные доктрины социальной политики
1. Политические доктрины современности в контексте социальной политики.
2. Социально-политическая доктрина либерализма.
3. Социально-политическая доктрина социал-демократии.
4. Консервативный подход к социальной политике. Неоконсервативный поворот в 70-80-е гг. ХХ века.
5. Идеологические компромиссы в современной социальной политике.
Кейс-стади: Континентальная и англосаксонская модели социальной политики: прошлое и настоящее
Самостоятельная работа студента: Реферирование литературы по территориальным моделям социальной политики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьева И.А. Возможности реформирования социальной защиты «по немецкому образцу» в современной России // http://www.ecsocman.edu.ru/text/23542867/
2. Римашевская Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. М., 2003.
3. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. М., 2004
4. Социальная политика: Учебник. / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М., 2002.
5. Холостова Е.И. Социальная политика. –М., 2001.
6. Чикалова И. Р. У истоков социальной политики государств Западной Европы // http://www.ecsocman.edu.ru/text/19138336/
Занятие 4. Правовое обеспечение социальной политики
1. Право в системе регулирования социальных отношений.
2. Социальные права граждан в прошлом и настоящем. Конституция Российской Федерации о социальных правах.
3. Отраслевое социальное законодательство. Право социального обеспечения.
4. Правоотношения в социальной сфере. Правовая защита социальных гарантий.
Практикум: Социальное законодательство Российской Федерации
Самостоятельная работа студента: подготовка к проведению «практикума»: «Обсуждаем региональное социальное законодательство»
ЛИТЕРАТУРА
1. Всеобщая Декларация прав человека. –М., 1990.
2. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М., 2009.
3. Конституция Российской Федерации. М.- 1993 и послед. издания
4. Международный пакт о экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина. // Ведомости Верховного Совета СССР. –1976. - № 17. –Ст. 291.
Занятие 5. Уровень жизни населения и социальная политика
1. Показатели потребления и структура потребительских расходов. Потребительский бюджет и потребительская корзина.
2. Категории населения в контексте уровня жизни. Характеристика социальных нормативов и стандартов.
3. Проблема бедности в обществе. Мировой опыт борьбы с бедностью.
Самостоятельная работа студента: подготовка к практическому занятию
ЛИТЕРАТУРА
1. Маргинальность в современной России. М., 2000 // http://www.ecsocman.edu.ru/text/19204355/
2. Римашевская Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. М., 2003.
3. Сбережение народа / Под ред. Н.М. Ромашевской. - М., 2007
4. Социальная статистика. –М., 1997.
5. Ткаченко А. Качество жизни населения: проблемы измерения. // Власть. –2001. - № 2.
Занятие 6. Направления и задачи российской социальной политики
1. Социально-исторические факторы российской социальной политики.
2. Социальная политика в советский период.
3. Формирование новой социальной политики. Задачи российской социальной политики.
4. Социальная политика в деятельности правительства РФ.
5. Итоги социальной политики в 90-е годы. Перспективы социальной политики в современный период.
Кейс-стади: Итоги социальной политики в 90-е-2000-е годы.
Самостоятельная работа студента: подготовка к анализу кейса «Итоги социальной политики в 90-е-2000-е годы.»
ЛИТЕРАТУРА
1. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. – М., 2000
2. Григорьева И.А. Возможности реформирования социальной защиты «по немецкому образцу» в современной России // http://www.ecsocman.edu.ru/text/23542867/
3. Маргинальность в современной России. М., 2000 // http://www.ecsocman.edu.ru/text/19204355/
4. Овчарова Л.Н., Пишняк А.И. Уроки монетизации льгот // http://www.ecsocman.edu.ru/text/28325205/
5. Римашевская Н.М. Человек и реформы: Секреты выживания. М., 2003.
6. Сбережение народа / Под ред. Н.М. Ромашевской. - М., 2007
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|