Сделай Сам Свою Работу на 5

Модальные слова. Междометия. Звукоподражания





Служебные части речи.

Предлог и союз как служебные части речи

Теоретические вопросы

1. Понятие о служебных частях речи.

2. Характеристика предлога как части речи.

3. Разряды предлогов по образованию и по структуре.

4. Значение предлогов. Стилистическая дифференциация предлогов.

5. Союз как часть речи.

6. Классификация союзов. Стилистическая дифференциация союзов.

7. Союзные слова.

Литература

1. Долин Ю.Т. «Загадочный предлог» в русском языке // РЯШ. - 1998. - № 3.

2. Бондаренко В.С. Предлоги в современном русском языке. - М., 1961.

3. Попов Ф.В. Отрицательно-утвердительные союзы в современном русском языке // РЯШ. - 1975. - № 5.

4. Черкасова Е.Т. Русские союзы неместоименного происхождения. - М.: Наука, 1973.

Практические задания

Упражнение 1. Данные предлоги распределите по структуре и по образованию.

Близ, благодаря, без, вдоль, в свете, включая, в целях, в области, ввиду, в продолжение, вследствие, вокруг, из, из-за, мимо, навстречу, около, путем, подобно, при, перед, по направлению, сообразно.

Упражнение 2.Выделите в предложениях производные предлоги и разделите их на группы, в зависимости от того, от какой части речи они образованы.



1. В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись (Л.). 2. Антон Пафнутьич спешил откланяться и, несмотря на увещания хозяина, вышел поспешно из комнаты и тотчас уехал (П.).3. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года (П.). 4. Запах травы и влажных камней проникал в комнату вместе с голосами птиц (Пауст.). 5. Около оголившихся корней того дуба, под которым я сидел, по серой, сухой земле, между дубовыми листьями, ...кишели муравьи (Л.Т.). 6. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги (Л.Т.). 7. К счастию, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (Л.). 8. Спустя часа полтора Иона сидит уже около большой грязной печи (Ч.). 9. Чаще и чаще несли навстречу огоньки (Т.). 10. Посередине улицы шагает ночной сторож (М.Г.).

Упражнение 3.Определите, какие значения выражают предлоги в данных словосочетаниях.

Расти перед домом, покраснеть от стыда, сделать для брата, человек от земли, стены из мрамора, работали вместе с отцом, поговорить по душам, отчислить из-за пропусков, пройти через лесную чащу, разориться вследствие неурожая, проехать с километр.



Упражнение 4. С данными словами употребите предлог в или на. Мотивируйте свой выбор.

Крым, Украина, Молдавия, Кавказ, Урал, фабрика, цех, завод, радио, театр, опера, мастерская, почта, школа, предприятие, университет, кружок, студия, кино, река, город, деревня.

Упражнение 5.В приведенных ниже предложениях найдите союзы. Охарактеризуйте союзы по образованию (производные, непроизводные), по структуре (простые, составные), по характеру употребления (одиночные, повторяющиеся, двойные), по выполняемой функции (сочинительные, подчинительные, с указанием конкретной семантики).

1. Возвращаясь домой, князь Андрей не мог удержаться, чтобы не спросить молчаливо сидевшего подле него Кутузова о том, что он думает о завтрашнем сражении (Л.Т.). 2. Так как бороться с теперешним моим настроением было бы бесполезно, да и не в моих силах, то я решил, что последние дни моей жизни будут безупречны, хотя с формальной стороны; если я не прав по отношению к своей семье, что я отлично сознаю, то буду стараться делать так, как она хочет (Ч.). 3. Когда я немного погодя, возвращаюсь к себе в комнату, чтобы написать для Лиды рецепт, я уже не думаю о том, что скоро умру, но просто на душе тяжело, нудно, так что даже жаль, что я не умер внезапно (Ч.). 4. Как по пушистому ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистывание охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте (Л.Т.). 5. Зима была вялая, без морозов, с мокрым снегом; под Крещенье, например, всю ночь ветер жалобно выл по-осеннему и текло с крыш, а утром во время водосвятия полиция не пускала никого на реку, так как говорила, лед вздулся и потемнел. Но, несмотря на дурную погоду, Никитину жилось так же счастливо, как и летом (Ч.). 6. По ночам он спал теперь нехорошо, чутко, и ему слышно было, как Матвей тоже не спал и все вздыхал, скучая о своем изразцовом заводе. И Якову ночью, пока он ворочался с боку на бок, вспоминались и краденая лошадь, и пьяница, и евангельские слова о верблюде. Похоже было на то, как будто у него опять начинались мечтания. И как нарочно, каждый день, несмотря на то, что уже был конец марта, шел снег и лес шумел по-зимнему, и не верилось, что весна настанет когда-нибудь (Ч.).



Упражнение 6.Выделите в предложениях союзные слова, укажите их синтаксическую функцию.

1. Когда снег тихо опускается, самому хочется быть еще тише (Приш.). 2. Нужно читать и уважать те книги, которые учат понимать смысл жизни (М.Г.). 3. Лесная книга дается только тем, кто хочет читать ее без всякой ощутимой пользы для себя или корысти (Приш.). 4. Нам незнакомая дорога, где внове каждый буерак, длиннее кажется намного уже исхоженных дорог (К.Ваншенкин). 5. Хороша та книга, которую открываешь, предвкушая, а закрываешь, обогатившись (Афоризм).

 

Практическое занятие № 13.

Служебные части речи.

Частицы

Теоретические вопросы

1. Характеристика частиц как части речи.

2. Разряды частиц по функции.

3. Разряды частиц по семантике.

4. Разряды частиц по структуре. Стилистическая дифференциация частиц.

Практические задания

Упражнение 1. Выделите в предложениях частицы и определите их разряд по функции и значению.

1. Что за прелесть эти сказки! (П.). 2. Не хочу и доброй ночи тебе желать (Г.). 3. Как хорошо ты, о море ночное (Тютч.). 4. Да разве об этом расскажешь, В какие ты годы жила? (Исак.). 5. Уже ль та самая Татьяна? (П.). 6. Трудно было сказать, что именно выражало лицо Харланова, так оно было странно (Т.). 7. Мне удалось услышать об этих сказителях как раз то, что совпадало и с моими предположениями (Приш.). 8. Вызывая Веселову, он хотел всего-навсего уточнить состав огородной бригады на лето (А. Иванов). 9. Меня положительно возмущает ее деспотизм (М.Г.). 10. Как! ее подозревают, упрекают! и в чем! (Л.). 11. Неужели вы воспользуетесь моим положением? Не верю (М.Г.). 12. Что за бумаги вам оставил Печорин? (Л).

Упражнение 2.Определите, с какими частями речи соотносительны частицы по происхождению. Как это сказывается на значении частиц?

1. Закрасневшись, извинилась, что-де в гости к нам зашла, хоть звана и не была (П.). 2. Признавайся: всех я краше, обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли? Зеркальце в ответ: «А царевна все ж милее, все ж румяней и белее» (П.). 3. А главное, вы здесь все вместе и один другому нужны, - поймите меня! (Д.). 4. Беляев... Конечно, ведь он у меня только один, а в саду, пожалуй, изорвать его можно... Ведь вы вот что хотите сказать? (Т.). 5. Ракита... Она словно вся готова исчезнуть в сиянии, ее мелкие листочки блестят каким-то жирным блеском, как будто тают, а между тем и она хороша... (Т.). 6. Да и притом вот что удивительно, вот что объясните мне, сделайте одолжение: иной и умный, кажется, человек, а как возьмется за перо - хоть святых выноси (Т.).

Упражнение 3.Из толкового словаря русского языка выпишите 5-6 многозначных частиц. Из художественной литературы или газет выпишите примеры, подтверждающие многозначность частиц.

Упражнение 4.Найдите в предложениях служебные части речи и произведите их морфологический разбор.

1. Если бы я был издатель народного журнала, я бы сказал своим сотрудникам: пишите, что хотите, но только так, чтобы каждое слово было понятно тому ломовому извозчику, который будет вести экземпляры из типографии, и я уверен, что кроме честного, здорового и хорошего ничего не будет в журнале (Л.Т.). 2. Вы думаете идти на смерть под пули, под снаряды - это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это именно значит и бояться, и испытывать, и подавить боязнь (А. Макаренко).

 

Практическое занятие № 14.

Модальные слова. Междометия. Звукоподражания

Теоретические вопросы

1. Вопрос о модальных словах в лингвистической литературе. Характеристика модальных слов как части речи.

2. Разряды модальных слов по значению.

3. Междометие как особая часть речи. Разряды междометий по семантике.

4. Вопрос о морфологическом статусе звукоподражаний. Характеристика звукоподражаний как особой части речи, их отличие от сходных явлений.

5. Разряды звукоподражаний по семантике.

Литература

1. Германович А.Е. Междометия русского языка. - Киев, 1966.

2. Дагуров Г.В. Особенности употребления междометий речи // РЯШ. - 1958. - № 6.

3. Шведова Н.Ю. Междометия как грамматический элемент предложения в русской разговорной речи // ВЯ. - 1957. - № 1.

Практические задания

Упражнение 1. Выделите модальные слова и произведите их морфологический разбор.

1. Может быть, я говорю лишь про себя, может быть, все остальные любят ходит по грибы в полдень либо даже к вечеру - не знаю. 2. Уж если у самого края нетронутые грибы, то значит, действительно, ты первый и можешь ходить спокойно, не торопясь. 3. Правда, может случиться так, что вдруг начнут попадаться обрезки, грибная стружка, а при подходе к самому заветному месту услышишь приглушенные голоса. 4. Конечно, проще всего написать: в березовых лесах обитают все три вида березовых грибов... ( По В. Солоухину).

Упражнение 2.Выделите междометия и звукоподражательные слова, объясните различия между ними, распределите междометия по разрядам (по тому, что они выражают, и по структуре).

1. На поле за деревней слышны были то звуки полковой музыки, то рев огромного количества голосов, кричавших «ура!». 2. «Фю... фю... фю...» - засвистал он чуть слышно, въезжая на двор. 3. «О! приятели были», - весело сказал Кутузов. 4. «Ну, прощай, дружок... Ежели что нужно, прямо ко мне. Прощай, голубчик». 5. «Ах, это ваш граф», - со злобой заговорила княжна. 6. «Ай, ай, ай, что наделали!» - слышалось, однако, то с той, то с другой стороны голоса пленных. 7. «Эй, Макеев, что ж ты...», - кричал один рыжий солдат. 8. «Вишь, ловко! Го-го-го-го-го», - поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. 9. «Кю... - с усилием выговорил Залетаев. - Кью-ю-ю...» - вытянул он, старательно оттопырив губы. 10. «А, вот она! - смеясь, закричал он. - Именинница!» (Л. Т.).

Упражнение 3.Определите, чем является выделенное слово (междометием или звукоподражанием) и укажите его значение.

1. «Тик-так, тик-так!» - торопливо стучали над головой ходики (Пауст.). 2. «Браво, браво!...» - говорили в публике (Ч.). 3. «Эй, ямщик !- закричал я, - смотри, что там чернеется?» (П.). 4. «Ббух!»- ударилось что снаружи о стену (Ч.). 5. «Бу-у! - кричала выпь, - бу-у!» (Ч.). 6. Чу ... вдруг раздался рога звон ... (П.). 7. «Ба! в полночь кто катит ко мне?» (П.). 7. Прощай! ты можешь безопасно теперь идти в шатры свои ... (Л.). 8. Шесть косарей стоят рядом и взмахивают косами, а косы весело сверкают в такт, все вместе, издают звук: «вжжи, вжжи!» (Ч.).

Упражнение 4. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1. Она застонала протяжно так: «О-ох!»- и пошла к себе, сначала тихо, потом все ускоряя шаг (Шишк.). 2. А молодым девкам не строгость нужна... Им нужна ласка да ха-ха-ха, да хи-хо-хо, духи да помада (Ч.) 3. Деньги в тайге - тьфу! (Шишк.). 4. Никитин придет ночью потихоньку, кухарка отворит ему, потом на цыпочках пройдет он в спальню, бесшумно разденется и - бултых в постель (Ч.)... 5. И это «ррр» выходило у нее так внушительно, что Мишка непременно отвечал ей из-под стула ... (Ч.). 6. Андрей бледнеет, кривит рот и хлоп Алешку по голове! (Ч.). 7. А уж кукушка из лесу - ку-ку (А.Т.). 8. «У-у-у-у!» - пела метель на чердаке (Ч.). 9. «Однако довольно шалить, - сказал он. - Инвалиду пора бай-бай» (Ч.).

Упражнение 5. Выделите в тексте междометия и звукоподражания, выполните морфологический анализ.

1. Ей-ей, не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой (П.). 2. ...Но, боже мой, какая скука с больным сидеть и день и ночь.. (П.). 3. Домой? черта с два! почем мне знать дорогу? (П.). 3. Тили-бом, тили-бом! Стал гореть вильсонов дом (Маяк.).

 

Предлог

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.