Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы рефератов и сообщений





1. Русская крестьянская община как социокультурный феномен.

2. Мир русского средневекового монастыря.

3. Традиции народной трапезы на Руси.

4. Развлечения и досуг в княжеско-боярской среде XIV–XVI вв.

5. Купечество как социальный слой.

Библиографический список

1. Байбурова Р.В. Русские в допетровскую эпоху // Наука и жизнь,

2000. №3.

2. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.

3. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей XVI–XVII столетий. –

М., 1990.

4. История русского искусства. В 3 т. Т. 1. Искусство X – первой

половины XIX века / Отв. ред. М.М. Ракова, И.В. Рязанцев. – М.,

1991.

5. Ковалев Н.И. Рассказы о русской кухне. – М., 1984.

6. Корогодина М.В. «Или мучивал жену напрасно, а не по закону?»

Мир русской женщины в Средние века // Человек. 2003. №6. –

С. 131–140.

7. Мирский М.Б. Медицина в средние века на Руси // Вопросы

философии. 2000. №5. – С. 106–118.

8. Молоховец Е.И. Старая кухня России. – Ростов-на-Дону, 1991.

9. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры

IX–XVII вв. – М., 1984.

10. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники,

увеселения и зрелища. – Л., 1984.

11. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. – М., 1999.



12. Пилипов В. Так ли плох был Домострой? – М., 1991.

13. Романенко Е.В. Повседневная жизнь русского средневекового

монастыря. – М., 2002.

14. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь

и быт XI–XVIII вв. – М., 2001.

15. Рябцев Ю.С. Мир русского средневекового монастыря //

Преподавание истории в школе. 1994. №1.

16. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в

XIV–XVII вв. – М.,1969.

Методические указания

Несмотря на то, что на рубеже XIII–XIV вв. политическое

дробление Руси достигло своего апогея, именно с этого периода

начинают складываться экономические и социально-политические

предпосылки объединения русских земель. В XIV в. начинается

возвышение Москвы, которая при Иване Калите (1325–1340)

превращается в значительный политический и культурный центр. В

течение XV–XVI вв. Москва подчиняет себе другие княжества,

начинает создаваться централизованный аппарат управления

русскими землями. Расскажите о мероприятиях Ивана III и Ивана IV,

направленных на централизацию власти в стране. Каковы их



социокультурные последствия?

Рассмотрите, какую роль в становлении российской

государственности сыграла православная церковь. В чем суть теории

«Москва – Третий Рим» и каково ее значение? Как изменяются

отношения государства и церкви в рассматриваемый период? Почему

в XV–XVI вв. поднимается вопрос о монастырском землевладении? В

чем суть спора иосифлян и нестяжателей, что их объединяло? Почему

в рассматриваемый период распространяются еретические учения?

Какие ереси вам известны?

Важным достижением русской культуры было начало

книгопечатания. Расскажите о деятельности Ивана Федорова. Какие

темы и жанры характерны для литературы XIV–XVI вв.? Объясните,

что представляли собой «Великие Четьи Минеи». Рассмотрите такой

литературный памятник, как «Домострой». Ярким примером

публицистики рассматриваемого периода является переписка Ивана

Грозного и князя Андрея Курбского, которой следует уделить особое

внимание.

Период с конца XIV до начала XVI в. считается «золотым веком»

русской иконописи. Ее расцвет связан с именами Феофана Грека,

Андрея Рублева и Дионисия. Познакомьтесь с творчеством данных

авторов, рассмотрите их основные произведения. Начиная с XV в.

обязательной частью внутреннего убранства каждого храма

становится иконостас. Опишите, что он собой представлял на

примере иконостаса Успенского собора во Владимире.

XIV–XV вв. – время интенсивного строительства в Москве,

которая становится центром объединения русских земель. Расскажите

о творчестве итальянских и русских мастеров, работавших в Москве.



Опишите наиболее значительные сооружения этого периода:

Грановитую палату, Архангельский и Успенский соборы Московский

кремль, храм Василия Блаженного. Покажите, в чем своеобразие

русского искусства рассматриваемого периода.

Контрольные вопросы

1. Что представляла собой система государственного устройства,

сложившаяся в стране при Иване III?

2. В чем суть реформ Избранной рады?

3. Каковы _________причины и последствия опричнины.

Раскройте содержание понятий «сословно-представительная

монархия», «Боярская дума», «Земский собор», «Судебник»,

«приказы», «местничество», «Стоглавый собор».

5. В чем суть теории «Москва – Третий Рим»? Каково ее значение?

6. Как Иосиф Волоцкий обосновывал необходимость сохранения

монастырского землевладения?

7. В чем суть общежитийного устройства монашеского быта?

8. Какие темы и жанры характерны для русской литературы XIV–

XVI вв.?

9. Объясните, что представляли собой «Великие Четьи Минеи»,

«Домострой»?

10. Назовите основные произведения Феофана Грека, Андрея

Рублева и Дионисия.

11. Что представляют собой иконописные типы «Богоматерь

Одигитрия», «Спас на престоле», «Спас в силах», «Спас

Нерукотворный»?

12. Каков порядок расположения икон в иконостасе? Что такое

деисусный чин?

13. Что представляет собой шатровый стиль? Раскройте смысл

понятий «подклет», «четверик», «восьмерик», «шатер»,

«кокошник».

14. Опишите храм Василия Блаженного.

Семинар №4

КУЛЬТУРА РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

1. Влияние петровских преобразований на развитие русской

культуры: секуляризация культуры, распространение научных

знаний, европеизация быта, развитие гражданского строительства.

2. Русское просвещение как просвещение «сверху». Попытка

либерализации общественной жизни. Деятельность

М.В. Ломоносова. «Наказ» Екатерины II: обоснование принципов

абсолютной монархии.

3. Дворянская культура в XVIII веке.

4. Русская скульптура и живопись XVIII в.

5. Барокко и классицизм в архитектуре.

Темы рефератов и сообщений

1. Русский интерьер XVIII века.

2. Придворный этикет в России в XVIII веке.

Библиографический список

1. Андреева Л.А. Секулярное и религиозное в преобразованиях

Петра I // Общественные науки и современность. 2006. №4.

2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII–XIX веков.

– Л., 1977.

3. Емышева Е.М., Мосягина О.В. История этикета. Придворный

этикет в России в XVIII в. // Секретарское дело. 2004. №10.

4. Зотов В.Д. Императрица Екатерина II и ее «Наказ» // Социально-

гуманитарные знания. 2002. №6.

5. Захарова О.Ю. Власть церемониалов и церемониалы власти в

Российской империи XVIII–XX вв.: Коронации, дипломатические

приемы, высочайшие выходы, военные парады, рыцарские

карусели, церемониальные застолья, балы. – М., 2003.

6. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века: Учебник для вузов. –

М.: Высшая школа, 2001.

7. История русского искусства. В 3 т. Т. 1. Искусство X – первой

половины XIX века / Отв. ред. М.М. Ракова, И.В. Рязанцев. – М.,

1991.

8. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре XVIII

– первой половины XX вв. – М., 1995.

9. Коваленко Т.А. Менталитет дворянской культуры XVIII века //

Общественные науки и современность. 1997. №5.

10. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. – М.,

1997.

11. Курочкина И.Н. Формирование и развитие дворянского этикета в

России XVIII века // Общественные науки и современность. 1997.

№5.

13. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции

русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб., 1994.

14. Мадарита И. Россия в эпоху Екатерины Великой. – М., 2002.

15. Марасинова Е.Н. Вольность российского дворянства (Манифест

Петра III и сословное законодательство Екатерины II) //

Отечественная история. 2007. №4.

16. Очерки русской культуры XVIII в. Ч.2. / Гл. ред. Б.А. Рыбаков. –

М., 1987.

17. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. –

Л., 1984.

18. Рябцев Ю.С. История русской культуры: художественная жизнь и

быт XVIII – XIX вв.: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.

19. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России:

первая половина ХVIII века. – Л., 1982.

Методические указания

XVIII век занимает особое место в российской истории. В этот

период Россия становится империей, значительно расширяется ее

территория, складывается централизованная система управления

страной, завершается оформление абсолютной монархии. Важные

изменения происходят и в русской культуре, которой свойственны

дальнейшее обмирщение, развитие личностного начала, преодоление

национальной замкнутости. Настоящий скачок в развитии культуры

происходит в период правления Петра I (1682–1725). Объясните, чем

были вызваны изменения в области экономики и государственного

управления. Какие новые учебные заведения появились в первой

половине XVIII в.? В чем успехи российской науки рассматриваемого

периода? Покажите, в чем заключалась европеизация российского

быта в петровский период: как изменился семейный уклад,

воспитание детей, представления о дворянском досуге и внешнем

виде, характер публичных празднеств. Обратите внимание, что в

архитектуре первой половины XVIII в. преобладает гражданское

строительство, появляется новый тип зданий – административного,

промышленного и культурно-просветительского назначения.

Опишите Петербург как наиболее яркое отражение архитектурных

принципов петровского времени.

Время правления Екатерины II (до начала 1780-х гг.) именуется

в литературе периодом «просвещенного абсолютизма». Раскройте

сущность данного понятия, вспомните, как представляла себе

молодая Екатерина задачи просвещенного монарха и что повлияло на

их осуществление. Назовите основные «просветительские

преобразования» Екатерины II. Объясните, почему не удалось

выработать новое законодательство на основе принципов

Просвещения и сформировать в России третье сословие по образцу

западноевропейских стран. Какие успехи были достигнуты в области

развития науки и образования? Покажите, как изменилось положение

церкви в России в XVIII в.

В XVIII в. дворянская культура приобретает статус

самостоятельного культурного явления. Расскажите о деятельности

Петра I по формированию дворянства как служилого сословия и

развитию дворянского образования. Что представлял собой «Табель о

рангах»? Расскажите о европеизации дворянского быта, внесении

европейских элементов в костюм, жизненное обустройство,

кулинарию. Покажите, как изменилось положение дворян во второй

половине XVIII века. Что представляла собой «Жалованная грамота

дворянству»? Расскажите о закрытых дворянских учебных

заведениях, об образе жизни дворянства, изменении их нравов.

Значительных успехов во второй половине XVIII в. достигли

русская скульптура и живопись. Рассмотрите творчество

Ф.И. Шубина, представлявшего реалистическое направление в

скульптуре, и М.И. Козловского – родоначальника русского

классицизма. Для живописи данного периода характерно

совершенствование портретной живописи, появление таких жанров,

как пейзаж, историческая и жанровая живопись. Познакомьтесь с

творчеством таких выдающихся живописцев, как Ф.С. Рокотов,

Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Господствующим стилем в

архитектурепервой половины и середины XVIII в. было барокко.

Рассмотрите основные его особенности на основе творений

В. Растрелли. Во второй половине XVIII в. на смену барокко пришел

классицизм, выдающимися представителями которого были

В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов. Покажите в чем различия

данных архитектурных стилей.

Контрольные вопросы

1. Как в XVIII в. изменилась система государственного управления?

2. В чем отличие российских промышленных предприятий XVIII в.

от западноевропейских?

3. С чем связан и в чем проявился подъем общего культурного

уровня населения в первой половине XVIII в.?

4. В чем заключалась европеизация российского быта в петровский

период?

5. Какие успехи были достигнуты русской наукой в XVIII в.?

6. Когда были основаны Петербургская Академия наук и Московский

университет? В чем значение этих событий?

7. Какие мероприятия в духе «просвещенного абсолютизма» были

проведены Екатериной II? Почему большинство из них остались

незаконченными?

8. Что вам известно о деятельности Н.И. Новикова и

М.В. Ломоносова?

9. Как изменилось в XVIII в. положение церкви в Российском

государстве?

10. Что представлял собой «Табель о рангах»?

11. Объясните смысл понятий: «Сенат», «Синод», «коллегии»,

«Кунсткамера», «ассамблея», «Просвещение», «просвещенный

абсолютизм», «секуляризация церковного землевладения».

12. Сравните образ жизни столичного и мелкопоместного

дворянства.

13. Перечислите основные особенности русского искусства XVIII в.

(письменно).

Семинар № 5

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.