Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Особенности научного стиля.





Контрольные работы и методические указания

Тема 1. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

Задание к теме 1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Вариант 1.

Для кого существует история? Вопрос выглядит парадоксальным. Бесспорно, для всякого, поскольку всякий человек во всей совокупности своего бытия и бодрствования является следом истории. Но большая разница, живет ли некто с постоянным впечатлением, что его жизнь представляет собой элемент в гораздо более обширной биографии, простирающейся над столетиями или тысячелетиями, или он ощущает ее как нечто в себе самом закругленное и замкнутое. Для последнего типа бодрствования наверняка не существует никакой всемирной истории.

 

О.Шпенглер. «Закат Европы».

 

Вариант 2.

Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую. Мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве. Слова действуют как самостоятельная сила, независимая от их содержания. Мы привыкли произносить и слушать слова, не отдавая себе отчета в их реальном содержании и их реальном весе. Мы принимаем слова наверху и оказываем им безграничный кредит.



 

Н.Бердяев. «Судьба России».

 

Вариант 3.

Исчезли драгоценнейшие черты русской литературы, глубина, серьёзность, простота, непосредственность, благородство, прямота и мором разлились вульгарность, надуманность, лукавство, хвастовство, дурной тон, напыщенный и неизменно фальшивый. Испорчен русский язык, утеряно чутьё к ритму и органическим особенностям русской прозаической речи.

 

Речь И.А.Бунина на юбилее газеты «Русские ведомости», 1913 г.

 

Вариант 4.

Самое главное и действительно эпохально (всемирно) историческое изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, новое вообще. В известном смысле, символом техногенного общества может считаться книга рекордов Гиннеса, которая, в отличие от, скажем семи чудес света, наглядно свидетельствует, что каждый индивид может стать единственным в своем роде.



В.С.Степин. «Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса».


Вариант 5.

Славой служит городу смелость, телу – красота, духу – разумность речи, правдивость; всё обратное этому лишь бесславное. Должно нам мужчину и женщину, слово и дело, город и поступок, ежели они похвальны, хвалою почтить, ежели не похвальны, насмешкой сразить. И напротив, равно не умно и не верно достохвальное порицать, осмеяния же достойное восхвалять.

Горгий. «Похвала Елене».

 

Методические указания

При подготовке этой темы следует иметь в виду, что работу со словом целесообразно начать с определения орфограмм, обозначающих гласные звуки. В русском языке гласные могут быть ударными и безударными. Написание ударных гласных не вызывает сомнений – звук слышится отчетливо. Написание безударных гласных, которые встречаются во всех частях слова, подчиняется особым правилам. Поэтому первый шаг в работе над словом – постановка ударения. Все оставшиеся без ударения буквы обозначают безударные гласные звуки и могут быть орфограммами. Они расположены в разных частях слова, и правописание каждой подчиняется различным правилам. Чтобы выяснить, какие именно перед нами орфограммы, делим каждое слово на значимые части – морфемы. Морфема (от греч. morphe – форма) – значимая часть слова, далее неделимая. Морфемами являются приставки, корни, суффиксы, окончания.

Правильное написание безударной гласной в приставке и корне слова не зависит от его принадлежности к той или иной части речи, следовательно, выделив эти морфемы, можно определить тип орфографического правила – правописание безударных гласных в изменяемых и неизменяемых приставках, в корнях слов и т.д. Правописание суффиксов и окончаний зависит от того, к какой части речи относится то или иное слово. Поэтому следующий шаг – определение принадлежности слова к той или иной части речи – существительному, прилагательному, числительному, местоимению, глаголу или глагольной форме, наречию, сложному предлогу. Теперь можно определить, какая перед нами орфограмма в каждом случае, и припомнить соответствующее правило.



Чтобы правильно расставить запятые внутри предложения, выделяем подлежащее и сказуемое. Самый распространённый вариант значения главных членов предложения – подлежащее-деятель и сказуемое-действие. Если в предложении одно или несколько однородных подлежащих-деятелей совершают (совершили, будут совершать) одно или несколько однородных действий, перед нами простое предложение. Запятая внутри простого предложения ставится в следующих случаях: 1) однородные члены, 2) вводные слова, словосочетания и предложения, 3) обращение, 4) обособленные члены предложения, 5) междометия, 6) уточняющие члены предложения, 7) сравнительные обороты. Последовательно выявляя наличие или отсутствие данных конструкций внутри простого предложения, оформляем его пунктуационно.

 

Литература

Волгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М.: Высшая школа, 1993.

Орфографический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1996.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русская орфография и пунктуация. – М.: Русский язык, 1990.

Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.Д.Черняк. – М.: Высшая школа, 2002.

Соловьев Н.В. Русское правописание. Орфографический справочник (словарь, комментарий, правила). – СПб.: Норинт, 1997.

Тихонов А.И. Орфографический словарь русского языка. – М.: Цитадель, 1999.

 

Тема 2. Нарушение норм современного русского литературного языка и пути их преодоления.

 

Задание к теме 2. Поставьте ударение в следующих словах и словосочетаниях. При возникновении затруднений обращайтесь к словарю.

 

Вариант 1.

 

Аге́нт, бази́роваться, баллоти́роваться, валово́й (продукт), ве́рба, газиро́ванный, газопрово́д, диало́г, ерети́к, заброни́ровать (закрепить), зави́дно, изобрете́ние, индустри́я, катало́г, кварта́л, коры́сть, па́мятуя, пла́то, подбодри́ть, прида́ное, симме́трия, снорови́стый, фили́стер, хода́тайствовать, экзальти́рованный, нет гриба́, огонь в ночи́, гнала́ овец, до́жил до седи́н, ко́мната при́брана, много должносте́й, купил гу́ся, анализ кро́ви, нет при́былей, лечь на́ спину, всхо́ды густы́, допи́л чай, сгруппиро́ванный, на́чатые работы, про́кляли войну, со́драна на коленях кожа.

 

Вариант 2.

Агроно́мия, алкого́ль, балова́ть, бензопрово́д, ве́рование, ге́незис, ге́рбовый, диспансе́р, добы́ча, заброни́ровать (покрыть броней), за́говор, испове́дание, исче́рпать, каучу́к, киломе́тр, кладова́я, мане́вр, мускули́стый, нало́говый, опто́вый, откупо́рить, пле́сневеть, побасе́нка, тамо́жня, трети́ровать, экспе́рт, языкова́я (систе́ма), нет гуся́, сидеть в тени́, без степене́й сравне́ния, по́нял трудный текст, подала́ пример, за́звана на вечери́нку, вынести золу́, опере́ться на ще́ку, пересече́ние плоскосте́й, разложи́ть по сто штук, дети дружны́, заняла́ де́нег, проли́л на скатерть, запломбиро́ванный зуб, при́няты в институт.

 

Вариант 3.

Алфави́т, ана́том, блоки́рование, бытие́, вероиспове́дание, гу́сеница, гренаде́р, давни́шний, договоре́нность, закупо́рить, зло́ба, задо́лго, опухоль желе́з, ко́клюш, креме́нь, ку́хонный, лубо́чный, ма́льчиковый, медикаме́нт, менова́я, на́званый (брат), осведоми́ть, острие́, экспе́рт, языко́вая (колбаса), нет угля́, быть в чести́, переключение скоросте́й, начала́ работу, подня́л го́лову, информи́рованный депутат, про́дали всю ткань, отняла́ игрушку, при́нятый в группу поддержки, дисквалифици́рованный спортсмен, отбыла́ в неизвестном направлении.

 

Вариант 4.

Аре́ст, афе́ра, вороже́я, горди́ев узел, дозвони́шься, докуме́нт, досу́г, знаме́ние, заиндеве́ть, избалова́ть, краси́вее, наме́рение, нефтепрово́д, никче́мный, обеспече́ние, облегче́ние, па́мятуя, парали́ч, парте́р, па́сквиль, па́хота, рассредоточе́ние, револьве́р, св́е́кла, ста́туя, воздать сто́рицей, малая то́лика, убыстри́ть, много по́честей, прожи́л долго, бе́з году неделя, заняла́ деньги, пре́рванный рассказ, нет плода́, отпи́л немного, двадцать степене́й защиты, взяла кирку́, потерять и́з виду, туфли тесны́, скопи́ровать картину, недоста́тки изжи́ты.

 

Вариант 5.

Акро́поль, асбе́ст, безу́молчный, береди́ть, гре́нки, двоеже́нец, звони́ть, избало́ванный, и́скра, ко́жух, некроло́г, новорожде́нный, облегчи́ть, обобщи́ть, одноиме́нный, повреме́нный, поиме́нный, по́хороны, предвосхити́ть, реме́нь, рудн́к, соболе́знование, трубопрово́д, уве́домить, углуби́ть, шелкови́ца, нет зонта́, заберусь в но́ру, по́ сто раз говорить, учебники новы́, копировать докуме́нты, меры при́няты, за́дал трудную задачу, при́званы в армию, преми́рованный работник, до́нял разговорами, совсем нет угля́, огонёк в ночи́, переключе́ние скоросте́й.

 

Методические указания

Орфоэпические (греч. orthos – правильный + греч. epos – речь) нормы – нормы произношения и ударения. Их соблюдение облегчает и ускоряет взаимопонимание в процессе общения. Правила орфоэпии в русском языке можно разделить на три группы: произношение гласных, произношение согласных, произношение заимствованных слов.

К нормам произношения гласных относят нормы ударения. Они изучаются акцентологией. В русском языке ударение свободное, то есть может находиться на любом слоге в слове. Осваивая нормы русской акцентологии, надо иметь в виду и явление вариативности ударения. Существуют слова, в которых нормированным признаются: 1) два варианта ударения, 2) один считается книжным, а другой – разговорным, 3) один вариант общелитературный, а другой – профессиональный.

 

Литература

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М.: Русский язык, 1993.

Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1998.

Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употреблени слов. – М.: Цитадель, 1996.

 

Тема 3. Точность как качество грамотной речи.

 

Задание к теме 3. Исправьте речевые ошибки в предложениях.

 

Вариант 1.

Я бы хотел иметь какое-нибудь животное, чтобы ухаживать за ним.

Авторитетное жюри признало работу этого актёра самой яркой.

Лёня рос круглым сиротой.

Окна и двери ребята покрасили импортными белилами.

Наш преподаватель химии кажется более образованным.

Обе девочки были очень хорошенькие.

Я нашел этот справочник у себя в кабинете.

Поезжайте быстрее – время позднее.

Уберите со стола все лопнувшие стаканы.

Он опять опоздал на занятия.

Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актёр во всей своей красе.

 

Вариант 2.

Герои-шофёры возили по Ладоге хлеб и доставляли его солдатам на фронт.

Только один листок виден на кусту орешника.

Инженеры везде требуются.

Старый армянин выдал свою дочь замуж и очень тосковал по ней.

Аргументы Шмелёва менее весомы.

Учитель был очень интересным человеком и много рассказывал о своей жизни.

У нее совсем не было времени.

Родители ругают меня за то, что я дерзок с учителями.

Парень казался честным и обещал жениться, но всё вышло совсем не так.

Новая пьеса привлекла критиков оригинальным сюжетом.

Совместный отдых, как и труд сближает людей.

 

Вариант 3.

Жестокий юноша не слушал мольбы своей старой матери.

Я напою тебя отличным кофе.

Она теперь у меня в долгу.

Все собаки были со своими хозяевами.

Этот фильм более интересный, чем тот, который мы смотрели вчера.

На обоих коленях были царапины.

Дедушка пришёл на концерт послушать выступление своего внука.

Я проткну своего обидчика копьём.

На верёвке сохло разное бельё.

Герой Булгакова – явный прообраз христианского Иисуса Христа.

Наши успехи в экономике привели к заметному ухудшению и в других областях.

 

Вариант 4.

В одной клетке мы увидели какого-то непонятного зверька.

На Кавказе много глубоких ущелий.

Больная мозоль не давала мне покоя весь день.

Врач Носкова принимает больных только по предварительной записи.

Весь народ боролся с захватчиками, он верил, что победа близка.

Ее предложение было неуместно.

Будет лучше, если ты выполнишь мою просьбу.

Слава Богу, я от них теперь не завишу.

Я не знал, сколько время на это потребуется.

В столице Индии нас встречала правительственная делегация, члены которой были в национальной индийской одежде.

 

Вариант 5.

Окно занавешено красивым белым тюлем.

У моей сестры – спортсменки есть разряд.

В этом кафе можно купить разнообразные торты.

Мы долго наблюдали за ярким пламенем костра.

Если цветы сразу же не поставить в вазу, они завянут.

Добрыня сидит на коне, и грива коня развевается на ветру.

Метель не утихала в течение трех суток.

Бывает, увлечёшься интересной книгой и забудешь про сон.

Правительство подготовило приказ, срочно направленный в зону конфликта.

К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым экипажем.

Он не любил работать и вёл праздный образ жизни.

 

Методические указания

При подготовке этой темы следует иметь в виду, что появление синтаксических речевых недочётов обусловлено незнанием 1) порядка слов в предложении, 2) координации подлежащего и сказуемого, 3) согласования определений и приложений, 4) правил управления, 5) правил использования причастных и деепричастных оборотов.

Точность как качество грамотной речи предполагает следующее:

1) умение ясно мыслить (логическая точность);

2) знание предмета речи (предметная точность);

3) знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность).

 

Литература

Водина Н.С., Иванова А.Ю., Клюев В.С. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. - М., 1997.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997.

Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И.Максимова. - М., 2003.

Скрижановская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Л., 1990.

 

Тема 4. Особенности научного стиля.

Задание к теме 4 (для всех вариантов). Сделайте реферативный обзор любой статьи из журнала по Вашей специальности по плану: 1) общая характеристика текста: выходные данные, формулировка темы, проблемы; 2) описание содержания; 3) заключение: оценка и выводы.

 

Методические указания

При подготовке этой темы надо иметь в виду, что реферат отвечает на вопрос «Какая информация содержится в первоисточнике?». Он сообщает наиболее существенные положения и выводы реферируемого первоисточника. Информативные рефераты (рефераты-конспекты) включают в себя изложение (в обобщенном виде) всех основных проблем первоисточника, их аргументацию, методику исследования, основные результаты и выводы, имеющие научную и практическую ценность, необходимые сведения об использовании оборудования и сфере применения. Обычно указывается предмет и цель исследования.

Примерный план реферативного изложения.

Тема и проблема:

Данная (рассматриваемая) статья (работа) посвящена (чему?)

Работа представляет собой анализ (обзор, описание) (чего?)

В статье описывается (анализируется, излагается, обобщается) (что?)

Ставится (вопрос) проблема (чего?)

Автор затрагивает вопрос (о чем?)

Автор касается проблемы (чего?)

Цель:

Цель статьи – показать (что?)

Целью работы является описание (уточнение, выявление, определение, анализ) (чего?)

Описание содержания:

Автор рассматривает (считает, утверждает, доказывает, подчеркивает, выделяет, противопоставляет, разрабатывает, обобщает, объясняет, разбирает, предлагает) (что?)

Останавливается (на чем?)

Исходит (из чего?)

Отмечает незначительность, особое значение, важность (чего?)

Подтверждает (что?) (чем?)

Сравнивает (что?) (с чем?)

Иллюстрирует (что?) (чем?)

 

Литература

Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства. Учебное пособие. – М., 1997.

Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева. – М., 1998.

Культура устной и письменной речи делового человека. – М., 1997.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998.

Стернин И.А. Русский язык делового общения. – Воронеж, 1995.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.