Сделай Сам Свою Работу на 5

Циклы регионального развития.





Понятие РП и ее становление.

РП в широком смысле – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием в пространственном региональном аспекте и отражающая взаимоотношения государства с регионами, а также регионов между собой на национальном и наднациональном уровне.

В литературе часто РП отождествляют с экономической политикой – неточно и неверно, хотя экономический аспект и очень значим РП.

РП как наука – межпредметная область знаний.

РП в узком смысле – система целей и задач органов государственной власти по управлению развитием региона, а также механизм их реализации.

По сути РП – политика, проводимая в отношении регионов федеральными или центральными властями.

Всегда субъективна, т.к. сознательная деятельность органов власти; динамична, подвержена быстрым изменениям.

РП – особый вид государственной политики по регулированию экономического, политического и социального развития страны. Ведущим звеном является перераспределение ресурсов между регионами: активное (прямое изъятие средств в одном регионе и передача их в другой) и пассивное (либо поощрение, либо сдерживание тех или иных процессов в различных регионах).



Основные этапы становления РП

Самые первые фрагменты РП появились в Европе в 18в. Утвердилась в середине 19в. Речь в основном шла о взаимоотношениях между центром и периферией. Но научных разработок еще не было. 1) 30е гг. 20в. Произошло осознание важности региональных проблем, принятие программ помощи старопромышленным и слаборазвитым регионам. 2) 40е-50е гг. Расширился круг стран, практикующих РП. -> Региональный «бум» идей и разработок. РП была направлена на быструю ликвидацию спада. 3) 60-70е. РП становится целостной. Появляется возможность ассигнировать большие средства в регионы. Утвердилась система регионального программирования в условиях развитого рынка. 4) 70-90е. Дан импульс проведения наднациональной РП. Кризис 70х гг. дал откат РП. Больше внимания уделяется макроэкономическим целям, а инструментарий внутри РП сузился, но зато появились наднациональные элементы. 5) с 90х – Европа превращается в «Европу регионов». Принципиально новая веха в развитии РП, т.к. появилась новая база для РП.



 

Цели и задачи РП, их детерминация.

Чтобы сформулировать задачи, необходимо выявить причины пространственных неравенств и установить объекты вмешательств государств.

проблемы:

  • резкое различие природно-климатических условий и предпринимательства;
  • масштабы, качество и направления использования природных ресурсов, что определяет продуктивности региона (с/х);
  • периферийное или глубинное размещение региона (транспортные расходы, рынки сбыта);
  • устаревшая структура производства, запаздывание с инновациями;
  • агломерационные преимущества (больше пересечений межотраслевых связей) или недостаточность;
  • тенденции в экономическом развитии (рост или стагнация);
  • стадии технологического развития, влияющие на производство товаров;
  • политические условия и формы РП (степень автономии, история развития);
  • учёт физических факторов размещения (наличие или отсутствие гаваней, аэропортов, телекоммуникаций, инфраструктуры и т.д.);
  • учёт социально-культурных факторов (образованность, урбанизация и т.д.)

причины -> задачи -> цели

В странах рыночной экономики выделяется две основные цели вмешательства в развитие региона.

1) Осуществление справедливости (пространственная организация экономической деятельности, при которой жители всех регионов имеют более или менее равные возможности достигнуть благосостояния).

2) Эффективность РП (требует рационального использования производственного потенциала каждого региона в целях общенационального достояния).



В реальной жизни обе цели могут быть как совместимыми, так и конфликтными. Как правило, в разные периоды развития страны одна из тенденций превалирует (если рост -1, если кризис -2). Если нарушена согласованность целей, пространственное неравенство будет нарастать.

 

Формы РП.

РП может быть эффективной при создании условий ее проведения, а также использования адекватных форм.

Условия:

1) государственно-правовые (верно организованное правовое пространство, которое позволяет свободно обмениваться между регионами товарами, услугами, капиталом, знаниями, опытом и т.д.);

2) социально-психологические – включают определенное общественное сознание и менталитет властных органов;

3) деятельностно-практические – когда решения по РП реализуются.

Формы:

организационные – проявляются в объектах и субъектах РП. Объекты – все, на что направлена РП. Субъекты – конкретные представители государственной и региональной власти; наднациональные и государственные учреждения и организации.

функциональные

1) региональное диагностирование и моделирование существующей структуры региона;

2) прогнозирование – предполагаемая будущая структура региона, научное предвидение направления и параметров регионального развития;

3) региональное планирование – программа государственного вмешательства в экономику и структуру региона в целях смягчения региональных контрастов и противоречий.

 

Основные направления РП.

Основная часть РП – экономическая политика – необходимость смягчения и устранения региональных диспропорций и достижение регионального равновесия.

Социальная политика – регулирование процессов и форм организации жизни людей, общественного производства (с точки зрения условий труда, быта, отдыха человека, развития личности).

Демографическая политика – активное вмешательство государства с помощью экономических, административно-правовых и пропагандистско-профилактических мер как в естественное, так и в механическое движение населения с целью достижения специфических для региона целей.

Экистическая политика. Экистика – наука об эффективном использовании региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, инженерно-технических факторов и условий.

Экологическая политика – восстановление естественного круговорота веществ и энергетических потоков в биосфере и на природоохранные мероприятия по защите окружающей среды.

Научно-техническая политика – условия и факторы размещения центров НИИ, взаимосвязь между научными центрами и размещением производственных сил, а также региональное перемещение научных кадров.

 

Классификация РП.

1. по уровням:

  • федеральный – определение критериев отношения центра к регионам разного типа в сочетании с системой индивидуальных мер для решения региональных проблем.
  • региональный – выбор модели поведения региональных властей (от либеральных моделей (власть отказывается от вмешательства в производство) до консервативных (всеобщий контроль власти)).

2. по механизму:

  • «автоматическая» - распределение по стандартной формуле;
  • проблемная – по спецпрограммам;
  • целевая – для конкретного региона;
  • (иногда) адресная – для конкретного предприятия или граждан.

3. по средствам:

  • налоговая – определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона, режим налогообложения;
  • бюджетная (трансфертная) – формирование и использование государственно-финансовых ресурсов и их перераспределение между регионами;
  • ценовая (тарифная) – государственное регулирование цен и тарифов, его способы и формы;
  • инвестиционная – меры по поддержке инвестиционной деятельности хозяйственных субъектов;
  • институциональная – реорганизация отношений собственности (приватизация или рационализация); управление государственной собственностью региона; взаимодействие центральных органов с негосударственным сектором;
  • административная – организация разрешений или запретов;
  • инфраструктурная;
  • кредитная – центр на разных условиях предоставляет кредиты;
  • негосударственная – проводится региональными группами стратегического влияния (ГСВ):

- межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия;

- иностранные государства и международные финансовые организации;

- финансовые и промышленные структуры, которые занимаются стратегическим влиянием (коммерческие банки, финансово-промышленные группы).

 

 

Циклы регионального развития.

Региональное развитие – прогрессивное изменение внутренней социально-экономической и политической структуры региона. Региональное развитие имеет циклы, которые определяются на основе больших циклов (длинных волн) развития хозяйства. [Кондратьев указал на внутренний/эндогенный механизм саморегулирования страны, где кризисы и возрождения закономерны, но и предсказуемы. Длина 40-50 лет.]

Циклы:

1. 1я промышленная революция породила 2 типа регионов:

1) текстильные (относительно аграрные регионы), где перенаселение стимулировало рост мануфактур и домашнего ремесла. (Изменение произв. концентрация комплексного созданием небольших специализированных центров, что позволило получить эффект за счет заморских рынков сырья и сбыта).

2) на первый план выдвинулась угольная и рудно-металлическая промышленность, что позволило образоваться бассейнам (регионы бассейного типа). Рост городов. Города возникают при слиянии призаводских поселков, но одно время росли города и вокруг старых административных центров.

2. связан с 2й промышленной революцией (символ: электромотор, мартен, турбина). Расцвет тяжелого машиностроения, энергетики, химии. Это стимулирует создание классической теории Штандарта. Базовые отрасли новой волны оседали в крупных городах с их инфраструктурой, кадрами, и возникают также в морских мартах как центры судостроения и обработки колониальных товаров. Структурная перестройка захватила несколькие регионы 1го цикла.

3. Возрастает роль старых регионов, которые смогли адаптироваться к новым условиям, но и новые очаги, начинающие свой индустриальный путь. Для ряда стран, отставших от соперников, образовался новый тип регионов – неофиты.

4. С 20в. (символ: автомобилестроение, нефтехимическая промышленность, электротехника). Производство более трудоемкое. Ориентировано на промышленно-городские агломерации, где есть и резерв рабочей силы, и резерв инфраструктуры. В этих отраслях стало возможно поточное производство и массовое производство, не зависящее территориально от центров разработки новой техники. Это вызвано сдвигами в региональном развитии: центр тяжести практически всё больше перемещается из ресурсных в трудообеспеченные регионы. Также устойчивое развитие портово-промышленных комплексов на производство ресурсов (сдвиг потенциалов к морю). Получило развитие трубопроводов (обусловило внутриконтинентальные очаги нефтеобработки). Но обозначены и структурные кризисы в регионах 1 и 2 волн. В текстильных регионах – в 20-30 гг., в металлургических – 50-60гг. Нефтяной «бум», стали отказываться от угля.

5. связан с НТР. Очевидная смена тенденций регионального развития: усиливается специализация ведущих индустриальных регионов на самых наукоемких отраслях (электроника, лазерная техника, биотехнологии и т.п.). Но обостряется кризис/стагнация районов, расцвет которых пришелся на предыдущие циклы (тяжелая индустрия, автостроение, судостроение, химия). Но новый импульс получили некоторые старые регионы, мелкопромышленные структуры которых оказались восприимчивыми к НТП. Возникают сверхновые очаги НТП с чисто исследовательской деятельностью и мелкосерийным выпуском «пионерской» продукции. При этом углубляется географическое разделение труда, традиционный обмен готовыми изделиями вытесняется производственной кооперацией на уровне отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов. Это позволяет организаторам производства передавать выпуск продукции с головных предприятий филиалам и новым производствам.

 

В ходе длинных циклов число разнообразных типов промышленных регионов возрастает, но одни из них успешно адаптируются и внедряют инновации, а другие оказались аутсайдерами, третьи после длительного упадка смогли найти резервы для перепротежирования.

Исключение: самыми устойчивыми оставались старейшие центры – столичные и крупногородские за счёт того, что имели гибкую структуру. А другие: подъём/стагнация. При этом фазы различных циклов накладываются друг на друга.

РФ: к середине 80х завершен 4й цикл, но кризис . . . . . . сейчас ≈ подъем.

По отношению к инновационному процессу типы:

- креативные/инновативные регионы (масса лабораторий НТП, первичная арробация) (центрально расположенные, классические старопромышленные регионы);

- адаптивные (способны широко внедрять инновации на стадии массового распространения);

- консервативные (не приемлют многие инновации) (периферийные регионы, население которых сохраняет приверженность ценностям доиндустриального уклона. Тут же некоторые старопромышленные регионы, которые обороняются от новых волн НТП).

Сочетания этих тенденций определяют неравномерность регионального развития.

 

Инструментарий РП.

Методы:

- прямое государственное регулирование;

- стимулирование сектора услуг;

- усиление малого и среднего предпринимательства;

- создание специальных экономических зон;

- воздействие на трудовые ресурсы;

- воздействие на капитал.

1) прямое государственное регулирование базируется на государственной собственности, которая имеет место и в капиталистических странах. В Европейских странах применяли этот метод впервые в бедствующих регионах, так как там законы рыночной экономики не действуют. Появляются государственные инвестиционные компании, задачи которых:

- привлечение новых инвесторов в проблемные ареалы для оказания им помощи, реконструкции и создании новых частных (!) компаний;

- стимулирование влияния государственного сектора на реализацию государственных проектов региона. Связано с новой продукцией и новыми технологиями.

Производство разных стран, создание инвестиционных компаний руководствующихся критериями помощи предпринимателям.

В Швеции создаются региональные компании для долевого участия в реконструкции предприятий.

2) стимулирование сектора услуг.

Виды услуг:

- производственные (юриспруденция, бухгалтерия, страхование);

- распределительные (транспорт, торговля, телекоммуникации);

- персональные (гостиницы, прачечные).

В советское время действовал остаточный принцип.

В сфере услуг занято большинство трудоспособного населения. (1) США – 75%, Великобритания – 65%, Германия – 66-67%, Швеция – 67-68%, Япония > 60%.

РП в сфере услуг проводится очень осторожно, т.к. трудно контролировать.

3) развитие малого предпринимательства (в разных странах к малым предприятиям относятся разные: Канада – 1-99 человек,; Дания, Бельгия, Нидерланды – 1-50 человек; Франция, США, Италия – 1-500 человек; Швеция – 1-300 человек; РФ – с каждым законодательством меняется). Поддерживаются малые предприятия, т.к. они более гибкие по сравнению с большими. Но т.к. частные, финансировал бы частный сектор, но он боится, т.к. часто «лопаются».

4) Специальные экономические зоны – особые зоны в отдельных ареалах, где полностью или по большинству отказываются от государственного регулирования (убрать государственный контроль над всеми видами деятельности, кроме загрязнения окружающей среды, здоровья и безопасности населения. Организовать продажу всей земли с аукциона. Освобождение новых предприятий от налога на доходы и с развития. Дает гарантию неизменения налогов. Полностью отменяется контроль цен, зарплаты.

В Великобритании создается в заброшенных и пустых ареалах. В США в 1983 – закон «О предполагаемых зонах для фирм депрессивных регионов» (определено, какая зона может стать такой: безработица > 4000 человек, уровень бедности выше среднего, площадь больше или равна 300га. Предприниматели освобождались от налога на зарплату).

5) Воздействие на труд – это либо переориентация труда на месте, либо пространственное перемещение. Переориентация осуществляется через изменение качества рабочей силы путем переобучения на новой специальности (государство дает предпринимателям субсидии). Перемещение – миграция. Для совершенствования труда нужна информированность мигрантов по имеющимся вакансиям. Требуются субсидии в виде денежно-затратных единиц. Помощь в продаже жилья или приобретения. Когда нет спроса, перемещают рабочую силу.

6) Регулирования капитала осуществляется через воздействие на внутренние и внешние условия земельности фирм. Помощь фирмам в разработке дальнейших планов внутреннего развития. Направление инвестиций в определенные ареалы и запрещение размещения предприятий в перенаселенных ареалах. Предоставление помощи фирмам, расположенным в проблемных ареалах. Распространение займов и налоговых скидок на инвестируемый капитал.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.