Тема 3. Методы ситуационного анализа бизнеса.
Классификация методов анализа деловых ситуаций. Анализ ситуации путем личного наблюдения. Анализ на основе имеющегося опыта и аналогов. Анализ деловой ситуации на основе информации, полученной анкетированием. Анализ деловой ситуации с использованием внешнего аудита и консалтинга.
Тема 4. Сущность и содержание бизнес-планирования
На предприятии.
Понятие и содержание бизнес-планирования. Цель и назначение бизнес-плана в системе управления фирмой. Задачи и преимущества использования бизнес-плана. Классификация бизнес-планов. Основные области применения бизнес-плана. Принципы разработки бизнес-плана.
Основы методологии бизнес-планирования. Стратегическая ориентация бизнес-планирования. Внутренняя и внешняя среда при разработке и обосновании бизнес-плана. Подготовка бизнес-плана к реализации.
Тема 5. Резюме бизнес-плана.
Титульный лист бизнес-плана. Резюме. Возможности использования резюме как рекламного документа и заявки на финансирование. Уникальность бизнеса. Планируемая стратегия фирмы: вход на рынок или его развитие через анализ факторов, условий, слабых мест в действиях конкурентов. Анализ конкурентных преимуществ собственного бизнеса. Прогноз финансовых результатов. Требуемая сумма инвестиций.
Особенности структуры резюме бизнес-плана нового и действующего бизнеса. Примерная форма резюме.
Тема 6. Исследование и анализ рынка сбыта, план маркетинга.
Общая стратегия маркетинга: рыночная стратегия бизнеса, описание и анализ особенностей потребительского рынка, влияние внешних факторов на объем и структуру сбыта. Анализ деятельности фирм-конкурентов.
Анализ продаж за предшествующий период. Сегментация рынка. Определение емкости рынка. Прогноз развития рынка. Планирование ассортимента. Планирование цены. Прогнозирование величины продаж.
Разработка ценовой политики фирмы, сравнение с ценовой стратегией конкурентов. Анализ системы ценовых скидок как инструмента стимулирования реализации. Сравнительный анализ эффективности методов реализации. Реклама и продвижение товара на рынок. Характеристика каналов рынка сбыта.
Тема 7. Исследование конкурентоспособности товаров и фирмы, разработка конкурентной стратегии.
Конкурентоспособность товара. Методики оценки конкурентоспособности товара.
Анализ конкурентной позиции компании. Выявление конкурентных преимуществ. Формулирование основных вариантов конкурентных стратегий. Выявление конкурентных преимуществ и выбор конкурентной стратегии. Ограничения при формировании стратегий.
Тема 8. Составление плана производства и организационного плана.
Производственный цикл. Производственные мощности. Их роль в совершенствовании бизнеса. Развитие производственных мощностей за счет приобретения и аренды.
Оценка потребности в основных производственных фондах. Формирование производственной программы. Планирование потребности в оборотных средствах. Расчет амортизационных отчислений. Определение потребности в материальных ресурсах, средствах на оплату труда. Смета затрат на производство.
Структура и показатели производственной программы. Анализ выполнения плана производства. Анализ портфеля заказов. Расчет производственной мощности. Планирование выпуска продукции. Планирование выполнения производственной программы.
Планирование потребности в персонале. Планирование трудоемкости производства. Расчет и анализ баланса рабочего времени.
Состав средств на оплату труда. Планирование фонда заработной платы.
Планирование снижения себестоимости продукции. Планирование сметы затрат на производство продукции.
Тема 9. Финансовый план и оценка эффективности инвестиций.
Потребность в инвестициях и источники их финансирования. Финансово-экономические результаты деятельности предприятия. Планирование основных финансовых показателей. Подготовка плановых документов. Принципы оценки эффективности инвестиций: дисконтирование и расчет денежного потока. Расчет показателей чистой текущей стоимости, индекса прибыльности, периода окупаемости, внутренней нормы доходности.
Тема 10. Анализ и оценка рисков в бизнес-планировании.
Классификация рисков. Анализ рисков. Оценка риска проекта. Оценка потерь риска. Методика оценки рисков проекта. Проведение анализа непротиворечивости мнений экспертов. Тип области риска проекта. Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков.
Практический блок
ПО ТЕМЕ: Прогнозирование и планирование в условиях рынка.
1) Опрос:
А) Прогнозирование: понятие, содержание, роль.
Б) Планирование: роль и значение.
В) Методологические основы планирования.
Г) Принципы планирования деятельности предприятия.
2) Обсуждение вопросов:
А) Система планов на предприятии.
Б) Основные разделы и показатели плана развития.
В) Бизнес-план предприятия.
ПО ТЕМЕ: Общая характеристика фирмы. Описание предприятия и отрасли.
1) Опрос:
А) Организационно-правовые формы предприятий.
Б) Жизненный цикл предприятия.
В) Организационная структура предприятия.
Г) Экономико-правовая среда.
Д) SWOT-анализ.
2) Обсуждение вопросов:
А) Определение места фирмы в хозяйственном пространстве.
Б) Особенности отраслевой среды, отраслевые рынки.
ПО ТЕМЕ: Методы ситуационного анализа бизнеса.
Обсуждение вопросов:
А) Анализ ситуации путем личного наблюдения.
Б) Анализ на основе имеющего опыта и аналогов.
В) Анализ деловой ситуации на основе результатов анкетирования.
Г) Использование внешнего аудита и консалтинга.
ПО ТЕМЕ: Сущность и содержание бизнес-планирования на предприятии.
1) Опрос:
А) Цели составления бизнес-плана.
Б) Место бизнес-плана в бизнес-проекте.
В) Требования к бизнес-плану.
2) Обсуждение вопросов:
А) Место бизнес-проекта в жизненном цикле компании
Б) Проблема осуществимости делового проекта
В) Типичные ошибки и недостатки в осуществимости делового проекта.
Г) Методические подходы к бизнесу и его планированию в разных странах.
ПО ТЕМЕ: Резюме бизнес-плана.
1) Обсуждение вопросов:
А) Общий макет бизнес-плана.
Б) Значение и роль резюме.
В) Информация, представленная в резюме.
2) Практическое занятие по составлению резюме.
ПО ТЕМЕ: Исследование и анализ рынка сбыта, план маркетинга.
1) Обсуждение вопросов:
А) Тип рынка и его сегментирование.
Б) Конъюнктура рынка.
В) Отбор целевых сегментов рынка.
Д) Маркетинговая стратегия.
Ж) Выбор ценовой стратегии.
2) Практические ситуации:
А) Определение данных по установлению условий производства и реализации продукции.
Б) Определение мероприятий, позволяющих удержать данную нишу рыночного пространства.
В) Составление плана маркетинга.
3) Решение задач.
ПО ТЕМЕ:Исследование конкурентоспособности товаров и фирмы, разработка конкурентной стратегии.
1) Опрос:
А) Конкурентоспособность товара.
Б) Факторы конкурентоспособности организации.
В) Конкурентные преимущества.
2) Обсуждение вопросов:
А) Оценка деятельности фирм-конкурентов.
Б) Методы оценки конкурентоспособности.
В) Выявление конкурентных преимуществ и выбор конкурентной стратегии.
3) Решение задач.
ПО ТЕМЕ: Составление плана производства и организационного плана.
1) Опрос:
А) Производственный цикл.
Б) Производственные мощности.
В) Основные фонды и расчет амортизационных отчислений.
Г) Оборотные средства.
Д) Трудовые ресурсы предприятия.
Е) Смета и калькуляция затрат.
2) Обсуждение вопросов.
А) Подбор и оценка персонала
Б) Методы и формы стимулирования и ответственности персонала.
В) Организация движения производственного процесса.
3) Решение задач.
ПО ТЕМЕ: Финансовый план и оценки эффективности инвестиций.
1) Проверка теоретических знаний:
А) Сущность и роль инвестиций.
Б) Финансово-экономические показатели деятельности компании.
В) Источника финансирования инвестиций.
Г) Инвестиционный проект.
2) Обсуждение вопросов:
А) Особенности проработки финансовых вопросов в проектах бизнес-планов предприятий.
Б) Проблемы привлечения средств.
В) Этапы реализации инвестиционных проектов.
Г) Методики оценки эффективности инвестиционных проектов.
3) Решение задач.
ПО ТЕМЕ: Анализ и оценка рисков в бизнес-планировании.
1) Проверка теоретических знаний:
А) Фактор неопределенности в деятельности компании.
Б) Классификация рисков.
2) Обсуждение вопросов
А) Измерение риска. Вероятность результата. Ожидаемое значение. Принятие решения.
Б) Различные отношения к риску
В) Способы снижения риска
3) Решение задач.
Содержание самостоятельной работы студента:
Самостоятельная работа студентов заключается в повторении лекционного материала и материала учебников, подготовке к практическим занятиям.
Краткие методические указания по выполнению самостоятельной работы:
Самостоятельная работа должна быть основана на современных источниках. Задание должно быть выполнено в соответствии с поставленной задачей, при необходимости требуется представить расчеты. В конце должен быть приведен список использованной литературы. При подготовке работы следует использовать современные источники, включая периодическую литературу. Более подробные рекомендации можно получить на кафедре.
4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература:
1. Борисов Е. Ф. Экономика: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2010.
2. Головань С. И. Бизнес-планирование: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
3. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
Дополнительная литература:
1. Баринов В. А. Бизнес-планирование: учебное пособие. М.: ИН- ФРА-М, 2007.
2. Бронникова Т. С. Маркетинг: теория, методика, практика./Уч. пособие. – М.: Кнорус, 2012.
3. Брусова П. Н., Филатова Т. П. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование./Уч. пособие. – М.: Кнорус, 2013.
4. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. 7-е изд./Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.
5. Деева А.И. Ценообразование./Уч. пособие. – М.: Кнорус, 2013.
6. Инвестиции: Учебник. /По. ред. Подшиваленко Г. А. – М.: Кнорус, 2013.
7. Кукушкин С. Н., Поздняков В. Я., Васильева Е. С. Планирование деятельности на предприятии./Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2012.
8. Мазур И. И., Ольдерогге Н. Г., Шапиро В. Д. Управление проектами: учебное пособие. М.:ОМЕГА-Л, 2007.
9. Парахина В. Н., Максименко А. С., Панасенко С. В. Стратегический менеджмент./Учебник. – М.: Кнорус, 2012.
10. Попов В. М. Бизнес-планирование, 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2009.
11. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник / кол. авторов; под ред. проф. М.Л. Разу. - М.: КНОРУС, 2007.
12. Шевчук Д.А. Бизнес-планирование: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
6. Формы контроля по дисциплине
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|