Сделай Сам Свою Работу на 5

Второй этап. Первичные учебные навыки





В случае, когда у ребенка имеется выраженная отри­цательная реакция на занятия за столом, лучше сначала раскладывать приготовленный для урока материал (мо­заика, бусы, пазлы, картинки и т. п.) там, где он чувст­вует себя комфортнее, например на полу. Картинку или игрушку, на которую ребенок обратил внимание, нужно переложить на стол и как бы забыть о ней. Вероятнее всего, ребенок будет невзначай подходить к столу, и брать в руки уже знакомые предметы. Постепенно страх исчез­нет, и можно будет проводить занятия за столом.

 

Роль мамы на занятии

Часто присутствие мамы на занятии необходимо для ребенка. Чтобы ее помощь была эффективна, мама долж­на овладеть приемами взаимодействия с малышом. За столом ребенок может сидеть на коленях у мамы, что дает ему ощущение безопасности. Сначала мама берет руки ребенка в свои и действует вместе с ним. Нужно научиться чутко улавливать начало самостоятельного дви­жения рук ребенка и давать ему больше свободы. Посте­пенно помощь мамы сводится к подталкиванию локтя малыша, чтобы он начал действовать самостоятельно.

По мере укрепления эмоционального контакта уче­ника с педагогом роль мамы на занятии начнет уменьшаться. Малыш будет сидеть уже не на коленях, а рядом с мамой. Потом мама может пересесть в дальний конец комнаты (бывает, что ребенок просит маму выйти за дверь). Это означает, что он чувствует себя комфортно и уверенно на занятиях.



Организация занятий и рабочего места

Правильно организованное рабочее место вырабаты­вает у ребенка необходимые учебные стереотипы. Подго­товленный к работе материал кладется слева от ребенка, выполненное задание — справа. Убирать дидактический материал и перекладывать его на правую сторону стола ученик должен самостоятельно или с незначительной помощью. На первых порах ребенку предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание. От ученика лишь требуется по окончании каждого элемента работы разложить дидактический материал по коробкам или пакетам. После того, как ребенок выполнил это действие, следует поощрить его ранее определенным спо­собом. Так ребенок удерживается в рамках структуриро­ванной деятельности и отходит от стола с положительным чувством завершенности работы.



Работа над опорными коммуникативными навыками

Как замена взгляда «глаза в глаза», сначала выраба­тывается фиксация взора на картинке, которую педагог держит на уровне своих губ. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу Постепенно время фиксации взора на картин­ке будет возрастать и заменяться взглядом в глаза.

На данном этапе используется минимальное количе­ство речевых инструкций: «Возьми», «Положи». Четкость их выполнения важна для дальнейшего обучения. В ка­честве стимульного материала подойдут парные картинки или предметы. Желательно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на картинке до момента ее передачи в его руки. Этого можно добиться простым способом: вместе с картинкой педагог держит в руке лакомство. Ребенок отележивает приближение к нему вкусного кусочка (с карточкой) и получает его, если удерживает взор на картинке достаточное время.

Третий этап. Работа над указательным жестом и жестами «ДА», «НЕТ»

Спонтанное применение жестов «да», «нет» и указа­тельного жеста детьми, страдающими тяжелыми фор­мами аутизма, может возникнуть к 7—8 годам, а может и совсем не проявиться, что чрезвычайно затрудняет об­щение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное обще­ние ребенка с близкими людьми.

На занятиях педагог регулярно задает ученику вопросы:

«Ты разложил картинки?» «Ты убрал картинки?», побуждая его утвердительно кивнуть головой. Если ребенок не де­лает этого самостоятельно, следует слегка нажать ладонью на затылочную область его головы. Как только жест стал получаться, пусть с помощью рук педагога, вводим жест «нет». Сначала используем те же вопросы, но задаем их, пока задание не завершено. Затем жесты «да», «нет» упо­требляются в качестве ответовна различные вопросы.



Одновременно отрабатывается указательный жест. К словесным инструкциям «Возьми», «Положи» добав­ляем еще одну: «Покажи». Педагог фиксируеткисть ре­бенка в положении жеста и учит четко устанавливать палец на нужном предмете или картинке.

Несмотря на некоторую механистичность в исполь­зовании жестов, нужно поощрять их применение ребен­ком, так как этот минимальный набор невербальной ком­муникации позволяет родителям определять желания ребенка, тем самым устраняя многие конфликтные си­туации.

При работе с пазлами, деревянными рамками и други­ми заданиями на конструктивный праксис, используется речевая инструкция: «Двигай». Когда ребенок совмещает кусочки мозаики или пазлы (с помощью взрослого), слово «Двигай» повторяется до тех пор, пока деталь четко не встанет на место. В этот момент нужно провести ручкой ребенка по собранному полю, определяя отсутствие зазоров и выпуклостей, повторяя при этом: «Гладко получи­лось». Ровность и гладкость рабочего материала служит критерием правильности сборки, после чего ребенок по­ощряется.

Четвертый этап. Обучение чтению

Обучение чтению целесообразно вести по трем направ­лениям:

— аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;

— послоговое чтение;

— глобальное чтение.

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задей­ствует различные языковые механизмы ребенка. Исполь­зуя приемы аналитико-синтетического чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукопод­ражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом. Однако если обучать ребенка только приемам глобального чтения, довольно скоро наступает момент, когда механическая память перестает удерживать накап­ливающийся объем слов. При нормальном развитии речи всю аналитическую работу по вычленению фонемы как основной составляющей единицы устной речи ребенок выполняет самостоятельно. Для выделения отдельной буквы из слова и соотнесения ее с определенным звуком такому ребенку тоже не требуется значительная помощь со стороны взрослого. В условиях патологического становления речи малыш не в состоянии сам произвести столь сложный анализ речевых единиц, поэтому без специального обучения он не сможет перейти от фотографи­ческого «угадывания» слов к истинному чтению.

Глобальное чтение

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

Суть глобального чтения заключается в том, что ре­бенок может научиться узнавать написанные слова цели­ком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картон­ных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Вы­сота букв — от 2 до 5 сантиметров.

При обучении глобальному чтению необходимо соблю­дать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить дан­ный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать пар­ные предметы или картинки.

 

ВИДЫ РАБОТ:

7. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных). Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными над­писями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем под­писи к фотографиям или рисункам в альбоме закрыва­ются. От ученика требуется по памяти «узнать» необхо­димую надпись на карточке и положить ее к рисунку Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.

2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основ­ным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транс­порт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.

Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берем две таблички с различными по написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина».

Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картин­ке или игрушке самостоятельно.

После запоминания двух табличек начинаем посте­пенно добавлять следующие.

Порядок введения новых лексических тем произво­лен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребенка.

3. Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.

Тематика предложений:

— схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Пока­жи руки» и т. д. — здесь удобно работать перед зер­калом);

— план комнаты («Подойди к двери», «Подойди к ок­ну», «Подойди к шкафу» и т. д.). Предъявляя кар­точки, обращаем внимание ребенка на различное написание вторых слов в предложениях.

4. Чтение предложений. Составляются предложения к се­рии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия.

Кошка сидит.

Кошка спит.

Кошка бежит.

Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества.

Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько не­говорящий ребенок понимает обращенную речь, позволя­ет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.

 

Послоговое чтение

Для того чтобы составить достаточное количество слоговых таблиц, нужно знать основные типы слогов:

— открытые: согласный + гласный (па, мо);

— закрытые: гласный + согласный (ап, ом).

В таблице может быть взята одна согласная буква в со­четании с различными гласными (па, по, пу...) или одна гласная с разными согласными (ам, ап, ак...).

 

ВИДЫ РАБОТ:

1. Чтение слоговых таблиц из открытых слогов. Табли­цы изготавливаются по принципу лото с парными кар­тинками.

 
 
ма
па
ва
та

 


фа фо фу фи

 

МА

фа фо
фу фи

 

ПА

ВА
ТА

 

Ребенок выбирает слог на маленькой карточке и кла­дет его на соответствующий слог на большой карте. Педа­гог при этом четко произносит написанное, следя за тем, чтобы взгляд ребенка в момент проговаривания зафикси­ровался на губах взрослого.

2. Чтение слоговых таблиц, составленных из слогов за­крытого типа. Подбираются пластмассовые гласные и со­гласные буквы, которые накладываются поверх написанных букв. Гласные произносятся протяжно, а соответствующие им пластмассовые буквы передвигаются к согласным, т. е. «ходят к ним в гости».

 

 

Н Н

У М о М

У П ОП

К К

Т Т

 

 

3. Чтение слоговых таблиц, где буквы написаны на зна­чительном расстоянии (10—15 см) друг от друга. Между буквами плавно растягивается толстая нитка или резин­ка (резинка обычно больше нравится детям, но если ее «щелканье» пугает ребенка, лучше взять нитку).

Н—А М—О

Кончик резинки, завязанный в узел, ребенок прижима­ет пальчиком или ладошкой к согласной букве, а другой рукой тянет свободный конец резинки к гласной букве. Педагог озвучивает слог: пока резинка тянется, длитель­но произносится согласный звук, когда резинка щелкает, присоединяется гласный (например: «ммм-о», «ннн-а»).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.