Сделай Сам Свою Работу на 5

Начало творческого пути. Особенности мировоззрения





Петр Андреевич Вяземский родился в богатой аристократической семье. Его отец, князь Андрей Иванович Вяземский готовил своего сына к серьезной государственной деятельности, поэтому дал мальчику блестящее образование: он обучался в петербургском иезуитском пансионе, при Педагогическом институте, в последствии, после его переезда в Москву для чтения лекций молодому человеку в дом Вяземских приглашались профессора Московского университета. После смерти А.И. Вяземского воспитанием, образованием юноши занимался его близкий родственник известный литератор и историк Н.М. Карамзин. Именно Н.М. Карамзин вводит П.А. Вяземского в круг прогрессивно настроенных литераторов, ратующих за то, чтобы русская литература обрела европейский статус.

Вяземский увлекался идеями французского Просвещения, его кумиром был великий Вольтер. В своем раннем творчестве Вяземский отдал дань «легкой» поэзии. В этот период он активно разрабатывает сатирические жанры, излюбленным из которых был жанр эпиграммы.

Вяземский отличался либерализмом взглядов. События Отечественной войны 1812 года, в которой он принимал участие, только укрепили его представления о необходимости изменений в государственном устройстве. Вместе с группой молодых вольнодумцев Вяземский составил записку императору, в которой отстаивалась мысль о необходимости освобождения крестьян от крепостной зависимости. Реакция последовала незамедлительно: Вяземский был уволен с военной службы и находился в опале почти десять лет. При этом он не разделял тактики декабристов, поэтому не был членом тайного общества. Однако после разгрома декабристского движения, казни пятерых заговорщиков и высылки сотен участников заговора на каторжные работы и в ссылку Вяземский в письме своей жене писал: «для меня Россия теперь опоганена, окровавлена: мне в ней душно, нестерпимо. <…> я не могу, не хочу жить спокойно на лобном месте, на сцене казни!»



В годы опалы Вяземский активно занимается художественным творчеством, пишет критические статьи о современной литературе. Вскоре о Вяземском заговорили как об одном из теоретиков и практиков русского романтизма. Наиболее часто в этот период он обращается к жанру послания, который позволял молодому поэту сочетать, казалось бы, несочетаемое: высокий слог, исполненный поэтических штампов, и намеренно сниженную бытовую, почти разговорную манеру:



Иль, отложив балясы стихотворства

(Ты за себя сам ритор и посол),

Ступай, пирог, к Т<ургеневу> на стол,

Достойный дар дружбы и обжорства!

(Послание к Т<ургеневу> с пирогом)

Среди наиболее известных посланий раннего Вяземского послания к В.А. Жуковскому, Д.В. Давыдову, К.Н. Батюшкову и другим замечательным современникам.

Лучшие журналы России считают за честь поместить на своих страницах сочинения князя Вяземского.

Своеобразие творчества П.А. Вяземского

Важнейшая черта поэзии Вяземского – острое и точное чувство современности, сочетающееся с подлинным энциклопедизмом. Для поэзии Вяземского характерен перевес мысли над чувством, что, по его мнению, искупало погрешности в отделке стиха. Слово в поэзии под­чинялось строго определенному заданию – передать оригинальность логи­ческого мышления.

Поскольку Вяземский был убежденным противником крепостного права и абсолютной монархии, то его творчество пронизывают вольнолюбивые мотивы. Так, в стихотворении «Петербург» (1818 – 1819) поэт, следуя одической традиции М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, воспевает деяния великих русских самодержцев – Петра Великого, Екатерины, Елизаветы Петровны. По мнению Вяземского, император Александр должен вписать в историю России не менее великую страницу: отменить крепостное право, уничтожить рабство, даровать своим подданным гражданские свободы:



С благоговеньем ждет, о царь, твоя страна,

Чтоб счастье давший ей дал и права на счастье.

И тогда «Александров век светилом незакатным/ Торжественно взойдет на русский небосклон».

В стихотворении «Негодование» (1820) Вяземский с возмущением обличает пороки властьимущих, которые в своей погоней за обогащением и удовольствиями не хотят замечать «кровавый пот труда и нищенские слезы». Их не страшит ни земной, ни небесный суд: «Голосом алкающих страстей/ Месть вопиющую вы дерзко заглушили;/ От стрел раскаянья златом щитом честей/ Ожесточенную вы совесть оградили».

Поэт был уверен в том, что единственный выход для России - ограничение абсолютной монархии справедливыми законами, перед которыми должны быть равны все граждане страны.

В стихотворении «Русский бог» (1828) появляются сатирические мотивы: Вяземский с горькой иронией замечает, что удел такой великой страны, как Россия – быть страной, где почести воздаются только глупцам, где восхищаются только иноземным, страной «мучительных дорог», «дворовых без сапог», «горьких лиц и сливок кислых»…

Русский бог в представлениях Вяземского - это

Бог голодных, бог холодных,

Нищих вдоль и поперек,

Бог имений недоходных,

Вот он, вот он русский бог…

Стихотворение «Русский бог» не было разрешено к печати цензурой, однако оно приобрело необыкновенную популярность и широко распространялось в списках.

Вяземский выходил за рамки принятых в литературе той поры жанров. Он обращался к стихотворным путевым очеркам, дорожным хро­никам. Эти жанры привлекали поэта неторопливой манерой описания, характерными разговорными интонациями. Яркими примерами подобных произведений, где Вяземскому удалось достичь сочетания точных описаний быта и заключений, исполненных философского смысла, тонкого лиризма и эпической глубины, острых сатирических замечаний и вольнолюбивых идей, по праву считаются такие стихотворения, как «Станция» (1825), «Коляска» (1826), «Зимние карикатуры» (1828).

Вяземский разочаровывается в возможностях, которые дает участие в государственной деятельности, творчество его становится все более философичным. Одна из основных тем его поэзии связана с выдвижением идеи предпочтения личных чувств отдельного человека чувствам официальным. При этом, по Вяземскому, личные чувства оказываются общезначимыми. В стихотворении «Прощание с халатом» (1817) лирический герой предпочитает погрузиться в свой личный мир, поскольку только там он может обрести покой и гармонию. Но погружение в мир души не означал раз­рыва с реальной жизнью. В стихотворении Вяземского «домашний мир», символом которого выступает халат – подчеркнуто неофициальная, свободная одежда, - противопоставлялся миру шумного света. При этом домашний тихий мир, полный богатого духовного содержания, оказывается гораздо нравственнее мира официального. Только дома человек может быть внутренне свободен:

В гостиной я невольник,

В углу своем я господин.

Вяземский, один из теоретиков русского романтизма, прекрасно осознавал, что важнейшей задачей поэзии является отражение внутреннего мира человека во всем его многообразии. Вяземский стремился к слиянию гражданской и личной тем в по­эзии, к устранению перегородок между ними. В большей степени этого удалось достичь в жанре элегии. Среди наиболее известных элегий поэта - «Уныние», «Негодова­ние», «Первый снег». Пушкин писал об элегиях Вяземского: «…Они пленительны и оживительны – «Первый снег» прелесть; «Уныние» - прелестнее».

В элегии «Первый снег», по собственному признанию Вяземского, была предпринята попытка создания оригинального русского пейзажа. Через пейзажные зарисовки поэт стремился передать своеобразие и уникальность мира России.

В элегии «Уныние» Вяземский размышлял о бренности всего земного: все к чему так стремится человек – счастье, слава, любовь – все проходящее. Бренному миру поэт противопоставил мир души, способной страдать и возвышаемой этим страданием.

Последние годы жизни

Современники называли Вяземского поэтом, который пережил свою славу. Несмотря на то, что Вяземский продолжать писать до последнего дня своей жизни, он фактически не печатал поздних произведений, которые, по его мнению, не могли вызвать ни интереса, ни сочувственного отклика у нового поколения читателей. Вяземский был последним поэтом «пушкинской плеяды», и поэтому особенно остро чувствовал свое одиночество и, вместе с тем, долг, который он должен исполнить по отношению к ушедшим. П.А. Вяземский явился автором уникального произведения - «Записные книжки», в которых он оставил бесценные воспоминания о своих великих современниках. Трагическое ощущение одиночества переполняет его поздние стихотворения:

Все сверстники мои давно уж на покое,

И младшие давно сошли уж на покой;

Зачем же я один несу ярмо земное,

Забытый каторжник на каторге земной…

Князь Петр Андреевич Вяземский умер в Баден-Бадене 86-ти лет, он похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры близ могил Карамзина и Жуковского.

 

ДАВЫДОВ

(1784 – 1839)

Он был поэт в душе; для него жизнь

была поэзиею, а поэзия жизнью.

В.Г. Белинский

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.