Сделай Сам Свою Работу на 5

Показатели экономической эффективности инноваций

Показатель Сущность показателя
1. Интегральный эффект (Эинт) Он представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, т.е.с учетом дисконтирования результатов и затрат. Другие названия интегрального эффекта: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект
2. Индекс рентабельности (Jr) Он представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Его другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности. Он тесно связан с интегральным эффектом. Если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности Jr > 1, и наоборот. При Jr > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае (Jr <1) проект неэффективен.В условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться предпочтение тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.
3. Норма рентабельности (Ер) Представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени. Ее другие названия: внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций
4. Период окупаемости (То) Это один из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в практике показателя "срок окупаемости капитальных вложений", он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости

 

23. Понятие бизнес-планирование

Бизнес-план - это план построения вашего бизнеса, и к нему надо отнестись с соответствующим вниманием. Точно так же, как чертеж или расчет, бизнес-план - это размышление перед действием. Именно он позволяет проверить все "за" и "против", прежде чем браться за дело и искать ресурсы. Обращение к бизнес-плану, как правило, происходит тогда, когда компании необходимы перемены и когда для их осуществления не хватает ресурсов компании. Важнейшим фактором, влияющим на судьбу обращения за необходимыми ресурсами и часто определяющим судьбу проекта, является качество предоставляемых материалов.



Ценность бизнес-плана тем не менее не ограничивается необходимостью убедить инвесторов в том, что у предприятия есть достойная поддержки бизнес-идея. Он имеет важное значение и для управленческого персонала фирмы, поскольку точно определяет
содержание целей предприятия, а также время и пути их достижения.
Существуют четыре основные причины составления бизнес-плана.

1. Возможность обнаружить проблемы "на бумаге" до того, как они возникли. Можно спорить с тем, какую из причин составления бизнес-плана поставить на первое место, а какую - на второе или третье.

2. Без бизнес-плана практически невозможно привлечение инвестиций.

3. Бизнес-план - это стандартный документ ознакомления с предприятием и обязательное требование со стороны цивилизованного рынка.

4. Бизнес-план - это инструмент контроля и управления.
Итак, подводя итог отметим, что бизнес-план - это стартовая точка и базис плановой и исполнительской деятельности предприятия, единый источник стратегической информации о нем. Бизнес-план прямо воздействует на все результаты работы предприятия.

 

24. Особенности планирования издержек производства и себестоимости продукции

Различают:

- последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего); - скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.; - жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия); - гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом). В принципе любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования: - общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы); - стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала); - тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.); - оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Основными признаками стратегического планирования являются:

- цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы; - носитель идеи планирования - высший менеджмент; - проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования; - горизонт планирования - долгосрочное; - охват - глобальный, широкий спектр альтернатив; - принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Обычно важнейшие вопросы планирования - рынки сбыта.

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

Отличительными чертами оперативного планирования являются:

- носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмента; - задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного структурирования; - горизонт; - глубина; - диапазон; - основа; - короткие и средние сроки; - детализация планов; - ограниченный спектр альтернатив; - созданный потенциал.

Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.

При планировании решается множество проблем, основные причины которых:

- особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить); - особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей); - проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств); - проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального); - большое число лиц, участвующих в планировании; - ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие); - проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).

 

Пути снижения себестоимости продукции

Можно выделить следующие основные направления снижения себестоимости продукции промышленного предприятия:
1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства. По данной группе также анализируется влияние на себестоимость научно-технических достижений и передового опыта.
2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
3. Изменение объема и структуры продукции может привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. С увеличением объема производства количество условно-постоянных расходов на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.
4. Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.
5. Отраслевые и прочие факторы: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.
Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам.

 

25. Состав затрат, включаемых в плановую себестоимость продукции, работ, услуг.

Себестоимость продукции работ услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

В себестоимость продукции, работ услуг вкл.:

1. затраты, непосредственно связанные с производством продукции(работ, услуг), обусловленные технологией и организации производства, вкл. расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции.

2. Затраты связанные с использованием природного сырья (рекультивация земель, плата за древесину, отпускаемую на корню, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.)

3. Затраты на подготовку и освоение производства.

4. Затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологи и организации производства, а также с улучшение качества продукции.

5. Затраты на рационализацию и изобретательство.

6. Затраты на обслуживание производственного процесса (обеспечение сырьем, материалами, топливом, энергией, техосмотр и ремонт оборудования, содержание помещений и инвентаря, обеспечение противопожарной безопасности и т.д.).

7. Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности.

8. Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.

9. платежи предприятий за добычу природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду.

10. Затраты связанные с управление производством.

11. Затраты на подготовку и переподготовку кадров.

12. Выплаты предусмотренные КЗОТом, за неотработанное время.

13. Обязательные отчисления от всех видов оплаты труда.

14. Отчисления по обязательному медицинскому страхованию.

15. Плата по процентам за ссуды, кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам и ссудам полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств и на приобретение основных средств и нематериальных активов.

16. Отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые фонды.

17. Затраты, связанные со сбытом продукции.

18. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов, включая их индексацию и износ.

19. Налоги сборы платежи, и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядке.


26. Понятие и расчет плановых калькуляций себестоимости продукции.

Калькуляция себестоимости продукции — один из этапов расчета финансового результата деятельности фирмы и один из основных элементов процесса ценообразования на производственном предприятии.

Калькуляции бывают двух видов: предварительные и фактические. В свою очередь предварительные калькуляции, по типу используемых в них данных, делятся на плановые и нормативные калькуляции.

Плановая калькуляция определяет затраты на производство и реализацию продукции, которые могут быть достигнуты в планируемом периоде. Данная калькуляция составляется на основе прогрессивных норм использования ресурсов предприятия. Плановая калькуляция является основой при расчете цены на выпускаемую предприятием продукцию. Плановая калькуляция остается неизменной на тот период на который она создана.

В основе нормативной калькуляция лежат действующие на данный период времени нормы и нормативы. В отличие от плановой, нормативная калькуляция пересчитывается каждый период по мере изменения исходных данных. Нормативная калькуляция применяется для контроля и анализа производственных процессов, исчисления фактической себестоимости продукции, выявления отклонений от действующих норм затрат.

Фактическая калькуляция представляет собой фактическую себестоимость произведенной продукции. Она составляется по данным бухгалтерского учета. В ней отражаются расходы и потери , которые не предусмотрены предварительными калькуляциями. Фактическая калькуляция является важнейшим источником информации для планирования и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Расчет калькуляций проходит по калькуляционным статьям расходов. Типовой перечень калькуляционных статей включает следующие позиции:

Сырье и материалы

Возвратные отходы (вычитаются)

Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций

Топливо и энергия на технологические цели

Заработная плата производственных рабочих

Отчисления на социальные нужды

Расходы на подготовку и освоение производства

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

Общепроизводственные (цеховые) расходы

Общехозяйственные (общезаводские) расходы

Потери от брака

Прочие производственные расходы

Итого производственная себестоимость

Коммерческие расходы

Итого полная себестоимость

Существует два варианта калькулирования себестоимости продукции и учета затрат на производство:

учет затрат по полной себестоимости объекта калькулирования;

учет затрат по неполной производственной себестоимости.

В первом случае прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость отдельных видов продукции, а косвенные распределяются между этими видами продукции в конце отчетного периода пропорционально выбранной базе распределения. Наиболее типичной базой для распределения является:

прямые расходы на оплату труда;

прямые материальные затраты;

сумма прямых затрат;

выручка.

При втором методе учета затрат учитываются все прямые расходы и часть косвенных. Все остальные косвенные расходы не учитываются в себестоимости продукции, они просто уменьшают прибыль предприятия.

 

27. Структура и содержание финансового плана предприятия

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Основные задачи финансового планирования на предприятии:

Ø обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

Ø определять пути эффективного вложения капитала, оценки степени рационального его использования;

Ø выявлять внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономичного использования денежных средств;

Ø устанавливать рациональные финансовые отношения с кредиторами, бюджетом, банками и другими контрагентами;

Ø соблюдать интересы акционеров и других инвесторов;

Ø контролировать финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия.

В практике финансового планирования применяют следующие методы:

· экономического анализа,

· нормативный,

· балансовых расчетов,

· денежных потоков,

· метод многовариантности,

· экономико-математическое моделирование.

· Процесс финансового планирования состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит анализ финансовых показателей за предыдущий период. Для этого используют информацию из основных финансовых отчетов предприятий: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Эти документы имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза.

· На втором этапе происходит составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

· На третъем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

· На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

· Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

· Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

· прогноза отчета о прибылях и убытках;

· прогноза движения денежных средств;

· прогноза бухгалтерского баланса.

28.Методика анализа финансового положения предприятия

Финансовый план предприятия составляется в виде баланса дохо­дов и расходов, а также расчетных форм для определения статей ба­ланса.

Баланс доходов и расходов состоит из следующих разделов:

/ доходы и поступления средств;

/ расходы и отчисления средств;

/ платежи в бюджет;

* ассигнования из бюджета.

В связи с тем, что состав показателей финансового плана может быть по-разному детализирован, форму финансового плана рекомен­дуется согласовывать с финансовыми и налоговыми органами. При этом чем детальнее раскрыты отдельные статьи плана, тем выше достоверность и обоснованность принятых финансовых плановых решений.

Финансовый п Kin составляется на основе:

•/ фактических данных бухгалтерского баланса на первое число планируемого периода, а также за один-два года, предшествующих плановому периоду;

* показателей плана производства и реализации продукции;

» сметы затрат на производство или перечня расходов предпри­ятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;

* смегы затрат на содержание объектов социальной и культурно-бытовой сферы предприятия;

» данных об объемах планируемых инвестиций и капитальных вло­жений;

^ сведений о движении основных фондов и оборотных средств; •/ расчетов отпускных цен; "/ норм амортизационных отчислений; ^ нормативов собственных оборотных средств; » ставок платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды;

S лимитов расходов по отдельным статьям (фирменная одежда, представительские и командировочные расходы, плата за выбросы вредных веществ в окружающую среду);

f результатов анализа выполнения плана за предшествующий пе­риод;

/ условий расчетов с покупателями продукции, поставщиками материальных ресурсов, с банком по кредитам, с бюджетом по на­логам.

Алгоритм составления финансового плана включает следующие этапы:

</ анализ финансового положения предприятия; •/ планирование доходов и поступлений; •S планирование расходов и отчислений;

^ проверку финансового плана (баланс доходов и расходов).

 

29. Источники доходов и поступлений средств предприятия; статьи расходов и отчислений средств предприятия.

По месту возникновения финансовые ресурсы предприятияклассифицируются на:

§ внутренние финансирование;

§ внешнее финансирование.

Внутреннее финансированиепредполагает использование тех финансовых ресурсов, источники которых образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации. Примером таких источников могут служить чистая прибыль, амортизация, кредиторская задолженность, резервы предстоящих расходов и платежей, доходы будущих периодов.

При внешнем финансировании используются денежные средства, поступающие в организацию из внешнего мира. Источниками внешнего финансирования могут быть учредители, граждане, государство, финансово-кредитные организации, нефинансовые организации.

Группировка финансовых ресурсов организаций по источникам их формирования представлена на рисунке ниже.

Финансовые ресурсы организации в отличие от материальных и трудовых отличаются взаимозаменяемостью и подверженностью инфляции и девальвации.

В настоящее время актуальной проблемой для отечественных промышленных предприятий является состояние основных производственных фондов, изношенность которых достигла 70%. При этом речь идет не только о физическом, но и о моральном износе. Назрела необходимость переоснащения российских предприятий новым высокотехнологическим оборудованием. При этом важен выбор источника финансирования указанного переоснащения.

Выделяют следующие источники финансирования:

§ Внутренние источники предприятия (чистая прибыль, амортизационные отчисления, реализация или сдача в аренду неиспользуемых активов).

§ Привлеченные средства (иностранные инвестиции).

§ Заемные средства (кредит, лизинг, векселя).

§ Смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование.

 

 

30. Планирование показателей прибыли и рентабельности

Планирование прибыли – процесс разработки системы мероприятий по обеспечению её формирования в необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития предприятия в плановом периоде.

Методы планирования прибыли и рентабельности:

1. Метод прямого счета (когда по известным формулам рассчитываются показатели прибыли и рентабельности)

2. Нормативным (само предприятие на основе прошлых лет составляет нормативы)

3. CVP (взаимосвязь издержек, объем реализации и прибыль)

4. Метод целевого формирования прибыли ( ставится цель и под нее рассчитывается приблизительная прибыль предприятия).

5. Метод дисконтирования денежных потоков (длительный период разбивают на более короткие)

6. Метод факторного моделирования

Этапы планирования прибыли

1. Анализ формирования прибыли в прошлом периоде

2. Разработка общей политики управления прибылью

3. Разработка частных политик формирование прибыли (ценовая политика, амортизация, налоговая политика)

4. Разработка план.деятельности предприятия

5. Определение показателей ср.нормы прибыли на начало планового периода при нормативном методе планирования прибыли.

6. Выбор метода планирования прибыли

7. Расчет плановых значений прибыли

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.