Крутящие моменты, передаваемые валами, определяются по формуле
Требуемая мощность электродвигателя
Pтр = ,
где P - мощность на валу исполнительного механизма, P = 14 кВт;
η0 – общий КПД привода,
η0 = 0.904
здесь - КПД зубчатой передачи, - КПД одной пары подшипников качения, примем = 0.98 , =0.99.
Тогда Pтр= 15,49 кВт
По требуемой мощности из табл. П.1 [1] выбираем асинхронный электродвигатель 4А200М8 с ближайшей большей стандартной мощностью Pэ=18,5кВт, синхронной частотой вращения nс= 750 мин-1 и скольжением S = 2,3 %.
Частота вращения вала электродвигателя
n1= nс (1 – ) = 732,75 мин-1
Общее передаточное число привода
uo = = 7,6
где n – частота вращения вала исполнительного механизма,
n = 96,41 мин-1;
Передаточное число зубчатой передачи
u’ = 4,026
Округлим u’ до ближайшего стандартного значения (табл. 7.1 [1]). Принимаем u=4 Частоты вращения валов (индекс соответствует номеру вала на схеме привода):
n1= 385,66 мин-1
n2= 96,41 мин-1
Мощности на валах:
P1= 14,87 кВт
P2= 14,28 кВт
Крутящие моменты, передаваемые валами, определяются по формуле
Ti=9550 .
Тогда T1= 368,163 Н*м
T2= 1414,478 Н*м
Консольные нагрузки от муфт в Н предварительно определяют по ГОСТ 16162-85:
на быстроходном валу Fк=0,125 = 2,4 кН
на тихоходном валу для зубчатых редукторов Fк=0,125 = 4,7 кН
где Tб и Tт – крутящие моменты на соответствующих валах, Н·м.
2. Расчет цилиндрической зубчатой передачи
2.1 Выбор материалов зубчатых колес
Материалы выбираем по табл. 4 [1]:
Шестерня
Материал - сталь 45
Термическая обработка - улучшение
Твердость поверхности зуба – 269-302НВ
Колесо
Материал - сталь 45
Термическая обработка - улучшение
Твердость поверхности зуба – 235-262НВ
2.2. Допускаемые контактные напряжения
HPj =
где j=1 для шестерни, j=2 для колеса;
sHlim j - предел контактной выносливости (табл. 2.1 [1]),
sHlim1 = 641МПа
sHlim2= 567МПа
SHj - коэффициент безопасности,
SH1=1,1 SH2=1,1
KHLj - коэффициент долговечности;
KHLj = 1,
здесь NH0j – базовое число циклов при действии контактных напряжений,
NH01= 2,347*107 NH02 =1.682*107
Коэффициент эквивалентности при действии контактных напряжений определим в зависимости от режима нагружения: h = 0,18
Суммарное время работы передачи в часах
th = 365L24KгКсПВ =10302ч.
Суммарное число циклов нагружения
NSj = 60 nj c th,
где с – число зацеплений колеса за один оборот, с = 1;
nj – частота вращения j-го колеса, n1= 385,66 мин-1, n2= 96,41 мин-1;
NS1= 2,384*108 NS2= 5,96*107
Эквивалентное число циклов контактных напряжений, NHE j= h NΣj;
NHE1= 4,291*107 NHE2= 1,073*107
Коэффициенты долговечности
KHL1= 1 KHL2= 1,078
Допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса
sHP1= 582,7 МПа sHP2= 555,6 МПа
Для прямозубых передач sHP=sHP2, для косозубых и шевронных передач
sHP=0.45 (sHP1+sHP2) 1.23 sHP2.
Допускаемые контактные напряжения передачи:
sHP= 555,6 МПа
Допускаемые напряжения изгиба
FPj= ,
где sF lim j - предел выносливости зубьев при изгибе (табл. 4.1 [1]),
sF lim 1 = 499,6 МПа sF lim 2 = 434,3 МПа
SFj - коэффициент безопасности при изгибе, SF1= 1,7 , SF2= 1,7
KFCj - коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки определяется по табл. 7 [1], KFC1= 0,65 , KFC2= 0,65
KFLj - коэффициент долговечности при изгибе:
KFL j= 1.
здесь qj - показатели степени кривой усталости: q1 = 6 , q2 = 6
NF0 – базовое число циклов при изгибе; NF0 = 4•106.
NFEj – эквивалентное число циклов напряжений при изгибе; NFE j= Fj NΣj.
KFL1 = 1 , KFL2 = 1,019
Допускаемые напряжения изгиба:
FP1= 191 МПа
FP2= 169,4 МПа
2.3 Проектный расчет передачи
Межосевое расстояние определяем из условия контактной прочности:
aw = (u + 1) ,
где - коэффициент вида передачи, = 410
KН - коэффициент контактной нагрузки, предварительно примем KН =1.2.
Коэффициент ширины зубчатого венца = 0,5 (ряд на с. 9 [1]).
Расчетное межосевое расстояние aw = 200 мм
Округлим aw до ближайшего большего стандартного значения (табл. 2 [1]). Модуль выберем из диапазона (для непрямозубых передач стандартизован нормальный модуль mn)
m = (0.01…0.02) aw = 1,6
Округлим m до стандартного значения (табл. 1 [1]): m = 2
Суммарное число зубьев
Z = ,
где β1=0° для прямозубых передач, β1=12° для косозубых передач и β1=30° для шевронных передач.
Z = 195,63
Значение Z округлим до ближайшего целого числа Z = 196
Уточним для косозубых и шевронных передач делительный угол наклона зуба
β = arccos =11,4789
Число зубьев шестерни
Z1= = 39
Число зубьев колеса
Z2= Z – Z1= 157
Фактическое передаточное число
uф = = 4,026
Значение uф не должно отличаться от номинального более чем на 2.5 % при u 4.5 и более чем на 4 % при u > 4.5.
u = 100 = 0,65%
Коэффициенты смещения шестерни и колеса: x1= 0 мм x2= 0 мм
Ширинa венца колеса
bw2= = 80 мм
Округлим bw2 до ближайшего числа из ряда на с. 10 [1].
Ширину венца шестерни bw1 примем на 5 мм больше чем bw2:
bw1= 85 мм
Определим диаметры окружностей зубчатых колес, принимая далее для непрямозубых колес m = mn.
Диаметры делительных окружностей прямозубых колес dj = mZj,
то же, для косозубых колес :
d1 = 79,592 мм d2 = 320,408 мм
Диаметры окружностей вершин при x = 0: daj = dj + 2m(1 + xj):
da1 = 83,592 мм da2= 324,408 мм
Диаметры окружностей впадин dfj = dj – 2m(1.25 – xj):
df1 = 74,592 мм df2 = 315,408 мм
Вычислим окружную скорость в зацеплении
V = = 1,61 м/с
Степень точности передачи выбираем по табл. 8 [1] в зависимости от окружной скорости в зацеплении: nст= 8, так как степень точности 9, для закрытых зубчатых передач применять не рекомендуется [1].
2.4 Проверочный расчет передачи
Условие контактной прочности передачи имеет вид .
Контактные напряжения равны
= ,
где Zσ- коэффициент вида передачи, Zσ =
KН - коэффициент контактной нагрузки,
KН = KHα KHβ KНV.
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями
KHα =1+ A (nст – 5) Kw = 1,104
где А = 0.06 для прямозубых и А = 0.15 для косозубых и шевронных передач;
Kw - коэффициент, учитывающий приработку зубьев.
При НВ2 < 350
Kw = 0.002НВ2 + 0.036(V – 9)= 0,231
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса
KHβ =1+ (K – 1) Kw,
где K - коэффициент распределения нагрузки в начальный период работы, определяемый по табл. 9 [1] в зависимости от коэффициента ширины венца по диаметру.
= 0.5 (u + 1)= 1
K = 1,041 KHβ = 1,048
Динамический коэффициент определим по табл. 10 [1]:
KНV=1,032
Окончательно получим
KH=1,096
Расчетные контактные напряжения
σH = 542,6 МПа
Допускается перегрузка по контактным напряжениям не более 5%, рекомендуемая недогрузка до 15%. Расчет перегрузки или недогрузки выполним по формуле
σH =100 = 2,34%
Условия изгибной прочности передачи имеют вид sFj sFPj.
Напряжение изгиба в зубьях шестерни
,
где YF1 - коэффициент формы зуба;
KF - коэффициент нагрузки при изгибе;
Yb - коэффициент, учитывающий влияние угла наклона зуба на его прочность: Yb = 1 - = 0,89
Yε - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев: Yε = = 0,57
Здесь εα – коэффициент торцевого перекрытия, который для нулевых передач приближенно определяют по формуле
εα = [1.88 – 3.2( + )] cos β = 1,74
Для прямозубых передач принимают Yb = Yε = 1.
Напряжение изгиба в зубьях колеса
.
Коэффициенты формы зуба
YFj=3.47 + + 0.092 ,
где ZVj - эквивалентное число зубьев, для прямозубых передач ZVj = Zj, для непрямозубых передач ZVj = .
YF1 = 3,789 YF2 = 3,549
Коэффициент нагрузки при изгибе
KF = KFα KFβ KFV.
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями
KFα = 1,45
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса
KFβ = 0.18 + 0.82K = 1,033
Динамический коэффициент при НВ2 < 350
KFV = 1+ 1.5(KHV – 1)= 1,096
Расчётные напряжения изгиба
sF1= 172,1 МПа
sF2= 171,3 МПа
Допускается перегрузка по напряжениям изгиба не более 5 %, недогрузка не регламентируется.
Условия изгибной прочности передачи выполняются, поскольку sF1 sFP1 и sF2 sFP2.
Силы в зацеплении:
Окружная сила Ft = = 9,251 кН
Радиальная сила Fr = Ft = 3,436 кН
Осевая сила в косозубых передачах Fа = Ft tg = 1,878 кН
3. Расчет клиноременной передачи
Исходные данные
Крутящий момент на ведущем шкиве Т1 = 201,8 Н•м
Частота вращения ведущего шкива n1= 732,8 мин-1
Передаточное число u= 1,9
Относительное скольжение = 0.015
Тип нагрузки - переменная
Число смен работы передачи в течение суток nc= 3
Расчет передачи
1. Выбор ремня
По величине крутящего момента на ведущем шкиве выбираем ремень со следующими параметрами (табл. 1.3) [1]:
тип сечения - C;
площадь поперечного сечения A= 230 мм2;
ширина нейтрального слоя bp= 19 мм;
масса погонного метра ремня qm= 0,3 кг/м.
2. Диаметры шкивов
Диаметр ведущего шкива определим по формуле (1.3) [1]:
d1 = 40 = 234,6 мм
Округлим d1 до ближайшего значения из ряда на с. 77 [1]: d1= 250 мм.
Диаметр ведомого шкива равен:
d2 = u d1 = 467,88 мм
После округления получим: d2= 475 мм.
3. Фактическое передаточное число
uф = = 1,93
4. Предварительное значение межосевого расстояния
= 0.8 (d1 + d2)= 580 мм
5. Длина ремня
L = 2 + 0.5 (d1 + d2) + = 2321 мм
Округлим до ближайшего числа из ряда:
L = 2500 мм.
После выбора L уточняем межосевое расстояние
= 0.25(L – W + )= 1241 мм
где W = 0.5 (d1 + d2)= 1138,8
Y = 2 (d2 – d1)2= 101250
6. Угол обхвата на ведущем шкиве
= – 57. = 160,79о
7. Скорость ремня
V = = 9,59 м/с
8. Окружное усилие равно
Ft = = 1614,4 кН
9. Частота пробегов ремня
= = 3,84 Гц
10. Коэффициент, учитывающий влияние передаточного числа на напряжения изгиба в ремне,
Cu=1.14 – = 1,13
11. Приведенное полезное напряжение для ремней нормального сечения
= – – 0.001V2 = 2,65 МПа
12. Допускаемое полезное напряжение
[ ] = C Cp= 2,05 МПа
где C – коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата,
C = 1– 0.44 ln = 0,95
Cp – коэффициент режима работы.
Cp = Cн – 0.1(nc – 1)= 0,65
Cн – коэффициент нагружения, Cн = 0,85
13. Расчетное число ремней
Z = = 4,51
где Сz - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между ремнями (табл. 3.3) [1], предварительно приняли Сz=0.95.
Расчетное значение Z округлим до ближайшего большего целого числа Z= 5
14. Сила предварительного натяжения одного ремня
S0 = 0.75 + qmV2= 0,42 кН
15. Сила, нагружающая валы передачи,
Fb = 2 S0 Z sin = 4,14 кН
4. Расчет валов
4.1 Расчет быстроходного вала
Расчет выполняется на кручение по пониженным допускаемым напряжениям [ k]= 20 МПа. Ориентировочно определим диаметр вала в опасном сечении по формуле (стр.11 [2]), мм
d= = 46,64 мм
где Т – крутящий момент в опасном сечении вала.
Полученное значение округлим до ближайшего числа из ряда по ГОСТ 6636-69:
d= 55 мм
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|